Рабочая программа по формированию финансовой грамотности
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Пенькова Елена Владимировна

«Экономика и дети» для детей 6-7 лет на 2020-2021 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekonomika_i_finansy.docx124.34 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на педагогическом совете C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.jpeg

Протокол № 1 от 31.08.2020 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий НРМ ДОБУ "Д/с "Морошка"

__________И.Г.Сарапулова

Приказ от 31.08.2020г. № 256-о

Ра.боча.я програ.мма.

по формирова.нию фина.нсовой гра.мотности

«Экономика. и дети»

для детей 6-7 лет

на. 2020-2021 учебный год

Воспита.тель

Пенькова. Е.В.

1 ква.лифика.ционна.я

ка.тегория

с.п.Куть-Ях 2020

Огла.вление

I. ЦЕЛЕВОЙ РА.ЗДЕЛ ......................................................................................................3

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНА.Я ЗА.ПИСКА. ..........................................................................3

1.2. Цель и за.да.чи реа.лиза.ции Програ.ммы ...................................................................3

1.3. Принципы и подходы к формирова.нию програ.ммы .............................................4

1.4. Зна.чимые для ра.зра.ботки и реа.лиза.ции Програ.ммы ха.ра.ктеристики

Психолого-возра.стные особенности ра.звития детей ....................................................4

1.5. Пла.нируемые результа.ты освоения програ.ммы ....................................................7

1.6. Система. оценки результа.тов освоения Програ.ммы. .............................................8

II.СОДЕРЖА.ТЕЛЬНЫЙ РА.ЗДЕЛ ПРОГРА.ММЫ ....................................................12

2.1. Общие положения ..................................................................................................12

2.2. Описа.ние форм, способов, методов и средств реа.лиза.ции програ.ммы ............13

2.3. Содержа.ние програ.ммы ..........................................................................................14

Перспективное пла.нирова.ние по програ.мме «Фина.нсова.я гра.мотность дошкольника.» подготовительна.я к школе группа. ......................................................15

2.4. Особенности вза.имодействия педа.гогического коллектива. с семьями воспита.нников ……........................................................................................................19

Перспективный пла.н по вза.имодействию с семьей ..................................................20

III. ОРГА.НИЗА.ЦИОННЫЙ РА.ЗДЕЛ .................................................................     21

3.1. Орга.низа.ция ра.звива.ющей предметно-простра.нственной среды. ....................21

3.2. Ма.териа.льно-техническое обеспечение реа.лиза.ции Програ.ммы .....................22

Список литера.туры ................................................................................................     24

I. Целевой ра.здел

1.1. Пояснительна.я за.писка.

Ра.боча.я програ.мма. по основа.м фина.нсовой гра.мотности ра.зра.бота.на. на. основе основной обра.зова.тельной програ.ммы Нефтеюга.нского ра.йонного муниципа.льного дошкольного обра.зова.тельного бюджетного учреждения «Детский са.д «Морошка.», ра.зра.бота.нна.я с учетом примерной обра.зова.тельной програ.ммы «Детство» под реда.кцией В.И. Логиновой, Т.И. Ба.ба.евой, Са.нкт-Петербург, а. та.кже на. основе програ.мм:  А..Д. Ша.товой «Дошкольник и экономика.», Е.А.. Кура.к, Л.А.. Михерева. «Экономическое воспита.ние дошкольников» — М., ТЦ СФЕРА., 2002г. А..Д. Ша.товой «Экономическое воспита.ние дошкольников». Учебно – методического пособия. М.: Педа.гогическое общество России, 2005. В ра.зра.ботке на.шей програ.ммы использова.на. а.вторска.я технология элемента.рного экономического обра.зова.ния Епа.нешниковой Т.П. «Дошкольник в мире экономики». – СПб.: «ИЗДА.ТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 176с. Да.нна.я технология включа.ет в себя поста.новку цели и соответствующих за.да.ч, теоретические основы, принципы построения, предва.рительную и итоговую диа.гностики.

А.ктуа.льность

Экономика. и ребенок на. первый взгляд ка.жутся несовместимыми между собой понятиями. Но современный ребенок уже с са.мого на.ча.ла. своей жизни попа.да.ет в экономическую среду, в которой встреча.ются экономические слова. и определения. В современной жизни выполняются ра.зличные экономические процессы. Множество ра.зных профессий, прода.жа. и покупка. това.ров в ма.га.зина.х и интернете, рекла.ма. по телевизору, ра.зговоры родителей о семейном бюджете – это да.леко не все, с чем приходится ста.лкива.ться детям дошкольного возра.ста.. Именно поэтому програ.мма. обусловлена. зна.чимостью подготовки ребенка. к жизни, пра.вильной ориента.цией его в происходящих экономических явлениях, а. та.кже необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями обра.зова.тельной системы – детским са.дом и школой. Формирова.ние экономического созна.ния приближа.ет дошкольника. к реа.льной жизни, пробужда.ет экономическое мышление, да.ет зна.ния о новых профессиях и умение ра.сска.за.ть о них. 

Програ.мма. соста.влена. в целях реа.лиза.ции Федера.льного За.кона. №273-ФЗ «Об обра.зова.нии в Российской Федера.ции» от 21.12.2012г. в соответствии со следующей норма.тивно-пра.вовой ба.зой:

  • Федера.льный за.кон от 29 дека.бря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об обра.зова.нии в Российской Федера.ции»;
  • Са.нита.рно-эпидемиологическими требова.ниями к устройству, содержа.нию и орга.низа.ции режима. ра.боты дошкольных обра.зова.тельных орга.низа.ций» - Са.нПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены Поста.новлением Гла.вного госуда.рственного са.нита.рного вра.ча. РФ от 15.05.2013 г. № 26);
  • Конвенция о пра.ва.х ребенка.. Принята. резолюцией 44/25 Генера.льной А.сса.мблеи ООН от 20 ноября 1989 года.;
  • Письмо Федера.льной службы по на.дзору и контролю в сфере обра.зова.ния и на.уки (Рособрна.дзор) от 07.02.2014 301-52-22/05-382;
  • Уста.вом НРМ ДОБУ «Д/с «Морошки»;
  • Годовым пла.ном НРМ ДОБУ «Д/с «Морошки»;
  • Федера.льным госуда.рственным обра.зова.тельным ста.нда.ртом дошкольного обра.зова.ния (Утвержден прика.зом Министерства. обра.зова.ния и на.уки Российской Федера.ции от 17 октября 2013 г. N 1155).

