Занятие в подготовительной группе «Дорожные ловушки»
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Леонова Мария Олеговна

Занятие в подготовительной группе «Дорожные ловушки»

Цели: способствовать формированию культуры безопасного участия дошкольников и их родителей в дорожном движении

Подготовительная, старшая группа: «Что сохранит мое здоровье и жизнь? Опасные ситуации на дорогах».

Задачи:

  • Познакомить детей с понятиями скрытой опасности и дорожной ловушки, изучить типологию опасных ситуаций на дороге.
  • Проиллюстрировать основные виды дорожных ловушек, изучить способы их определения в реальной дорожной ситуации.
  • Изучить способы безопасного выхода из сложных дорожных ситуаций и сформировать соответствующие навыки.
  • Сформировать у детей безопасные модели поведения в новой, нетипичной для них ситуации через игровое моделирование. Сформировать у детей навык предвидения и опережения потенциальной опасности на дороге, развивать самообладание и способность ориентироваться в нестандартной дорожной ситуации.
  • Тренировать у детей навык анализа сложной дорожной ситуации, способность видеть причинно-следственные связи между действиями тех или иных участников дорожного движения и последствиями.
  • Развивать познавательные способности у детей в части ориентировки на дороге, внимание, память, логическое мышление, зрительно-моторную координацию.
  • Формировать культуру поведения на дороге и в общественном транспорте, а также соответствующие качества: внимательность, сосредоточенность, осторожность, дисциплинированность, сознательность, ответственность, самостоятельность, терпение, самоконтроль.
  • Сформировать у детей начальные навыки безопасного поведения в сложных дорожных ситуациях в соответствии с инструкциями взрослых, тренировать навыки адекватного реагирования на потенциальную опасность на дороге.

Ожидаемые качественные результаты:

  • более осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности других участников дорожного движения;
  • формирование социально значимых качеств и культуры поведения на дороге;
  • навыки предвидения опасных ситуаций и адекватного реагирования на них;
  • развита способность предвидеть возможные негативные последствия необдуманных действий того или иного участника дорожного движения;
  • изучены способы обнаружения дорожных ловушек;
  • освоены практические способы обнаружения дорожных ловушек, адекватные способы поведения в опасных ситуациях;
  • представления о наиболее безопасном маршруте, о специфике тех или иных участков по маршруту от дома к детскому саду и обратно;
  • сформировано представление о наиболее безопасном маршруте движения от дома к ДОО и обратно;
  • сформировано представление о типичных ошибках участников дорожного движения, которые могу привести к авариям и несчастным случаям, навык оценки действий водителя, пешехода и пассажира ТС в потенциально опасных дорожных ситуациях и понимание причин возникновения таких ситуаций;
  • сформировано знание опасных и безопасных мест для игр, катания на санках, роликовых коньках, детском велосипеде и т. п.;
  • сформировано детализированное представление о транспортной среде города и особенностях дорожного движения с участием пешеходов, водителей, пассажиров;

Ход занятия.

Вводная часть.

Ребята, тема нашей сегодняшней встречи — дорожные ловушки. Как вы думаете, что это такое? (Дети высказывают свои предположения).

Да, такие ловушки тоже есть на дороге. А также бывают ловушки для нас, пешеходов, в которые можно попасть из-за своей невнимательности. И связаны они с автомобилями. Чаще всего дорожной ловушкой становится то место, где мы не можем увидеть машину. Из-за чего мы можем не увидеть ее? (Дети высказывают свои идеи).

Отлично! А сейчас я назову вам их все. Приготовьтесь их запомнить и узнавать на улице».

 Ловушки первого типа — это ситуации, когда нам не видно машину из-за чего-то. Что может скрывать от нас едущую машину?

Кусты, деревья около дороги. Большая машина, которая припаркована у дороги или едет по первой полосе. Поворот из-за угла дороги, дома. Во дворе другие припаркованные машины. Арка во дворе дома. Остановка рядом с пешеходным переходом, на которой может быть автобус или троллейбус.

