"Знакомство с профессией пожарного" в подготовительной группе детского сада
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Бовчалюк Елена Николаевна

Занятие по противопожарной безопасности для старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка занятия55.28 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ ПОЖАРНОГО»

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории        Бовчалюк Елена Николаевна                                                                                  МДОУ «Детский сад №97»


               «Знакомство с профессией пожарного»

Цель: Знакомство с детей с профессией пожарного. Воспитание уважения к труду взрослых, желание выбрать профессию.
Задачи:
Образовательные.
Конкретизировать знания детей о профессии пожарного, значимости их труда для других людей.
Познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Дать детям четкий алгоритм действий в чрезвычайной ситуации.
Развивающие.
Развивать умение реально оценивать возможную опасность.
Учить устанавливать причинно-следственные связи, стимулировать развитие речи.
Обогатить словарный запас.
Воспитательные.
Воспитывать в детях чувство уважения к труду пожарных, желание выбрать профессию.
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Воспитывать внимательность к окружающим людям, умение сопереживать, вовремя оказать помощь.

Предварительная работа.
1. Знакомство с детской литературой о труде взрослых, о профессии пожарного.
2. Беседа с детьми о профессиях.
3. Составление картотеки загадок и стихов о профессии пожарного.
4. Дидактические игры:
  «Кому что нужно для работы»
  «Найди причину (потому что…)»
  «Разрешается-запрещается»
  «Выбери пожароопасные предметы»
 
5. Чтение художественной литературы:
   Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»
   В. Житков «В дыму»
   С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
                           «Кошкин дом»
                           «Пожар»
6. Подбор атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Пожарные»
7. Оформление совместно с родителями альбома «Все работы хороши»


Планируемый результат.
1. У детей повышается уровень знаний о профессии пожарного и правилах пожарной безопасности.
2. Формирование навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения.

Оборудование:
Слайды на электронном носителе.
Карточки красного и зеленого цвета на каждого ребенка.
Карточки с изображением различных предметов, в том числе пожароопасных.

Ход занятия.

- Ребята, я сегодня хочу рассказать вам историю, которая произошла совсем недавно. Возвращаясь с работы, я вдруг услышала звук сирены. Резкие звуки сирены становились все громче и ближе. На проезжей части дороги стали тормозить и прижиматься к обочине машины. Остановились прохожие, прислушиваясь к звукам сирены. Остановилась и я, чувствуя необъяснимую тревогу. Все мы знаем, если звучит сирена, это означает, что кто-то очень спешит. И не просто спешит, а
пытается кому-то помочь.
- Скажите, в каких случаях включают сирену?
Ответы детей 
(Когда спешит машина скорой помощи. Когда едут на вызов пожарные или полиция…)
- Да, ребята, в данном случае это была пожарная машина. Огромная, ярко-красного цвета, с белой полосой, с синими сигнальными огнями. Машина мчалась на большой скорости. Вы уже догадались, куда спешили пожарные?
Ответы детей
(Возможно, на пожар…Где-то горит трава…Появилось задымление…)
- Пожары представляют большую опасность жизни и здоровью людей и животных, причиняют большой материальный ущерб. Пожары часто происходят из-за несоблюдения правил пожарной безопасности. Давайте вместе подумаем, почему же случаются пожары.
Ответы детей
(Мальчики играли со спичками. Мама забыла выключить утюг…и т.д.)
- Я предлагаю вам посмотреть слайды.
 



Слайд 1 «Не играй с огнем»
- Спички- нужная, но и очень опасная вещь. Нельзя играть со спичками, разжигать огонь, т.к. может случиться пожар, а это уже беда. Помните поговорку «Маленькая спичка сжигает большой лес».
 

Слайд 2 «Нельзя оставлять без присмотра включенные газовые    и электрические плиты!»
- Газовые плиты опасны, т.к. при неосторожном обращении газ может взорваться и это станет причиной пожара в доме. Электрическая плита может перегреться. Кроме того, если на плите готовиться пища, то без присмотра она может пригореть, вылиться на плиту, что тоже приводит к пожару.