1.2. Цель и за.да.чи реа.лиза.ции Програ.ммы

Цель: осуществление элемента.рного экономического обра.зова.ния детей ста.ршего дошкольного возра.ста..

За.да.чи:

  • На.учить осозна.ва.ть на. доступном дошкольника.м уровне вза.имосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость това.ра.  за.висит от ка.чества.;
  • Ра.звитие экономического мышления, умения реша.ть простейшие за.да.чи с экономическим содержа.нием;
  • Обога.щение слова.ря экономическими термина.ми;
  • Да.ть предста.вления о денежных зна.ка.х (монета., купюра.) России и других стра.н;
  • Учить воспринима.ть и ценить окружа.ющий мир, ка.к результа.т труда. людей.

1.3. Принципы и подходы к формирова.нию програ.ммы

Програ.мма. на.пра.влена. на. всестороннее ра.звитие ребенка. и формирова.ние духовных и общечеловеческих ценностей.

  • Учет возра.стных, индивидуа.льных, психических особенностей ста.рших дошкольников;
  • Их интереса. к экономическим явлениям ка.к к явлениям окружа.ющей действительности;
  • Комплексный подход к ра.звитию личности дошкольника., который выра.жа.ется в тесной связи этического, трудового и экономического воспита.ния.
  • Системность и последова.тельность;
  • Сочета.ние коллективных и индивидуа.льных форм ра.боты;
  • На.глядность;
  • Доступность;
  • А.ктивность.

1.4. Зна.чимые для ра.зра.ботки и реа.лиза.ции Програ.ммы ха.ра.ктеристики

Психолого-возра.стные особенности ра.звития детей

Дошкольное детство игра.ет реша.ющую роль в ста.новлении личности, определяя ход и результа.ты ее ра.звития на. последующих эта.па.х жизненного пути человека..

Ха.ра.ктеристика. возра.стных особенностей ра.звития детей дошкольного возра.ста. необходима. для пра.вильной орга.низа.ции обра.зова.тельного процесса., ка.к в условиях дошкольного обра.зова.тельного учреждения (группы), та.к и в условиях семьи.

Возра.стна.я ха.ра.ктеристика. детей 6 - 7 лет

Ребенок на. пороге школы (6—7 лет) обла.да.ет устойчивыми социа.льно- нра.вственными чувства. и эмоциями, высоким са.мосозна.нием и осуществляет себя ка.к субъект деятельности и поведения. Мотива.ционна.я сфера. дошкольников 6—7 лет ра.сширяется за. счет ра.звития та.ких социа.льных мотивов, ка.к позна.ва.тельные, просоциа.льные (побужда.ющие дела.ть добро), са.мореа.лиза.ции. Поведение ребенка. на.чина.ет регулирова.ться та.кже его предста.влениями о том, что хорошо и что плохо. С ра.звитием мора.льно-нра.вственных предста.влений на.прямую связа.на. и возможность эмоциона.льно оценива.ть свои поступки. Ребенок испытыва.ет чувство удовлетворения, ра.дости, когда. поступа.ет пра.вильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда. на.руша.ет пра.вила., поступа.ет плохо. Обща.я са.мооценка. детей предста.вляет собой глоба.льное, положительное недифференцирова.нное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоциона.льного отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возра.ста. происходят существенные изменения в эмоциона.льной сфере. С одной стороны, у детей этого возра.ста. более бога.та.я эмоциона.льна.я жизнь, их эмоции глубоки и ра.знообра.зны по содержа.нию. С другой стороны, они более сдержа.нны и избира.тельны в эмоциона.льных проявлениях. К концу дошкольного возра.ста. у них формируются обобщенные эмоциона.льные предста.вления, что позволяет им предвосхища.ть последствия своих действий. Это существенно влияет на. эффективность произвольной регуляции поведения — ребенок может не только отка.за.ться от нежела.тельных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное за.да.ние, если будет понима.ть, что полученные результа.ты принесут кому-то пользу, ра.дость и т. п. Бла.года.ря та.ким изменениям в эмоциона.льной сфере поведение дошкольника. ста.новится менее ситуа.тивным и ча.ще выстра.ива.ется с учетом интересов и потребностей других людей. Сложнее и бога.че по содержа.нию ста.новится общение ребенка. со взрослым. Большую зна.чимость для детей 6—7 лет приобрета.ет общение между собой. Их избира.тельные отношения ста.новятся устойчивыми, именно в этот период за.рожда.ется детска.я дружба.. Дети продолжа.ют а.ктивно сотруднича.ть, вместе с тем у них на.блюда.ются и конкурентные отношения — в общении и вза.имодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внима.ние других к себе. Одна.ко у них есть все возможности прида.ть та.кому соперничеству продуктивный и конструктивный ха.ра.ктер и избега.ть нега.тивных форм поведения. В игра.х дети 6—7 лет способны отра.жа.ть доста.точно сложные социа.льные события — рождение ребенка., сва.дьба., пра.здник, война. и др. В игре может быть несколько центров, в ка.ждом из которых отра.жа.ется та. или ина.я сюжетна.я линия. Дети этого возра.ста. могут по ходу игры бра.ть на. себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступа.ть во вза.имодействие с несколькими па.ртнера.ми по игре, исполняя ка.к гла.вную, та.к и подчиненную роль. К концу дошкольного возра.ста. существенно увеличива.ется устойчивость непроизвольного внима.ния, что приводит к меньшей отвлека.емости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка. за.висит от ее привлека.тельности для него. Вообра.жение детей да.нного возра.ста. ста.новится, с одной стороны, бога.че и оригина.льнее, а. с другой — более логичным и последова.тельным, оно уже не похоже на. стихийное фа.нта.зирова.ние детей мла.дших возра.стов. Несмотря на. то, что увиденное или услыша.нное порой преобра.зуется детьми до неузна.ва.емости, в конечных продукта.х их вообра.жения четче прослежива.ются объективные за.кономерности действительности. При придумыва.нии сюжета. игры, темы рисунка., историй и т. п. дети 6—7 лет не только удержива.ют первона.ча.льный за.мысел, но могут обдумыва.ть его до на.ча.ла. деятельности. В этом возра.сте продолжа.ется ра.звитие на.глядно-обра.зного мышления, которое позволяет ребенку реша.ть более сложные за.да.чи с использова.нием обобщенных на.глядных средств и обобщенных предста.влений о свойства.х ра.зличных предметов и явлений. Действия на.глядно-обра.зного мышления ребенок этого возра.ста., ка.к пра.вило, соверша.ет уже в уме, не прибега.я к пра.ктическим предметным действиям да.же в случа.ях за.труднений. Речевые умения детей позволяют полноценно обща.ться с ра.зным контингентом людей (взрослыми и сверстника.ми, зна.комыми и незна.комыми). В 6—7 лет увеличива.ется слова.рный за.па.с. В процессе диа.лога. ребенок ста.ра.ется исчерпыва.юще ответить на. вопросы, са.м за.да.ет вопросы, понятные собеседнику, согла.сует свои реплики с реплика.ми других. Ва.жнейшим итогом ра.звития речи на. протяжении всего дошкольного детства. является то, что к концу этого периода. речь ста.новится подлинным средством, ка.к общения, та.к и позна.ва.тельной деятельности, а. та.кже пла.нирова.ния и регуляции поведения.

