Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_knig_kulakova_ispravleno_pechat.docx | 43.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 1 сл. Большая Мартыновка
Утверждаю:
Директор МБОУ – СОШ № 1
сл. Большая Мартыновка
_____________ И. В. Реуцкова
Приказ от ____________ № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружок «В мире книг»
Уровень общего образования, класс: начальное общее, 3 «В» класс
Количество часов в неделю: 1 часа.
Количество часов в год: 36 часов.
Учитель: Кулакова Наталья Дмитриевна
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, программы кружка «В мире книг» (авт. Л. А. Ефросинина), «Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка»
I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, программы кружка «В мире книг» (авт.Л.А.Ефросинина), «Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл.Большая Мартыновка»
Данная программа реализуется для учащихся 3класса. В соответствии с календарным учебным графиком на 2014-2015 уч.год количество часов в неделю: 1 час; в год 36 часов.
Цели:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Ценностные ориентиры
Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Обучающийся-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
II. Планируемые результаты
В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
- — знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
- — ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
- — пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
- — заполнять каталожную карточку;
- — систематизировать книги по авторской принадлежности;
- — составлять список прочитанных книг;
- — выделять особенности учебной книги;
- — работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
- — аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
- — классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Основной формой учета результатов внеурочной деятельности учащихся является портфолио.
III.Содержание курса
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная
внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (4 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (2 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (4 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги,
иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (4 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,
«Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…» (3 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Универсальные учебные действия:
— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
— сравнивать басни по структуре и сюжету;
— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
— собирать информацию для библиографической справки об авторе;
— составлять таблицу жанров произведений писателя;
— выполнять поисковую работу по проекту;
— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
— находить по каталогу нужную книгу;
— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
IV. Программно-методическое обеспечение кружка:
Наименования учебного оборудования
Книгопечатная продукция
- Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. Москва «Просвещение» 2011 г.
- Программа кружка «В мире книг» авт.Л.А.Ефросинина. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2011.
Технические средства обучения: Экспозиционный экран. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор.
V. Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема раздела. Тема урока |
Содержание | Деятельность учащихся | Результат | |
план | факт. | |||||
1. | 2.09. | История книги. Библиотеки (4ч) Книги-сборники былин, легенд, сказок | Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Система библиотечного обслуживания. Каталожная карточка. | Запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Знакомство с культурой читателя, библиотечными каталогами и правила пользования ими. Игра «Обслужи одноклассников». Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге. | Фронтальная беседа | |
2. | 9.09. | Первые книги. Библия. Детская Библия. | Библия. Детская библия (разные издания). Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | Знакомство с разными изданиями детской библии – чтение-рассматривание. | Рассказ учителя | |
3. | 16.09. | Летописи. Рукописные книги. | Работа в группах | |||
4. | 23.09. | История книги. Первопечатник Иван Федоров | Рассказ библиотекаря | |||
5 /1/ | 30.09. | По дорогам сказок (3 ч) Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» | Волшебные сказки (народные и литературные). Книги-сборники А.С. Пушкина и сборник народных сказок . Русская народная сказка «Дочь-семи- летка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». | Сравнение сказок с загадками. Рассматривание и сравнение книг. | Фронтальная беседа | |
6 /2/ | 7.10 | Сказки бытовые, волшебные, о животных | Работа в группах | |||
7 /3/ | 14.10. | Сказки с загадками . | Библиотечные плакаты «Герои-ровесники». | |||
8 /1/ | 21.10. | Книги-сборники. Басни и баснописцы (4 ч) История басни. Басни Эзопа и И.Крылова | Книги-сборники басен И. Крылова. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. | Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Работа с книгой-сборником басен И. Крылова. Сравнение басен по структуре и сюжету. Инсценирование басен (работа в группах). | Библиотечный стенд (плакат) «Герои детских книг» Работа в группах | |
9 /2/ | 28.10. | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен | ||||
10 /3/ | 11.11. | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. | ||||
11 /4/ | 18.11. | Герои басен. | ||||
12 /1/ | 25.11. | Книги о родной природе (3 ч) Сборники стихотворений о родной природе. | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А.Майкова, А.Фета, Н.Некрасова. Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление). | Слушание стихотворений, обмен мнениями. Создание плана действий по проекту «Краски и звуки стихов о природе». Защита проекта. | Работа в группе | |
13 /2/ | 2.12. | Книга «Родные поэты». | Рассказ учителя | |||
14 /3/ | 9.12. | Рукописная книга. | Фронтальная беседа | |||
15 /1/ | 16.12. | Книги Л.Н. Толстого для детей (2 ч) Книги Л.Н. Толстого для детей | Книги Л.Н. Толстого. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». | Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). Работа с каталогом, составление выставки книг. Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого». | Творческая работа «Лукошко сказок» | |
16 /2/ | 23.12. | Л.Н. Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок | ||||
17 /1/ | 30.12. | Животные – герои детской литературы (4 ч) Книги-сборники произведений о животных. | Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. Аннотация к рассказу А.Куприна «Ю-ю» Знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных». Художники-оформители книг о животных. | Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. | Проект «Путешествие в страну сказок». | |
18 /2/ | 13.01. | Рассказы о животных А. Куприна. | Фронтальная беседа | |||
19 /3/ | 20.01. | Библиотечный урок. | Рисование иллюстраций | |||
20 /4/ | 27.01. | Художники-иллюстраторы книг о животных. | Работа в паре | |||
21 /1/ | 3.02. | Дети-герои книг (3 ч) Дети-герои книг. Типы книг. | Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». | Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Литературная игра «Расскажи о героях детских книг» Создание плана действий по проекту «Расскажи о любимом писателе». Защита проекта. | Индивидуальный рассказ обучающийсяа | |
22 /2/ | 10.02. | Книги – сборники произведений о детях | Работа в группах | |||
23 /3/ | 17.02. | По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». | Создание каталожной карточки. | |||
24 /1/ | 24.02. | Книги зарубежных писателей (2 ч) Книги зарубежных писателей | Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди). Систематический каталог. Переводчики книг | Практическая работа по составлению систематического каталога. Список книг зарубежных писателей для детей. Отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). | Мини-проекты «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». | |
25 /2/ | 3.03. | Библиографические справочники. | ||||
26 /1/ | 10.03. | Книги о детях войны (4 ч) Книги о детях войны. | Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет); книга В. Железникова «Девушка в военном». Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Аннотация. Каталожная карточка. | Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти». | Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: | |
27 /2/ | 17.03. | Книга В. Железникова «Девушка в военном». | ||||
28 /3/ | 31.03. | Кто он – дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (сбор фото) | Презентация любимой книги. | |||
29 /4/ | 7.04. | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале | ||||
30 /1/ | 14.04. | Газеты и журналы для детей (4 ч) Детские журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; | Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей. Электронные периодические издания. | Чтение-рассматривание детских газет и журналов разных лет. Создание классной газеты или журнала (работа в группах). | Фронтальная беседа Рассказ учителя Работа в группах Беседа | |
31/2/ | 21.04. | Детские газеты «Пионерская правда», «Читай-ка»,«Шапокляк». | ||||
32 /3/ | 28.04. | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» | ||||
33 /4/ | 5.05. | Создание классной газеты «Книгочей» | ||||
34 /1/ | 12.05. | «Книги, книги, книги…» (3ч) Книги бывают разные. | Книги, их типы и виды. Энциклопедии для детей. Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники. | Практическая работа в библиотеке: выделение книг-произведений и книг-сборников из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда. Сбор информации для библиографической справки об авторе. | Рассказ библиотекаря | |
Фронтальная беседа Работа в группах | ||||||
35 /2/ | 19.05. | Справочная литература. Библиографические справочники | ||||
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники». | ||||||
36 /3/ | 26.05. | Итоговая викторина «В мире книг» | Ответы на вопросы викторины | Викторина «Мире книг» |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ – СОШ № 1 ____________________ /Безверхова В.И./
сл.Большая Мартыновка
от__________________ 2014 г. № ____ ____________________ 2014 г
Председатель
методического совета __________________ /Басюк Е.П./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий внеурочной деятельности для обучающихся подготовительной группы ДОУ "АЗБУКА ХОРОШИХ МАНЕР"
Программа "Азбука хороших манер" разработана для обучающихся дошкольных образовательных учреждений подготовительной группы (6-7 лет) и направлена на духовно-нравственное воспитание дошкольников....
программа по внеурочной деятельности логопеда
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Хочу говорить правильно» Срок реализации: 2016-2017 учебный год...
Рабочая программа о внеурочной деятельности логопеда "Почемучка"
Программа предназначена для старших дошкольников...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровей-ка»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Современные дети имеют низкий уровень знаний о ценности своего здоровья. Соответственно у детей нет ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Веселые капельки»
Программа «Веселые капельки» предназначена для детей в возрасте от 7 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение ...
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Мир из бумаги"
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, при...
Программа по внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения для детей 5-6летнего возраста "Будем дружить"
Программа по внеурочной деятельностипо профилактике агрессивного поведения для детей 5-6летнего возраста "Будем дружить"...