"Экономика для взрослых и детей"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Экономическое воспитание должно начинаться в семье потому, что именно здесь ребенок приобретает первый опыт, который в детском саду углубляется, уточняется и обобщается .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_1.docx44.48 КБ

Предварительный просмотр:

  Деловая игра для педагогов на тему:

   «Экономика для взрослых и детей».

Профессии и труд

                                                                                                 Подготовила :воспитатель

                                                                                                        МБДОУ «Ягодка»

                                                                                                         ЯНАО, г.Ноябрьск

                                                                                                  Шилец Татьяна Сергеевна

                                                                                                     

Семья является первой социальной средой, в которой ребенок знакомится с экономическими понятиями и отношениями, потребностями и способами их удовлетворения, поэтому именно от родителей и родственников, проживающих вместе с ребенком, во многом зависит уровень экономической культуры дошкольников. Однако, необходимость экономического воспитания детей большинством родителей не осознается. Молодые семьи еще сами учатся распределять бюджет, обеспеченные семьи не обращают внимания на повышенные расходы, многие семьи не понимают важности экономического образования детей или не владеют знаниями о том, как правильно это осуществить. Перед дошкольной организацией стоит задача организовать сотрудничество с родителями, направленное, в первую очередь, на оказание помощи в содержательно методических вопросах экономического воспитания детей. Стоит отметить, что экономическое воспитание ребенка в семье реализуется в форме бытовой деятельности. Он получает первые элементарные представления об экономии и начинает задавать вопросы: почему нельзя оставлять воду включенной, почему нужно выключать свет в комнате, в которой мы не сидим. Важно, чтобы взрослые, помимо правильного ответа на подобные вопросы, сами соблюдали правила экономии.

Экономическое воспитание должно начинаться в семье потому, что именно здесь ребенок приобретает первый опыт, который в детском саду углубляется, уточняется и обобщается . Поскольку ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, накопленный детьми опыт ведения бытового хозяйства, имеющиеся у них экономические представления переносятся в игру, что способствует развитию экономических качеств личности: бережливости, практичности, избирательности, расчетливости, предприимчивости, экономности, трудолюбия, уважительного отношения к результатам труда взрослых, др. Вопросы экономического воспитания детей в семье заслуживают отдельного внимания. Если говорить об экономических отношениях, принятых в семье, то они во многом определяются такими факторами, как труд родителей, материальные и финансовые потребности родителей, семейные традиции и ценности, моральные взаимоотношения в семье. Очень важно определить обязанности самого ребенка по дому, включать его в активную жизнь семьи с ранних лет, чтобы развивать «чувство хозяина», приучать следить за своими вещами, их сохранностью и состоянием, воспитывать ответственность за их использование. В семье происходит первоначальное знакомство детей с деньгами как мерой труда, воспитание разумных потребностей. Ребенок, осознающий свои реальные потребности, знающий цены и разбирающийся в деньгах, способен вполне разумно сознавать.

В своих исследованиях они показали значимость экономического воспитания дошкольников в современных условиях, сформулировали задачи, принципы определения содержания экономического воспитания детей.

Однако, необходимо подчеркнуть, что экономическое воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике является новым направлением, окончательно не оформленным, поэтому нуждается в теоретическом и практическом осмыслении. Большинство ученых понимает под экономическим воспитанием дошкольников специально разработанную систему педагогической деятельности, направленной на формирование элементарных экономических знаний для удовлетворения интересов детей и реализации их возможностей.

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на решение следующих задач :

  1. формировать первоначальные представления об основах финансово-экономических категорий; 2) обучать детей правильному отношению к деньгам, разумному использованию, способам их зарабатывания; 3) формировать элементарные представления о товаре как результате и продукте человеческого труда, его стоимости, ценности; 4) развивать умение осознавать свои потребности в разумных пределах, уметь выделять главное и второстепенное; 5) воспитывать нравственные качества личности: бережливость, экономность, щедрость, ответственность, трудолюбие, честность и т.д. 6) воспитывать уважение к труду взрослых, как основному продукту экономической среды

Уважаемые коллеги таким образом мы пришли к выводам:

  1. образовательная работа по экономическому воспитанию дошкольников вводится преимущественно в старшем дошкольном возрасте и интегрируется с работой по развитию элементарных математических представлений; 2) авторы программ рекомендуют, в первую очередь, знакомить детей с трудом взрослых как средством удовлетворения человеческих потребностей, ценами и деньгами, рекламой товаров и услуг и т.п. 3) ключевая роль отводится обогащению развивающей предметно-пространственной среде, внесению игрушек и атрибутов, моделирующих экономические отношения, дидактических игр экономического содержания; 4) освоение основ экономических знаний осуществляется через все виды детской деятельности: игру, труд, изобразительную деятельность, ознакомление с социальным миром и др., но главная роль отводится игре, точнее, разным видам детских игр; 5) отмечается необходимость организации совместной работы педагогов детского сада с семьями воспитанников, нацеленной на формирование у родителей правильной педагогической позиции в приобщении детей в экономике семьи .

