Трамвай и его семья
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Быкова Зиля Вилиновна

занятие по технологии ситуация для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tramvay_i_ego_semya.docx215.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ООД

«Трамвай и его семья»

Составитель: Быкова З.В.

Образовательные области: речевое, социально-коммуникативное, познавательное.
Тема занятия: чтение рассказа Л. Гальперштейна «Трамвай и его семья»

 Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Цель занятия: познакомить с историей возникновения городского электротранспорта, с историей и причинами появления трамвая и троллейбуса; понимание закономерности развития городского общественного транспорта.  

Задачи занятия:
Обучающая: осмыслить содержание рассказа Л. Гальперштейна «Трамвай и его семья», понимать историю появления трамвая и троллейбуса, активизировать процессы мышления, внимания, памяти и речи. 

Развивающая: догадаться о побуждениях людей для создания городского общественного транспорта, развивать логическое мышление.

Воспитательная: на основе рассказа воспитывать любознательность, интереса к прошлым историческим событиям: по средствам совместной деятельности (игра с пазлами) воспитание чувства сотрудничества, ответственности каждого перед своими партнерами.

Дополнительные задачи:
Игровая задача: Кто вперёд соберёт пазлы (изображение трамвая и троллейбуса)
Словарная работа: горожане,  омнибус, «конка», вагоновожатый, электротранспорт

Планируемый результат занятия:
Понимают причину появления трамвая, а затем и троллейбуса, и в целом общественного транспорта

Понимают значение слов
Оценивают значение общественного транспорта в городе
Выстраивают взаимосвязь между необходимостью и следствием
Дают характеристику трамваю и троллейбусу, что их объединяет.

Подготовительная работа:
Материалы и оборудование:
 текст рассказа, иллюстрации, пазлы "Трамвай" и "Троллейбус"

Организационно –
мотивационный
этап

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и
приёмы

Предполагаемая
деятельность детей

Планируемые
результаты

1. Введение в
игровую
ситуацию

Утренний круг
«Башенка дружбы»

Дети из ладошек строят башню дружбы. Затем поднимают ладошки вверх и машут ими, приветствуя друг друга возгласом "Привет!"

Гипотезы детей

Создаёт условия для
работы
Эмоциональный настрой

Разворачивает совместно с детьми ватман (изображение трамвая)

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%B9-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B9-117714751.jpg

Задаёт вопросы детям.

Сообщает, что на листах дается текст рассказа Л. Гальперштейна «Трамвай и его семья»

Эвристический
Метод смыслового
видения

Приветствуют друг
друга, выполняют
движения
приветствия.

Обращают внимание педагога на свернутый рулон ватмана. Разворачивают его. Там же находят листы с текстом (рассказ  Л. Гальперштейна «Трамвай и его семья»).
Участвуют в
беседе,
высказывают
предположения,
гипотезы о
значении находки.

Создание
положительного
эмоционального
настроя
Получают опыт
формулирования
предположений,
гипотез;
создание у детей
настроя,
состоящего из
активной
чувственно
мысленной
познавательной
деятельности

Основной этап

Этап постановки
проблемы

Что можно предположить
по названию рассказа?
Мы предположили, о чем может идти речь в рассказе. А как это можно
проверить?
Правильно, надо
прочитать рассказ и
ответить на главный
вопрос:
Как же появились трамваи в нашей жизни?

Создание проблемной
ситуации,
формулировку
проблемы, управление
поисковой
деятельностью детей,
подведение итогов

Метод гипотез
Метод образного
видения
Метод сравнения
Групповая работа

"принятие"
проблемной
ситуации
дети
проговаривают
вслух свои
предположения о
том, о чем же идет речь
в
рассказе.

Этап ознакомления
с материалом

Название рассказа,
автор.
Дети понравился рассказ?
На чем ездили горожане до появления трамвая?

Как выглядел омнибус?

Как выглядела "конка" (конно-железная дорога)?

Почему  пришлось отказаться от "конки" и придумать (сделать) трамвай?

При помощи чего движется трамвай?

Какой вид электротранспорта появился после трамвая?

Чем троллейбус удобней трамвая?
Повторное чтение

Педагог читает рассказ.

Демонстрирует иллюстрации.
Положение при показе
у доски
осанка

Омнибус

https://www.habsburger.net/files/styles/large/public/originale/stockinger__morsack_wiener_omnibus_farblithografie_um_1880_original.jpg?itok=6RoWXG9h

Конка

https://naurok.com.ua/uploads/files/174287/109971/117298_html/images/var-www-naurok-com-ua-web-uploads-files-174287-109971-docx.024.jpg

Троллейбус

https://cdn.freelance.ru/img/portfolio/pics/00/25/C6/2475577.jpg?mt=fe0fe355

Метод
эвристических
вопросов

Внимательно
слушают
Отвечают на
вопросы педагога

Выражают в
словесной форме
результат
умозаключений
Понимают
вопросы.

