Рабочая программа внеурочной деятельности "Радуга"
рабочая программа по рисованию

Е. Н. Соловьева

Программа «Радуга» предназначена для детей в возрасте от 7 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельностии направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_raduga.docx52.89 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1 (ООП НОО)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УСПЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

215162 Смоленская область, Вяземский район, д. Успенское, ул. Успенская, д.7

Тел. 8 (48131)3-96-13      E-mail: Yspensk31@yandex.ru

Рассмотрена на заседании методического совета

Протокол №1 от 26.08.2021

Принята на заседании  

педагогического  совета

протокол № 1  от 27.08.2021

Утверждена

приказом директора

№ 139/01-07 от 30.08.2021

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Радуга»

 

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Нормативные документы рабочей программы

•        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», утверждённый 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.

•        Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции от 31.12.2015 г. № 1576).

•        Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

•     Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

•        СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"  №28 от 28.09.2020.

•        Устав МБОУ Успенской СОШ Вяземского  района Смоленской области.

•        Программа развития МБОУ Успенской СОШ Вяземского  района Смоленской области.

•        Годовой календарный учебный график МБОУ Успенской СОШ Вяземского  района Смоленской области на 2021 – 2022 учебный год.

•        Положение о рабочих   программах курсов внеурочной деятельности на уровне начального общего образования МБОУ Успенской СОШ Вяземского  района Смоленской области.

•        Учебный план МБОУ Успенской СОШ Вяземского  района Смоленской области на 2021 – 2022 учебный год.

Программа  составлена в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и  направлена на достижение следующих целей:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Общая характеристика курса

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

            Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

              Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

              Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

              Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

              Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

              Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

              Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

               Программа внеурочной деятельности  «Радуга» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

              Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

              Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

               Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

                На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

               Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

              Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

             Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут использовать как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

      

        Ценностные ориентиры содержания учебного предмета                        

       

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого  мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

         

  Планируемые результаты освоения учебного предмета

  • расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
  • развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
  • развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от  совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
  • воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

  Выпускник получит возможность научиться

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
  • задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном
  • учебном процессе и повседневной жизни.

                                  Личностные          

                        Метапредметные

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.),
  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) художественно-эстетическим содержанием;
  • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную  художественно-творческую и  предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

2.Содержание курса внеурочной деятельности  

Как и чем работает художник

Три основных цвета – жёлтый, красный, синий.

Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).

Белая и чёрная краски.

Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение

цветных красок с черной и белой). Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета.

Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные

и акриловые краски. 

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа

 богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов.Умение видеть цвет. Борьба различных

цветов, смешивание красок на бумаге.

Глухие и звонкие цвета.

Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и

нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих

 (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.

Художественные материалы.

 Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность

акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача

различного эмоционального состояния природы. 

Выразительность материалов для работы в объеме.

Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает

 скульптор.  Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов.

Выразительные возможности  графических материалов.  

Что такое ритм линий? Характер линий.

Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением

содержания работы. Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное

эмоциональное звучание линии. Выразительные возможности линий. Многообразие линий:

толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии

в окружающей действительности, рассматривание и изображение весенних веток (веселый

трепет тонких, нежных веток берез и корявая суровая мощь старых дубовых сучьев).

Ритм пятен.

Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется

восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц –

быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.

Выразительные возможности аппликации и коллажа.

Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать).

 Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе.

Реальность и фантазия

Изображение и реальность.

Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.  Учимся всматриваться в реальный мир,

 учимся не только смотреть, но и видеть.Рассматриваем внимательно животных, замечаем их

 красоту, обсуждаем особенности различных животных.

 Изображение и фантазия.

Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа.

 Фантастические образы.Соединение элементов разных животных, растений при создании

фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.

Декоративное искусство

Выразительные возможности бумаги.

Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в

объемные формы. Склеивание  простых объемных  форм  (конус,  цилиндр,«лесенка», «гармошка»).

Конструирование елочных игрушек. 

Изображение людей и животных.

Выражение характера человека в изображении: женский и мужской образ.

Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание его. Женские и

мужские качества характера. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его

 средствами искусства. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении.

Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.

Выражение характера животных.

Изображение животных. Передача характерных особенностей животных. Выражение в

изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство

с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и

скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В.Ватагина.

Русское народное искусство и искусство других стран

Взаимосвязь народного искусства с традициями народа  и окружающей природой. Развитие

 представлений о роли изобразительного искусства в общечеловеческой культуре.

Знакомство с несколькими  наиболее яркими культурами мира, представляющими разные

 народы и разные эпохи. Роль природных условий в характере культурных традиций разных

 народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и

 декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с шедеврами русского и

зарубежного искусства, затрагивающими  природу, сказками и мифами других народов.

Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках,

предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их

представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной

 культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика.

 Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня

 - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников.

 Обобщающий урок «Неожиданные   материалы».

Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки,

 тушь, пластилин, бумага).  Содство и различие материалов. Смешанные техники.

 Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают

художники. Коллективная работа «Сказочный город».Итоговая выставка работ.

3.Тематическое планирование

№п\п

Кол –во час.

                   

                          Разделы, темы

Чем и как работают художники

1

1

Акварель. Три основных цвета

2

1

Теплые и холодные цвета

3

1

Добавление черной и белой краски. Глухие и звонкие цвета

 Художественные материалы

4

1

Цветные карандаши, мелки

5

1

Пастель

6

1

Пластилин

Выразительные возможности графических материалов

7

1

Линия. Тушь, перо

8

1

Пятно

9,10

2

Аппликация

11,12

2

Коллаж

13,14

2

Ритм. Коллективное панно

Реальность и фантазия в творчестве художника

15

1

Реальность в изобразительном искусстве

16

1

Фантазия в изобразительном искусстве

Декоративное искусство

17,18

2

Конструирование

19

1

Елочные украшения

                     Изображение людей и животных

20,21

2

 Образ человека в искусстве.

22,23

2

Изображение животных                        

Русское народное искусство и искусство других стран

24,25

2

Русское народное искусство

26,27

2

Искусство других стран и народов

Обобщающий урок «Неожиданные материалы»

28-30

3

Коллективное панно «Сказочный город»

31-33

   3

Уроки любования (экскурсии, музеи, пленер)

34

   1

Выставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»

Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...

Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности

В основу программы  «Родник» положены следующие принципы:  - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса объединения «Волшебный мир оригами»

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответству...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Данная программа продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не вс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Будем говорить красиво"

Основной целью является развитие и совершенствование моторики  органов артикуляции....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»

Цели и задачи программы:Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление ...