Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности
рабочая программа по теме

    В основу программы  «Родник» положены следующие принципы: 

- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;

- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;

- принцип социальной адекватности воспитания,  что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

         - принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей дом детского творчества №1 им.В.Волошиной

Рабочая программа

                                                внеурочной деятельности

                                             по социально-творческому направлению

                                                         «Родник»

                                                                Педагог дополнительного образования

                                                                                          Елена Петровна  Алымова

г. Наро - Фоминск 2012

Пояснительная записка.

В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает их второстепенная роль, другие страдают от такого положения, но не знают, как его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания сверстников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. И вот эта детская отверженность — явление, к сожалению, частое и трудно поправимое.                               Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для выявления и поддержки  отверженных детей  в детском коллективе.

  Педагогическая целесообразность программы  «Родник» обусловлена необходимостью помочь ребенку  раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, педагогами и другими взрослыми.

    В основу программы  «Родник» положены следующие принципы:  

- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;

- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;

- принцип социальной адекватности воспитания,  что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

         - принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.

Новизна программы заключается в ее направленности на решение нескольких задач: понятия и принятия себя, взаимодействие с другими людьми и формирования нравственного сознания. В уже существующих программах не всегда учитываются все эти особенности.

Актуальность программы: в последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а вопросы социально-эмоционального развития ребенка раскрыты недостаточно.

Программа «Родник» формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений.

Поэтому целью данной программы является создать условия для вовлечения детей группы «риска» в общественно-полезную деятельность, воспитания навыков неконфликтного поведения и общения, успешной самореализации личности ребёнка и повышения его самооценки.

Задачами программы являются:

1.Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.                                                                                                                        2. Выявить индивидуальные запросы учащихся, помочь им определиться, привлечь детей входящих в группу риска.

3.Способствовать формированию потребности  в самопознании и саморазвитии.

4.Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.

5. Сформировать позитивное отношение к процессу взаимодействия с одноклассниками и значимыми взрослыми.

Программа «Родник» рассчитана на один год обучения для детей 6-11лет – 72 занятия в год, 6 занятий в месяц продолжительностью 30 мин. Специфика организации занятий по данному виду деятельности предполагает в течение занятия совмещать практические и теоретические задания. Основной формой организации учебного процесса является комплексное занятие, включающее в себя как теоретическую, так и практическую деятельность детей. Занятие начинается с диагностики, эмоциональной и двигательной разминки. Затем осуществляется постановка проблемы, которая разрешается через  все способы деятельности: игровую, ценностно-ориентационную, аналитическую, рефлексивную, изобразительную. Осуществляется постепенное усложнение данных проблем и осваиваемых умений и навыков произвольного поведения. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия.

1.   Наблюдения.

2.   Рассматривание рисунков и фотографий.

3.   Свободное и тематическое рисование.

4.   Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.

5.   Этюды.

6.   Импровизация.

7.   Моделирование и анализ заданных ситуаций.

8.   Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.

9.   Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

10.   Чтение художественных произведений.

11.   Рассказ педагога и рассказы детей.

12.   Сочинение историй.

13.   Беседы.                                                                                                             14.   Мини-конкурсы.

15.Релаксационные техники (музыкотерапия).

16.Сказкотерапия.

17.Лепка.

18. Мелкое мастерство (создание кукол, масок чувств и т.д.).

19.Изобразительное искусство.

 В результате работы по данной программе предполагаются следующие результаты:

1.Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей.                                    2. Расширение возможностей для творческого развития личности ребёнка, реализации его интересов.                                                                                                                                  

3.Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности.

4.Вовлечение малоактивных детей и детей группы риска во внеурочную деятельность.

5.Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка.

6.Выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников.

Программа является вариативной. Педагог  может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Подведение итогов по результатам  будет осуществляться в форме диагностического среза (особенности личности, мотивационная сфера, межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера) в группах обучающихся.

Учебно  –  тематический план реализации программы:

Тема

Форма

Кол-во часов

1

Мы знакомимся

Упражнение «Знакомство».

Чайная пауза.

Упражнение «Аплодисменты по кругу».

