Инновационный педагогический опыт по проблеме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах через ознакомление с правилами дорожного движения"
методическая разработка по теме

Муромцева Валентина Александровна

В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс знаний, который воспитатель старается донести до детей, ведь от этого зависит их безопасность на дороге. Именно это послужило поводом углубленной работы педагога по выбранному направлению. Становится очевидным, что обучение правилам дорожного движения в детском саду - это жизненная необходимость. У детей  отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что - то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями на улицах . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт

воспитателя Муромцевой В.А.

по проблеме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах  через ознакомление с правилами  дорожного движения"

   В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс знаний, который воспитатель старается донести до детей, ведь от этого зависит их безопасность на дороге. Именно это послужило поводом углубленной работы педагога по выбранному направлению. Становится очевидным, что обучение правилам дорожного движения в детском саду - это жизненная необходимость. У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что - то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями на улицах города.

    Педагогической идеей работы является создание новой, более эффективной модели формирования  у детей навыков безопасного поведения на улицах.

     Задачи:

1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.

2. Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. (Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов).

3. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

4. Воспитывать дисциплинированность, культуру поведения, сознательное выполнение правил дорожного движения.

 Решение данных задач возможно в процессе реализации образовательной области «Безопасность», а так же в процессе интеграции образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» (детям дается представление о различных видах транспорта через рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов), «Труд» (дети изготовляют атрибуты для игр (машины, жезлы, флажки и т.д.), «Познание» (в организованной образовательной деятельности детям дается понятие «левая, правая сторона», т.е. ориентировку в пространстве; привлечение детей к составлению планов, схем участка, дороги), «Здоровье», «Физическая культура» (у детей развивается координация движений и ориентировка в пространстве), «Художественное творчество» (ребята учатся рисовать, лепить, изображать в аппликации различные виды транспорта), «Музыка» (дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука»).

     Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения»:

1. Ребёнок – пешеход

2. Ребёнок – пассажир

3. Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, роликовых коньков и др.)

     Работу по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на улицах провожу планово, систематически, постоянно. Она не выноситься в самостоятельный раздел, а входит

 логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

     Новизна опыта  состоит в использовании современных методов работы с дошкольниками через интеграцию образовательных областей: обучающие мультфильмы ("Уроки тетушки Совы"), моделирование дорожных ситуаций, предвидение  опасности, практические игры - тренинги ("Паровозики и машины", "Летит, плывет, едет", "Наша улица", "Угадай знак" и др.), творческие задания (Например: воспитатель предлагает детям карандашом начертить линию, воображая при этом, что ребенок едет на автомобиле по извилистой дороге. При этом просит детей рассказывать, что они видят вокруг).

     Принципы реализации:  

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия "дети - дорожная среда". Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия (дорожно - транспортного происшествия). Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

     Мною разработаны конспекты интегрированных занятий, сценарии развлечений, подобрана примерная тематика целевых прогулок по ПДД; организована предметно-развивающая среда  в  группе

( набор транспорта, дорожные знаки, светофор, иллюстрации, атрибуты для сюжетно - ролевых игр, дидактические игры), что является важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.

      Эффективность работы по обучению детей дорожной грамоте во многом зависит от положительного примера взрослых. Поэтому особое внимание уделяю работе с родителями воспитанников (составлен план совместной работы родителей и детей). Родители вовлекаются в досуговые мероприятия детского сада, активно участвуют в изготовлении наглядного материала

     Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью осуществляем инновационные подходы в данном направлении и комплексно решаем поставленные задачи:

- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;

-развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;

-обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.

Общие представления детей дошкольного возраста о безопасном поведении на улице:

  1. Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон
  1. Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

  1. Переходить улицу только на зелёный свет светофора.
  2. Не играть на дороге или около проезжей части.
  3. Переходить улицу только по пешеходному переходу.
  4. При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо.
  5. Знать устройство проезжей части.
  6. Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Знать правила поведения в транспорте:

  1. Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения взрослых.
  2. Не стоять у дверей.
  3. Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.
  4. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.
  5. Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

Знать и соблюдать правила поведения во дворе:

  1. Не ходить никуда без разрешения взрослых.
  2. Играть только на детской площадке.
  3. Не играть близко от проезжей части дороги.
  4. Не кататься по проезжей части дороги.

        Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания. Поэтому, понимая всю важность данной проблемы, необходимо включать занятия по ПДД во все виды деятельности в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое вниман...

Консультация для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по средствам ознакомления с ПДД».

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по средствам ознакомления с ПДД»....

Инновационный педагогический опыт по проблеме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах через ознакомление с правилами дорожного движения"

•В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс...

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по средствам ознакомления с ПДД»

Максимально защититьдетей от беды на дорге обязанностьродителей и воспитателей.Поэтому обучение безопасности в детском саду нужно проводить с младшего возроста. При этом педагоги должны знать все особ...