Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"
рабочая программа на тему

Кулакова Наталья Дмитриевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_knig_kulakova_ispravleno_pechat.docx43.55 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область  Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 1 сл. Большая Мартыновка

Утверждаю:

Директор МБОУ – СОШ № 1

сл. Большая Мартыновка

_____________ И. В. Реуцкова

Приказ от ____________  № ____

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

кружок «В мире книг»

Уровень общего образования, класс: начальное общее, 3 «В» класс

Количество часов в неделю: 1 часа.

Количество часов в год:  36 часов.

Учитель: Кулакова Наталья Дмитриевна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, программы кружка «В мире книг» (авт. Л. А. Ефросинина), «Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка»


I. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  НОО, программы кружка «В мире книг» (авт.Л.А.Ефросинина), «Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл.Большая Мартыновка»

Данная  программа  реализуется  для  учащихся 3класса. В соответствии с календарным учебным графиком  на 2014-2015 уч.год количество часов  в неделю: 1  час;  в год 36 часов.

Цели:

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Ценностные ориентиры

 Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Обучающийся-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

  В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

II. Планируемые результаты

В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Универсальные учебные действия:

  • — знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
  • — ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
  • — пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
  • — заполнять каталожную карточку;
  • — систематизировать книги по авторской принадлежности;
  • — составлять список прочитанных книг;
  • — выделять особенности учебной книги;
  • — работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
  • — аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
  • — классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.

Основной формой учета результатов внеурочной деятельности учащихся является портфолио.

III.Содержание курса

История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная

внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы (4 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей (2 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Книги о детях войны (4 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги,

иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Газеты и журналы для детей (4 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,

«Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги…» (3 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Универсальные учебные действия:

— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;

— сравнивать басни по структуре и сюжету;

— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;

— собирать информацию для библиографической справки об авторе;

— составлять таблицу жанров произведений писателя;

— выполнять поисковую работу по проекту;

— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

— находить по каталогу нужную книгу;

— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

— писать отзыв о книге или героях книги;

— пользоваться библиографическим справочником;

— рассматривать и читать детские газеты и журналы;

— находить нужную информацию в газетах и журналах;

— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;

— готовить материал для классной и школьной газеты;

— пользоваться электронными газетами и журналами.

IV. Программно-методическое обеспечение кружка:

Наименования  учебного оборудования

Книгопечатная продукция

  • Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. Москва «Просвещение» 2011 г.
  • Программа кружка «В мире книг» авт.Л.А.Ефросинина. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2011.

Технические средства обучения: Экспозиционный экран. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор.

V. Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Тема раздела.

Тема урока

        

                Содержание

Деятельность учащихся

Результат

 план

факт.

1.

2.09.

История книги. Библиотеки (4ч)

Книги-сборники былин, легенд, сказок

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Система библиотечного обслуживания. Каталожная карточка.

Запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Знакомство с культурой читателя, библиотечными каталогами и правила пользования ими.

Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

Фронтальная беседа

2.

9.09.

Первые книги. Библия. Детская Библия.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Знакомство с разными изданиями детской библии – чтение-рассматривание.

Рассказ учителя

3.

16.09.

Летописи. Рукописные книги.

Работа в группах

4.

23.09.

История книги. Первопечатник Иван Федоров

Рассказ библиотекаря

5 /1/

30.09.

По дорогам сказок (3 ч)

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина»

Волшебные сказки (народные и литературные). Книги-сборники

 А.С. Пушкина и сборник народных сказок .

Русская народная сказка «Дочь-семи-

летка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная

внучка».

Сравнение сказок с загадками.

Рассматривание и сравнение книг.

Фронтальная беседа

6 /2/

7.10

Сказки бытовые, волшебные, о животных

Работа в группах

7 /3/

14.10.

Сказки с загадками .

Библиотечные плакаты «Герои-ровесники».

8 /1/

21.10.

Книги-сборники. Басни и баснописцы (4 ч)

История басни. Басни Эзопа и И.Крылова

Книги-сборники басен И. Крылова.

Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Аппарат книги-сборника басен:

титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами.

Работа с книгой-сборником басен И. Крылова.

Сравнение  басен по структуре и сюжету.

Инсценирование басен (работа в группах).

Библиотечный стенд (плакат) «Герои детских книг»

Работа в группах

9 /2/

28.10.

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен

10 /3/

11.11.

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.

11 /4/

18.11.

Герои басен.

12 /1/

25.11.

Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе.

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А.Майкова, А.Фета, Н.Некрасова.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Создание плана  действий по проекту «Краски и звуки стихов о природе».

Защита проекта.

Работа в группе

13 /2/

2.12.

Книга «Родные поэты».

