«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей раннего возраста»
статья по обж (младшая группа)

Мялицина Татьяна Сергеевна

Сообщение из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по теме

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей раннего возраста»

Воспитатель: Мялицина Татьяна Сергеевна

     Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как: повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; интерес ко всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие ощущения опасности. Естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Ребёнок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского учреждения воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.

    Физические возможности двухлетних детей и естественная жажда познания окружающего мира могут очень быстро привести к беде. Дети раннего возраста еще не понимают, что для них безопасно, а что нет. В своих поступках они руководствуются не пониманием того, что нужно, можно и хорошо, а тем, что им хочется, что интересно. Именно поэтому на взрослых возложена большая ответственность, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

     На третьем году жизни дети стремятся быть самостоятельными. Они осознают, что взрослый является организатором совместных действий и помощником. В этом возрасте у детей активно развиваются нравственные чувства, они демонстрируют готовность играть со сверстниками, общаться с ними. Учитывая эти особенности малышей, мы и строим свою работу по организации их безопасной жизнедеятельности и формированию у них собственного опыта безопасного поведения. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Именно через игру мы влияем на формирование навыков безопасного поведения.

    Например, в игровых ситуациях «На день рождении у куклы Кати», «За праздничным столом» учим малышей правильному поведению за столом.  В играх «Накрываем стол для гостей», «Поможем маме помыть посуду» ребята узнают, что посуда может быть пластмассовая, стеклянная. Малыши играют с пластмассовой посудой, потому что она лёгкая, не разобьётся и не поранит малышей. У мамы посуда стеклянная и хрупкая. Маме надо помогать, накрывать на стол или убирать посуду со стола, но осторожно. Все эти навыки мы закрепляем во время игры, разговаривая, общаясь по ходу игровых действий. Учим детей, как правильно сидеть на стуле: спина ребенка, прислоненная к спинке стульчика, обе ножки касаются пола. Помогаем каждому ребенку принять правильную позу во время сидения на стульчике за столом. 

    Игры «Ставим кукле градусник», «Кукла Катя заболела», «У врача», «К нам приехал доктор», «Зайка заболел» и так далее,  формируют у детей элементарные представления о здоровье, правилах личной гигиены. Малыши узнают, как люди заботятся о своём здоровье и здоровье своих детей.

    Как в группе, так и во время прогулки формируем первичные представления о машинах, улице, дороге. Обучение правилам дорожного движения - это жизненная необходимость. В игровых ситуациях «Покатаем куклу Машу на машине», «Собери машинку по частям», «Машина едет по улице» формируем представления детей о транспорте, о частях автомобиля, даем представления детям о важности специальных машин. Игры «Переход», «Красный-зеленый», «Птицы и автомобиль» помогают нам обучать детей различать тротуары и проезжую часть дороги, понимать значение сигналов светофора. Помогают объяснять детям, что нельзя играть на дороге, а переходить дорогу можно только по пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора, держась за руку взрослого.

     Игровые ситуации: «Мы – пожарные», «Тушим домик медвежонка», «Загорелся кошкин дом» помогают нам сформировать у детей элементарные представления об опасных ситуациях при неосторожном обращении с огнем. В ходе игровых действий малыши закрепляют простые, но очень важные правила: нельзя играть со спичками и вообще с огнем; нельзя трогать и включать в сеть электроприборы (плиту, утюг, телевизор); и т.д.

     С первых дней посещения детьми детского сада, знакомя их с групповыми помещениями, территорией, мы объясняем им, что безопасно, а что - нет. Для этого используем многочисленные методы и приемы, в частности: объяснения; напоминания; беседа; рассматривание иллюстраций; игровые ситуации и упражнения; наблюдения; художественное слово (стихи, потешки, приговорки, короткие сказки). Организуя занятия, режимные моменты, досуг детей в течение дня, направляя их поведение, прививаем полезные навыки, учим адекватно воспринимать окружающий мир. При этом главными приемами формирования навыков безопасного поведения у малышей является тренировка и обучение правилам целесообразных действий в процессе всех видов жизнедеятельности.