Во всех описанных выше ситуациях необходимо соблюдать особую осторожность и по возможности не переходить дорогу в местах ограниченной видимости. Лучше дождаться момента, когда обзор дороги будет открыт, или найти участок дороги, соответствующий требованиям безопасности.

Итак, ловушки второго типа — это ситуации, когда нам что-то закрывает обзор и мы не видим едущую машину. Сейчас я буду кидать вам мяч, каждому по очереди, а кто мячик поймал, называет одну такую ловушку. Отлично!

Но это еще не все ловушки на дороге. Иногда бывает, что некоторые водители ведут себя неправильно на дороге. Из-за их необдуманного поведения возникают опасные ситуации. Видел ли кто-то из вас на дороге, как машина быстро проезжала по переходу, когда уже загорелся зеленый человечек для нас, пешеходов? Да, такое, увы, бывает! Водитель сильно спешит или просто не заметил, что уже загорелся зеленый сигнал для нас. Первая такая ловушка — только что загоревшийся зеленый сигнал на пешеходном светофоре.

Ловушки второго типа:

Только что загоревшийся зеленый сигнал пешеходного светофора.

Опасность на нерегулируемом пешеходном переходе.

Машина может спешить (например, скорая помощь). Или просто не заметить нас. Как себя вести?

Дождитесь полной остановки автомобиля у пешеходного перехода, не начинайте движение, даже если видите, что автомобиль снизил скорость. Рекомендуется установить контакт глазами с водителем, чтобы убедиться, что он вас видит и пропускает.

Закрепление. Игра «Невнимательная машина». Для этого задания потребуется второй педагог, который будет выполнять роль «невнимательной машины». В зале при помощи скотча и напольного макета пешеходного перехода сооружается дорога выкладывается дорога и скотчем обозначается зебра. Один ребенок на противоположной стороне изображает светофор и поднимает карточку с зеленым сигналом пешеходного светофора. Первый педагог, изображающий внимательную машину, останавливается перед переходом. Второй педагог изображает невнимательную машину, которая едет по второй полосе чуть позади «внимательной» машины, и продолжает движение, хотя загорелся зеленый свет на пешеходном светофоре. Задача детей — остаться на тротуаре даже при зеленом сигнале светофора и остановившейся первой «машине», прислушаться и посмотреть в глаза второй «машине». Если этого не происходит и кто-то переходит дорогу, «невнимательная машина» останавливает переходящего дорогу. Если никто не переходит, но при этом никто не посмотрел в глаза педагогу, изображающему невнимательную машину, эта «машина» проезжает на зеленый сигнал для пешеходов. Если кто-то из детей посмотрел педагогу в глаза, он подмигивает ему в ответ, и «невнимательная машина» останавливается. Педагог объясняет, что это была дорожная ловушка. Нельзя переходить дорогу, пока все машины не остановятся. Водитель второй машины мог не заметить переход и двигаться без остановки.

Группа «Ловушки, возникающие из-за поведения пешехода»

Ну что же, сейчас мы изучили вторую группу ловушек на дороге, возникающих из-за невнимательности водителя.

Однако бывает, что и мы, пассажиры, ведем себя не совсем правильно, что порождает несколько возможных опасностей.

  • Пустынная дорога. Ситуация пустынной дороги характерна для дворовых территорий, пешеходных зон, дачных поселков и деревень.
  • Разделительная полоса на середине дороги. В данную ситуацию чаще всего попадают пешеходы, которые переходят дорогу на мигающий зеленый сигнал светофора. Не успевая пересечь дорогу целиком, пешеходы вынуждены ожидать следующего разрешающего сигнала светофора, находясь на разделительной полосе, при этом обращая внимание на машины впереди, но не замечая машины сзади.
  • Отвлеченное внимание. Посмотрите на эту картинку.