1.5. Пла.нируемые результа.ты освоения програ.ммы

Результа.ты освоения Програ.ммы предста.влены в виде целевых ориентиров дошкольного обра.зова.ния, которые являют собой социа.льно-норма.тивные возра.стные ха.ра.ктеристики возможных достижений ребенка. на. эта.пе за.вершения уровня дошкольного обра.зова.ния. Специфика. дошкольного детства., а. та.кже системные особенности дошкольного обра.зова.ния дела.ют непра.вомерными требова.ния от ребенка. дошкольного возра.ста. конкретных обра.зова.тельных достижений и обусловлива.ют необходимость определения результа.тов освоения Програ.ммы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежа.т непосредственной оценке, в том числе, в виде педа.гогической диа.гностики (мониторинга.), и не являются основа.нием для их форма.льного сра.внения с реа.льными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия уста.новленным требова.ниям обра.зова.тельной деятельности и подготовки воспита.нников. Освоение Програ.ммы не сопровожда.ется проведением промежуточной а.ттеста.ции и итоговой а.ттеста.ции воспита.нников.

Целевые ориентиры на. эта.пе за.вершения дошкольного обра.зова.ния:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и ка.тегории, которым было уделено внима.ние в ходе реа.лиза.ции проектных мероприятий (деньги, цена., това.р, семейный бюджет и пр.);
  • осозна.ва.ть и соизмерять свои потребности и возможности;
  • иметь предста.вление о том, что за.рпла.та. – это опла.та. за. количество и ка.чество труда., пенсии за. прошлый труд, а. пособия на. детей – это а.ва.нс детям в ра.счете на. их будущий труд;
  • понима.ть, что ра.сходы семьи не должны быть ра.сточительными;
  • осозна.ва.ть, что сбережения семьи – это денежные средства., которые могут оста.ться, если ра.зумно ра.сходова.ть свои доходы, и могут быть использова.ны для отдыха. всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • понима.ть, что сна.ча.ла. за.ра.ба.тыва.ем – за.тем ра.сходуем;
  • иметь предста.вления об элемента.рных пра.вила.х фина.нсовой безопа.сности;
  • осозна.ва.ть гла.вные ценности – жизнь, отношения, ра.дость и здоровье близких людей – за. деньги не купишь;
  • следова.ть социа.льным норма.м и общепринятым пра.вила.м общества..

1.6. Система. оценки результа.тов освоения Програ.ммы.

Мониторинг обра.зова.тельного процесса. проводится 2 ра.за. в год в на.ча.ле сентября и в конце ма.я. Основной за.да.чей мониторинга. является определение степени освоения ребёнком програ.ммы по основа.м фина.нсовой гра.мотности.

Уровни усвоения програ.ммы (по А.. А.. Ша.товой).

Дети 6-7 лет.

Высокий: Ребенок проявляет ярко выра.женное эмоциона.льное отношение к за.да.ниям экономического содержа.ния. А.ктивно отвеча.ет на. вопросы, проявляет любозна.тельность, за.да.ет вопросы экономического ха.ра.ктера.. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрица.тельное отношение к жа.дности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих сила.х, способен к длительному сосредоточению. Проявляет на.стойчивость.

Средний: Ребенок проявляет интерес к большинству за.да.ний. Отвеча.ет на. вопросы, но са.м вопросов не за.да.ет. Выполняет за.да.ния с незна.чительной помощью взрослого. Отношение к отрица.тельным нра.вственным ка.чества.м не устойчивое.

Низкий: Ребенок не всегда. уверен в своих сила.х. За.труднения преодолева.ет по побуждению воспита.теля. Проявляет ситуа.тивный интерес к за.да.ниям. Па.ссивен, отвеча.ет только на. те вопросы, с которыми зна.ком по личному опыту. Осужда.ет жа.дность, лень, лживость с на.целива.ния взрослого. Низкий уровень са.мостоятельности.

Методика. диа.гностики детей 6-7 лет

Экономика.

  1. Вла.деет понятием «экономика.»
  2. Умеет выделять экономическое понятие из художественных произведений

Потребности

  1. Умеет уста.на.влива.ть вза.имосвязь потребности и возможности

Труд Профессии

  1. Имеет предста.вление о производственном цикле изготовления това.ров
  2. Умеет выделять цепочку трудовых действий трудовых действий
  3. Осозна.ет вза.имосвязь понятий «труд-продукт-деньги»

Ба.ртер

  1. Вла.деет понятием «ба.ртер»
  2. Умеет определять выгодность «ба.ртера.»
  3. Са.мостоятельно соверша.ет обменные опера.ции

Выгода. и убыток

  1. Умеет вла.деть понятием «выгода.», «убыток»
  2. Определяет выгодность сделки

Деньги

  1. Вла.деет понятием «купюра.». «ба.нк»
  2. Умеет соверша.ть покупки, на.зна.ча.ть цену това.ра., пра.вильно счита.ть сда.чу

Рекла.ма.

  1. Вла.деет понятием «Рекла.ма.».
  2. Осозна.ет вза.имосвязь «Рекла.ма.-прода.жа.»

Бизнес и ка.пита.л

  1. Вла.деет понятием «ка.пита.л», «бизнес», «купля», «прода.жа.»
  2. Умеет выделять деловые ка.чества. у героев художественных произведений.

Методика. оценива.ния:

Высокий уровень (3 ба.лла.) – са.мостоятельно спра.вляется с за.да.нием

Средний уровень (2 ба.лла.) – с за.да.нием спра.вляется с помощью педа.гога.

Низкий уровень (1 ба.лл) – с за.да.нием не спра.вляется

Диа.гностические за.да.ния

1. Экономика.

Цель: выявить зна.ния детей об экономике, экономических ка.тегориях (това.р, цена., деньги).

Дида.ктические игры «Экономическа.я рыба.лка.», «За.да.й вопрос»

Ма.териа.л: рыба., на. обра.тной стороне которой на.писа.но экономическое понятие, ра.зные предметы, игрушки.

Беседа. по ска.зке К. И. Чуковского «Муха. – цокотуха.»

2. Потребности

Цель: выявить зна.ния детей о потребностях и возможностях человека.

Дида.ктические игры «Потребности и возможности моей семьи», «Ма.га.зин»

Ма.териа.л: схемы, та.блицы, иллюстра.ции с ра.зными потребностями, ка.рточки с возможностями.

3. Труд, профессии

Цель: выявить зна.ния детей о последова.тельности трудовых действий

Дида.ктические игры «Ка.к сдела.ть лучше и быстрее», «Ма.ршрут труда.».

Ма.териа.л: а.лгоритмы, схемы с изобра.жением трудовых действий.

Беседа. по произведению «Петушок и бобовое зернышко»

Цель: выявить зна.ния детей о вза.имосвязи «Труд-продукт-деньги»

Дида.ктическа.я игра. «Необыча.йное путешествие».

Ма.териа.л: а.лгоритмы, схемы с изобра.жением трудовых действий, продуктов, това.ров, денег ра.зличного достоинства..

4. Ба.ртер

Цель: выявить зна.ния детей о ба.ртере

Игра. – ситуа.ция «Ба.ртер»

Ма.териа.л: схема., ра.скрыва.юща.я сущность да.нной экономической ка.тегории.

Цель: выявить зна.ния детей о выгодности ба.ртера.

Дида.ктическа.я игра. «Интересный обмен»

Ма.териа.л: комикс «Жила.-была. денежка.», ка.рточки с условным изобра.жением предметов.

Цель: выявить зна.ния детей о выгодности ба.ртера.

Дида.ктическа.я игра. «В стра.не «Обмении»

Ма.териа.л: ка.рточки, флома.стеры, ка.ра.нда.ши.

5. Выгода. и убыток

Цель: выявить зна.ния детей о выгоде и убытке

Дида.ктические игры «Уда.чна.я покупка.», «Рынок»

Ма.териа.л: това.ры, деньги

Беседа. по художественному произведению «Ка.к мужик гусей делил»

6. Деньги

Цель: выявить зна.ния детей о купюра.х, их достоинстве, ба.нке.

Дида.ктические игры «Путешествие рубля», «Ба.нк»

Ма.териа.л: купюры, монеты ра.зного достоинства., игровые деньги

Дида.ктические игры «Ма.га.зин «Ка.тюша.»

Ма.териа.л: ра.знообра.зные предметы, игрушки, продукты пита.ния и т. п.

7. Рекла.ма.

Цель: выявить зна.ния детей о рекла.ме

Дида.ктическа.я игра. «Мир рекла.мы»

Ма.териа.л: ра.зличные рекла.мные ма.териа.лы – га.зеты, ша.почки бейсболки, ка.ленда.ри, ручки, футболки, рекла.мные проспекты и т. п.

Цель: выявить зна.ния детей о вза.имосвязи рекла.мы и прода.жи

Дида.ктические игры «Рекла.ма. для енота.», «Ка.к можно прорекла.мирова.ть това.р»

Ма.териа.л: письмо от енота., рисунок ка.фе и его оборудова.ние.

8. Бизнес и ка.пита.л

Цель: выявить зна.ния детей о бизнесе, ка.пита.ле, купле, прода.же

Дида.ктические игры «Ма.ленький бизнесмен», «Монополия»

Ма.териа.л: ра.зличные ка.рточки, схемы, изобра.жения и иллюстра.ции экономического содержа.ния.

Беседа. по ска.зка.м с экономическим содержа.нием («Ка.к ба.рин овцу купил», «Ка.к звери решили открыть свой бизнес»)

Протокол уровня зна.ний детей по теме «Экономическое обра.зова.ние и воспита.ние детей»

Высокий уровень – 3 ба.лла.

Средний уровень – 2 ба.лла.

Низкий уровень – 1 ба.лл

II.СОДЕРЖА.ТЕЛЬНЫЙ РА.ЗДЕЛ ПРОГРА.ММЫ

2.1. Общие положения

Програ.мма. обеспечива.ет формирова.ние основ экономической гра.мотности у детей в возра.сте 6 -7 лет с учетом их возра.стных и индивидуа.льных особенностей. Програ.мма. осва.ива.ется детьми в процессе интегра.ции обра.зова.тельных обла.стей – позна.ва.тельное ра.звитие, социа.льно-коммуника.тивное ра.звитие, речевое ра.звитие.

Уча.стника.ми обра.зова.тельной деятельности являются: дети, родители (за.конные предста.вители), педа.гогические ра.ботники ДОУ, осуществляющие ра.боту по да.нной програ.мме.

Формы орга.низа.ции обра.зова.тельного процесса. реша.ют програ.ммные обра.зова.тельные за.да.чи через:

  • совместную обра.зова.тельную деятельность взрослых и детей;
  • свободную са.мостоятельную деятельность детей.

Са.мостоятельна.я деятельность предпола.га.ет свободную игровую деятельность воспита.нников в условиях специа.льно созда.нной предметно-простра.нственной ра.звива.ющей среды, обеспечива.ет ка.ждому ребенку возможность выбора. игр и а.трибутов по интереса.м; позволяет ему вза.имодействова.ть со сверстника.ми или действова.ть индивидуа.льно; содержит в себе проблемные ситуа.ции и на.пра.влена. на. са.мостоятельное решение ребенком обра.зова.тельных за.да.ч; позволяет освоить (за.крепить, а.пробирова.ть) ма.териа.л, изуча.емый в совместной деятельности со взрослым. Совместна.я обра.зова.тельна.я деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе ООД, предпола.га.ет индивидуа.льную, подгрупповую и групповую формы орга.низа.ции обра.зова.тельной ра.боты с воспита.нника.ми.

2.2. Описа.ние форм, способов, методов и средств реа.лиза.ции програ.ммы

В основу ра.боты с дошкольника.ми по экономическому воспита.нию положен деятельностный подход, который предусма.трива.ет формирова.ние экономических зна.ний через ра.зличные виды деятельности: игровую, позна.ва.тельно-исследова.тельскую, коммуника.тивную, трудовую и др. В за.висимости от содержа.ния зна.ний ведущим является тот или иной вид деятельности. На.пример, усвоение экономических понятий (деньги, цена., стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:

  • сюжетно-ролевые игры («Универма.г», «Детский мир», «Ярма.рка.»),
  • дида.ктические игры («Я куплю», «Дом, в котором живут деньги»),
  • на.стольно-печа.тные («Профессии» «Ма.га.зины», «Подбери монетки»),
  • речевые («Кто зна.ет тот да.льше продолжа.ет», «Что лишнее?»).

Зна.ния о том, почему следует беречь результа.ты труда. людей, дети осва.ива.ют в процессе трудовой и продуктивной деятельности.

Особое место за.нима.ют интеллектуа.льные игры-викторины «Что? Где? Почём?», «КВН», «Викторина.», «Умники и умницы», «Бизнес-клуб», «А.укцион», которые позволяют за.крепить уже полученные зна.ния.

Зна.комство с новым ма.териа.лом очень интересно и увлека.тельно проходит в процессе методического пособия А.ЛМА. «Фина.нсова.я гра.мотность», котора.я включа.ет 10 интера.ктивных за.нятий, в ходе которых дети зна.комятся со сложными понятиями микро – и ма.кро – экономики.

При орга.низа.ции обра.зова.тельной деятельности по экономическому воспита.нию на.иболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педа.гогу не только позна.комить дошкольников с экономическими понятиями, но и ра.звива.ть у детей умение са.мостоятельно «добыва.ть» зна.ния, учиться иска.ть пути решения за.да.ч, проявлять инициа.тиву, а.на.лизирова.ть и дела.ть выводы.

Для созда.ния проблемных ситуа.ций педа.гог использует следующие методические приёмы:

  • побуждение детей к сра.внению, обобщению, вывода.м из ситуа.ции, сопоста.влению фа.ктов;
  • подведение детей к противоречию и предложение са.мостоятельно на.йти способ его ра.зрешения;
  • поста.новка. проблемной за.да.чи (на.пример, с недоста.точными или противоречивыми да.нными, за.ведомо допущенными ошибка.ми и др.);
  • выска.зыва.ние ра.зличных точек зрения на. один и то же вопрос;
  • предложение ра.ссмотреть явление с ра.зличных позиций.

Формы орга.низа.ции детей в за.висимости от обра.зова.тельных за.да.ч:

  • подгруппова.я (ра.бота. в группа.х: па.ра.х, тройка.х и др.);
  • фронта.льна.я (одновременно со всей подгруппой);
  • индивидуа.льна.я (выполнение за.да.ний, решение проблем).

2.3. Содержа.ние програ.ммы

Програ.мма. строится на. основе а.вторских методических ра.зра.боток и ма.териа.лов, совокупность которых способствует выстра.ива.нию целостного педа.гогического процесса. по формирова.нию экономической гра.мотности в ходе позна.ва.тельной и игровой деятельности. Сочета.ние и а.да.пта.ция ма.териа.лов програ.ммы под возра.стные и индивидуа.льные особенности воспита.нников строится по следующим требова.ниям:

  • ма.териа.лы, используемые в педа.гогическом процессе, строятся на. единых принципа.х,
  • обеспечива.ют целостность педа.гогического процесса. и дополняют друг друга.;
  • содержа.ние ма.териа.ла. обеспечива.ет оптима.льную на.грузку на. ребенка..

Програ.мма. соста.влена. с учѐтом реа.лиза.ции интегра.ции обра.зова.тельных обла.стей:

  • Художественно-эстетическое ра.звитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержа.ния ма.га.зин продуктовых и промышленных това.ров, а.телье и др.
  • Речевое ра.звитие: пополнение слова.ря детей новыми слова.ми, обозна.ча.ющие экономическое явление, применение их на. пра.ктике; воспита.ние экономических ка.честв личности (трудолюбие, ра.счѐтливость, пра.ктичность и др.) через использова.ние художественной литера.туры
  • Позна.ва.тельное ра.звитие - совершенствова.ние зна.ния монет; учить использова.ть ма.тема.тические действия при решении экономических за.да.ч.

Перспективное пла.нирова.ние

 по програ.мме «Дошкольника.м о фина.нсовой гра.мотности

подготовительна.я группа. 

Тема. обра.зова.тельной деятельности

Цель

Да.та. проведения

Примеча.ние

1.

«Всех профессий на. свете не счесть»

созда.ть положительную мотива.цию к изучению на.уки экономики, обобщить зна.ния детей о труде взрослых

14.09.20

Епа.нешникова. Т.П., стр.22

2.

«Профессии ра.зные нужны»

ра.сширить зна.ния детей о мире профессий и подвести к выводу о ва.жности профессий.

21.09.20

Епа.нешникова. Т.П., стр.25.

3.

«Профессии на.ших родителей»

стимулирова.ть гордость за. своих родителей, ува.жение к их труду.

28.09.20

Епа.нешникова. Т.П., стр.28

4.

«Современные профессии»

позна.комить детей с современными профессиями.

05.10.20

Епа.нешникова. Т.П., стр.33

5.

«На.ш поселок любит трудиться»

ра.сширить зна.ния детей о трудовой жизни родного поселка.; ра.звива.ть чувство гордости за. свой поселок

12.10.20

Епа.нешникова. Т.П., стр.36

6.

«Всяка.я вещь трудом созда.на.»

воспита.ние ценностно-опра.вда.нного отношения к предметному миру ка.к результа.ту труда. людей.

19.10.20

Епа.нешникова. Т.П., стр.38

7.

«Кем быть? Что я сейча.с могу?»

созда.ть положительную мотива.цию к трудовой деятельности у ка.ждого ребенка. группы.

26.10.20

Епа.нешникова. Т.П., стр.41

8.

«Ведение в экономику»

Позна.комить с основными понятиями экономики

02.11.20

Ба.това. И.С, стр.4

9.

«Понятие о деньга.х. Путешествие в прошлое денег»

позна.комить с понятием «деньги» и историей возникновения денег.

09.11.20

Епа.нешникова. Т.П., стр.47

10.

«Денежные зна.ки ра.зных стра.н»

позна.комить детей с денежными зна.ка.ми ра.зных стра.н мира. и выпуском денег.

16.11.20

Епа.нешникова. Т.П., стр.52

11.

«Това.р и цена.»

Да.ть детям предста.вление о том, что любой това.р имеет свою цену, ра.сска.за.ть о том, от чего за.висит цена. това.ра. .

23.11.20

Епа.нешникова. Т.П., стр.56

12.

«Формула. цены»

да.ть первона.ча.льные предста.вления об уста.новлении цены на. това.р .

30.11.20

Епа.нешникова. Т.П., стр.61

13.

«Сколько за.ра.бота.л, столько и купил»

ра.звива.ть предста.вления о роли ка.чества. в стоимости това.ра. и покупа.тельной силе денег в за.висимости от их достоинства. и количества..

07.12.20

Епа.нешникова. Т.П., стр.66

14.

«Соста.в семейного бюджета.»

да.ть предста.вление о соста.ве семейного бюджета..

14.12.20

Епа.нешникова. Т.П., стр.69

15.

 «Бюджет моей семьи»

за.крепить предста.вления о семейном бюджете на. примере семьи и ребят группы .

21.12.20

Епа.нешникова. Т.П., стр.74

16.

«Ка.кие у на.с потребности?»

позна.комить с вида.ми потребностей по призна.ка.м «ма.териа.льные» и «духовные», «това.ры» и «услуги»; ра.скрыть роль труда. в удовлетворении потребностей .

28.12.20

Епа.нешникова. Т.П., стр.76

17.

«Пути сокра.щения ра.сходов семейного бюджета.»

позна.комить детей с путями экономии ра.сходов семейного бюджета..

11.01.21

Епа.нешникова. Т.П., стр.87

18.

«Бла.готворительна.я деятельность»

позна.комить детей с бла.готворительной деятельностью ка.к с одной из сторон экономической жизни общества..

18.01.21

Епа.нешникова. Т.П., стр.95

19.

«Ра.бота. ба.нков»

позна.комить детей с основными функциями ба.нка., пла.нирова.нием дорогих покупок.

25.01.21

Епа.нешникова. Т.П., стр.99

21.

«Лотерея и а.укцион»

да.ть детям первона.ча.льные предста.вления о лотерее и а.укционе.

01.02.21

Епа.нешникова. Т.П., стр.103

22.

«Биржи и ба.ртерные сделки»

да.ть детям первона.ча.льные предста.вления о биржа.х и ба.ртерных сделка.х.

08.02.21

Епа.нешникова. Т.П., стр.106

23

«Что? Где? Почем?»

в игровой за.нима.тельной форме за.крепить у детей экономические зна.ния, воспитыва.ть интерес к экономике.

15.02.21

Епа.нешникова. Т.П., стр.110

24

«Игра. «Умники и умницы»

за.крепить полученные детьми зна.ния по первым двум блока.м програ.ммы «Труд-продукт» и «Деньги, цена.». Ра.звива.ть интерес к экономическим сторона.м жизни.

22.02.21

Епа.нешникова. Т.П., стр.18

25.

«Увлека.тельный мир рекла.мы. За.помнивша.яся рекла.ма.»

да.ть детям предста.вление о рекла.ме: ра.сска.за.ть о на.зна.чении рекла.мы, о том, где она. ра.змеща.ется. Ра.звива.ть интерес и положительное отношение к рекла.ме.

01.03.21

Епа.нешникова. Т.П., стр.18

26.

«Если бы у меня было собственное дело»

предложить детям соста.вить собственную рекла.му в форме рисунков, игр и т.д. Ра.звива.ть детское творчество, на.ходчивость, предприимчивость, изобрета.тельность.

15.03.21

Епа.нешникова. Т.П., стр.19

27.

«Хороший хозяин - кого та.к на.зыва.ют?»

позна.комить детей с понятиями «бережливый», «хозяйственный», «за.па.сливый», «ра.счетливый». Ввести пра.вило для всех «Не порти, не тра.ть зря».

22.03.21

Епа.нешникова. Т.П., стр.19

28.

«Бережем труд взрослых»

воспитыва.ть у детей жела.ние ста.ть ра.циона.лиза.тора.ми. За.крепить полезные привычки: соблюда.ть чистоту и порядок, бережно пользова.ться веща.ми, ока.зыва.ть посильную помощь взрослым. Осудить неряшливость, ленивость, небрежность.

29.03.21

Епа.нешникова. Т.П., стр.19

29.

Викторина. « Ска.зка. ложь- да. в ней на.мек»

воспитыва.ть в детях ува.жительное отношение к ка.чества.м человека.-хозяина.. На. примера.х на.родных и а.вторских ска.зок осудить жа.дность, ра.сточительность, воровство, лень.

05.04.21

Епа.нешникова. Т.П., стр.21

30.

«За.ра.бота.нные деньги. Виды предприятий торговли»

сформирова.ть предста.вления о за.рпла.те, премии и вида.х предприятий торговли. .

12.04.21

Епа.нешникова. Т.П., стр.21

31.

«Семейно – бюджетна.я гостина.я»

Ра.звива.ть предста.вления о семейном бюджете

19.04.21

Ба.това. И.С., стр.20

32.

Сюжетно-дида.ктическа.я игра. «Что? Где? Почем?»

За.крепить у детей экономические зна.ния; ра.звива.ть сообра.зительность, гибкость и са.мостоятельность мышления, умения догова.рива.ться между собой, выполнять за.да.ния в условиях соревнова.ния.

26.04.21

Епа.нешникова. Т.П., стр.110

Экономический слова.рик:

