Творческий отчет на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с ПДД»
проект по обж

Лунёва Тамара Марковна

Одной из актуальных тем сегодняшнего времени является воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими Правил Дорожного Движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_luneva.docx64.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

.  

Творческий отчет

на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с ПДД»

Составитель: Лунева Т.М.

                                                                                воспитатель

г. Советский,  2020 г.

Оглавление

Введение………………………………………. ……………………………3 стр.

Актуальность …………………………………………………………...….3-4 стр.

Проблема……………………………………………………………………..4 стр.

Цель, задачи, новизна………………………………………………………..4 стр.

Описание опыта работы по методической теме ………………………5-6 стр.

Диагностический материал, отражающий результативность педагогической работы ……………………………………………………………………    6 стр.

Перспективы дальнейшей педагогической деятельности …….………….7 стр.

Список литературы …………………………………………………………8 стр.

Приложение …………………………………………………………….9-26 стр.

«Необходимо увеличение количества часов, посвященных основам безопасного поведения на улицах и дорогах в имеющихся учебных программах в школах и дошкольных учреждениях»

 А.В. Сироткин.  

Введение:

« Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

     Одной, из приоритетных и важных для человечества потребностей является: обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Это находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Сочинского, и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др

      Ответственность за соблюдение правил дорожного движения необходимо воспитывать в детях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска. Самое главное – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.

Актуальность

Поэтому одной из актуальных тем сегодняшнего времени является воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими Правил Дорожного Движения.

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.

     Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

    Из наблюдения во время игры и анкетирования родителей, я провела диагностику знаний детей по правилам дорожного движения, и выявила, что знания находятся на низком уровне. Дети не знают правила, не применяют их на практике. Это послужило мне основанием для выбора данной темы по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с ПДД».

Проблема состоит в том, в настоящее время отмечается рост детского травматизма в связи с несформированными навыками безопасной жизнедеятельности. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия в детском саду и семье, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения на дороге.

Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.

Задачи:

  • Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
  • Обогащение предметно-развивающей среды группы в целях развития безопасного поведения на дорогах;
  • Активизировать работу педагогов и родителей воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, посредством включения родителей воспитанников в образовательную деятельность.

Предполагаемый результат:

  • Умение ориентироваться в пространстве;
  • Создания условий для ознакомления детей с ПДД;
  • Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Новизна: состоит в том, что если давать детям знания о правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении, сократив, таким образом, число дорожно-транспортных происшествий.

Свою работу по теме самообразования я начала с 2019 года. Работая на средней группе, я пришла к выводу, что у детей плохо развиты знания о правилах дорожного движения и в связи с этим возникают проблемы с развитием окружающего мира и представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни. В ходе наблюдения за детьми я отметила, что уровень развития понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них находится далеко не на высоком уровне.

Выстроила работу:

      Изучила по данной теме литературу: Артамонова Е.Г, Болелова А.Г, Сероштанова Н.В. «Методические рекомендации по организации работы с родителями дошкольников в части обучения безопасного участию в дорожном движении», Гарнышева Т. П. «Как научить детей ПДД», Скоролуповой  О.А. «Правила и безопасность дорожного движения». и т.д, из которой я узнала, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. 

       На основе изученного составила перспективный план по работе с детьми реализую во второй половине дня, в режимных моментах, в совместной деятельности.

       Свою работу начала с организации и обогащения предметно развивающей среды, созданию центр безопасности, макеты улиц города, дорог; наборы транспорта; дорожные знаки; светофоры; картотеки бесед, дидактических и подвижных игр; атрибуты для сюжетно-ролевых игр.  

           

Методы и приемы работы с детьми по формированию безопасного поведения на дорогах:

Наглядный                  Словесный                    Игровой                    Практический

       Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький). В изучении ПДД особенно важным является приобретение детьми в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

       Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме.  Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком.

Формы работы с детьми

    В процессе обучения ПДД значительное место отводится практическим формам обучения. Целевые прогулки, тематические экскурсии, наблюдения, во время которых дети изучают и закрепляют правила для пешеходов. Для того чтобы, целевые прогулки стали более безопасными, я использую   моделирование (перенос знаний в жизненную ситуацию).

