Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей 3—4 лет в детском саду и семье
статья по обж (младшая группа)

Лотоцкая Наталия Борисовна

Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей 3-4 лет. Данный материал может быть полезен педагогам и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_2.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей 3—4 лет в детском саду и семье

 Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, ПДД, ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной ситуации может спасти жизнь. Детская безопасность всегда была и будет общей заботой педагогов и родителей. Жизнь ребёнка – это самое дорогое, что есть на свете. Задача взрослых научить маленького человечка обойти беду стороной.

        Вопросы  безопасности жизнедеятельности рассматривались в трудах в исследованиях многих отечественных ученых (В.А.Алексеенко, В.С.Белов, А.С.Вернадский, А.В.Гостюшин, В.А.Левицкий, М.В.Ломоносов, О.Н.Русак, И.М.Сеченов и др.).  В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.В.Эльконина и др.

К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и , давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь воспитателю решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему воспитания безопасного поведения детей.

Проанализировав литературу: Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методические пособия К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О.А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т.Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту», пришли к выводу, что необходимо помочь ребёнку сформировать модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, в природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.

Согласно толковому словарю С. Ожигова, под термином «опасность»  понимается способность вызвать , причинить  какой-нибудь вред, несчастье.

        Опасность — это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека.

Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома; на дороге и улице; опасности в природе; в общении с незнакомыми людьми.

Свою работу мы начали с создания развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая способствовала формированию у детей основ безопасности  жизнедеятельности безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, в природе. Нами были созданы уголки пожарной безопасности и ПДД.

С целью расширения представлений о разных опасных ситуациях, нами был пополнен книжный уголок, в котором размещены иллюстративный материал, подборки книг, фотоальбомов, книжек-самоделок, созданных детьми и их родителями. 

Зону для сюжетно-ролевых игр пополнили необходимыми атрибутами, предметами-заместителями. Изготовили напольный макет дороги и домики, светофор. Были куплены атрибуты для игры в пожарные, в ГАИ.

Пополнили среду дидактическими играми, как промышленного производства, так и изготовленные своими руками  по правилам дорожного движения, по правилам поведения дома, на улице, в природе:  (« Светофор», «Так не бывает», «Найди правильный ответ», Опасные предметы», «Безопасные предметы», «Опасные ситуации», «Собери транспорт») и др.

Уголок изобразительной деятельности пополнили раскрасками разной тематики: «Инструменты», «Посуда», «Транспорт», «Времена года», трафаретами и шаблонами, которые формируют у детей умение отражать своё восприятие безопасности в рисунках, создавать отдельные предметы с помощью пластилина.

кукла домовёнок Кузя.

С целью безопасного поведения детей на улице  знакомились с улицей, транспортом, «зеброй», светофором, элементарными правилами поведения на улице.

Во время целевых прогулок по улице закрепляли представления детей о названиях населённого пункта и улицы, по которой они гуляют, рассказывали о правилах безопасного поведения на улице, об устройстве улицы: по обе стороны расположены дома, их разделяет широкая дорога (проезжая часть), по которой ездят разные машины. Объясняли, что по обе стороны проезжей части улицы находятся узкие дорожки для людей (тротуары). Проезжую часть от тротуара для безопасности отделяют бордюр и газон. Дети называли транспорт, который движется: автобус, легковая машина, маршрутное такси, «Скорая помощь», троллейбус, трамвай, грузовик и т.п. Подойдя к пешеходному переходу, рассматривали светофор, называли цвета его сигналов, их значение. Наблюдали за движением машин и пешеходов. Обращали внимание на то, что по дороге двигается много легковых и грузовых машин, и никто не мешает друг другу. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения. Пешеходы тоже подчиняются сигналам светофора.  Вспоминали, что проезжая часть улицы предназначена для машин, тротуар — для людей, закрепляли правила: пешеходы могут переходить улицу только по пешеходному переходу, на зелёный свет светофора, пешеходам нельзя выходить на проезжую часть. Обобщали правила поведения на улице: переходить дорогу нужно за руку со взрослым, нельзя бегать и играть на проезжей части. 

С помощью макета улицы города с пешеходным переходом и набором игрушек знакомились со способами перехода улицы. Подчеркнули, что у пешеходов для безопасности есть помощники: пешеходный переход и светофор. Светофор имеет три цветовых сигнала: если горит красный — двигаться нельзя; если горит жёлтый сигнал — это означает, что нужно приготовиться к движению, чтобы никого не задерживать; если горит зелёный сигнал — движение разрешено. На пешеходном переходе машины останавливаются, пропуская людей.

Для закрепления представлений о правилах поведения на улице читали стихотворение «Мяч» С. Маршака, затем задавали вопросы. Закрепляли правила пешеходов: ходить по улице можно только по тротуару, держась за руку взрослого; переходить дорогу можно по пешеходному переходу на зелёный свет светофора или по подземному переходу.

Конструировали «Улицы города». С помощью брусков дети выкладывали широкую и узкую дорожки, уточняя их назначение. Из кирпичиков, кубиков, призм строили разные дома, дополняли постройку деталями. Вместе придумывали название улицы. С помощью игрушек обыгрывали постройку.

Играли в дидактическую игру «Правильно—неправильно». Ребятам предлагалось рассмотреть карточки (дети одни на улице; мальчик вслед за мячом выбегает на проезжую часть; дети играют на проезжей части; люди переходят проезжую часть дороги по «зебре» на зелёный свет светофора; ребёнок с мамой идёт за руку по улице, дети играют во дворе дома) и оценить поведение детей на улице. Дети объясняли домовёнку Кузе правила поведения на улице и проигрывали с ним разные ситуации.

На участке детского сада  организовывали  такие игры как «Дети и светофор», «Цветные автомобили» и т.д.

Смотрели вместе с детьми мультфильмы: «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Про машинки и правила дорожного движения», после просмотра так же беседовали о правилах поведения на улице.

С целью формирования у детей представлений о правилах поведения в общественном транспорте беседовали о правилах поведения в транспорте. Узнали, что заходить в транспорт и выходить из него надо не спеша, держась за руку родителей и поручень; если есть место, надо сесть на сиденье, а если нет, крепко держаться за поручень; в транспорте нельзя громко разговаривать, сорить. Задавали вопросы: Как называют людей, которые ездят на автобусе, троллейбусе? На каком транспорте и куда вы ездили с родителями? Почему детям нельзя ездить без родителей? Как надо себя вести в транспорте?

С целью безопасного поведения детей в помещении знакомились с опасными ситуациями в быту: приводящими к порезам (ножницы, нож, гвозди, иголка, разбитый стеклянный стакан, остро заточенный карандаш); ожогам (электроплита, кастрюля, чашка с чаем, кран с горячей водой, утюг); пожарам (спички, свечки, петарды, зажигалки, газовая плита); электротравмам (магнитофон, телевизор, утюг, настольная лампа, электронож, пылесос); падениям и ушибам (физкультурное и игровое оборудование, лестница, высокий шкаф, кресло, стул, открытое окно, дверь балкона, подоконник).

Так для формирования у детей представлений о важности соблюдения порядка в доме и детском саду не только для красоты и уюта, но и для безопасности проводили беседу о важности соблюдения порядка. Разыгрывали ситуацию беспорядка в группе. Предлагали помочь домовёнку Кузе навести порядок, чтобы снова стало красиво и безопасно. В процессе уборки  уточняли у детей расположение предметов в группе. Говорили, что дома и в детском саду бывает уютно и красиво тогда, когда все вещи удобно расположены и лежат на своих местах. Если игрушки и вещи разбросаны, это опасно: можно споткнуться, упасть и ушибиться.

Для закрепления понимания детьми необходимости поддерживать порядок дома и в группе знакомили детей со стихотворением Э. Успенского «Разгром», а затем беседовали о том, почему даже самые обычные вещи могут причинить вред, если лежат не на своих местах.  Играли в дидактическую игру «Убери на место», где детям предлагалось рассмотреть и разложить игрушки и предметы в игровом уголке по местам. Уточняли, почему это важно делать ежедневно.