Этап практического
решения проблемы

Игра «Пазлы»
Правила игры: Нужно
собрать изображения трамвая и троллейбуса.
Выиграет та команда,
которая сможет
выполнить задание
Гимнастика для глаз

Сообщает правила игры
Технику безопасности
Проводит пальчиковую
гимнастику
Проводит зрительную
гимнастику

Практический
метод
Работа
подгруппами

Играют

Соблюдают
правила игры
Выполняют
игровую задачу
Составляют
иллюстрацию из
пазлов,
Выполняют
зрительную
гимнастику

Заключительный
этап

Давайте ответим на
вопрос: О чем вы узнали из рассказа? А как вы думаете каким станет общественный транспорт в будущем?


Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»

Тяжело было бы жить без трамвая в большом городе. Но большие города начали появляться уже несколько веков тому назад.

На чем же тогда ездили горожане?

Сначала придумали омнибус — большую многоместную карету. Слово «омнибус» — латинское, оно означает «для всех». Омнибусов давно уже нет, но слово оказалось живучим. Его кусочек — «бус» живет в названиях нынешних машин: «троллейбус», «автобус».

Когда появилась железная дорога, попробовали провести ее и в городах. Но паровоз на городской улице был слишком неудобен — он дымил, плевался паром и выбрасывал много искр. Для городской железной дороги паровоз заменили лошадьми. Так появилась конно-железная дорога. Народ называл ее просто «конка».

Прокладка рельсов стоила дорого, зато ехать по ним стало гораздо легче, чем по булыжной мостовой. По ровным, гладким рельсам две лошади тащили вагон с тридцатью, а то и сорока пассажирами. На передней площадке, на том месте, где теперь сидит вагоновожатый, стоял кучер с кнутом и вожжами.

Сначала нехитрая «техника» конки всех устраивала. Все новые и новые города обзаводились конно-железной дорогой. Но шли годы, города быстро росли. Все дальше разбегались их улицы по полям, по лугам, по пригородным рощам. Поездка на конке из одного конца города в другой занимала уже несколько часов. Да и пассажиров набиралось все больше; тесно становилось в вагончиках конки.

Города росли, а лошади оставались прежними. Лошадь нельзя заставить бежать быстрее и везти больше. Ее нужно заменить машиной. Но какой? Над этим все чаще задумывались ученые и инженеры.

Когда в 1837 году русский ученый Борис Семенович Якоби изобрел электродвигатель, он попробовал приспособить его для перевозки людей. Вскоре был готов электрический вагончик, ходивший по рельсам. В вагончик мог сесть человек. Правда, помещался он там с трудом: почти все место занимали батареи. Вагончик был набит ими как карманный фонарь. Якоби подсчитал, что такой вагончик с батареями в 12 раз дороже паровоза!

Почти сорок лет прошло, прежде чем появились первые электростанции. Теперь уже не нужно было возить с собой дорогие батареи, и в 1879 году появился первый трамвай.

Слово «трамвай» пришло к нам из Англии. Только оно произносится там «трэмвэй». «Трэм» — «вагон», «вэй» — «путь». «Трэмвэй» — «вагон, ходящий по путям, по рельсам».

Городские ребята хорошо знают, как выглядит трамвай. Многие даже могут нарисовать его по памяти: длинный вагон с большими окнами, спереди и сзади—двери, внизу — колеса, сверху—дуга, которая скользит по проводу. Вот и весь трамвай. Кажется, очень просто! А вот попробуйте ответить на несколько самых простых вопросов о трамвае. Думаю, что только немногие дадут правильные ответы.

Первый вопрос: почему у трамвая только один провод? Ведь для того чтобы включить настольную лампу, электроплитку, утюг или другой электроприбор, вы втыкаете штепсельную вилку с двумя ножками в розетку с двумя отверстиями. Значит, там два провода. Почему же у трамвая только один?

Оказывается, второй провод — это рельсы. Ток от электростанции идет по верхнему проводу, оттуда — в дугу трамвая, проходит через двигатель, а из двигателя — в колеса и по рельсам возвращается на электростанцию. Таким же образом питается током электрическая железная дорога.

Второй вопрос немного сложнее. Если посмотреть вдоль трамвайной линии, можно заметить, что провод подвешен не прямо, а зигзагами. Зачем это нужно?

Дуга трамвая прижата к проводу и на ходу трется об него. Верх дуги сделан из мягкого алюминия, чтобы провод не стирался. Зато сам алюминий стирается очень быстро. Если провод подвесить по прямой линии, дуга будет тереться об него все время одним и тем же местом и скоро совсем перетрется. А повесят провод зигзагами, он будет переходить по дуге от одного края к другому и обратно. Вы можете это увидеть сами, поглядев вслед идущему трамваю. Дуга стирается равномерно. А когда все-таки сотрется, ее заменят новой. Дуга стоит недорого, провода гораздо дороже.

Третий вопрос: где у трамвая двигатель? В самом деле, ведь никакого двигателя не видно ни спереди вагона, ни сбоку, ни внутри. Где же он спрятан? Двигатель — внизу, под вагоном. Моторный вагон трамвая едет на двух четырехколесных тележках. И внутри каждой тележки даже не один, а два двигателя, по одному на два колеса. Значит, у трамвая целых четыре двигателя, а ни одного снаружи не видно.

Четвертый вопрос: почему в моторном вагоне трамвая иногда начинает что-то тарахтеть под полом, как будто насос работает? Оказывается, там действительно воздушный насос. Он подает сжатый воздух для тормозов трамвая, для закрывания и открывания автоматических дверей. Звонок трамвая тоже не электрический, а воздушный.

Много рабочих занято прокладкой новых линий трамвая. Но в самых больших городах эти рабочие часто не прокладывают линии, а снимают их. По центральным улицам Москвы, Ленинграда, Киева трамваи не ходят. Почему? Ведь трамвай — такая удобная, такая нужная, а в больших городах прямо-таки необходимая машина!

И все-таки его заменяют троллейбусом. Что значит это слово? Окончание «бус» — это часть слова «омнибус» — «карета для всех». А «троллей» — «контактный провод». Троллейбус, как и трамвай, питается электрическим током от подвешенных над улицей контактных проводов. Но у троллейбуса нет рельсов. Хорошо это или плохо? Оказывается, хорошо!

Троллейбус катится мягко, почти неслышно, на своих резиновых шинах. Он словно идет в мягких домашних туфлях, а трамвай, сколько ни стараются его утихомирить, гремит своими колесами, словно коваными сапогами.

Если один трамвай испортится в пути, остановится на линии, за ним все трамваи станут. Они исправны, а ехать не могут — линия занята. А троллейбус откатят в сторонку, отсоединят от проводов — и путь свободен.

Провести в городе троллейбус гораздо дешевле и проще, чем трамвай. Ведь троллейбусу не нужны рельсы. Правда, ему зато нужен не один контактный провод, а два. Но все равно — подвесить второй провод куда проще, чем рельсы проложить. Поэтому все больше троллейбусов появляется не только в больших, но и в маленьких городах.

Но почему же такая хорошая машина появилась не сразу? Почему сначала всюду проводили трамвай? Может быть, инженеры просто не додумались до троллейбуса? Нет, дело не в этом.

Троллейбус — почти ровесник трамвая. Первый, опытный троллейбус построен в 1882 году. Только опыты с ним оказались неудачными. Резиновых надувных шин тогда еще не было, колеса у первого троллейбуса были такие же, как у телеги. А улицы в городах мостили булыжником. На булыжной мостовой быстроходный троллейбус подпрыгивал и раскачивался, как телега, несущаяся с горы. Понятно, что при этом его токоприемники все время соскакивали с проводов. И сколько ни бились инженеры, так и не смогли помочь этому горю.

Победил трамвай. Его вагон ровно катился по рельсам, дуга не соскакивала с провода. А троллейбус был осмеян, как гадкий утенок в сказке Андерсена.

Но прошло пятьдесят лет — и улицы больших городов покрылись гладким асфальтом. Бесшумно и плавно покатились по ним автомобили на упругих шинах. И тут пришло наконец время троллейбуса. На хорошей дороге он оказался лучше чем трамвай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий выпускного "Трамвай желаний"

разработан для подготовительной группы детского сада...

Сценарий выпуского утренника в детском саду "Трамвай желаний"

Предлагаю сценарий выпускного утренника в детском саду.  Праздник прошёл весело и интересно....

Непосредственно образовательная деятельность «Трамвай» в младшей группе

Цель: продолжать формировать у детей первоначальное представление о правилах дорожного движения: переходить дорогу по пешеходному переходу только на зелёный свет светофора. Развивать внимание, умение ...

"Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая (игрушки). Едем на автобусе".

Конспект занятия для детей первой младшей группы "Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая (игрушки). Едем на автобусе"....

Выпуск в школу 2013 г "Трамвай желаний"

Сценарий  выпускного бала в детском саду «Трамвай желаний» 2013 год....

Паспорт проекта «Зачем городу трамвай?»

Проект, направленный на формирование у ребенка навыков самостоятельной исследовательской и творческой деятельности...