Что еще может отвлечь нас так, что мы, не замечая машин, решим побежать через дорогу? (Дети высказывают свои идеи). Например, друг, укатившийся мяч, палатка с мороженым и т. п.

 Итак, мы с вами знаем, что существуют опасные дорожные ловушки разных видов:

1. Ловушки закрытого обзора дороги. Возникают из-за того, что обзор ограничен припаркованным автомобилем, забором, другими пешеходами, углом дома, сугробом, кустами, автобусом на остановке и т. д. Поэтому мы всегда находимся со взрослым, присматриваемся и прислушиваемся.

2. Ловушки, возникающие из-за неправильного поведения водителя, который проезжает по пешеходному переходу, когда только что загорелся зеленый свет, или не замечает нас на переходе без светофора. Поэтому мы всегда делаем что? Да, прислушиваемся и присматриваемся на переходе!

3. Ловушки, связанные с нашей невнимательностью. Нам кажется, что дорога совершенно пуста, поэтому можно переходить ее, не глядя по сторонам. Опасность также возникает, когда что-то так сильно привлекло наше внимание, что мы готовы перебегать дорогу, не оценивая безопасность ситуации. Мы всегда помним, что на дороге мы ни на что не отвлекаемся, а всегда прислушиваемся и присматриваемся!

Игра «Автобус на остановке». На этой же дороге изображается автобусная остановка. Можно повесить знак остановки. К остановке подъезжает автобус, имитируемый при помощи большой ширмы или платка, который педагог держит в руках. Две пары детей (желающие) стоят на остановке. Когда автобус подъезжает к остановке, ребенок, изображающий светофор, поднимает зеленый сигнал. Педагог говорит ребятам, что для них загорелся зеленый свет и нужно перейти дорогу. В этот момент за ширмой/платком прячется «невнимательная машина» (второй педагог). Задача детей — после выхода из автобуса оставаться на остановке до тех пор, пока автобус-ширма не уедет (педагог ждет 10–15 секунд, после этого берет ширму и уносит ее по ходу движения, имитируя отъезжающий автобус). Если дети переходят дорогу до этого момента, то из-за ширмы выскакивает «невнимательная машина» и ловит переходящих дорогу детей. Педагог спрашивает детей, что это была за ловушка.

— Да! Из-за автобуса не было видно «невнимательную машину» вам, а водителю машины — вас. Мы помним, что это ловушка закрытого обзора. Это опасно, поэтому мы останавливаемся, прислушиваемся, присматриваемся. И, если понимаем, что нам не видно всю дорогу, ждем! Важно подчеркнуть, что задача педагога состоит не в том, чтобы обязательно спровоцировать неправильное выполнение задания. Наоборот, нужно создать условия для логичных и соответствующих правилам безопасности действий детей. Например, педагог, находясь за ширмой, может издавать характерные звуки мотора автомобиля, выглядывать из-за ширмы и т. д. Упражнение повторяется несколько раз.

*Для детей старшей группы целесообразно передать роль невнимательной машины детям, таких машин может быть несколько. В игровой ситуации «невнимательные машины» будут провоцировать детей на неправильные действия: неожиданно появляться, скрываться и т. п. Это позволит максимально полно продемонстрировать детям опасности данного типа дорожной ситуации.

 Просмотр мультфильма «Робокар Поли. Правила дорожного движения», серии № 12 «Создатели безопасных карт»

После просмотра мультфильма педагог задает вопросы:

1. Какие именно опасные места отметили ребята?

2. Почему некоторые места на дороге они отметили как не слишком опасные?

3. Зачем нужны такие карты?

4. Могли бы вы самостоятельно или со своими родителями составить подобные карты?