Рассказ учителя

14 /3/

9.12.

Рукописная книга.

Фронтальная беседа

15 /1/

16.12.

Книги Л.Н. Толстого для детей (2 ч)

Книги Л.Н. Толстого для детей

Книги Л.Н. Толстого.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Работа с каталогом, составление выставки книг.

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Творческая работа «Лукошко сказок»

16 /2/

23.12.

Л.Н. Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок

17 /1/

30.12.

Животные – герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники произведений о животных.

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Аннотация к рассказу А.Куприна «Ю-ю»

Знакомство с книгой-легендой энциклопедией

А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод.

Отзыв о прочитанной книге.

Проект «Путешествие в страну сказок».

18

/2/

13.01.

Рассказы о животных А. Куприна.

Фронтальная беседа

19

/3/

20.01.

Библиотечный урок.

Рисование иллюстраций

20 /4/

27.01.

Художники-иллюстраторы книг о животных.

Работа в паре

21 /1/

3.02.

Дети-герои книг (3 ч)

Дети-герои книг. Типы книг.

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Литературная игра «Расскажи о героях детских книг»

Создание плана  действий по проекту «Расскажи о любимом писателе».

Защита проекта.

Индивидуальный рассказ обучающийсяа

22 /2/

10.02.

Книги – сборники произведений о детях

Работа в группах

23 /3/

17.02.

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Создание каталожной карточки.

24 /1/

24.02.

Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог.

Переводчики книг

Практическая работа по составлению систематического каталога. Список книг зарубежных писателей для детей.

Отбор информации о зарубежных

писателях (работа в группах).

Мини-проекты  «Они писали о семье», «Рассказы

о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье».

25 /2/

3.03.

Библиографические справочники.

26 /1/

10.03.

Книги о детях войны (4 ч)

Книги о детях войны.

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет); книга В. Железникова «Девушка в военном». Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация.

Каталожная карточка.

Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав.

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»:

27 /2/

17.03.

Книга В. Железникова «Девушка в военном».

28 /3/

31.03.

Кто он – дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (сбор фото)

Презентация любимой книги.

29 /4/

7.04.

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале

30 /1/

14.04.

Газеты и журналы для детей (4 ч)

Детские  журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»;

Что такое периодика.

Детские газеты и журналы.

Структура газет и журналов.

Издатели газет и журналов.

История изданий для детей.

Электронные периодические издания.

Чтение-рассматривание детских газет и журналов разных лет.

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

Фронтальная беседа

Рассказ учителя

Работа в группах

Беседа

31/2/

21.04.

Детские газеты «Пионерская правда», «Читай-ка»,«Шапокляк».

32 /3/

28.04.

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка»

33 /4/

5.05.

 Создание классной газеты «Книгочей»

34 /1/

12.05.

«Книги, книги, книги…» (3ч)

Книги бывают разные.

Книги, их типы и виды.

Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Практическая работа в библиотеке: выделение книг-произведений и книг-сборников из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда.

Сбор информации для библиографической справки об авторе.

Рассказ библиотекаря

Фронтальная беседа

Работа в группах

35 /2/

19.05.

Справочная литература.

Библиографические справочники

Библиотечные плакаты «Герои-ровесники».

36 /3/

26.05.

Итоговая викторина «В мире книг»

Ответы на вопросы викторины

Викторина «Мире книг»

       СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                       СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                                               Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ – СОШ № 1                                                                                                                        ____________________ /Безверхова В.И./

сл.Большая Мартыновка

             от__________________ 2014 г.   № ____                                                                                                       ____________________ 2014 г

   Председатель

методического совета   __________________  /Басюк Е.П./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий внеурочной деятельности для обучающихся подготовительной группы ДОУ "АЗБУКА ХОРОШИХ МАНЕР"

Программа "Азбука хороших манер" разработана для обучающихся дошкольных образовательных учреждений подготовительной группы (6-7 лет) и направлена на духовно-нравственное воспитание дошкольников....

программа по внеурочной деятельности логопеда

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Хочу говорить правильно» Срок реализации: 2016-2017 учебный год...

Рабочая программа о внеурочной деятельности логопеда "Почемучка"

Программа предназначена для старших дошкольников...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровей-ка»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Современные дети имеют низкий уровень знаний о ценности своего здоровья. Соответственно у детей нет ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Веселые капельки»

Программа «Веселые капельки» предназначена для детей в возрасте от 7 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение ...

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Мир из бумаги"

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, при...

Программа по внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения для детей 5-6летнего возраста "Будем дружить"

Программа по внеурочной деятельностипо профилактике агрессивного поведения для детей 5-6летнего возраста  "Будем дружить"...