-  Во время работы с раздаточными материалами на занятиях формируем у детей: не брать предметы в рот; не протягивать предметы к глазам, уху соседа. Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, восприятие мира благодаря всем анализаторам, в том числе вкусовым, во время работы на занятиях по лепке каждый раз напоминаем детям, что брать пластилин в рот не следует.

- Во время игровой деятельности с игрушкой, смотреть под ноги, чтобы не споткнуться; не разбрасывать игрушки, после игры собирать их; класть игрушки после игры в отведенное для них место; не бросать игрушки в детей; делиться игрушками, не отнимать их у других детей; не драться, не толкаться, никого не обижать.

- При подготовке к музыкальным или спортивным занятиям напоминаем ребятам о правильном и безопасном переходе по лестниц: держатся за перила, не толкать друг друга.

- В туалетной комнате напоминаем детям о правилах обращения с унитазом ( горшком): не подкладывать пальцы под горшок (накладку на унитаз); не подниматься вместе с горшком.

- В умывальной комнате, во время мытья рук, напоминаем детям правила пользования мылом, водой: не брать мыло в рот; не разбрызгивать воду, потому что можно поскользнуться и упасть.

- Когда дети готовятся ко сну, напоминаем правила поведения в спальной комнате: не становиться в постели в полный рост; не прыгать в постели.

- В раздевалке малышам напоминаем правила обращения с дверцами шкафчика.

- Во время прогулки закрепляем у детей такие правила поведения: не брать в рот песок, землю, траву, листья; не протягивать к глазам ветви дерева, палочки; не обсыпать песком других детей. В зимний период напоминаем детям, что нельзя: брать в рот снег, есть его; лизать сосульки; подходить к крыше, с которой свисают сосульки. Встречая на  прогулочной площадке собаку, подводим детей к пониманию того, что контакты с животными могут быть опасными. Поэтому обращаться с ними следует осмотрительно: не подходить близко к животным, не делать резких движений, потому что они могут укусить или поцарапать; не гладить и не брать на руки бездомных животных, потому что они могут переносить различные инфекционные заболевания; не злить животных, не раздражать их, не причинять им боли.

     В деле решения вопроса по формированию основ безопасного поведения не последнюю роль играют родители, которые должны быть примером и эталоном для малыша. Практика показывает, что приобретение опыта безопасного поведения и закрепления представлений о здоровом образе жизни у малышей являются значительно более эффективными при условии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Для того чтобы достичь положительных результатов в образовательном процессе с детьми в данном направлении мы привлекаем внимание родителей, предоставляя им конкретные рекомендации относительно того, как лучше заниматься безопасностью жизнедеятельности их детей. С этой целью в приемной комнате детского сада имеется уголок по основам безопасного поведения, в котором представлена вся необходимая информация актуальная на данный момент: Консультации и памятки: «Безопасность ребёнка дома», «Расскажите детям о пожарной безопасности», «Опасные предметы дома», «Как эффективно обеспечить безопасность дошкольника?», «Опасность на улице»,«Что нельзя приносить в детский сад», «Пристегни самое дорогое» и т.п.

      Таким образом, важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Используя правила безопасного поведения в группе детского сада с детьми в режимных моментах, требуя выполнения их дома и на улице – мы более продуктивно сможем донести до детей, а значит, и обогатить их жизненный опыт по данной проблеме. Кроме того, родители почувствуют себя более компетентными в воспитании ребенка, в формировании у малыша навыков охраны личного здоровья.

Источник информации:

1.https://blog.dohcolonoc.ru/entry/konsultatsii/formirovanie-osnov-bezopasnosti-v-gruppe-rannego-vozrasta.html

2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2 – 7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  СОСТАВЛЕНА ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ. В НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ.ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОГРАММОЙ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЕДАГОГИ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ-СЛЕДУЕТ УПРОСТИТЬ МЕРО...

Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (обучение детей правилам дорожного движения)

Работа педагога по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыками правильного поведения на улицах города, во дворах и в городском транспорте....

Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста ( обучение детей правилам дорожного движения ).

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. ...

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5 - 7 лет «Азбука безопасности»

Участившиеся в последнее время трагические ситуации травматизма детей в быту, в лесу, на улицах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической подготовки детей к встрече с р...

Картотека "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей раннего дошкольного возраста"

Беседы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей раннего дошкольного возраста"...