Рабочая программа о внеурочной деятельности логопеда "Почемучка"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Звягинцева Наталья Алексеевна

Программа предназначена для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemuchka.docx55.99 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучка".

Рабочая программа

по внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления

«Почемучка»

для подготовительной группы детского сада

на 2019 – 2020 учебный год

учителя – логопеда

Звягинцевой Натальи Алексеевны







Пояснительная записка

Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение.… В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания.

Большое значение для формирования речи человека имеет его интеллектуальное развитие. Оно помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Интеллектуальное развитие ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его важнейших психических процессов: мышления, памяти, восприятия, эмоций.

Речь детей развивается постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Постепенность и определенная последовательность овладения речью объясняется не только возрастными закономерностями развития нервной деятельности ребенка, но и его интеллектуальными способностями.

Анализ детских высказываний, как при нормальном речевом развитии, так и при нарушениях речи, показывает, что в воспринимаемом и воспроизводимом речевом материале ребенок до определенного момента вычленяет только план общего содержания, сосредоточивая внимание лишь на общем смысле слова, часто не зная его лексического значения. У детей с той или иной речевой патологией, как правило, понижена способность к логическому мышлению, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Таким детям свойственно хаотическое и беспорядочное сочетание грамматических средств языка.

Из выше сказанного логично следует мысль о том, что необходимы эффективные средства для интеллектуального развития детей с ОНР.

Одним из перспективных средств в этом отношении является внеурочная работа, основанная на ведущей деятельности детей школьного возраста – игровой. Дети в игре берут для себя то, что нужно для коррекции собственной речи. В этом заключаются особенности и возможности игры. Логопед на занятии лишь умело направляет ребенка при необходимости.

В кружковой работе со школьниками с НР используются различные дидактические игры, они закрепляют и уточняют словарь, помогают образовывать и изменять слова, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры способствуют развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.


Обучение детей с НР под руководством логопеда во внеурочной деятельности “Скороговоркин” ведётся в трех главных и взаимосвязанных направлениях:

Первое направление ставит своей целью развитие интеллектуальных способностей детей.

Второе - уточнение и активизация словаря дошкольников в соответствии с лексическими темами.

Третье - использование дидактических игр и игровых приемов на занятии.

Цели:

расширение и обогащение словарного запаса,

развитие мышления, памяти, внимания;

развитие связного высказывания и устной речи;

совершенствование и развитие коллективных отношений.

На кружке “Скороговоркин” дети с большим интересом в непринужденной форме, через игры с использованием разнообразных пособий, наглядностей, игрушек не только корректируют, формируют свою речь, но и развивают необходимые для успешной учебы в школе и дальнейшей жизни такие процессы как: мышление, внимание, память.

Внеурочная деятельность, направленная на развитие умения свободно применять и совершенствовать приобретенные знания, навыки, приспосабливает ребенка к разным условиям, в которых он может говорить, действовать а, следовательно, способствует формированию социально адаптированной активной личности.


Формы реализации программы.

Беседы.

Дидактические игры.

Сообщения.

Экскурсии.

Конкурсы.

Изодеятельность.

Соревнования.

Викторины.

Программа рассчитана на старших дошкольников, 1 час в неделю (33 часа в год).



Содержание программы.

Фрукты

  • Показать и назвать фрукты: апельсин, лимон, мандарин, слива, яблоко, груша, персик, абрикос, вишня, виноград, ...
  • Закрепить образование мн.ч. имен существительных (игра «Один – много»): апельсин — апельсины, банан — бананы.
  • Согласовать притяжательные местоимения с существительными, отвечая на вопросы (игра «Чей? Чья?»): Мой апельсин — твое яблоко. Мои бананы — твои лимоны.
  • По предложенным иллюстрациям ответить на вопросы: Кто это? Что делает? Девочка срывает яблоки. Мальчики кладет яблоки в корзину. Мама покупает яблоки. Девочка дает яблоко брату.
  • Образовать антонимы (игра «Скажи наоборот»). Лимон кислый, а банан ... (сладкий). Яблоко твердое, а персик ... (мягкий).
  • Выучить стихотворение по теме.

