Консультация для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»
консультация по основам финансовой грамотности

Гибадуллина Лайсан Финатовна

Консультация для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_fin_gramotnosti.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»

Воспитатель: Гибадуллина Л.Ф.

Слайд № 1.

        На сегодняшний день вопросы финансовой грамотности и решения этих вопросов путём применения художественной литературы достаточно интересны и многогранны, никогда точно не знаешь, как откроется тот или другой вопрос, учитывая программу, требования, интересы родителей, детей и пути его решения. В моей практике именно так и было, с удовольствием с вами поделюсь опытом.

Слайд № 2.

        Современные дети полноправно участвуют в финансовых вопросах, и чем раньше они у них могут быть сформированы полезные финансовые привычки. В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Все это есть в художественной литературе.

Слайд № 3.

        Цель: формирование финансовой грамотности дошкольников через использование художественной литературы.

Задачи:

  • сформировать первичные экономические понятия посредством чтения художественной литературы;
  • ввести детей в мир человеческих отношений, нравственно – этических ценностей;
  • способствовать владению речевой и коммуникативной культурой, развитию творческих способностей детей;
  • развивать интерес к чтению художественной литературы, к самому процессу чтения.

Слайд № 4.

        Для усвоения детьми основ финансовой грамотности я использую самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Овладение основами финансовой грамотности осуществляется и в процессе чтения художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки).

        Путешествие в мир финансов – интересное и увлекательное занятие, которое нравится даже дошколятам. Малыши с большим удовольствием осваивают азы экономики: разгадывают кроссворды, играют в дидактические и сюжетные игры, коллекционируют монеты и т.д. Но самым лучшим методом становления основ финансовой грамотности у дошкольников считается сказка.

Слайд № 5.

        Почему? Во-первых, именно через сказку мы можем дать понять детям, как не потеряться сегодня в новом финансово-экономическом пространстве, как правильно распоряжаться деньгами, учитывая свои потребности, желания и возможности. Чем раньше дети узнают финансовую науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Во-вторых, сказка – это самая интересная и увлекательная форма познания действительности. Совместное чтение сближает взрослого и ребенка, через сказку взрослый поможет разобраться ребенку в тех случаях, когда он сам чего-то не понимает.

        Прочитала я достаточно много литературы, программ, рассмотрела методических разработок и пришла к выводу, что самый оптимальный вариант решения задач по формированию финансовой грамотности старших дошкольников это чтение художественной литературы. Не скрою, мне было любопытно узнать, что существует множество финансовых, экономических сказок, что довольно необычно и даже конкурсы реализуются на эту тему среди родителей совместно с детьми и публикуются издания.

        Но, как же так? Что, взять и начать сразу с детьми читать такие сказки? Необходим, на мой взгляд переход от наших любимых, знакомых сказок: «Репка», например, учит труду; «Кот в сапогах» - реклама; «Муха Цокотуха» - денежку нашла.

Слайд № 6.

        Я провела среди родителей экспресс – опрос, что они думают по этому вопросу, что знают.  Обратите внимание, на вопросы которые я обвела, родители все без исключения образовались введению финансовой грамотности в детском саду. К моему удивлению родители были даже рады постановке вопроса, согласились сотрудничать и содействовать.

Слайд № 7.

Буквально на следующий день у нас появилась книга Эдуарда Матвеева «Дима и Совёнок». И тут легко появилось первое решение, путь познания элементарных основ финансовой грамотности.

        В нашей группе дети очень любят играть в разные сказки одна из них — это сказка «Муха Цокотуха». Конечно, дети её знают, с удовольствием играю героев, меняются ролями, но вопросы: что такое денежка? Зачем она? Какие бывают денежки? История происхождения и так далее, мы с детьми не задумывались. Я стала задавать эти вопросы, тут подробно мы нашли ответ в книге Эдуарда Матвеева «Дима и Совёнок». Совёнок рассказал, что у них в лесу есть золотые жёлуди, они вместо денег и мама Совёнка меняет их на труд, тут ребята знакомятся ещё с одним экономическим понятием. В сказке подробно и доступно дети узнают ответы на элементарные вопросы.

        Уважаемые коллеги, получается, что всё взаимосвязано, да дети узнали о денежке из одной сказки, а другая сказка с не менее интересным сюжетом рассказала о функциях, но тут опять возникает вопрос о труде, а мы знаем много пословиц одна из них «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!»

        Детям такого возраста порой сложно понять глубину и смысл любой пословицы и нам пришла с родителями идея создать альбом «Пословицы в рисунках». Дети рисовали, так как они видят и понимают смысл пословиц, кто- то впервые для себя открыл не буквальность понимания слов данной пословицы. Пословица «На чужое не зарься своё береги», также с помощью рисунка дети смогли проанализировать свои поступки и товарищей, привели примеры из собственного опыта. Картотека пословиц представлена на слайде, можете скачать ее по киар коду.

        На данном этапе, уважаемые коллеги, всё складывается удачно, дети развиваются, образовываются, воспитываются в данном направлении. Но возникает ещё одна не маловажная проблема, и путь её решения опять нашёл во взаимоотношениях детей и родителей, а проблема эта – низкая заинтересованность детей чтения художественной литературы, требующая постоянной мотивации.

        Родители систематически читают с детьми литературу заранее нами взрослыми выбранную, конечно учитывали и интересы ребёнка. В итоге, ребята обменялись опытом, книгами, повысились интерес к чтению и стремление узнавать новое и не известное. Трудности возникали в подаче рекламы, больше было похоже на пересказ произведений, но тут на помощь, возникает необходимость обратиться к финансовым сказкам, где дети подробно могут узнать, что такое реклама, как научиться рекламировать, даже любимую книжку. А мы с родителями и литературу подобрали соответствующую, а вопросов ещё будет много и пути решения, вместе мы всегда найдём.

        Слайд № 8.

Из выше сказанного, можно сделать вывод. Решение задач формирования финансовой грамотности старших дошкольников, через чтение художественной литературы находит своё подтверждение целиком и полностью. На моём примере дети познакомились: и через чтение, и через игру, и через продуктивную деятельность, работу с родителями - с элементарными понятиями: деньги, труд, реклама. Благодаря полученным знаниям дети легко играют в упрощённый вариант игры «Монополия», сюжетно - ролевую игру «Банк»,  (ее вы тоже можете  скачать по киар коду), постепенно дети будут всё больше применять приобретённые знания в играх, общении, а в дальнейшем это станет надёжным фундаментом экономической осведомлённости и защитит от ошибок.

        Рекомендую использовать сказки, притчи, рассказы, как средство развития финансовой грамотности. Проведя целенаправленную работу, я убедилась, что использование художественной литературы играет важную роль в развитие детей дошкольного возраста, в решении задач формирования экономической грамотности дошкольников. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.

Слайд № 9.

        Вашему вниманию представляю картотеку художественной литературы по формированию финансовой грамотности, которая поможет вам в работе с детьми.

Слайд 10.

Но все таки коллеги, я глубоко убеждена, что при формировании финансовой грамотности мы должны научить разделять цену от ценности. Прошу внимание на экран.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»

Актуальность.  Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обу...

Презентация к консультации для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»

Презентация к консультации для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Лэпбук» в формировании финансовой грамотности дошкольников»

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам,  не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспит...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Лэпбук» в формировании финансовой грамотности дошкольников»

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основэкономического воспитания мо...

«Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности у дошкольников»

laquo;Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности у дошкольников»Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия пра...