  • Ба.нк - фина.нсово-кредитна.я орга.низа.ция, производяща.я ра.знообра.зные виды опера.ций с деньга.ми и ценными бума.га.ми и ока.зыва.юща.я фина.нсовые услуги пра.вительству, юридическим и физическим лица.м;
  • Ба.нкир - упра.вляющий или вла.делец ба.нка.;
  • Ба.ртер - прямой обмен одних това.ров и услуг на. другие без использова.ния денег;
  • Деньги - это средство опла.ты това.ров и услуг, средство измерения стоимости, а. та.кже средство сохра.нения стоимости;
  • Доход - деньги, которые получа.ет отдельный человек, предприятие или госуда.рство в результа.те ка.кой-либо деятельности;
  • За.рпла.та. (за.ра.ботна.я пла.та.) - деньги, получа.емые за. ра.боту;
  • Ра.бота. – это труд людей, требующий физических и умственных за.тра.т;
  • Ра.сход - деньги, которые нужны для того, чтобы опла.тить услуги или купить това.ры;
  • Рекла.ма. - информа.ция (обобщение) о това.ра.х, котора.я помога.ет прода.вцу на.йти покупа.теля, а. покупа.телю - сдела.ть нужную покупку;
  • Рынок - обмен това.ра.ми и услуга.ми между прода.вца.ми и покупа.телям;
  • Потребность - то, что на.м необходимо и что хотелось бы иметь;
  • Предложение - количество и ка.чество предла.га.емых това.ров и услуг;
  • Семейный бюджет - ра.спределение доходов и ра.сходов в семье;
  • Цена. - некоторое количество денег, которое люди пла.тят за. ту или иную единицу това.ра. или услуг;
  • Услуга. – это ра.бота., выполняема.я для удовлетворения потребностей людей, ра.бота. по обслужива.нию гра.жда.н;
  • Экономика. – это ведение хозяйства. по пра.вила.м, по определенному порядку.

2.4. Особенности вза.имодействия педа.гогического коллектива. с семьями воспита.нников.

Семья имеет большое зна.чение  в ста.новлении личности ребенка. - дошкольника.. Поэтому ра.бота. по экономическому воспита.нию детей невозможна. без а.ктивного сотрудничества. с  родителями.  Ведь именно в семье ребенок получа.ет свой  первый экономический опыт. Та.ким обра.зом, воспита.ние  личности ребенка. возможно лишь  при вза.имодействии педа.гогов, детей и родителей.

Цель: повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспита.ния  ребенка. – дошкольника..

За.да.чи, реша.емые в процессе вза.имодействия с семьями воспита.нников:

  • Приобщение родителей к вопроса.м экономического воспита.ния дошкольников
  • Изучение и обобщение лучшего опыта. семейного экономического воспита.ния;
  • Повышение уровня педа.гогической компетентности родителей в вопроса.х экономического воспита.ния

Основные принципы вза.имодействия с семьями воспита.нников:

  • Открытость ДОУ для родителей;
  • Сотрудничество педа.гогов и родителей в экономическом воспита.нии детей;
  • Созда.ние а.ктивной ра.звива.ющей среды, обеспечива.ющей единые подходы к формирова.нию основ экономической гра.мотности в семье и ДОУ.

Формы ра.боты с родителями:

  • КВН;
  • индивидуа.льные беседы;
  • изготовление а.трибутов к сюжетно-ролевым, дида.ктическим игра.м.
  • выста.вки детских ра.бот и дида.ктических игр;
  • родительские собра.ния на. социа.льно- экономические темы;
  • на.глядные виды ра.боты: информа.ционные стенды для родителей, па.пки передвижки;
  • обмен информа.цией через социа.льные сети.

Перспективный пла.н по вза.имодействию с семьей

Месяц

На.зва.ние мероприятий

Сентябрь

  • Консульта.ция «Формирова.ние экономических на.выков в семье»
  • Помощь родителей в созда.нии ра.звива.ющей среды: центр «Экономическое воспита.ние»
  • Созда.ние а.льбома. «Семейные профессии»

Октябрь

  • А.нкета. для родителей: «Экономическое воспита.ние дошкольника.м».
  • Помощь родителей в созда.нии а.трибутов для игр «Ценники», «Купюры»

Ноябрь

  • Созда.ние а.льбома. «История денег»
  • Консульта.ция: «Экономическа.я гра.мотность детей дошкольного возра.ста.».

Дека.брь

  • Подготовка. а.трибутов к д/игре «Федорино горе»
  • Подбор библиотеки «Экономические ска.зки»

Янва.рь

  • Беседа. «Семейный бюджет и ребенок»

Февра.ль

  • Ра.звлечение «Ребенок и ка.рма.нные деньги: 10 советов родителям»
  • «Рекла.мный буклет» – совместна.я творческа.я деятельность

Ма.рт

  • КВН совместно с родителями «Ца.рица. Экономика.»
  • Консульта.ция «Полезные экономические на.выки»
  • Беседа. «Детска.я копилка. – ее на.зна.чение»

А.прель

  • А.нкетирова.ние «Нужна. ли детям экономика.»
  • Беседа. «Воспитыва.ем в ребенке бережливость»

Ма.й

  • Ра.звлечение «Мы умеем экономить»

III. ОРГА.НИЗА.ЦИОННЫЙ РА.ЗДЕЛ

3.1. Орга.низа.ция ра.звива.ющей предметно-простра.нственной среды.

Формирова.ние основ экономической гра.мотности во многом за.висит от ра.звива.ющей предметно-простра.нственной среды. Поэтому для орга.низа.ции воспита.тельно-обра.зова.тельного процесса. по экономическому воспита.нию дошкольников в детском са.ду  созда.ются необходимые педа.гогические условия.

Игровой экономический центр, созда.нный в групповой комна.те, способствует обога.щению впеча.тлений, проникновению  детей в мир экономики. Дошкольники уча.тся применять полученные экономические зна.ния в са.мостоятельной деятельности.

В игровом экономическом  центре  на.ходятся: коллекция монет и купюр ра.зных стра.н, а.трибуты для сюжетно-ролевых игр,  дида.ктические игры, кроссворды, ребусы, иллюстра.ции, что способствует формирова.нию позна.ва.тельной и пра.ктической а.ктивности детей. Созда.ние игрового экономического центра. да.ет большую  возможность для привлечения родителей к формирова.нию интереса. к экономическому воспита.нию ребенка.,  способной а.да.птирова.ться к многообра.зному миру экономики.

Орга.низа.ция экономического воспита.ния осуществляется через ра.знообра.зные формы. Применение ра.зличных  форм предоста.вляет педа.гогу возможность проявить индивидуа.льность,  творчество, и что са.мое гла.вное, сдела.ть процесс усвоения  детьми экономики доступным, увлека.тельным, для дошкольника.. Принципиа.льно ва.жно, ра.згова.рива.ть с ребенком о сложном мире экономики на. доступном ему языке. Использова.ние сюжетно – дида.ктических игр помога.ют сдела.ть экономику более понятной. На.пример, игра.я в сюжетно - ролевую игру «Зна.комимся с профессиями», дети позна.ют  зна.чение труда., повторяют трудовые действия  взрослых и в то же время позна.ют а.зы экономики.

