Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
рабочая программа на тему

Гаврилова Анастасия Сергеевна

Данная программа продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Новизна

Данная программа является направленностью курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у учащихся за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Администрации по образованию и делам молодежи

Благовещенского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа № 2»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей  начальных классов

по УВР

__________А.И. Петренко

Руководитель МО

_____________Н. Г. Приходько

Протокол №______________

_________ Л. Ю. Габт

Приказ № ____________

от «____»____________2018г.

«____»_________2018г.

от «___» __________2018 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 «В» класса

«Финансовая грамотность»

Уровень начального общего образования

                                    Направление: общеинтеллектуальное

 

     

Срок реализации 2018-2019 учебный год

Составитель:

Гаврилова Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов

р.п. Благовещенка

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на   основе авторской  программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 2-4 классы общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова. — М.:  ВИТА-ПРЕСС, 2015) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

-  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,

-  Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»,

 - Положение о рабочей программе внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО МБОУ БСОШ №2

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 2-4 классов в сфере экономики семьи.

Актуальность

Данная программа продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Новизна

Данная программа является направленностью курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у учащихся за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Цель обучения: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи: 

- формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе,

- приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии программы:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения программы формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

 

Сроки реализации программы:

Данная образовательная программа рассчитана на один год и будет реализована в 2018-2019 учебном году.

Формы и режим занятий:

Основными формами занятий будут являться теоретическая работа, практическая работа с применением полученных теоретических навыков, игры, проекты, викторины, кроссворды. Занятия будут проходить 1 час в неделю, всего 35 часов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В качестве ожидаемого результата выступает выпускник начального звена с достигнутым определенным уровнем целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) данная рабочая программа для 2 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов в области финансовой грамотности.

Личностными результаты:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях..

Метапредметными результаты:

Познавательные: 

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Регулятивные: 

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

Коммуникативные: 

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результаты:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.


Календарно-тематический план

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности

Практическая часть занятия/форма организации деятельности

1

Появление обмена товаров

1

Рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.

Объяснять выгоды обмена.

 

2

Первые деньги

1

Понятие «Деньги» Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные

металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

 Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

3

Монеты

1

Понятие «монеты», «драго-ценные» металлы

Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

4

Бумажные деньги

1

Понятие и назначение «бумажных» денег

Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

5

Учимся составлять задачки. Конкурс на самую интересную экономическую задачу.

1

Составление экономических задач с применением денег. Понятие и назначение «покупка», «продажа», «ликвидность».

Описывать ситуации, в которых используются деньги.

6

Экономический словарик: бартер, договор, товар.

1

Понятие и назначение: бартер, договор, товар.

Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

7

Игра «Учимся составлять Договор»

1

Умение составлять договор в игровой форме

Составлять договор, в которых исполь-зуются деньги

8

Решаем экономические задачи.

1

Решение экономических задач

Составлять задачи с денежными расчё-тами.

9

Кейс «Ярмарка старых игрушек»

1

Игровой кейс

Уметь оценить стоимость игрушки

10

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

1

Защита монет от подделок.

Объяснять, почему появились монеты.

11

Гурт. Подделка монет

1

Понятие «гурт», объяснение подделки монет

Объяснять, почему появились монеты.

12

«Орёл» и «решка».

Аверс и реверс. Номинал.

1

Понимание и назначение понятий по теме

Описывать купюры и монеты

13

Номинал банкнот. Защита от подделок.

1

Объяснять, почему изготов-ление фальшивых денег является преступлением.

Описывать купюры и монеты.

14

Творческое занятие.

Построение «оси времени» появления российских денег.

1

Объяснение выполнения творческого задания

Сравнивать метал-лические и бумажные деньги

15

Учимся решать экономические задачи

1

Решение экономических задач

Составлять задачи с денежными расчё-тами.

16

Отвечаем на вопросы тестов

1

Умение работать с тестами

Отвечать на вопросы теста по изученным темам

17

Игра «Большой аукцион вопросов»

1

Объяснение условий игры

Игра в группах

18

Клады. «Меховые» деньги

1

Понятие о «кладах» и «меховых» деньгах

Описывать старин-ные российские деньги

19

Первые русские монеты. Деньга и копейка

1

Появление первых русских монет

Описывать старин-ные российские деньги

20

Рубль, гривенник и полтинник

1

Понятие о «рубле», «гривен-нике», «полтиннике»

Описывать старин-ные российские деньги

21

Интересные истории о деньгах из истории

1

Умение находить материал в литературе и Интернете из истории денег

Подготовка мини проекта из истории денег

22

Творческие работа.

Придумать название и разработать дизайн купюры для страны, описанной в вашей любимой сказке или фантастической повести.

1

Понимание, умение выпол-нять творческую работу

Выполнение твор-ческой работы в группах

23

Викторина «Экономический словарик»

1

Понимание работы с викто-риной

Выполнение викто-рины по вопросам

24

Решение старинных экономических задач

1

Понимание решения старин-ных экономических задач

Решение экономии-ческих задач

25

Путешествие в страну «Кроссвордию»

1

Умение выполнять работу по заполнению кроссвордов

Игра в группах

26

Современные деньги России. Монеты

1

Понимать и отличать современные деньги России на примере монет

Описывать современ-ные российские день-ги

27

Современные деньги России. Купюры

1

Понимать и отличать современные деньги России на примере купюр

Описывать современ-ные российские день-ги

28

Доллары и евро – самые известные иностранные деньги

1

Понимать и отличать современные деньги России от иностранных денег. На примере доллара и евро

Описывать известные иностранные деньги

29

Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги

1

Объяснять, что такое наличный и безналичный расчёт, пластиковая карта

Отличать и понимать  наличные, безналич-ные и электронные деньги

30

Рисуем дизайн пластиковой карты для школьника

1

Объяснить и дать понятие о пластиковой карте, на примере карте школьника

Составление дизайна пластиковой карты

31

Исследование.

Мир пластиковых карт

1

Понимание, умение делать исследовательскую работу

Занятие-исследование

32

Игра «Поиграем в банк»

1

Объяснить кратко банковскую систему в игровой форме

Игра в группах

33

Экономический словарик: валюта

1

Понимание и назначение иностранных денег на примере «валюта»

Приводить примеры иностранных валют.

34

Решение экономических задач.

1

Понимание и объяснение решения экономических задач

Решение экономи-ческих задач

35

Занятие – обобщение по курсу «Финансовая грамотность»

1

Понимание, объяснение, применение в повседневной жизни знаний по данному курсу

Знать основные понятия и умело применять знания в повседневной жизни

Итого

35 ч.


Содержание программы

№п/п

Тема

Всего

часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Что такое деньги и откуда они взялись

9

5

4

2.

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

8

5

3

3.

Какие деньги были раньше в России

7

4

3

4.

Современные деньги России и других стран

11

6

5

Итого

35

20

15

Учебно-методические средства обучения

  1. Корлюгова Ю. Н. Программа Финансовая грамотность: учебная программа 2-4 классы общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
  2. Корлюгова Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразовательных организаций. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  3. Корлюгова Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы 2-4 классы общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  4. Корлюгова Ю. Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей 2-4 классы общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  5. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2,3 классы общеобразовательных организаций, в 2-х частях. / С.Н. Федин.  — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Оборудование:

- компьютер, проектор, принтер, сканер, копировальный аппарат


Лист внесения дополнений и изменений в программу

Дата внесения изменений

содержание

Реквизиты документа

Подпись лица внесшего изменения