Овощи

  • Показать и назвать овощи: капуста, свекла, лук, кабачок, картофель, репа, горох, морковь, чеснок, огурец, помидор, редиска, тыква, баклажан.
  • Закрепить образование уменьшительной формы имен существительных (игра «Большой – маленький»): помидор — помидорчик, огурец — огурчик, морковь — морковка, свекла — свеколка, лук — лучок, чеснок — чесночок и т.д.
  • Закрепить умение преобразовывать глаголы повелительного наклонения ед.ч. в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица ед.ч. настоящего времени. Коля, чисти морковку — Коля чистит морковку. Таня, мой свеклу — Таня моет свеклу.
  • Подобрать иллюстрации и ответить на вопросы: Кто это? Что он (она) делает? Девочка собирает помидоры. Мальчик выкапывает картошку.
  • Задать друг другу вопросы по демонстрации действий и ответить на них: «Что ты делаешь? Что делает Таня?»
  • Отгадать загадки про овощи и выучить по выбору.

Хлеб

  • Рассказать детям о том, какое значение имеет хлеб, что хлеб надо беречь; как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб; объяснить значение слов: выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь; рассмотреть хлебобулочные изделия, обратить внимание на вкус, запах, рассказать, из чего пекут хлеб; объяснить детям выражение «Хлеб — всему голова».
  • Ответить на вопросы (игра «Откуда хлеб пришел»).

Откуда хлеб пришел? — Из магазина.

А в магазин как попал? — Из пекарни.

Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.

Из чего? — Из муки.

Из чего мука? — Из зерна.

Откуда зерно? — Из колоса.

Откуда колос? — Вырос в поле.

  • Подобрать родственные слова к слову хлеб. Хлебница, хлебный, хлебушек, хлебороб.
  • Подобрать признаки (игра «Какой? Какая?»): хлеб (какой?) — ..., булка (какая?) — ....
  • Составить предложение из слов: хлеб, печь, мука, из; купить, в, мама, магазин, хлеб; папа, ржаной, любить, хлеб.
  • Упражнять в падежном и предложном согласовании. Изменить слово хлеб в контексте предложения: Я знаю пословицу о ... . Мама купила пшеничный ... Дети едят суп с ... . Ваня пошел в магазин за ... . Я не люблю есть суп без ... . У меня дома нет ... .
  • Выучить 2-3 пословицы о хлебе.

Наше тело

  • Показать, назвать части лица и тела: брови, ресницы, нос, рот, глаза, уши, щеки, лоб, подбородок; голова, шея, руки, ноги, живот, спина, локти, колени — на себе, на кукле, на картинке.
  • Образовать существительные с уменьшительными суффиксами. У Тани лоб, а у куклы — лобик. У Миши рука, а у куклы — ручка.
  • Подобрать приставочные глаголы: слушать, прислушиваться, услышать; бежать, перебежать, убежать, забежать, подбежать, выбежать, отбежать.
  • Употребить притяжательные местоимения при составлении предложений. Мои руки чистые, твой пальчик грязный.
  • Составить предложения по вопросам: Что это? Что мы делаем глазами? ушами? носом? ртом? Это глаза. Глазами мы смотрим.
  • Отгадать загадки о частях лица и тела, выучить по выбору.

Деревья

  • Показать детям иллюстрации с лиственными деревьями: береза, клен, липа, осина, рябина, дуби т.д. и внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья; показать гербарии с плодами и листьями этих деревьев, обратить внимание на изменение окраски листьев осенью.
  • Образовать относительные прилагательные (игра «Назови лист»): лист березы — березовый, лист клена — ..., лист осины — ..., лист липы — лист рябины — ....
  • Подобрать родственные слова: лист — листок, листочек, лиственный, лиственница, листопад; гриб — грибок, грибной, грибник, грибница.
  • Подобрать действия к предмету: листья — вянут, осыпаются, шуршат, шелестят, падают.
  • Вставить в предложение пропущенный предлог в, на, под. Березовый лист упал ... землю. Лена увидела ... корзине желтый березовый лист. корзиной лежал красивый маленький лист клена.
  • Согласовать существительные с числительными (игра «Пересчет деревьев»): один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов; одна липа, две липы, три липы, четыре липы, пять лип; одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.
  • Отгадать загадки о деревьях и выучить по выбору.

