Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
картотека по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Исламова Елена Алексеевна

Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать всё в действии, иначе результата не будет. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovo-ekonomicheskaya_igroteka_st._gr.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»

Цель: развивать умение находить четвертый лишний предмет и дать объяснение, почему он лишний.

Материал:

1. Картинки с металлические монеты: 1рубль, 1 доллар, 1 франк, бумажная купюра 1рубль;

2.Картинки герои сказок: антилопа  (индийской сказки «Золотая антилопа»), Буратино, Муха Цокотуха, золотая рыбка.

3.Картинки с профессиями: парикмахер, пекарь, музыкальный руководитель, доктор;

4. Картинки: машина, платье, бананы, солнце в облаках;

5.Картинки: многоквартирный жилой дом, рынок, торговый павильон, магазин «Детский мир».

Ход игры: Демонстрировать ребенку карточку, на которой представлены четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая лишняя. Какая?

  1. Лишняя  картинка- бумажный денежный знак 1 рубль, остальные металлические: 1 рубль, 1доллар, 1 франк. (признак «Материал»)
  2. Лишняя картинка- золотая рыбка (исполняет желания)
  3. Лишняя картинка- пекарь  («Продукт труда» и «Услуга»)
  4. Лишняя картинка- солнце (явление природы купить нельзя)
  5. Лишняя картинка- многоквартирный жилой дом (не объект торговли)

Дидактическая игра ««Что важнее?»

 Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши», «жизненно необходимые предметы» и «предметы, необходимые для работы, но в жизни без которых можно обойтись.» Учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

Ход игры: Вариант 1

В игре могут принимать участие 2-6 ребенка. Каждому из них даются карточки с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.

 Задание 1.  Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши.

 Задание 2. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись.

 Задание 3. Разложить по признакам все картинки:

 1  признак:  РОСКОШЬ

 2  признак:  РАБОТА

 3  признак:   НЕОБХОДИМОСТЬ

     Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми.

Вариант 2

Ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Выигрывает тот, который первым пройдёт все этапы.

Дидактическая игра «Путешествие денежки»

Цель: закрепить знания детей о денежных знаках разных стран.

Материал: карточки с изображением купюр разных стран, карточки с изображением флагов и костюмов тех стран, которые изображены на купюрах.

Содержание: надо подобрать пару к купюре (флаг и купюра).

Вариант: Участвуют два игрока. Один берет карточки с флагами стран, другой – с купюрами. Поочередно выкладывают карточки на стол, чья очередь совпадет с парой, тот забирает карточки себе. Выигрывает тот, у кого окажется больше карточек

Дидактическая игра «Мемори»

Цель: закрепить знание детей о достоинствах монет, развивать речь, внимание, зрительную память.

Материал: картинки с изображением монет разных достоинств с одной стороны и с обратной стороны у всех карточек одинаковый рисунок.

Содержание: Ребенок раскладывает картинки одинаковым рисунком вверх. Переворачивает карточки и ищет одинаковые по достоинству монеты, находя две одинаковые, убирает. Игра заканчивается после того, когда игрок убирает все картинки.

Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Цель: предоставить детям возможность практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть товар»: материал, место производства, цену.

Материал: различные игрушки, ценники, игровые деньги – «рублики».

Содержание: Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

Дидактическая игра «Кто купит больше?»

Цель: дать понятие, чем больше достоинство монеты (купюры), тем выше ее покупательная способность.

Материал: картинки Пяточка и Ослика, монеты достоинством 1 и 5 рублей, картинки товаров.

Содержание: Пятачок и Ослик хотят сделать покупки в лесном магазине. У Пяточка купюра достоинством в 5 рублей, у Ослика – в 1 рубль.

Кто купит больше товаров? Почему?

Возможные варианты ответов:

1. Больше товаров купит Пятачок, потому что 5 рублей больше, чем 1 рубль.

2. Меньше товаров купит Ослик, потому что 1 рубль меньше, чем 5 рублей.

3. Пятачок и Ослик купят одинаковое количество товаров.

Решение проблемы: Дети рассматривают все варианты ответов и находят верными первый и второй. Для доказательства правильности этих вариантов они сравнивают две купюры – 5 рублей и 1 рубль. Определяют, чем они похожи и чем отличаются. Одно из существенных отличий – достоинство монет. Монеты отличаются по достоинству: у Пяточка – 5 рублей, у Ослика – 1 рубль.

Вывод: чем больше достоинство монеты (купюры) тем выше ее покупательная способность.

Дидактическая игра «Какие бывают доходы?»

Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; упражнять в самостоятельном определении видов доходов (основные, дополнительные).

Материал: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, ткачихи, строителя и т.п.), и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и т.п.), дающих дополнительный доход (можно добавить карточки с условными изображениями лотереи или конкурса).

Содержание: дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы).

Дидактическая игра  «Я хочу»

Цель: развивать умения группировать потребности в соответствии со своими желаниями; раскрыть разнообразие потребностей каждого человека.

Материал: предметные карточки с изображением телевизора, мебели, машины, дома, воды, школы, детского сада, мира(голубь), видов спорта, транспорта и т.д.

Содержание: Воспитатель предлагает детям разложить карточки на три группы в соответствии со своими желаниями.

1-я группа – «Я хочу для себя» (личные потребности).

2-я группа – «Я хочу для своей семьи» (семейные потребности).

3-я группа – «Я хочу для всех» (общественные потребности).

Игра «Хочу и надо»

Цель: показать детям, что расходы бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные). Научить детей определять значимость и важность предмета.

 Материалы: модель памятки, карточки  символизирующие основные и не основные расходы (одежда, продукты, питания, свет, газ, игрушки, конфеты , мобильный телефон, книги и т.д).

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выбрать карточки и распределить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку в соответствующую колонку. Дети выполняют задание и объясняют свой выбор.

Дидактическая игра «Банк»

Цель: на конкретном примере показать детям, что такое банк, для чего он существует, его назначение; рассказать о работе служащих банка

Материал: картинки с изображением людей, работающих в банке, и их действия, картинка банка, монеты, пластиковые карточки.

Содержание:

- Кто знает, что такое деньги? Да, это средства, с помощью которых мы приобретаем товары и нужные нам вещи. Но мы тратим какое-то количество денег, остальные находятся у нас, мы их можем хранить до того времени, пока они снова нам не понадобятся. А иногда бывает и так, что мы хотим приобрести вещь очень дорогую, а денег не хватает. Вот мы и откладываем их понемногу, пока не наберем нужную сумму для покупки этой вещи. Но если мы будем держать эти деньги дома, то их больше не станет. Для этого люди придумали дом, где можно хранить деньги, и им еще за это заплатят. Чем больше денег хранить в этом доме, тем больше доплатят за это. Этот дом, где хранят деньги, называется банк, и работают в нем люди – служащие банка, банкиры. Дети раскладывают картинки работников банка и соответственно их действия в банке. Выигрывает тот, кто первый соберет пары картинок.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»

Цель: закрепить знания детей об инструментах; расширять представления об их роли в изготовлении продуктов труда.

Материал: карточки с изображением разнообразных инструментов.

Содержание: ребенок берет карточку с изображением инструмента, называет инструмент и перечисляет профессии, для которых он нужен, рассказывает, для чего предназначен. Дети дополняют ответ, отвечают на вопрос «Что произойдет, если у мастера не будет этого инструмента?».

Дидактическая игра «Вершки-корешки»

Цель: закрепить название продуктов производства овощевода.

Материал: картинки с изображением овощей, блюд из овощей.

Содержание: ребенок берет картинку и называет, кто это производит, и называет, какая часть съедобная, находит пару этой картинке, что из этого можно приготовить. Например, «У меня картинка картошка, ее вырастил овощевод, корешок у картошки съедобен, а вершок не съедобен, из картошки можно приготовить картофельное пюре».

Дидактическая игра «Что быстрее купят?»

Цель: развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).

Содержание: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

Дидактическая игра «Фермер - овощевод»

Цель: научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека; воспитывать интерес к людям разных профессий.

Материал: карточки с изображением продуктов производства овощевода и фермера (молоко-корова, молоко-коза, яйца-курица, яйца-утка; картинки овощей и т.д.)

Содержание: ребенок берет карточку и называет профессию, связанную с тем, что изображено на картинке (Чей продукт труда?).

Дидактическая игра  «Дешевле – дороже»

Цель: развивать у детей умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент товаров по цене, развивать самостоятельность в принятии решения о покупке.

Материал: импровизированный магазин, карточки с изображением различного товара, ценники, монеты.

Содержание: Воспитатель предлагает детям 10 рублей. Сначала дети подбирают «товары», контрастные по цене (самый дорогой и самый дешевый), а затем устанавливают ассортимент «товаров» (сериационные ряды) – от самого дешевого до самого дорого предмета и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене «товары». Далее дети решают, что они купят на 10 рублей, и делают покупку в импровизированном магазине (продавец – воспитатель), не забывая о вежливых словах.

Игровая ситуация «Лучшая реклама»

Задачи: выявить способности детей рекламировать товары и услуги; поощрять способность детей придумывать более оригинальную по форме и содержанию рекламу; выбирать наиболее интересную рекламу.

Материал: поделки, изготовленные детьми; рекламные листы на отдельные предметы; карандаши, бумага.

Содержание игры:

Предложить детям придумать рекламу для своих поделок.

Предупредить детей, что от того, какую рекламу они придумают, будет зависеть распродажа товара, т.е. устроить конкурс реклам.

Самостоятельная работа детей по изготовлению рекламы.

Вместе с детьми подведение итогов конкурса реклам.