В своей практике я активно использую компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

В течении года была проведена работа:

  1. Беседы: «Опасные ситуации на улице и дороге», «Машины на нашей улице», «Для чего нужна дорога?», «Где можно играть на улице», «Кто такие пешеходы и пассажиры?», «Правила перехода улиц и дорог».
  2. Показ презентаций, мультфильмов: «Дорожные знаки», «Из каких частей состоит дорога», «Виды транспорта»; обучающих мультфильмов «Дорожная азбука тетушки Совы», «Смешарики. Правила дорожного поведения» и др.
  3. Чтение художественных произведений : В. Головко «Правила движения», И. Гурина «Малышкин светофор», «Непослушный пешеход», В. Сутеев «Капризная кошка»; С.Михалков «Моя улица», «Светофор», «Если свет зажегся красный…»);
  4. Сюжетно-ролевые игры: «Водитель и пешеход», «По дороге в детский сад», «Автобус», «Пешеход на улице» и др.
  5. Подвижные игры: «Шофер»,  «Найди свой цвет» и др.
  6. Дидактические игры: «Собери автомобиль», «Дорожные знаки», «Угадай какой знак», «Найди нужный знак»
  7. Практическая часть:  аппликация «Дорожные знаки», «транспорт», «дорога»
  8. Наблюдения за транспортом, за проезжей часть.

Работа с родителями.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

В работе с родителями использую различные формы:

  1. Анкетирование «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения».
  2. Консультации и памятки «Дети и дорога», «Безопасность детей – забота взрослых!», «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» и т.д
  3. Информация на стенде, папки-передвижки, памятки пополняются ежеквартально.

Для пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе с помощью родителей были изготовлены: Щит пожарной безопасности, стенд «Безопасность в быту», макеты квартир, форма для сюжетно-ролевых игр, Книги-малышки «Азбука безопасности».

Диагностический материал, отражающий результативностью педагогической работы.

В начале и в конце учебного года проводила педагогическую диагностику. Диагностическое изучение уровня развития знаний по безопасному поведению на дорогах у детей 4-5 лет проводилось мною при помощи:

  1. Опросник для определения уровня знаний дошкольников по основам безопасности дорожного движения (Автор: Н.И. Клочанов) (Приложение 1)
  2. Диагностика знаний по ПДД       (Автор:Замалеева А.И.)
  3. Проверка знаний о видах транспорта (приложение 2).

Средняя группа

Результат работы. Диагностика на конец года средней группы показала эффективность работы по формирование безопасного поведения у детей. Наиболее эффективными являются: дидактические игры, рассматривание иллюстрации и беседы по ним, чтение специально подобранной литературы, индивидуальная работа и взаимодействие с родителями воспитанников. Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приёмов, учёт возрастных особенностей, партнёрские отношения с родителями дают положительные результаты. Дети стали больше знать о правилах поведения на улицу.  Хочется надеяться, что работа в данном направлении принесёт в будущем хорошие плоды, и знания, полученные детьми, помогут им избежать неприятностей на дороге.     Жизнь интересна и замечательна. Однако на свете существует множество опасностей, которые угрожают нашей жизни. Поэтому надо уметь предвидеть эти опасности.

Итог работы за 1 года:

  1. По диагностике прослеживается положительная динамика.
  2. Изготовлена игра про безопасность .
  3. С родителями проведено:
  • Консультации.
  1. Оснащена развивающая среда в группе.

Перспектива на будущее:

1. Продолжить работу по теме в старшей и подготовительной группе.

2. Составить сборник материалов - пособие, которое бы включило в себя теоретический и практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения на дорогах.

3. Разработать активные формы взаимодействия с родителям (развлечение).

4. Пригласить в группу инспектора ПДД.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Минобр. РФ 2016 г.

  1. Ф. С. Майорова  « Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий 2003», 2005

  1. Борисова Л.В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л.В Борисова..- Наб.Челны,2006

  1. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста  Сост.Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Фетодова.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина.- М.: ТЦ Сфера, 2006. -64с. – (вместе с детьми).

Приложение 1

Опросник для определения уровня знаний дошкольников по основам безопасности дорожного движения (Автор: Н.И. Клочанов)

1. Что такое дорога?

2. Где расположен тротуар? Почему люди могут ходить только по  тротуару? 3. Где люди должны переходить дорогу?

 4. Когда можно переходить дорогу?

5. Какие сигналы есть у светофора? Что они обозначают?

 6. Почему нельзя играть на дороге?

7. Какие виды транспорта вы знаете?

 Приложение 2

Проверка знаний о видах транспорта

Вопросы к детям по картине:

Назови транспортные средства, которые здесь изображены. Какие бывают автомобили? (грузовые и легковые)

Покажи грузовые автомобили? Покажи легковые автомобили?

 Зачем нужны автобусы и троллейбусы? (чтобы перевозить людей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»

Статья посвящена формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения, раскрыта система работы с детьми, родит...

Инновационный педагогический опыт по проблеме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах через ознакомление с правилами дорожного движения"

В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс ...

Инновационный педагогический опыт по проблеме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах через ознакомление с правилами дорожного движения"

•В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс...

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения» Обеспечение безопасности детей на дороге ос...

Выступление на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Выступление на тему:«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»....

Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Опыт работы  по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»....

Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»

Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»...