Слайд 3 «Нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы»
- При неправильном использовании электроприборы могут взорваться или загореться, что вызовет пожар в доме. Особенно пожароопасны утюги и обогреватели. Поэтому никогда нельзя оставлять их включенными без присмотра.

Слайд 4 «Не играй с розетками!»
- Все электроприборы включаются в розетку, а по проводам к ней идет электрический ток. Он- наш помощник. Ведь если его не будет, то мы не сможем смотреть телевизор, включать пылесос, гладить бельё. Но электрический ток может быть опасным и даже вызвать пожар. Поэтому играть с розетками нельзя.

Слайд 5 «Причины пожара»

- Пожар - настоящая беда.  
Если дым валит клубами,
Пламя вьется языками,
И огонь везде и жар,
Это бедствие …(пожар).

- Давайте еще раз вспомним причины, которые могут привести к пожару.
1. Не играть со спичками.
2. Самостоятельно не включать газовую или электрическую плиту, не сушить над ней одежду.
3. Без взрослых не включать в сеть электроприборы (телевизор, утюг, обогреватель и т.д.)
4. Не играть с розетками, не засовывать в них разные предметы.


- Ребята, если пожар все же возник, то необходимо не паниковать, успокоиться и вызвать пожарных. Кто из вас знает номер, по которому нужно звонить в случае пожара?
Ответы детей (01 или 112)



Слайд 6 «Если начался пожар»
Дым и огонь не к добру- так и знай,
Взрослых на помощь скорей призывай.
И в «01» поскорее звони:
«Срочно пожарных!» - Помогут они!
- Сегодня я хочу поговорить с вами о пожарных, познакомить вас с профессией пожарного.

О тех сегодня будем говорить,
Кто людей спасает
И по зову на пожар
Первым приезжает.
Пламя злое потушить-
Это их забота.
Жар бесстрашно погасить-
Это их работа.
Эти люди лучше всех!
Сильные и смелые.
Не боятся ничего.
Мастера умелые!

- А сейчас предлагаю совершить небольшое путешествие в прошлое.
Это сейчас о пожаре мы сообщаем по телефону, по рации. А вот раньше…
- В давние времена постоянных пожарных не было. Если случался пожар, с огнем боролись все жители улицы. Они выстраивались цепочкой от горящего дома до реки (пруда) или колодца и передавали ведра с водой из рук в руки, пока вода не доходила до тех, кто заливал пламя.
Позже для борьбы с огнём придумали ручные насосы, чтобы качать воду по шлангам.
Постепенно росли села и города, обойти их становилось всё труднее. И тогда жители придумали и построили специальные вышки, которые назвали «пожарной каланчой». На вышке круглосуточно дежурил дозорный, и если он видел место пожара, то подавал сигнал тревоги, звоня в колокол (телефонов ведь тогда не было).

По сигналу колокола выезжала специальная пожарная команда. Пожарные ехали на лошадях и везли с собой всего лишь 2 бочки воды. Да и ехали пожарные на лошадях очень медленно. А дома были деревянные, и горели очень быстро. Пожарные, по сути, не тушили пожар, а только не давали огню перейти на другие постройки.
- Около 200 лет тому назад появилась пожарная служба. Сейчас это современное подразделение, оборудованное специальной техникой и средствами связи. В пожарной части всегда примут ваш звонок по номеру «01» или «112». Звонок, кстати, бесплатный. Диспетчер запишет адрес и возможную причину возгорания, передаст информацию начальнику пожарного расчета, и к месту пожара немедленно будет направлена пожарная машина, оборудованная специальными средствами тушения.

В пожарной машине обязательно есть рация. Машина оборудована складной лестницей, большими огнетушителями, длинными шлангами- рукавами. Через пожарные рукава вода подаётся очень сильной струёй.
 
Помните!
* В случае пожара нужно чётко сообщить в пожарную часть или взрослым название улицы, номер дома, этаж, номер квартиры.
* Нужно чётко объяснить, кто звонит, назвать номер своего телефона.
* Нужно объяснить, что горит: квартира, чердак, подвал, коридор или что-то другое.
* Если невозможно позвонить или выйти из квартиры или дома, то можно кричать в окно «Пожар!», привлекать внимание прохожих и соседей. Окно или балкон открывать не надо.
* Самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: «Не поддаваться панике!»

- А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка «Пожарные»

Победит огонь коварный,
Тот, кого зовут …(пожарный).                   Дети отвечают.
На машине ярко-красной                            Ходьба на месте.
Мчимся мы вперед.                                     Имитация управления автомобилем.

Труд тяжелый и опасный
Нас пожарных, ждет.
Вой пронзительной сирены                       Вращение кистями рук над головой.
Может оглушить.                                        Приседание, закрыв руками уши.


Будем и водой, и пеной                              Имитация тушения огня из
Мы пожар тушить.                                      пожарного шланга.
И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь.                                   Ходьба на месте.
С пламенем бороться будем,
Мы и день, и ночь!                                        
-Ребята, многие из вас видели пожарных, когда они приезжали к нам в детский сад на пожарной машине. Давайте вспомним, как экипированы пожарные. Что они носят на службе?
Ответы детей
(Пожарные носят каску и специальную одежду…)

- Пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и едкого дыма. Куртка и штаны сшиты из толстого и прочного брезента. На голову обычно надевают пожарный шлем или каску. Очень часто пожарным приходится пользоваться маской-противогазом. На ногах у пожарных удобные и прочные сапоги, а руки защищают краги или специальные рукавицы.
Одежда должна плотно облегать тело и сверху фиксироваться ремнём. И это боевое снаряжение пожарный должен надеть за 18 секунд.

- Ребята, кто из вас хотел бы стать пожарным? Почему?
Ответы детей 
(Я хотел бы стать пожарным, чтобы помогать людям при пожаре … и т.д.)
- Профессия пожарного очень трудная и опасная. Пожарные ежедневно рискуют своей жизнью, спасая людей и животных от огня. Весной и летом пожарные выезжают на тушение травы и лесов. Часто пожарные помогают людям в автокатастрофах, когда при столкновении горят машины или автобусы. Иногда пожарные спасают людей с верхних этажей зданий, если нет других возможностей для выхода. И даже снимают кошек с деревьев, как и сотрудники МЧС.
Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но ещё и их предупреждением, ведут большую просветительскую работу с детьми и взрослыми. Мы встречаемся с ними на мероприятиях по ознакомлению с правилами пожарной безопасности.
Пожарные осматривают больницы, школы, детские сады, чтобы обеспечить безопасность людей. Без разрешения пожарных, без их тщательного осмотра не вводится в эксплуатацию ни один дом.
- У меня вопрос к ребятам, которые хотели бы стать пожарными. Вы ещё не передумали? Профессия пожарного сложная.
- Ребята, какими же качествами должен обладать пожарный? Какой он, современный пожарный?

Дидактическая игра «Скажи, какой…»

Дети по очереди называют качества пожарного. Воспитатель помогает раскрыть это качество, подробнее рассказать о нём.
Пожарный должен быть:
- смелым (чтобы не бояться войти в горящий дом)
- сильным (чтобы помочь вынести человека из огня)
- ловким (чтобы быстро взбираться по лестнице)
- здоровым (только здоровый человек может работать пожарным)
- дисциплинированным (чтобы не опаздывать; чтобы чётко выполнять приказы командира)
- отважным (потому что сложно войти в горящее здание)
- добрым (чтобы помогать попавшим в беду людям и животным)
- внимательным (чтобы замечать опасности)
- уметь оказывать медицинскую помощь (потому что нельзя терять время в ожидании приезда скорой помощи)

-А теперь ребятки, отгадайте-ка загадки!
Слайд 7 «Загадки с отгадками в картинках» (см. приложение) 

- Какие вы, молодцы, все загадки отгадали!