Осень

  • Вспомнить и назвать основные признаки осени: становится холоднее, изменяется цвет травы и листьев на деревьях, листья опадают, на небе собираются тучи, идут дожди, птицы улетают в теплые края, люди собирают урожай овощей и фруктов.
  • Подобрать слова обозначающие действия к названию предмета: Что он, она (они) делает (делают)? Листья — распускаются, растут, зеленею, летят, кружатся, желтеют, краснеют, опадают, засыхают.
  • Закрепить употребление сочетаний притяжательных местоимений с существительными (игра «Мой, моя, мое»). Мой — лист, зонт, стул. Моя — сумка, чашка, шапка. Мое — блюдце, яблоко, ведерко.
  • Подобрать иллюстрацию к теме «Осень», ответить на вопросы по сюжету картинки. Почему опадают листья? Какой день называют ветреным, дождливым? Почему птицы улетают в теплые края? Чем различаются ранняя и поздняя осень?
  • Выучить стихотворение по теме.

Перелетные птицы

  • Назвать перелетных птиц: журавль, скворец, гусь, лебедь, утка ласточка, соловей, стриж, жаворонок, грач.; рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки; объяснить, почему они называются перелетными, рассказать, куда и когда они улетают.
  • Угадать по описанию внешних признаков перелетных птиц (игра «Узнай птицу по описанию»).
  • Подобрать приставочные глаголы. Птицы — улетают, вылетают, прилетают, подлетают, облетают, залетают, перелетают.
  • Составить предложения с числительными, верно согласуя их с существительными. У лебедя один птенец. В гнезде журавля три яйца.
  • Назвать лишнюю картинку (игра «Четвертый лишний»). Жаворонок, воробей, грач, скворец.
  • Выучить считалку: Начинается считалка: на дубу — скворец и галка.

Улетел домой скворец, и считалочке конец.

Одежда

  • Показать, назвать одежду, обувь, головные уборы которую носят летом, осенью, зимой, весной.
  • Подобрать приставочные глаголы. Закончить предложения. У Вовы от пальто оторвалась пуговица, ее надо... Таня хочет дырку в кармане... Юбка очень широкая, ее надо... .
  • Образовать относительные прилагательные, используя настольно-печатные игры типа «Лото». Отвечать на вопросы: «Что это? Из чего сделана? Какая?» Это куртка. Она сшита из кожи. Это кожаная куртка.
  • Составить предложения с предлогами в, из, на, под. Выполнить 2 —3-ступенчатые инструкции (Таня, вымой сапоги в тазу и поставь их под табурет) оречевляя выполняемые действий с игрушками.
  • Подобрать слова — синонимы и антонимы по теме. Ванина куртка новая, старая куртка ему уже мала. В этой куртке зимой будет тепло, потому что она толстая, пуховая. В этой куртке зимой будет холодно, потому что она тонкая, плащевая.
  • Выучить стихотворение по теме.



Дом и его части

  • Показывать и называть части дома: балкон, окно, лифт, лестница. Объяснять их назначение.
  • Подобрать антонимы (игра «Скажи наоборот»): высокий — ..., длинный — ..., многоэтажный — ..., новый — ...
  • Образовать слова путем сложения основ: десятиэтажный, новостройка, темно-коричневый, светло-желтый, железобетонный.
  • Назвать строительные профессии: каменщик, маляр, крановщик, архитектор, ... . Составить распространенные предложения: Маляр красит стены голубой краской.
  • Составлять предложения с союзами чтобы, потому что, который. На стройке нужен кран, чтобы построить высокий дом. Кран нужен потому, что он поднимает тяжелые грузы.
  • Выучить стихотворение о строителях.

Мебель

  • Показать и назвать предметы мебели: стол, стул, табурет, шкаф, кровать, диван, кресло, скамейка и их части: ножки, крышка, ящик, тумба, сиденье, спинка. Рассказать детям о профессиях: столяр, плотник, краснодеревщик и какие инструменты используют в работе (молоток, рубанок, отвертка и т.д.)
  • Согласовать относительные прилагательные с существительными: деревянный стол, пластмассовый стул, кожаный диван, … .
  • Составить предложения с предлогами в, на, под, из, за, из-за, из-под по демонстрированным действиям, сюжетным картинкам. Лена повесила платье в шкаф. Мяч закатился под диван.Танины ботинки видны из-за тумбочки. Кошка выглядывает из-под стола.
  • Совершенствовать навык ведения диалога (игра «В мебельном магазине»).
  • Подобрать синонимы и антонимы по теме: кресло — мягкое, удобное, комфортное; круглый стол высокий, а квадратный — низкий; деревянный стул с мягким сиденьем, а пластмассовый — с твердым.
  • Отгадать загадки по теме и выучить по выбору.

