Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в формировании финансовой грамотности дошкольников»
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Бондарева Алёна Владимировна

Цель: познакомить педагогов с технологиями экономического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_po_ekonomike.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Использование современных технологий 

в формировании финансовой грамотности дошкольников»

Цель: познакомить педагогов с технологиями экономического воспитания

Оборудование:

Теоретическая часть

Добрый день, уважаемые коллеги! Начать сегодняшний семинар-практикум я хочу с небольшого сюжета (картинка, на которой изображено, как ребенок требует купить ему что-то). Такая ситуация не редкость, и она предлагает задуматься, почему современные дети позволяют себе требовать от родителей больше, чем те им могут дать.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Чем чаще дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше у них самих возникает вопросов. Так нужно ли экономически воспитывать наших детей?

Шатова А.Д., автор программы «Экономика для малышей» так выразила свои мысли на этот счет: «Смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан предметный мир, облагораживающий жизнь». Работая  по данной программе, мы решаем следующие задачи: (на экран). В теории все кажется не так сложно. А на практике мне пришлось задуматься, каким образом донести детям все эти сложные экономические понятия? Ключом к успеху стала разработка таких традиционных и нетрадиционных форм работы, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития.

Традиционные формы:

Сюжетно – дидактические игры. Играя, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

Совместная деятельность воспитателя и детей (занятия по математикк ознакомлению с окружающим и предметным миром, На таких занятиях  образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через различные виды детской деятельности, решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.

У детей часто пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?»«КВН», «Превращения», «Поиск ресурсов» и др. Детям нравятся нестандартные вопросы, отгадывание кроссвордов и ребусов, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты.

Проектная деятельность в которой дети осваивают новые понятия и представления  о мире личных и семейных финансов, формируют представление об истинных ценностях и богатстве человека.

Ситуационные задачи Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий.  

Театрализованные  мини-постановки «Лисенок Рыжик»

В процессе постановки дети уясняют, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно. Навык бережливости, грамотного расходования вырабатывается с детства.

Одним из эффективных решений задач экономического воспитания дошкольников стала ТРИЗ –технология - система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.  

Упражнения на раскрытие функций предмета

 «Что умеет делать?». Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать.

Например:

банкомат умеет выдавать деньги, класть их на карту, показать, сколько денег на карте;

 кассир- умеет считать деньги, выдавать сдачу, принимать деньги за купленный товар и т.д.

  «Мои друзья». Ведущий «превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей.

 - Я – молочный продукт. Мои друзья – те, кто сделан из молока.

-Я непродовольственный товар. Кто мои друзья (книги, лекарства, обувь и т.д.) 

 Дети подбегают или подходят к ведущему, называя подходящие предметы - друзей.

Упражнения на нахождение путей развития ситуации

  «Что было – чем стало». Можно предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала:

 - Что было деревом, а стало… (бумага, мебель, спички).

 - Было зёрнышком, а стало…(мука, хлеб, приправа)

 - Было железом, а стало… (молоток, машина, ножницы, монетка)

  

Упражнения на выявления связей между объектами и их ресурсов

 «Аукцион». На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает.

 

 - Что можно делать монеткой? (купить что-то, чертить, открывать и.т.д.)

- Что можно делать с кошельком? (держать в нем деньги, использовать как косметичку, прятать конфеты и.т.д.)

 

«Необитаемый остров»

 Золотая рыбка решила исполнить одно твоё желание.

Ты загадал, что хочешь много денег, чтобы купить сладости, игрушки. Рыбка исполнит твоё желание, с тем условием, что ты попадёшь на необитаемый остров и будешь жить там один. Воспользуешься ли ты желанием? Как ты выберешься с необитаемого острова, если тебе надоест быть одному?

«Предложи выход из ситуации»

 

Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию. Предложи Маше, что с ними сделать?

 

 

     Игра "Черное-белое”

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Богатство ”.Хорошо – можно позволить купить себе много интересного . . . Плохо – можно стать жадным; «Бедность». Хорошо, потому что  есть к чему стремиться, плохо – когда мало денег – не на что жить . . . и т.д.)

     Можно разбирать в качестве объектов: помощь бедным, быть миллионером, отдавать ненужные вещи и т.д.

     

Проблемные ситуации (экономического, математического, экологического содержания) которые учат думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию.

-Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?

Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

Морфологический анализ

Метод морфологического ящика (морфологический анализ) основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании).

В своей работе с детьми данную технологию я использую при изучении видов и форм рекламы, для моделирования необычного, нового вида рекламы. Для этого на одной оси мы расположили виды рекламы, на другой оси ее формы, на третьей материалы. Таким образом комбинировали признаки, взяв по одному с каждой оси и получились самые необыкновенные новые виды рекламы. Получившийся вид рекламы, можно смоделировать, спеть, снять ролик или сыграть.

Рефлексия.

Коллеги, в завершении своего семинара-практикума, мне хотелось бы узнать, полезна ли для Вас была эта информация, смогли ли вы что - либо взять для себя на вооружение.

Спасибо за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»

Актуальность.  Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обу...

Консультация для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»

Консультация для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»...

Презентация к консультации для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»

Презентация к консультации для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Лэпбук» в формировании финансовой грамотности дошкольников»

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам,  не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспит...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Лэпбук» в формировании финансовой грамотности дошкольников»

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основэкономического воспитания мо...

Консультация для педагогов «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников» Актуальность.

Консультация для педагогов«Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»  Актуальность.  Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях р...