- Ребята, давайте с вами поиграем.

Дидактическая игра «Разрешается-запрещается»

Правила игры. У детей в руках сигнальные карточки зеленого (разрешается) и красного (запрещается) цветов. Воспитатель называет действие при пожаре, а дети поднимают карточку определенного цвета:
- в случае пожара вызывать пожарных по телефону «01» или «112»;
- бросать горящие спички;
- кричать и звать на помощь взрослых;
- оставаться в помещении, где начался пожар;
- открывать окна и двери во время пожара;
-закрывать рот, нос, голову мокрым полотенцем;
- прятаться в угол, шкаф, под кровать;
- оставлять без присмотра включённые электроприборы;
- двигаться ползком или пригнувшись к выходу;
- заливать горящие электроприборы водой;
- не бояться пожарных и слушаться их во всем;
- обращаться к соседям за помощью;
- включать газ, свет, электроприборы;
- спускаться на лифте;
- засовывать предметы в розетку.


Дидактическая игра «Выбери карточки, на которых изображены пожароопасные предметы»

Детям предлагаются карточки с различными предметами, среди которых карточки с изображением спичек, зажигалок, свечей, лампочек, бенгальских огней.
- Молодцы, ребята, запомнили правила пожарной безопасности.

- Профессия пожарного требует большого мужества, а иногда и готовности к подвигу. Людей, особо отличившихся на пожаре, награждают медалью «За отвагу на пожаре». К сожалению, многие пожарные погибли в огне, выполняя свой долг, спасая других людей. Поэтому мы должны помнить и соблюдать правила пожарной безопасности. Этим мы помогаем себе сохранить здоровье и жизнь и облегчаем нелегкую работу пожарных.

- Для вас у меня есть подарки. Раздать детям раскраски по пожарной тематике.


                       

                                         Список использованной литературы

1. Антонова М.В., «Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет «Знакомство с профессиями».
2. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю., «Трудовое воспитание в детском саду», М., 2006
3. Голицына Н.С., «Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа» -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016

4. Шорыгина Т.А., «Осторожные сказки. Безопасность для малышей»

-М.: Прометей: «Издательство Книголюб», 2002

5. «1000 загадок» - Ярославль: Академия Холдинг,2002

6. Интернет- ресурсы: www.nsportal.ru , www.maam.ru , www.yandex.ru/images



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД для подготовительной группы детского сада «Знакомство детей с профессиями взрослых-работники почты. Экскурсия на почту»

Конспект занятия, посвященный знакомству детей с работой сотрудников почты, порядком отправки писем...

Конспект ООД для подготовительной группы детского сада «Знакомство детей с профессиями взрослых - пожарный. Экскурсия в пожарную часть»

Дети знакомятся с профессией пожарного, отправляются на экскурсию в пожарную часть, знакомятся с пожарными и другими сотрудниками пожарной части, распорядком рабочего дня, изучают оборудование, смотря...

Конспект ООД для подготовительной группы детского сада «Знакомство детей с одеждой»

Дети отправляются в магазин за покупкой наряда для Снегурочки. При этом дети учатся: - различать предметы одежды в зависимости от пола и возраста, по способу ношения, по назначению, по сезону.- н...

Знакомство с числом и цифрой в подготовительной группе детского сада.

Планирование по ознакомлению с составом числа из двух меньших чисел....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему:«Знакомство с профессией медицинской сестры в детском саду»

Цель: познакомить с профессией медицинской сестры в детском саду. Задачи:Формировать у детей представления о труде врача, медицинской сестры; познакомить с медицинским кабинетом, его оборудование...

Презентация на тему «Профессии» для подготовительной группы детского сада для детей с ТНР

Данная презентация представляет собой итог работы над лексической темой "Профессии" в подготовительной группе для детей с ТНР. Педагог представляет ее детям для ознакомления в конце недели н...