Посуда

  • Согласовать относительные прилагательные с существительными: стеклянный кувшин, фарфоровая чашка, деревянная ложка, пластмассовый стакан и т.п.
  • Согласовать прилагательные с существительными употребляя предлоги в, на, с(со),из. На столе пластмассовые тарелки. Таня достала из рюкзака металлическую кружку. Дима взял фарфоровый чайник с подноса.
  • Образовать приставочные глаголы по демонстрации действия или сюжетным картинкам: чашку — принес, отнес, поднес, вынес, перенес; вымыл, отмыл и т.д.
  • Образовать притяжательные прилагательные: Вовина чашка, мамина тарелка, папин стакан и т.п..
  • Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже в составе разных типов предложений. Таня взяла мою чашку со стола и поставила ее на полку. Мамина тарелка большая, а Ванечкина маленькая.
  • Выучить стихотворение по теме.

Игрушки

  • Показать и назвать игрушки (матрешка, пирамидка, ведерко, кукла, машинка, мяч) и их части (ведерко — дно, стенки, ручка, ушки; пирамидка — подставка, стержень, колечки, макушка; машинка — кузов, кабина, колеса, руль).
  • Назвать форму, цвет, размер игрушки, определить материал, из которого каждая из них сделана: деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая.
  • Образовать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных в ед.ч. (игра «Назови ласково»): кукла - куколка, кольцо - колечко, ведро — ведерко.
  • Выполнить 2-ступенчатую инструкцию и сообщить об этом. Я взял матрешку у Тани и отдал ее Наташе.
  • Согласовать числительные с существительными при составлении предложения: У Миши две куклы. Коля взял пять кубиков.
  • Отгадать загадки по теме и выучить по выбору.

Новый год

  • Рассмотреть иллюстрации по теме «Новый год»; побеседовать о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает; рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку, кто «приходит» на новогодний праздник и т.п.
  • Образовывать относительные прилагательные: стеклянная сосулька, пластмассовый шарик, деревянная лошадка, металлическая звездочка и т.д.
  • Составить предложения с предлогами в, на, под, из, за по демонстрированным действиям, сюжетным картинкам. Лена повесила игрушки на елку. Под елкой лежат подарки. Дед Мороз достает игрушки из мешка.
  • Подобрать антонимы (игра «Скажи наоборот»): Снегурочка добрая, а баба Яга злая, Дед Мороз большой, а гном - … , зайчик доверчивый, а лиса - … , и т.д.
  • Пересказать рассказ: «Папа принес из леса елку. Елку поставили на пол. Ребята украсили елку. Повесили игрушки, шары, конфеты. Елка была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг елки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам!»
  • Выучить стихотворение по теме.

Зима

  • Назвать признаки зимы: солнце греет мало; дни короткие, ночи длинные; холодно; земля, деревья, крыши домов покрыты снегом; деревья стоят голые; перелетные птицы улетели в теплые края; люди одеты в теплую одежду.
  • Подобрать синонимы и антонимы. Зимой ветер (снег, мороз, погода, солнце, небо, деревья) какой?(какая? какое? какие?) Холодный — теплый, солнечный —… , пасмурная — ...
  • Составить предложения разного типа по сюжетным картинкам. Согласовать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Наташа надела вязаную шапку, теплую шубу. Нина катается с горки на новых санках.
  • Согласовать существительные с прилагательными (игра «Подбери признак»): снег (какой?) — ..., мороз (какой?) — ..., сосулька (какая?) — ..., зима (какая?) — ... ;
  • Подобрать существительные к глаголам и составить с ними предложения: наступает (что?) — ..., валит ..., свищет ..., бушует ..., кружится ..., замерзает ..., блестит ..., лепят ... . За окном свищет вьюга. В воздухе кружатся снежинки.
  • Отгадать загадки про зиму и выучить по выбору.

Зимующие птицы

  • Назвать перелетных птиц: снегирь, синица, голубь, воробей, ворона, сорока, дятел и т.д.; рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки; объяснить, почему они называются зимующими; рассказать о том, как люди помогают птицам зимовать.
  • Угадывать по описанию внешних признаков перелетных птиц (игра «Узнай птицу по описанию»). Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)
  • Образовывать существительные во множественном числе (игра «Один — много»): ворона — вороны, снегирь — ..., галка — ..., воробей — ....
  • Согласовать числительные с существительными (игра «Счет птиц»): один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев; первая ворона, вторая ворона, ... пятая ворона.
  • Упражняться в словообразовании (игра «Назови ласково»): воробей — воробушек, воробьишко; галка — ..., снегирь — ..., синица — ... . Составить предложения. На кормушку прилетела синичка. Воробушки клюют хлебные крошки.
  • Отгадать загадки про зимующих птиц и выучить по выбору.