Для формирования представлений об острых, колющих и режущих предметах как источнике опасности домовёнок Кузя появился с перевязанной рукой. Он рассказывает детям, что есть предметы безопасные и опасные — это те, которыми можно уколоться или порезаться. Воспитатель объясняет о том, что в доме, в детском саду есть предметы, которыми могут с осторожностью пользоваться только взрослые. Когда дети подрастут, они тоже научатся обращаться с ними. Если дети будут брать или играть с острыми и режущими предметами, то они могут пораниться, как домовёнок Кузя. Затем детям предлагалось поучаствовать в игре «Можно—нельзя»: воспитатель показывает карточку с изображением предмета, а дети отвечают, могут ли они ими пользоваться самостоятельно.

Для формирования представлений об опасности пожара, о правилах пожарной безопасности, о необходимости осторожного обращения с огнём и правилах поведения при пожаре беседовали с детьми об огне. Объясняли детям, что огонь «живёт» в спичках, костре, свече, зажигалке, кухонной плите. Он добрый, помогает людям греться и готовить вкусную еду. Но огонь очень сердится, если его трогают, может обжечь руку или так сильно разозлиться, что вокруг всё сожжёт. Маленьким детям нельзя даже подходить к огню, только взрослые могут с ним обращаться. Дети рассматривали пожароопасные предметы, иллюстрации с изображением пожара. Заучивали  пословицу «Спички не тронь, в спичках огонь!».

Знакомились с произведением, «Кошкин дом» С. Маршака используя иллюстрации. Обращали внимание детей на то, как красив и наряден был новый дом, как богато жила кошка, как огонь охватил весь дом, и он сгорел, как кошка осталась ни с чем, и на причины возникновения пожара,  что огонь может быть очень опасным. При пожаре могут сгореть не только вещи, игрушки, но и весь дом, и даже погибнуть люди.  Затем предлагали построить кошке дом из крупного строительного материала, а потом обыграть потешку. Во время разыгрывания сценки внимание детей обращается на то, как все вместе помогали потушить огонь.

Рассматривали иллюстрации к стихотворению «Пожар» С. Маршака, задавали вопросы детям: Что изображено на карточках? Как вы думаете, почему случился пожар? И т.д. Затем подводили итог, что детям нельзя играть со спичками, зажигалками и другими предметами, в которых живёт огонь — это очень опасно. Если вдруг заметили огонь или дым, нельзя прятаться от него, нужно громко звать взрослых на помощь.

Так же рассматривали сюжетные карточки по темам: «Безопасность в доме», «Правила пожарной безопасности» (девочка играет с зажжёнными свечами, включила утюг и оставила его, ребёнок поскользнулся на мокром полу, мальчик порезал руку ножом, девочка открыла духовку и обожгла руку, ребёнок перевешивается через перила балкона и др.). Детям  предлагалось рассмотреть карточки и рассказать, правильно ли поступают дети. Ребята вспоминали правила безопасности в быту, рассказывали, как они их соблюдают дома.

Для закрепления представлений об опасных предметах и о правилах безопасности играли в дидактические игры «Опасные—неопасные предметы», «Правильно-неправильно» и др.

Смотрели развивающие мультфильмы: «Как работают пожарные машины», «Аркадий Паровозов спешит на помощь. Пожар» (серия 36), «Финли. Маленькая пожарная машинка», «Доктор Панда. Пожарные машины».

С целью безопасности в общении знакомили детей:  с правилами безопасного поведения при общении с чужими людьми; с опасностями, которые могут подстерегать на улице и дома; с предупреждением ситуаций, при которых ребёнок может потеряться.

 Беседовали с детьми на тему «Свой—чужой» с целью формирования умения различать близких людей и чужих. Обращали внимание на то, что близкие люди защищают детей, заботятся об их здоровье и безопасности, что доверять следует только близким людям. Незнакомый человек может вести себя по-разному, быть добрым или злым. Злой человек может сделать плохо, больно, увезти от родителей.

С помощью настольного театра рассказывали русскую народную сказку «Кот, Петух и Лиса».  Обращали внимание на то, всегда ли правильно поступали герои сказки и как нужно поступить, если чужой человек просит впустить его в дом. Предлагали  детям нарисовать понравившегося персонажа из сказки и рассказать, почему они выбрали именно такие цвета для этого героя.