Рефлексия. Поднимите руки те, кому понравилась наша сегодняшняя встреча. Кому было сложно? Что было сложно? Кому было скучно? А кому интересно? Что запомнилось и понравилось больше всего.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspkt_edinyy_den_dorozhnoy_bezopasnosti.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе «Дорожные ловушки»

Цели: способствовать формированию культуры безопасного участия дошкольников и их родителей в дорожном движении

Подготовительная, старшая группа: «Что сохранит мое здоровье и жизнь? Опасные ситуации на дорогах».

Задачи:

  • Познакомить детей с понятиями скрытой опасности и дорожной ловушки, изучить типологию опасных ситуаций на дороге.
  • Проиллюстрировать основные виды дорожных ловушек, изучить способы их определения в реальной дорожной ситуации.
  • Изучить способы безопасного выхода из сложных дорожных ситуаций и сформировать соответствующие навыки.
  • Сформировать у детей безопасные модели поведения в новой, нетипичной для них ситуации через игровое моделирование. Сформировать у детей навык предвидения и опережения потенциальной опасности на дороге, развивать самообладание и способность ориентироваться в нестандартной дорожной ситуации.
  • Тренировать у детей навык анализа сложной дорожной ситуации, способность видеть причинно-следственные связи между действиями тех или иных участников дорожного движения и последствиями.
  • Развивать познавательные способности у детей в части ориентировки на дороге, внимание, память, логическое мышление, зрительно-моторную координацию.
  • Формировать культуру поведения на дороге и в общественном транспорте, а также соответствующие качества: внимательность, сосредоточенность, осторожность, дисциплинированность, сознательность, ответственность, самостоятельность, терпение, самоконтроль.
  • Сформировать у детей начальные навыки безопасного поведения в сложных дорожных ситуациях в соответствии с инструкциями взрослых, тренировать навыки адекватного реагирования на потенциальную опасность на дороге.

Ожидаемые качественные результаты: 

  • более осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности других участников дорожного движения;
  • формирование социально значимых качеств и культуры поведения на дороге;
  • навыки предвидения опасных ситуаций и адекватного реагирования на них;
  • развита способность предвидеть возможные негативные последствия необдуманных действий того или иного участника дорожного движения;
  • изучены способы обнаружения дорожных ловушек;
  • освоены практические способы обнаружения дорожных ловушек, адекватные способы поведения в опасных ситуациях;
  • представления о наиболее безопасном маршруте, о специфике тех или иных участков по маршруту от дома к детскому саду и обратно;
  • сформировано представление о наиболее безопасном маршруте движения от дома к ДОО и обратно;
  • сформировано представление о типичных ошибках участников дорожного движения, которые могу привести к авариям и несчастным случаям, навык оценки действий водителя, пешехода и пассажира ТС в потенциально опасных дорожных ситуациях и понимание причин возникновения таких ситуаций;
  • сформировано знание опасных и безопасных мест для игр, катания на санках, роликовых коньках, детском велосипеде и т. п.;
  • сформировано детализированное представление о транспортной среде города и особенностях дорожного движения с участием пешеходов, водителей, пассажиров;

Ход занятия.

Вводная часть. 

Ребята, тема нашей сегодняшней встречи — дорожные ловушки. Как вы думаете, что это такое? (Дети высказывают свои предположения).

Да, такие ловушки тоже есть на дороге. А также бывают ловушки для нас, пешеходов, в которые можно попасть из-за своей невнимательности. И связаны они с автомобилями. Чаще всего дорожной ловушкой становится то место, где мы не можем увидеть машину. Из-за чего мы можем не увидеть ее? (Дети высказывают свои идеи).

Отлично! А сейчас я назову вам их все. Приготовьтесь их запомнить и узнавать на улице».

 Ловушки первого типа — это ситуации, когда нам не видно машину из-за чего-то. Что может скрывать от нас едущую машину?

Кусты, деревья около дороги. Большая машина, которая припаркована у дороги или едет по первой полосе. Поворот из-за угла дороги, дома. Во дворе другие припаркованные машины. Арка во дворе дома. Остановка рядом с пешеходным переходом, на которой может быть автобус или троллейбус.

Во всех описанных выше ситуациях необходимо соблюдать особую осторожность и по возможности не переходить дорогу в местах ограниченной видимости. Лучше дождаться момента, когда обзор дороги будет открыт, или найти участок дороги, соответствующий требованиям безопасности.

Итак, ловушки второго типа — это ситуации, когда нам что-то закрывает обзор и мы не видим едущую машину. Сейчас я буду кидать вам мяч, каждому по очереди, а кто мячик поймал, называет одну такую ловушку. Отлично!

Но это еще не все ловушки на дороге. Иногда бывает, что некоторые водители ведут себя неправильно на дороге. Из-за их необдуманного поведения возникают опасные ситуации. Видел ли кто-то из вас на дороге, как машина быстро проезжала по переходу, когда уже загорелся зеленый человечек для нас, пешеходов? Да, такое, увы, бывает! Водитель сильно спешит или просто не заметил, что уже загорелся зеленый сигнал для нас. Первая такая ловушка — только что загоревшийся зеленый сигнал на пешеходном светофоре.

Ловушки второго типа:

Только что загоревшийся зеленый сигнал пешеходного светофора.

Опасность на нерегулируемом пешеходном переходе.

Машина может спешить (например, скорая помощь). Или просто не заметить нас. Как себя вести?

Дождитесь полной остановки автомобиля у пешеходного перехода, не начинайте движение, даже если видите, что автомобиль снизил скорость. Рекомендуется установить контакт глазами с водителем, чтобы убедиться, что он вас видит и пропускает.

Закрепление. Игра «Невнимательная машина». Для этого задания потребуется второй педагог, который будет выполнять роль «невнимательной машины». В зале при помощи скотча и напольного макета пешеходного перехода сооружается дорога выкладывается дорога и скотчем обозначается зебра. Один ребенок на противоположной стороне изображает светофор и поднимает карточку с зеленым сигналом пешеходного светофора. Первый педагог, изображающий внимательную машину, останавливается перед переходом. Второй педагог изображает невнимательную машину, которая едет по второй полосе чуть позади «внимательной» машины, и продолжает движение, хотя загорелся зеленый свет на пешеходном светофоре. Задача детей — остаться на тротуаре даже при зеленом сигнале светофора и остановившейся первой «машине», прислушаться и посмотреть в глаза второй «машине». Если этого не происходит и кто-то переходит дорогу, «невнимательная машина» останавливает переходящего дорогу. Если никто не переходит, но при этом никто не посмотрел в глаза педагогу, изображающему невнимательную машину, эта «машина» проезжает на зеленый сигнал для пешеходов. Если кто-то из детей посмотрел педагогу в глаза, он подмигивает ему в ответ, и «невнимательная машина» останавливается. Педагог объясняет, что это была дорожная ловушка. Нельзя переходить дорогу, пока все машины не остановятся. Водитель второй машины мог не заметить переход и двигаться без остановки.

Рефлексия. Поднимите руки те, кому понравилась наша сегодняшняя встреча. Кому было сложно? Что было сложно? Кому было скучно? А кому интересно? Что запомнилось и понравилось больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект занятия в подготовительной группе «Дорожные приключения»

1.   продолжать знакомить с правилами дорожного движения2.   закрепить знания детей о дорожных знаках3.   познакомить с жезлом постового4. отраба...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Дорожная азбука"

интегрированное занятие для старшей и подготовительной к школе группы "Азбука безопасности"...

Конспект занятия в подготовительной группе «Дорожные Знаки»

Цель:- закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса,- воспитывать навыки ориентировки в пространстве, навыки осозн...

Итоговое занятие по правилам дорожного движения в подготовительной группе «Дорожная азбука со Смешариками»

Формировать элементарные знания о Правилах дорожного движения у дошкольников через разные виды деятельности...