Использование в работе всего многообразия форм организации образовательного процесса поможет педагогу сделать процесс экономического воспитания интересным, творческим, доступным для дошкольников. Одной из основных форм организации экономического образования дошкольников, на наш взгляд, является занятие, нередко объединяющее в себе одновременно математику, развитие речи и окружающий мир, так называемое интегрированное занятие. Занятия знакомят детей с основными экономическими категориями, приобщают к экономически целесообразному поведению . В процессе решения логических и арифметических задач повышается интерес детей к приобретению экономических знаний, наблюдается стремление к саморазвитию. Помимо занятий с детьми проводятся игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные) с экономическим содержанием, чтение художественной литературы («Муха Цокотуха», «Три поросенка», «Кот в сапогах» и др.), решение проблемных ситуаций, возникающих как в литературных произведениях, так и в реальной жизни, моделирование экономических ситуаций, викторины, конкурсы, др. Так, решение проблемно-игровых ситуаций упражняет детей в умении решать практические задачи, ориентироваться в окружающей действительности, тем самым, способствует формированию экономически грамотного поведения . Игра, будучи ведущим видом деятельности дошкольника, позволяет приобщить ребенка к миру товарно-денежных отношений, освоить сложные экономические категории.

Одним словом, самостоятельная и творческая игра делает экономику доступной для ребенка. Интересны «игры в рекламу», где детям предлагается рекламировать различные игрушки и предметы, подчеркивая их функциональность и привлекательность. Педагогическая ценность сказки как эффективного средства познавательного развития дошкольника заключается в возможности формирования у детей знаний, в том числе, экономической направленности, в доступной и занимательной форме. Дети любят слушать сказки, и традиционные народные, и авторские, и придуманные воспитателем с заранее определенной целью. К слову, любую знакомую сказку можно видоизменить, ввести экономические ситуации: купля-продажа, оплата труда, денежный заем, рассрочка и др. Развлечения, драматизации экономических сказок, вечера досуга, конкурсы, праздники, викторины носят, как правило, обобщающий характер и используются для закрепления и систематизации знаний, развития экономического мышления. На основе анализа изученной литературы было проведено исследование, в котором приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Полученные в ходе констатирующего этапа результаты показали, что дети не заинтересованы экономической сферой общественной жизни, слабо представляют значение денег, труда взрослых, имеют неточные представления о связи между деньгами и трудом взрослых. В целом, следует отметить отсутствие интереса детей к данному вопросу, пассивность и несамостоятельность в выполнении диагностических заданий. Результаты первого этапа эксперимента дали основание перейти ко второму этапу – формирующему, который предполагал разработку и практическую апробацию комплекса мероприятий по экономическому образованию детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации. Реализация данного комплекса была направлена на решение следующих задач: - формировать основы экономической грамотности детей; - развивать интерес к профессиональной деятельности взрослых, их труду; - воспитывать бережное, аккуратное отношение к предметам и вещам, понимание ценности вещей, уважение к результатам труда взрослых и сверстников; - включать экономическое воспитание в различные виды повседневной деятельности детей. На основании изученной литературы и результатов констатирующего этапа эксперимента были определены основные содержательные блоки в работе с детьми: 1. Моя семья – расширение знаний о составляющих семейного бюджета. 2. Какие бывают потребности у человека? – знакомство с видами человеческих потребностей, рациональности и экономии в их удовлетворении. 3. Мир денег – знакомство с денежными понятиями, валютой, историей происхождения денег. 4. Знакомство с ценой – формирование представлений о цене, ценовых характеристиках. 5. Мой город – знакомство детей с экономикой города, промышленной и торговой структурой родного края. 6. Что такое рынок? - развитие представлений детей о рыночных отношениях. 7. Мир товаров – развитие умения устанавливать значимость и цену товаров от степени потребности в нем. 8. Труд людей – формирование представлений о существовании различных профессий и их отличительных признаках. 9. Знакомство с рекламой – сообщение знаний о рекламе, рекламном агентстве, пользе и правильном использовании рекламы . 10. Моя страна – знакомство детей с ресурсами своей страны. 11. Какие бывают ресурсы? – воспитание бережного отношения к использованию различных ресурсов. 12. Бизнес – формирование представлений о том, что такое бизнес, как он помогает или вредит экономике. Внутри каждого содержательного блока были проведены разнообразные формы организации работы с детьми. Так, формирующий этап представлен следующими мероприятиями: 1) непосредственная образовательная деятельность на темы: «Вот какие наши семьи», «Наш дом: что мы покупаем?», «Знакомство с потребностями человека», «Как покупать с помощью денег», «Знакомство с торговыми и промышленными организациями города» и др. 2) просмотр компьютерных презентаций [1] «Крупные компании нашей страны/города», «Что такое бизнес?» и др. 3) дидактические игры «За покупками», «Скидки в магазине», «Магазин необычных товаров», «Доход – расход», «Магнат»; 4) сюжетно-ролевые игры «Торговый центр», «Рынок», «Рекламное агентство», «Салон красоты», «Кафе» и др. 5) творческие работы: создание плаката «Будем экономить ресурсы нашей страны!», выставка рисунков «Защити ресурсы во всем мире», творческий проект «Создание рекламы на любой продукт, знакомство с профессиями взрослых, рассматривание иллюстраций, рассказы воспитателя, детей о профессиях своих родителей, презентации родителями собственной профессии. Конечно, данная работа проводилась параллельно с обогащением развивающей предметно-пространственной среды в группе. Прежде всего, был оборудован центр экономики, куда мы поместили созданный вместе с детьми макет «Экономика в Нижнем Новгороде», картотека «Товары: главные и неглавные», математические карточки «Товар – цена», коллекция монет и денежных купюр, альбом «Что такое рынок?» и т.д. К образовательной работе с детьми были привлечены родители воспитанников , для них были предусмотрены: - серия устных и письменных консультаций «Как познакомить ребенка с семейным бюджетом?», «Как правильно знакомить ребенка с основными потребностями человека?», «Как знакомить детей с деньгами?» и др. - проведение семейного конкурса «Как мы экономим дома?» - создание брошюр для родителей «Полезные экскурсии по городу», «Реклама: польза и вред» - родительское собрание «Как научить ребенка экономить дома?», «Что нужно, чтобы воспитать в ребенке бережливость?» - мастер-класс «Вторая жизнь привычных вещей» и др. Полученные в ходе контрольного эксперимента результаты показали, что у детей появился интерес к экономической сфере жизни семьи, общества, повысился уровень сформированности экономических представлений, экономические знания и термины дети стали включать в самостоятельные игры, в которых демонстрировали понимание первичных и вторичных потребностей, справедливое распределение доходов. Следует подчеркнуть, что дети стали обращать внимание на расходование ресурсов и материалов (свет, вода, бумага), понимать необходимость их экономии.

Таким образом, на основании полученных результатов, необходимо отметить, что исследовательская работа была проведена успешно, дошкольники старшего возраста способны усвоить элементарные экономические понятия в условиях адекватно организованной образовательной среды. Подчеркнем, что только в активном сотрудничестве педагогов дошкольной организации с родителями воспитанников, направленном на повышение педагогической компетентности родителей, возможна успешная реализация образовательных задач, в том числе, задач экономического воспитания дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного праздника взрослых и детей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"

Совместный праздник детей и взрослых (педагогов, родителей, воспитанников)  посвященный дню Семьи  ....

Экономика для взрослых и детей

Конспект семинара - практикума для педагогов...

Конкурс совместного творчества детей и взрослых "Вместе – взрослые и дети!"

В апреле 2013 года в  детском саду «Солнышко» п. Каменск, проводился конкурс совместного творчества детей и взрослых «Планета детства»....

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА?»

В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспитание и образование приобретает особое значен...

Семинар – практикум для воспитателей на тему: «Экономика для взрослых и детей»

Семинар – практикум для воспитателейна тему:«Экономика для взрослых и детей»...

Презентация «Экономика для взрослых и детей».

Семинар - практикум  Тема: «Экономика  для  взрослых  и  детей»....