Знакомили детей со стихотворением «Котауси и Мауси» К. Чуковского с помощью инсценирования на фланелеграфе. С целью формирования умения узнавать опасные ситуации общения задавали вопросы: Как вы думаете, зачем на самом деле кошка Котауси просила подойти мышку Мауси? Что ответила мышка Мауси? Что произошло бы, если бы мышка поддалась на уговоры кошки? Что можно сказать про кошку Котауси? Какая она? Что можно сказать про мышку?

Для формирования представлений об опасных ситуациях общения рассматривали с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми (взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-либо; взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребёнка покататься; взрослый угощает ребёнка конфетой, мороженым или дарит игрушку). Разъясняли, как следует поступать в изображённых на карточках ситуациях, знакомит детей с правилами: нельзя выходить на улицу или уходить без разрешения за пределы участка детского сада; на улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку; нельзя разговаривать с незнакомыми людьми и что-то у них брать; нельзя никуда ходить с незнакомцем, садиться в его машину. В процессе общения  внушали детям уверенность в том, что, если они будут соблюдать данные правила поведения, они не попадут в опасную ситуацию.

После беседы предлагалось детям разыграть ситуации с помощью кукол (чужой взрослый уговаривает куклу пойти с ним куда-либо; хочет увезти на машине; угощает куклу конфетой). При этом воспитатель брал на себя роль незнакомца, использовал в игре разные уловки (уговаривает пойти в зоопарк, на аттракционы, в магазин игрушек, обещает подарить щенка, говорит, что отвезёт к маме и т.д.). Ребёнок с помощью куклы играет роль малыша, попавшего в трудную ситуацию. Затем подводился  итог, что доверять можно только родным, близким людям. Незнакомый человек может быть опасным и причинить вред, например, испугать, разлучить с родителями.

С целью предупреждения ситуаций, при которых ребёнок может потеряться смотрели видеозапись отрывка «Мальчик потерялся» из мультфильма «Дядя Стёпа — милиционер» (реж. И. Аксенчук). После просмотра говорили детям, что в жизни может произойти такая история, когда ребёнок потерялся. Это случается там, где много людей: в магазине, в метро, на улице, на вокзале. Если ты потерялся, нужно оставаться на месте и громко звать: «Мама! Я здесь!» Родители где-то рядом. Они никуда не уйдут и обязательно найдут своего ребёнка. Если тебя быстро не нашли, нужно просить помощи у милиционера, военного, тёти с коляской, бабушки. Им нужно назвать свою фамилию и имя.

Беседовали по иллюстрациям «Если ты дома один» с целью формирования у детей элементарных представлений о потенциально опасных ситуациях и правилах общения с незнакомыми людьми. Детям предлагалось рассмотреть сюжетные карточки: незнакомый человек хочет войти в квартиру и уговаривает ребёнка открыть дверь, ребёнок разговаривает с незнакомцем по телефону, ребёнок входит в подъезд, в лифт с незнакомым человеком. Рассказывали, что изображено на них, что говорит взрослый, что он не знаком ребёнку, изображённому на карточках, что отвечает взрослому малыш. Подводили итог, что ребёнок не должен оставаться один, двери в дом или квартиру открывают только взрослые, что разговаривать по телефону, заходить в лифт или подъезд с незнакомыми людьми нельзя.

С помощью мультимедийной презентация по иллюстрациям к сказке художника П. Репкина  знакомили детей со сказкой «Козлятки и Волк» (в обраб. К. Ушинского). Акцентировали внимание детей на том, что двери в дом или квартиру открывают только взрослые; нельзя разговаривать по телефону с незнакомыми людьми, надо положить трубку, а потом рассказать о звонке родителям. С целью упражнения детей в способах действия в потенциально опасной ситуации через принятие на себя определённой роли проводили игру-драматизацию по сказке «Козлятки и Волк».