1

2

Вот мы какие.

Наблюдение:

определение статуса каждого обучающегося в группе;

 выявление особенностей межличностных отношений в группе.

Беседа

Диагностика:

 выявление уровня тревожности;

выявление уровня самооценки;

выявление уровня агрессивности;

диагностика эмоционального состояния.

12

3

Давайте познакомимся поближе.

Упражнение «Сочиним историю».

Упражнение «Цветок общения».

Этюд «Подари подарок».

Сюжетно-ролевая игра «Праздник именинников».

2

4

Волшебные средства понимания.

Упражнение «Клубок», цель - представление – краткий рассказ о себе и своём увлечении. Обсуждение неречевых средств языка (поза, мимика, жесты и т.д.). Интонация и её связь с чувствами и настроением, упражнение «Кто тебя позвал?». Поза и настроение, упражнение «Повтори позу». Упражнение «доброе животное».

4

5

Ассоциации

Сравнение предметов по внешним характеристикам и по внутренним, обсуждение их характера. Знакомство детей с понятием «ассоциации», его определение. Практическое занятие «Подбери ассоциацию к предмету».  Релаксация «Путешествие». Рисунок на тему «Что похоже на меня в этом путешествии».

4

6

Я знаю, как тебя зовут.

Упражнение «Передай движение по кругу».

Упражнение «Имя и движение».

Игра- драматизация « Оно»

1

7

Тайны наших имён.

 Рассказ педагога « Происхождение имен». Упражнение

 «Изобрази свое имя движением».

Аппликация «Ромашка».

Мини-конкурсы       Упражнение «Круг имен».

3

8

Мои увлечения (изучение способностей).

Диагностика: определение способностей.

Игра  «Мечта»

Беседа « Я умею».

2

9

Учимся строить отношения (формирование потребности общения со сверстниками).

Психогимнастика « Я желаю тебе…»  

Дидактическая игра «Мы- разные».

Упражнение «Что не так».

Упражнение «Спиной друг к другу».

Игра-беседа «Кто мы».

Комментирование ситуаций. Формирование правил, законов дружбы. Инсцинорование стихотворения « Все живут не тужат, а со мной не дружат…». Игра « Найди друга».

5

10

«Мои правила дружбы»

 Игра «Да и Нет». Беседа «как правильно дружить». В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы». Обсуждение правил игры. Упражнение «Спина к спине» с последующим обсуждением. Упражнение «Цветик – семицветик». Завершающее упражнение «Спасибо за приятный день!»

4

11


Мы  команда

Игра «Всё делаем быстро». Упражнение «Камень», свойства камня и качества человека. Упражнение «Верёвка» - расслабление. Игра «Скала». Развитие навыков взаимодействия; снятие напряжения, тревожности; развитие интереса к себе.

3

12

Мой портрет» (формирование своего «Я»).

Творческая игра «Кто это?».

Беседа «Мой реальный рост».

Дидактическая игра «Мой портрет».

3

13

Я и другие

Упражнение «Комплимент». Упражнение «встаньте все те, кто…».  Развитие внимания. Сплоченность группы. Рассказ – презентация друг о друге. Упражнение «Волшебный дождь» на развитие навыка сотрудничества. Релаксация. Упражнение «Доброе животное».

3

14

«Пойми меня»

(взаимоотношения с окружающими людьми)

Модификация тренинга И.В. Вачкова

Беседа «Путь по запутанной тропинке», игра «Слепой и поводырь».Упражнения: – «Заколдованный лес», «Топкое болото», «Скала».  

2

15

Дружная семья (взаимоотношения с родными).

Конкурсная программа «Ты и я, мы одна семья».

1

16

Мои проблемы (навыки общения с внешним миром).

Моделирование и анализ заданных ситуаций.

Диагностика.

2

17

Будь уверен в себе.

Игра- драматизация «Покажи и угадай».

Упражнение «На берегу».

Упражнение «Отдыхаем».