Животные жарких стран и севера

  • Назвать и рассмотреть животных жарких стран, севера и их детенышей: жираф, тигр, крокодил, слон, зебра, …; белый медведь, морж, тюлень, песец, олень.
  • Вспомнить профессии людей, работающих в зоопарке и цирке с животными: ветеринар, смотритель, дрессировщик,… Подобрать глагольный словарь к ним.
  • Образовать относительные и притяжательные прилагательные: пустынный, морской; тюлений, медвежьи, львиная.
  • Подобрать антонимы (игра «Скажи наоборот»): сильный - слабый, тяжелый — легкий, быстрый — медленный и т.д.
  • Составить предложения с прилагательными и наречиями в сравнительной степени. Тюлень тяжелый, а морж еще тяжелее. Тигр бегает быстро, а леопард бегает быстрее. Крокодил плавает медленно, а черепаха плавает еще медленнее.
  • Выучить стихотворение по теме.

Дикие животные, их детеныши

  • Показать и назвать диких животных наших лесов и их детенышей: волк, волчица, волчонок; еж, ежиха, ежонок; лиса, лис, лисенок; заяц, зайчиха, зайчонок.
  • Назвать жилища диких животных: у медведя — берлога, у волка — логово и т.д.
  • Согласовать притяжательные прилагательные с существительными в роде и падеже (игры «Отгадай, чей хвост», «Что перепутал художник?», «Что забыл нарисовать художник?»).
  • Рассказывать сказку В. Бирюкова «Волчий хвост» по ролям.
  • Составить предложения с числительными, согласуя их с существительными в роде и числе. У волчицы один волчонок, а в норе пять волчат. У белки в гнезде один бельчонок, а два бельчонка прыгают по веткам.
  • Выучить стихотворение по теме.

Домашние животные, их детеныши

  • Показать и назвать домашних животных и их детенышей, части тела животных: корова, бык, теленок; коза, козел, козленок; овца, баран, ягненок; кошка, кот, котенок; лошадь, конь, жеребенок.
  • Образовать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных (игра «Назови ласково»): лошадь — лошадка, теленок — теленочек, … .
  • Употребить приставочные глаголы: привел, вывел, подвел, отвел; приходит, уходит, выходит, подходит; крадется, подкрадывается, ползет, подползает в предложениях.
  • Образовать мн.ч. им. существительных (игра «Один-много»): корова – коровы, собака – собаки, жеребенок – жеребята, … .
  • Составить предложения с предлогами. У коровы теленок. Около лошади жеребенок.
  • Ответить на вопрос: «Чем питаются домашние животные, их детеныши?»
  • Отгадать загадки по теме и выучить по выбору.

Защитники Отечества

  • Спросить у детей о том, кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день;рассмотреть вместе с ним иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской армии, в газетах, журналах, книгах.
  • Провести воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у детей уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества.
  • Согласовать числительные с существительными (игра «Один – десять»): Один самолет, два самолета, … десять самолетов и т.п.
  • Составить предложения с предлогами в, на, под по сюжетным картинкам. Солдат стоит на посту. Летчик садится в самолет. Танк проехал под мостом.
  • Выучить стихотворение о защитниках Отечества.

Домашние птицы

  • Рассмотреть иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей,: курица — петух — цыплята, утка — селезень — утята, гусыня — гусь — гусята, индюшка — индюк — индюшата; уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), как за ними ухаживает человек.
  • Упражнять в словообразовании (игра «Кто как разговаривает»): утка (кря-кря) — крякает; гусь (га-га) — гогочет, петух (...) — ..., курица (...) — ...; (игра «У кого кто»): у утки — утенок, у гусыни — ..., у индюшки — ....
  • Закрепить образование мн.ч. им. существительных (игра «Один — много»): цыпленок — цыплята, курица — курицы, индюк — ..., гусь — ..., утка — ... .
  • Составить описательный рассказ о домашней птице по следующему плану: Кто это? Каков внешний вид? Какие повадки? Кто у этой птицы детеныши? Чем питается? Какую пользу приносит?
  • Отгадать загадки о домашних птицах и выучить по выбору.

8-е Марта

Побеседовать с детьми о празднике 8-е Марта, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день; припомнить словам поздравлений, которые они должны будут сказать в этот день маме, бабушке, педагогам и другим женщинам.

  • Подобрать признаки: мама (какая?) — добрая, ласковая, заботливая, ..., бабушка - … , сестренка - … , и т.д.
  • Изменить глаголы по временам (игра «Помощник»). Я мою пол. Я буду мыть пол. Я вымыл пол. Я стираю белье. Я буду ... . Я выстирал ... . Я поливаю цветы. Я буду … . Я полил … .
  • Подобрать родственные слова: мама — мамочка, мамуля.
  • Закончить предложения, подбирая существительные в разных падежах. Папа подарил цветы (кому?) — маме, сестре, ... (дательный падеж имен существительных). Мы сделали маме в подарок (что?) — салфетку, открытку, ... (винительный падеж имен существительных). Дети гордятся (кем?) – бабушкой, мамой,… (творительный падеж имен существительных).
  • Выучить стихотворение о маме.

Семья

  • Называть членов семьи, знать, кто кому и кем приходится, употребляя притяжательные прилагательные. Дима — мамин сын и бабушкин внук. Дядя Ваня - Танин папа. Предложить детям назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семь.
  • Согласовать существительное с прилагательным (игра «Подбери признак»): мама (какая?) — ..., бабушка (какая?) — ..., дедушка (какой?) — ..., папа (какой?) — ... .
  • Образовать притяжательные прилагательные (игра «Чей, чья, чье, чьи?») Шарф (чей?) — мамин, папин, ... . Шапка (чья?) — тетина, дядина ... . Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино ... . Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины ... .
  • Составить сложносочиненное предложение с союзом а. Сравнить, кто старше/младше: Папа — сын (папа старше, а сын младше), папа — дедушка, дядя — племянник, внук — дедушка.
  • Ответить на вопросы (употребление родительного падежа имен существительных). У кого глаза добрые? (У бабушки). У кого руки сильные? У кого ласковые руки? ...
  • Выучить стихотворение о семье.

Продукты питания

  • Показать, назвать мясные, молочные, рыбные продукты; мучные, кондитерские изделия.
  • Изменить существительные по падежам (игры «Чего не стало?», «Что я вижу?», «Чем угостим медвежонка?», «Кто, чем любит лакомиться?», «О чем мечтает Винни Пух?», «Чему обрадовались дети?»).
  • Составить предложения по вопросам: Какую пищу можно есть в сыром виде? Что нужно варить? Что можно жарить? Что готовит мама? Что делает бабушка, когда готовит борщ, рыбу, компот?
  • Согласовать относительные прилагательные (рисовая, овсяная, пшенная, манная, овощной, свекольный) с существительными в роде и числе (игры «Приготовим обед», «У Мальвины день рождения», «Магазин»).
  • Согласовывать числительные с существительными в предложении: У Миши пять конфет. Мама купила две булочки и четыре рогалика.
  • Выучить стихотворение по теме.

Весна

  • Называть признаки весны: солнце греет жарче; дни становятся длиннее, а ночи короче; снег темнеет и тает; на деревьях набухают почки; из теплых стран возвращаются перелетные птицы.
  • Образовать мн.ч. им. существительных (игра «Один-много»): дерево — деревья, сук — сучья, пень — пни, корень — корни.
  • Согласовать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Закончить предложения. На высоком дереве гнездо. На высоких деревьях ... (гнезда). В маленьком гнезде птенец. В маленьких гнездах ... (птенцы).
  • Прослушать рассказ: «Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда». Ответить полным предложением на вопросы: Какое время года наступает? Как светит солнышко? Что набухает на деревьях? Кто скоро прилетит из теплых стран? Что будут делать птицы? Зачем птицы вьют гнезда? Где вьют птицы гнезда? Пересказать.
  • Отгадать загадки о весенних явлениях природы и выучить по выбору.


Профессии

  • Побеседовать с детьми о том, что на свете есть очень много профессий, спросить, какие профессии они знают, кем бы они хотели стать, когда вырастут (игра «Кем ты будешь?» (употребление глаголов будущего времени). Я буду строителем, построю дома. Я буду ... .
  • Составить предложения употребляя существительные в дательном и винительном падежах (игра «Кому, что нужно для работы?»): Повару на работе нужна поварешка. Продавцу нужны весы. Ножницы нужны портнихе.
  • Изменить название профессии (игра на словообразование «Назови женскую профессию» ): повар — повариха, портной — ..., учитель — ..., воспитатель — ..., художник — ..., певец — ..., пианист — ..., летчик — ... .
  • Образовать существительные с помощью суффикса -щик (игра «Назови профессию»). Кто носит багаж? — Носильщик. Кто сваривает трубы? — Сварщик. Кто вставляет стекла? — Стекольщик. Кто работает на кране? — Крановщик. Кто кладет камни? — Каменщик. Кто чинит часы? — Часовщик. Кто точит ножи? — Точильщик. Кто кроит платье? — Закройщик.
  • Отгадать загадки по теме и выучить по выбору.

Транспорт

  • Назвать наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта. Перечислить основные части машины, самолета, корабля: мотор, колеса, кабина, кузов. Побеседовать о правилах дорожного движения.
  • Назвать профессии людей связанные с транспортом: водитель, механик, летчик, стюардесса, капитан, диспетчер, контролер и т.д.
  • Называть транспорт, различный по назначению: пассажирский, грузовой, специальный.
  • Подобрать антонимы (игра «Скажи наоборот»): тяжелый — легкий, медленно – быстро, нагружать — выгружать, … .
  • Употребить разные виды предложно-падежных конструкций в предложениях. Грузовик въехал на мост. Машина съехала с моста. Самосвал проехал под мостом. Самолет пролетел над мостом. Трамвай едет по большому железобетонному мосту.
  • Выучить стихотворение о любом виде транспорта.

День космонавтики

  • Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники; рассказать о первом космонавте — Ю.Гагарине; объяснить значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.
  • Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт).
  • Согласовать числительные с существительными в предложении: На старте стоят две ракеты. К полету готовятся пять космонавтов. Я выучил семь планет.
  • Составить предложение из слов: ракета, космос, лететь, в; первый, Гагарин, космонавт и т.п.
  • Подобрать признаки: космонавт (какой?) — ..., ракета (какая?) -…
  • Выучить стихотворение по теме.

Рыбы

  • Рассмотреть иллюстрации рыб (морских, пресноводных, аквариумных) и обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб; ответить на вопросы: Что у рыб вместо ног? (Плавники) Как называется суп из рыбы? (Уха) Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом) Кто такие мальки? (Рыбкины детки)
  • Подобрать родственные слова: рыба — рыбка, рыбак, рыболов, рыбный.
  • Образовать притяжательные прилагательные (игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?»): у щуки голова — щучья, хвост —... , плавник ... , туловище — ....
  • Согласовать имена существительные с числительными (игра «Сосчитай рыбок»): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.
  • Подобрать действия (игра «Выбери нужное действие» на понимание значений глаголов с приставками). Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла).
  • Отгадать загадки по теме и выучить по выбору.

Комнатные растения

  • Рассмотреть комнатные растения в натуре, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки; вспомнить, как нужно ухаживать за растениями, для чего нужно их поливать, поворачивать к солнцу или содержать в тени, смахивать с листьев пыль; объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения.
  • Назвать лишнюю картинку (игра «Четвертый лишний»). Кактус, герань, незабудка, фикус.
  • Упражнять в изменении глаголов по времени, числам и родам (игра «Кто что делал, делает, будет делать?»). Катя цветы поливает. Паша цветы поливает. Катя и Паша цветы поливают; Катя цветы поливала. Паша цветы поливал. Катя и Паша цветы поливали; Катя будет поливать цветы. Паша будет поливать цветы. Катя и Паша будут поливать цветы.
  • Составить небольшой рассказ о внешних особенностях кактуса (по возможности показать несколько видов кактусов). «Это комнатное растение - кактус. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листьев у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы».
  • Выучить стихотворение о комнатном растении.

Насекомые

  • Рассмотреть насекомых: бабочку, муху, осу, паука, муравья, комара, жука, кузнечика и т.д. иобсудить их внешний вид; рассказать детям о том, какую пользу приносят эти насекомые, учить их бережному отношению к природе.
  • Образовать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных (игра «Большой – маленький»). Пчела – пчелка, муравей – муравьишка, жук - жучок, муха - мушка, комар - комарик, паук – паучок.
  • Составить предложения с предлогами в, из, на, под. Бабочка села на цветок. Жук спрятался под листочек. Из яблока вылез червяк. Муха попала в паутину.
  • Образовать существительные во мн. ч. (игра «Один — много»): муха - мухи, оса - осы, паук -пауки, муравей - муравьи, комар - комары, жук -жуки, кузнечик – кузнечики и т.и.
  • Отгадать загадки по теме и выучить по выбору.

Лето

  • Называть основные признаки лета: жарко греет солнце; дни длинные, а ночи короткие; на деревьях зеленые листья; растут цветы, поспевают ягоды, появляются грибы и т.д.
  • Составить предложения с существительными в ед. и мн. ч.: Таня нашла большой гриб. На поляне растут грибы.
  • Образовать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных (игра «Назови ласково»): солнце – солнышко, река – реченька, цветы – цветочки, …
  • Образовывать существительные с помощью приставок: под березой — подберезовик, под осиной — ...; путем сложения основ существительных, глаголов, прилагательных: вода падает — водопад, светлый, зеленый — светло-зеленый, пчел разводит — пчеловод.
  • Употребить разные типы предложений с предлогами и союзами. Дети пошли купаться, потому что, было жарко. Дети плавали, ныряли, доставали со дна ракушки.
  • Выучить стихотворение о забавах детей летом.

Уровни овладения программой:

Первый уровень-приобретение обучающимися знаний, понимания социальной реальности.

Второй уровень- формирование всех базовых навыков и умений по данной программе.

Третий уровень-получение обучающимися опыта самостоятельного действия.

К концу обучения дети должны:

Называть основные признаки предметов; образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён существительных; согласовывать имена существительные с прилагательными, числительными; владеть обобщением, антонимами, синонимами, родственными словами; составлять предложения разных грамматических конструкций; употреблять в речи разные части речи, уважительно относится к друг другу.

Учебно - тематический план.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1.

Времена года.

4

2.

Животные и птицы.

8

3.

Человек и его среда обитания.

10

4.

Деревья, цветы, кустарники.

5

5.

Праздники.

4

6.

Итоговое занятие.

2









Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теория

Практика

1.

Фрукты.

1

+

+

2.

Овощи.

1

+

+

3.

Хлеб.

1

+

4.

Наше тело.

1

+

5.

Осень.

1

+

6.

Деревья.

1

+

7.

Перелётные птицы.

1

+

8.

Одежда.

1

+

9.

Дом и его части.

1

+

10.

Мебель.

1

+

11.

Посуда.

1

+

12.

Игрушки.

1

+

+

13.

Зима.

1

+

14.

Зимующие птицы.

1

+

15.

Новый год.

1

+

16.

Животные жарких стран и севера.

1

+

17.

Дикие животные и их детёныши.

1

+

18.

Домашние животные и их детёныши.

1

+

19.

Домашние птицы.

1

+

20.

Защитники Отечества.

1

+

21.

Семья.

1

+

22.

Продукты питания.

1

+

23.

Весна.

1

+

24.

8 Марта.

1

+

25.

Профессии.

1

+

26.

Транспорт.

1

+

27.

День космонавтики.

1

+

28.

Рыбы.

1

+

+

29.

Комнатные растения.

1

+

30.

Насекомые.

1

+

31.

Лето.

1

+

32.

Итоговое занятие.

1

+

33.

Экскурсия.

1

+


Программно-методическое обеспечение

  • Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику. - М.: Линка-пресс, 2008.
  • Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  • Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004г
  • Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
  • Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. - М.: Айрис-пресс, 2007.
  • Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.Л. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"...

Программа занятий внеурочной деятельности для обучающихся подготовительной группы ДОУ "АЗБУКА ХОРОШИХ МАНЕР"

Программа "Азбука хороших манер" разработана для обучающихся дошкольных образовательных учреждений подготовительной группы (6-7 лет) и направлена на духовно-нравственное воспитание дошкольников....

программа по внеурочной деятельности логопеда

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Хочу говорить правильно» Срок реализации: 2016-2017 учебный год...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровей-ка»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Современные дети имеют низкий уровень знаний о ценности своего здоровья. Соответственно у детей нет ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Веселые капельки»

Программа «Веселые капельки» предназначена для детей в возрасте от 7 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение ...

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Мир из бумаги"

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, при...

Программа по внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения для детей 5-6летнего возраста "Будем дружить"

Программа по внеурочной деятельностипо профилактике агрессивного поведения для детей 5-6летнего возраста  "Будем дружить"...