Для  закрепления представлений детей о правилах общения с незнакомыми людьми на улице и дома играли в игру «Я знаю, как надо». Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с потенциально опасными ситуациями общения детей с незнакомыми людьми, рассказать, что на них нарисовано, сказать, правильно или неправильно ведёт себя ребёнок. После игры напоминали правила безопасного общения с чужими людьми, награждали детей призами.

Смотрели с детьми мультфильмы: «Три котёнка. Не уходи с незнакомыми» (реж. Д. Наумов), «Однажды утром» (реж. И. Ковалевская), по сказке В. Сутеева «Пропал Петя-петушок» (реж. В. Арбеков). После просмотра обсуждали поведение сказочных героев и причины, по которым они оказались в беде.

Читали и обсуждали историю «Зайка потерялся» в «Великой книге о Зайке, или Полезные истории и беседы по картинкам для тех, кому ещё не исполнилось пять» Л.Э. Генденштейна, В.В. Гербовой, О.Е. Громовой.

С целью бережного отношения к живой природе; опасности в природе; контакты с животными беседовали о бережном отношении к природе с помощью сюжетных карточек: мальчики сачками ловят бабочек; дети оставили в парке после себя мусор и сломанное деревце; девочка сорвала на лугу целую охапку цветов; девочки в детском саду ухаживают за цветами и др. 

Решали проблемные ситуации опасного и безопасного поведения детей в природе и отвечали, правильно или неправильно поступают дети на картинках. Знакомились с некоторыми правилами: в жаркий день нужно находиться в тени, купаться можно только с разрешения и в сопровождении взрослых, нельзя трогать и срывать незнакомые растения (ягоды, травинки), пробовать их, нельзя ходить по льду водоёмов, нужно опасаться сосулек, свисающих с крыш домов.

Для формирования представлений о правилах безопасного общения с животными беседовали с детьми на тему: «Как общаться с животными». На доске размещали фотографии домашних животных. С их помощью рассказывали детям  о домашних питомцах, о том, что они любят и не любят, есть, делать, кто и как о них заботится. Подводили детей к выводу, что о домашних животных нужно заботиться, их можно гладить, ласкать, играть с ними, но надо знать, что даже добрые домашние собаки могут укусить, когда они заняты едой или когда берут их щенят. Так же рассказывали детям о том, что на улицах можно встретить бездомных кошек и собак — это животные, у которых нет тёплого дома, доброго хозяина, который о них заботится. Они голодные, неухоженные, часто больные, могут быть опасны, укусить или поцарапать. Поэтому нельзя их гладить, брать на руки, дразнить. Опасными могут быть и чужие собаки, особенно без поводка и намордника. Собак бояться не надо, но и трогать чужих собак на улице тоже нельзя.

Достижение желаемого результата в работе с детьми по формированию основ безопасности невозможно без участия родителей. Для родителей мы провели консультации: «Учим ребенка правилам безопасности», «Безопасность детей зимой», «Безопасность детей весной», «Безопасность ребенка на улице», «Безопасность детей на льду», «Воспитание безопасного поведения детей в природе». Давали рекомендации, «Каких ошибок  следует избежать при организации безопасности детей 3-4 лет на улице и дома»,

 Родители оказывали помощь в приобретении игрушек и развивающих игр, участвовали в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм, макетов по формированию основ безопасности. Шили одежду для кукол разных профессий (пожарный, полицейский, доктор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Содержание1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Экспериментальная работа по основам безопас...

Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста строится на следующих принципах:принцип полноты: содержание программы должно быть реализовано по в...

Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей 3—4 лет в детском саду и семье

Основное содержание работы представлено следующими темами — «Безопасность ребёнка на улице». — «Здоровье ребёнка». — «Безопасность в помещении». ...

Выступление на методическом обьединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО".

Доклад, из опыта работы, воспитателя средней группы детского сада на тему: " Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ в рамках реализации ФГО...

Организация системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется как одна из главных проблем человечества.  Каждый человек, и взрослый, и ребёнок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуаци...

Обобщённый опыт работы педагога "Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников"

Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников...

ПЛАН РАБОТЫ по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей 5-6 лет (старшая группа)

ПЛАН РАБОТЫ  по формированию основ безопасности жизнедеятельностидетей 5-6 лет (старшая группа)...