2

18

Мой характер

Игра «запомни и повтори» (проводится по принципу снежного кома). Дыхательная гимнастика с целью расслабления, снятия напряжения. Чтение сказки о деревьях – характерах. Обсуждение своего дерева – характера. Рисунок на тему «Моё дерево – характер». Представление рисунков. Игра «Тополь – ива». Обращение к рисункам прошлого занятия. Какие существа могут жить рядом с деревом? Обсуждение, рисунок «сказочные существа», знакомство с жителями острова характеров (каждый ребёнок представляет свой рисунок сказочного существа. Совместное сочинение сказки про остров Характеров.

4

19

Язык чувств (наши эмоции).

Беседа «От чего зависит наше настроение? « Басня?  Басня « Птичий двор» (инсценировка)

Этюды на выражение различных эмоциональных состояний.

Упражнение «Разбуди эмоцию».

 «Узнай эмоцию по фотографии»

Упражнение «Назови эмоцию».

Психогимнастика.

Практическое задание: «Положительные и отрицательные качества личности человека».

Составление « Дерево моих эмоций».

Диагностика.

Беседа «Настроение и его связь с эмоциями». Дифференциация видов эмоций, обучение способности различать эмоции по выражению лица и мимике. Угадывается настроение на лицах, изображённых на картинках. Применение «волшебных средств понимания» в различных ситуациях. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Волшебный танец».

3

20

Внешность (внешний облик).

Этюд «Зеркло».

Упражнение в парах «Интервью».

Упражнение «Разговор в горах».

Упражнение «На берегу».

3

21

Как поступить? (умение контролировать свои поступки).

Лекция о понятии «ссора» и «конфликт». Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи  «Трудно угодить всем» или « Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай».

Беседа «Способы выхода из конфликтов».

3

22

Контрольная диагностика

определение уровня социальной адаптации; выявление особенностей межличностных отношений в группе; выявление особенностей личностных характеристик (тревожность, самооценка, агрессия, конфликтность); определение особенностей учебной мотивации.

2

Всего

72

Техническое оснащение.

1.Ноутбук.

2.Магнитная доска.

3.Экран.

Дидактический материал.

  1. Краски.
  2. Пластилин.
  3. Цветные карандаши.
  4. Цветная бумага.
  5. Картон.
  6. Ватманы.
  7. Бумага.
  8. Клей.
  9. Мелкие детали (пуговицы, крупа, макаронные изделия и пр.);
  10.  Релаксационная музыка;
  11. Пары предметов, одинаковых по сути, но разных по характеру, внутренней динамике.
  12. пластмассовые стаканчики.
  13. Салфетки;
  14. Тёмная ткань.
  15. Зеркало.
  16. Ножницы.
  17. Фломастеры.
  18. Кукла.
  19. Свеча.
  20. Мелкие фигурки.
  21. Вырезанные из различных журналов и книг картинки.
  22. Песочный поднос.

Список литературы, использованный при написании программы

  1. Агафонова И.Н. Программа «Я и мы» (уроки общения для детей         6-10 лет). – С-Пб., 2003.
  2. Агафонова И.Н. Психология делового общения, С-Пб., 2004.
  3. Андреева Р.М., Донцов А.И. Межличностное восприятие в группе. – М., 1981.
  4. Бобер М.М.,Тильма Ф. Психология индивида и группы, - М., 1991.
  5. Большаков В.Ю. Психотренинг (социодинамика упражнения игры). - С-Пб,. 1996\5 .
  6. Выготский Психология развития как феномен культуры. – М., 1996.
  7. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия./по редакцией Левановой Е.А., М., 2006.
  8. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов. /под ред. Лебедева О.Е. - М., 2000.
  9. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984
  10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология, - М., 2001
  11. Ладыженская Т.А. Детская риторика /Программы общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
  12.   Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – М., 1989.
  13.  12.        Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе, - М., 1998
  14. Программа педагога дополнительного образования. /составитель Беспяттова Н.К. - М., 2003
  15.  Рыданова И.И. Основы педагогики общения, Минск, 1998
  16. Скороумова Е.А. Уроки общения в начальной школе,–       С-Пб., 1994
  17. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия, -  С-Пб., 2002.
  18. Шапарь В.Б., Шапарь О.В. Практическая психология. Проективные методики. – Ростов-на-Дону, 2006.
  19. Сборник методических материалов в помощь педагогам-психологам образовательных учреждений / Сост. Башинова С.Н., Захарова О. К. – Казань: РНЦ «Школа», 2005.