Для усвоения дошкольника.ми сложных экономических зна.ний объединение учебно- игровой и реа.льной деятельности является на.иболее успешным.  В сюжетно-ролевых игра.х «Рекла.мное а.гентство», «Ба.нк», «Суперма.ркет», «Ма.га.зин» и др. созда.ются на.иболее бла.гоприятные условия для ра.звития у детей интереса. к экономическим зна.ниям, естественна.я, приближенна.я к реа.льности обста.новка., уста.на.влива.ется психологически а.деква.тна.я возра.сту ситуа.ция общения. А.трибута.ми сюжетно-ролевых игр являются: ба.нкома.т, пла.стиковые ка.рты, деньги (имита.ция), ка.ссовый а.ппа.ра.т, витрина., продукты, весы.

В дида.ктических игра.х «Я куплю», «Купим пода.рок Чебура.шке», «Уга.да.й, где прода.ются», «Копилка.» приобрета.ются новые экономические зна.ния, умения и на.выки, за.крепляются и уточняются предста.вления детей о мире экономических явлений, термина.х.

Использова.ние в ра.боте на.стольно-печа.тных игр по экономике, на.пример,  «Монополия», «Идем за. покупка.ми», «Что в кошельке», «Кто собра.л больше монет», «Суперма.ркет» позволяет вызва.ть у детей позна.ва.тельный интерес к экономике.

Сроки реа.лиза.ции програ.ммы: 1 год.

Ка.тегория: подготовительна.я к школе группа. ( 6- 7 лет)

Режим за.нятий – 4 ра.за. в месяц

Время проведения: втора.я половина. дня- 30 минут

Формы проведения: подгруппова.я, индивидуа.льна.я и коллективна.я.

Количество за.нятий - 32

Методы: игровой пра.ктический, на.глядный, словесный.

За.нятия проводятся в групповом помещении с использова.нием мультимедийного оборудова.ния, а. та.кже методического пособия А.ЛМА. «Фина.нсова.я гра.мотность.

3.2. Ма.териа.льно-техническое обеспечение реа.лиза.ции Програ.ммы

Обеспечение ма.териа.льно-технических условий, позволяющих достичь

  • обозна.ченных целей и выполнить соответствующие за.да.чи, в т. ч.: осуществлять все виды деятельности ребенка. с учетом возра.стных и индивидуа.льных особенностей, их обра.зова.тельных потребностей;
  • использова.ть в обра.зова.тельном процессе современные обра.зова.тельные технологии;
  • обновлять содержа.ние основной обра.зова.тельной Програ.ммы, методики и технологий ее реа.лиза.ции в соответствии с дина.микой ра.звития системы обра.зова.ния;

Орга.низа.ция, осуществляюща.я обра.зова.тельную деятельность по Програ.мме, должна. созда.ть ма.териа.льно-технические условия, обеспечива.ющие:

1) возможность достижения воспита.нника.ми пла.нируемых результа.тов освоения Програ.ммы;

2) выполнение орга.низа.цией требова.ний:

 са.нита.рно-эпидемиологических пра.вил и норма.тивов:

 пожа.рной безопа.сности и электробезопа.сности;

 по охра.не здоровья воспита.нников и охра.не труда. ра.ботников;

3) возможность беспрепятственного доступа. воспита.нников с огра.ниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инва.лидов, к объекта.м инфра.структуры орга.низа.ции, осуществляющей обра.зова.тельную деятельность.

При созда.нии ма.териа.льно-технических условий для детей с огра.ниченными возможностями здоровья орга.низа.ция должна. учитыва.ть особенности их физического и психофизиологического ра.звития.

Та.кже орга.низа.ция должна. иметь:

  • учебно-методический комплект Програ.ммы (в т. ч. комплект ра.зличных ра.звива.ющих игр);
  • помещения для за.нятий и проектов, обеспечива.ющие обра.зова.ние детей через игру, общение, позна.ва.тельно-исследова.тельскую деятельность и другие формы а.ктивности ребенка. с уча.стием взрослых и других детей;
  • осна.щение предметно-ра.звива.ющей среды, включа.ющей средства. обра.зова.ния и воспита.ния, подобра.нные в соответствии с возра.стными и индивидуа.льными особенностями детей дошкольного возра.ста.;
  • мебель, техническое оборудова.ние

Список литера.туры

  1. Ба.това. И.С. «Ка.к выра.стить бизнсмена.», Волгогра.д: Учитель.
  2. Гла.зырина.. Л.Д. Экономическое воспита.ние дошкольника.: спра.в. и метод. ма.териа.лы / Л.Д.    Гла.зырина., Н.В. За.йцева., В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006.
  3. Епа.нешникова. Т.П. «Дошкольник в мире экономики» - СПб.: «ИЗДА.ТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013
  4. Лысенко, В. Встречи у гнома. Эконома.: (Об экономическом обра.зова.нии дошкольников) Открытый урок. Еженед. прил. к «Учительской га.зете». – 1997. – №15.
  5. Ша.това., А..Д. Дошкольник и ... экономика. //Обруч. – 1999. – №1.
  6. Ша.това., А..Д.Програ.мма. «Дошкольник и экономика.»: О формирова.нии у ребенка. экономических зна.ний, экономического мышления //Современные обра.зова.тельные програ.ммы для дошкольных учреждений. – М., 2000.
  7. А... Смоленцевой «Введение в мир экономики, или ка.к мы игра.ем в экономику»
  8. Ша.това. А..Д. «Тропинка. в экономику». Для детей 5-7 лет. ФГОС.-М.: Вента.-Гра.фф, 2015 г.
  9. Ша.това. А..Д. Деньги. Ма.ленька.я энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента., 2003 г.
  10. Ша.това. А..Д. Экономическое воспита.ние дошкольников. М.: Педа.гогическое общество России, 2005 г.
  11. Методическое пособие А.ЛМА. «Фина.нсова.я гра.мотность»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Данная программа продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не вс...

Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (далее-Программа) направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических предс...

Дополнительная образовательная программа по формированию финансовой грамотности "Копейка рубль бережет"

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным. На кружке я даю базовые финансовые знания для...

Рабочая программа воспитателя по финансовой грамотности

Финансовая грамотность для дошкольников -это финансово-экологическое образование детей,направленное назаложение правильных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финанс...

Программа по формированию Финансовой грамотности у старших дошкольников

Программа расчитана на деией старшего дошкольного возраста. Представлено поурочное тематическое планирование....

Рабочая программа кружка по финансовой грамотности подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка по финансовой грамотности подготовительной к школе группы...