Продолжить путешествие по ярмарке, делая покупки понравившихся товаров.

Игра «Профессии»

Цель: формировать представление о содержании деятельности людей отдельных профессий, об их орудиях и продуктах труда; воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться.

1-й вариант. Детям предлагаются карточки с изображением людей разных профессий. Они должны подобрать орудия труда.

2-й вариант. Дети подбирают не только орудия труда. но и называют продукт труда.

Игра «Упаковка»

Цель: развивать умение детей правильно воспринимать информацию в рекламе.

Содержание: Как ты думаешь, для чего нужна упаковка? Верно, она предохраняет товар от повреждений, дает возможность складывать его в ящики, контейнеры максимально удобно. На упаковке напечатаны сведения о товаре: как им пользоваться и как его хранить. А еще красивая и яркая упаковка привлекает покупателей. Они скорее приобретут товар в такой упаковке. Попробуй придумать упаковку, нарисовать или сделать. Провести конкурс «Чья упаковка лучше?»

Задание: придумать свои упаковки для зубной пасты, карандашей, красок, мыла, тетради, конфет. Сделать их яркими и удобными.

Дидактическая игра

«Собери цветок»

Цель: закрепить знания детей об основных потребностях человека.

Материал: картинки с изображением блоков потребностей физиологические потребности; безопасность и здоровье; образование; общение и семья; картинки, раскрывающие эти блоки: кровать, ребенок спит, ребенок ест, парта, ребенок катается на коньках и т.д. (серединки цветов – блоки потребности, лепестки – картинки, раскрывающие блоки).

Содержание игры: В игре участвует 5 человек. Выбирается ведущий. Дети выбирают серединки цветов. Ведущий переворачивает лепестки рисунком вниз и поочередно показывает детям лепестки. Дети должны догадаться, чей это лепесток, чей цветок соберется первый, тот игрок и выигрывает.

Вариант игры: играть могут все дети. Детям раздаются лепестки с потребностями. Серединки цветов лежат в разных местах. Дети ходят по комнате, по сигналу должны собраться в свой цветок.

Дидактическая игра

 «Рекламные парные картинки»

Цель: закрепить знание детей о рекламе, развивать речь, внимание, зрительную память.

Материал: картинки с изображением названий реклам и карточки с изображением, что рекламирует эта реклама.

Содержание: Ребенок раскладывает картинки одинаковым рисунком вверх. Переворачивает карточки и ищет пару к картинке о рекламе, находя две одинаковые, убирает. Игра заканчивается после того, когда игрок убирает все картинки.

Вариант игры: в игре участвует 2 человека. Делят карточки поровну. Поочередно переворачивают карточки, и, если они совпадают, игрок, который первый перевернул карточку, забирает их себе. Выигрывает тот, у кого карточек окажется больше.

 

Игра «Парные картинки»

Цель: знакомство с денежными единицами разных стран, развитие памяти, внимания, наблюдательности.

Материалы: пары кошельков с изображением разной валюты.

Содержание:

1 вариант. Ведущий показывает валюту, а тот, кто первый назовёт страну, к которой она относится её название, забирает карточку себе. Выигрывает игрок, набравший больше карточек.

2 вариант. Карточки перемешиваются и выкладываются рубашкой вверх. Игроки по очереди поднимают 2 карточки. Если картинки одинаковые игрок забирает их себе и делает еще один ход. Если разные кладёт на те же места. Выигрывает тот, кто соберет больше пар.

Игра «Груша-яблоко»

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что,

конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать

место на бумаге. Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

 

Список литературы:

1. Смолнцева А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в

экономику» Учебно-методическое пособие.

2. А.Д. Шатова «Дошкольник и... экономика»

3. Черкай.С. «Обучаем детей финансовой грамотности»

4. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий станционной игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "Удачная покупка"

Открытое мероприятие «Удачная покупка»Форма проведения: станционная играУчастники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, музыкальный руководитель, возможно участие волонтеров.Цель ...

Интерактивная дидактическая игра по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

В результате игровой деятельности формировать у детей положительное отношение к финансовой грамотности, интерес к экономике...

Игра по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формировать знания детей об источниках финансового накопления денежных средств; формировать навыки эффективного управления личными деньгами; формировать умение ориентироваться в понятиях «...

Картотека дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр  по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект квест-игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Увлекательная квест-игра поможет детям окунуться в мир финансов.. Главный герой - ворона, которая  поможет детям найти клад. Но для этого надо выполнить много интересных заданий. В ходе выполнени...

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

ФинансыО, Финансы! Сказочное слово!Власть и сила, ум и красота.Все хотят, но мало кто готовы –Жизнь отдать финансовым счетам.Это труд, достойный и поэмы,И сейчас, и бездну лет назад.Строгое реше...

Семинар-практикум на тему: «Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьёй посредством игры.Задачи:- сформировать элементарные экономические знания у родителей;- содействовать повыше...