Список литературы для педагога

  1. Борисов А. Роскошь человеческого общения, - М., 1998.
  2. Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии, - М., 2003.
  3. Грецов А. Тренинг уверенного поведения, - М., 2008.
  4. Демидова И.Ф. Педагогическая психология, - Ростов-на-Дону, 2009.
  5. Заваденко Н.Н. Гиперавтивность и дефицит внимания в детском возрасте, - М., 2005
  6. Леонтьев А.А. Психология общения, - М., 1999.
  7. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы, М., 1986.
  8. Монина Г.Б., Лютова-Робертс. Коммуникативный тренинг, - С-Пб., 2007.
  9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, - М., 2000.
  10. Рыданова И.И. Основы педагогики общении,Минск, 1998.
  11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум, - Ростов-на Дону, 2009.
  12. Турик Л.А., Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике, - М., 2009.
  13. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, - М., 2006.
  14. Фопель К.Энергия паузы, - М., 2005.
  15. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников – Спб, 2008.
  16. Бретт Д. Жила – была девочка, похожая на тебя. М., 1997.
  17. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через пси
    хологическую сказку. М.: Ось-89, 2001.
  18. Дмитриева Е.Е. проблемные дети: развитие через общение. – М. – 2005.
  19. Заморев С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы.
    СПб.: Речь, 2002.
  20. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Спб.: Речь, 2000.
  21. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. Спб.: Речь, 2002.
  22. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. Спб. – 2005.
  23. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хваста
    юсь и радуюсь. М.: Генезис, 2000.
  24. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. М., 2000.
  25. Психодиагностика в школе / под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб.: Речь, 2004.
  26. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Спб – 2005.
  27. Тренинг по сказкотерапии/ под ред. Т.Д. Зикевич – Евстигнеевой. Спб.: Речь, 2000.
  28. Фопель К. психологические группы. М.: генезис, 2000.

                       Список литературы для родителей и детей.

1 .        Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М., 1986.

2 .        Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1989.

3 .        Антология мировой детской литературы. /под ред. Володина В.А.          – М., 2003.

4 .        Антонов В.В., Вавер Г.Ю. Комплексная система психической         саморегуляции. – М., 1983.

5 .        Винокурова Н.К. Магия интеллекта. – М., !994.

6 . Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Ленинград,         1988.

7 . Данилина Т.А., Зегенидзе Н.М., степина Н.М. В мире детских         эмоций. – М., 2004.

8 .        Крушельницкая И.О., Третьякова А.Н. Все вместе /учебная         программа младших школьников по взаимодействию и         сотрудничеству. М., 2004.

9 .        Леви В.Л. Искусство быть собой. – М., 1989.

10.        Максимова А.А. Учим общаться детей 6-10 лет. – М., 2005.

11.        Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения. Волгоград,         2004.

12.        Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в         обществе /коррекционно-развивающие занятия. – М., 2005.

13.        Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.  – Минск, 1982. .

14.        Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.

15        Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей  лет.  –         Ярославль, 2000.

16. .        Хрестоматия для школьников от 4 до 5 лет./составитель         Борисова Н. – Минск, 2002.

17. Хрестоматия для детей 6-10 лет. /составитель Стремок И.М. – Минск 2004.

18. Шрагина Л.И. Логика воображения. – Одесса, 1995.

19.Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков/ методическое пособие. – М. – 2006.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»

Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса объединения «Волшебный мир оригами»

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответству...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Данная программа продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не вс...

Оценочный лист рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплин (модуля), курса внеурочной деятельности

Оценочный лист рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплин (модуля), курса внеурочной деятельности...

Рабочая программа о внеурочной деятельности логопеда "Почемучка"

Программа предназначена для старших дошкольников...

Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Веселые капельки»

Программа «Веселые капельки» предназначена для детей в возрасте от 7 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение ...