«Формирование финансовой грамотности дошкольников»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей дошкольных образовательных организаций, которые могут в этом помочь и детям, и их родителям через включение в воспитательно-образовательный процесс программ по изучению основ формирования финансовой грамотности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razr57.06 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Формирование финансовой грамотности дошкольников»

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическое изучение понятия «финансовая грамотность»

  1. Понятие «финансовая грамотность» ………………………………..5
  2. Характеристика понятий: деньги, доход, расход ………………..…6

Выводы……………………………………………………………………….8

Глава 2. Практическая работа по формированию финансовой грамотности у детей 5-7 лет

2.1. Исследование  финансовой грамотности у детей и родителей……….9

2.2. Конспект занятия «Что такое деньги, доход и расход»………………13

Выводы ………………………………………………………………………18

Заключение………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………….21

Приложение………………………………………………………………….23

«Ценности, закладываемые с детства,

приносят в дальнейшем большую отдачу»

Беверли Ноер Фельдман

Введение

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей дошкольных образовательных организаций, которые могут в этом помочь и детям, и их родителям через включение в воспитательно-образовательный процесс программ по изучению основ формирования финансовой грамотности дошкольников.

       Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы дошкольникам, которые закладывают нравственные основы финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

       Исходя из выше сказанного, объектом нашего исследования является финансовая грамотность.

Предметом исследования является изучение и формирование финансовой грамотности у детей 5-7 лет.

       Задачами исследования являются:

  1. Теоретическое изучение проблемы финансовой грамотности у детей 5-7 лет;
  2. Проведение практических занятий по формированию финансовой грамотности;
  3. Обработка результатов исследования;
  4. Подведение итогов.

      Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложении.

Практическая значимость данной работы состоит в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Глава 1. Теоретическое изучение понятия «финансовая грамотность»

1.1. Понятие «финансовая грамотность»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Актуальность  заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения в будущем. Применительно к дошкольнику, находящемуся на самом первом этапе жизненного цикла – детства, закладываемые способности  управления финансами являются не чем иным как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения дошкольников правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.

Финансовая грамотность включает в себя:

- умение зарабатывать;

- умение тратить деньги;

- умение экономить;

- умение учитывать;

- умение планировать; …

С точки зрения включения финансовой грамотности в воспитательно-образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального общения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально- психологических особенностей личности как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека. Эти свойства личности в прямой степени влияют на успешность принимаемых взрослым человеком решений в будущем.

  1. Характеристика понятий: деньги, доход, расход.

Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1.Что такое деньги

2. Где их взять

3. Как ими правильно распоряжаться

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Очень важно объяснить ребенку, что абсолютно любой товар имеет свою стоимость и откуда она берется.

         Деньги – это универсальное средство обмена различных товаров и услуг между собой, а также мера измерения. Какие бывают деньги: бумажные деньги называются купюрами, еще есть металлические, железные деньги, их называют монетами.

Сейчас деньги выполняют много функций:

- Средство платежей. С помощью денег можно оплатить товар, деньги-  универсальный товар, который можно обменять на  все, что угодно.

- Оценка труда людей. Выдается в виде зарплаты (честно, достойно, повседневным трудом).

- Средство создания накоплений. Денежные знаки можно сохранить на счете в банке, накопить. Такой запас может храниться долгое время, даже принести прибыль.

Ребенок должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности.  За работу родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, за хорошую учебу студенты получают стипендию,  все деньги, которые мы получаем, называются нашим доходом, что составляет семейный бюджет. Научить ребенка правилам использования денег очень важно. Даже если работа хорошая и зарплата устраивает, нужно стремиться к большему, создавать “подушку безопасности”, пассивный доход и т.д. Для счастливой семейной жизни, помимо всего прочего, необходимо ещё и финансовое благополучие, умение правильно вести семейный бюджет.

Дошкольник должен понимать, что тратить все заработанные деньги неправильно. Нужно учить его делить доходы и накопления: часть можно потратить (это постоянные платежи за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ, воду; расходы на питание, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды), часть-отложить (свободные деньги). Умению экономить необходимо учиться с малых лет.  Чем лучше получается экономить, тем больше получается откладывать и это напрямую влияет на бюджет семьи в целом.

Выводы:  Таким образом, после изучения теоретической части работы понятия «финансовая грамотность» пришла к выводу, что в наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности - это как учить навыкам самовыживания. Чем лучше он знаком с денежно-экономическими отношениями, тем успешнее может быть его жизнь.

Взвешенный и разумный подход к деньгам и тратам, умение планировать, способность разными способами обеспечивать прирост средств, не тратить больше заработанного - вот составляющие финансовой свободы. И её фундамент - финансовая грамотность и осознанность, которые, в идеале, должны быть заложены уже в детском возрасте.

Глава 2. Практическая работа по формированию финансовой грамотности у детей 5-7 лет

2.1. Исследование  финансовой грамотности у детей и родителей.

Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Для определения у детей старшей группы уровней финансовой грамотности мною была использована диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.

С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определялся уровень экономической воспитанности.

Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.

Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.

Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.

Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

Подробное описание использованной мной диагностической методики по всем четырем заданиям представлены в приложении 1.

Опираясь на теоретические исследования и предыдущий педагогический опыт нами были выделены следующие показатели сформированности финансовой грамотности, динамику которых мы стремимся отследить в ходе реализации проекта (см. табл. 1).

Таблица 1.        

Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей)

- знание ребенком потребностей семьи; - представления о труде родителей; - представления об экономических понятиях; - проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.

Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения)

- отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.

Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности)

- проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

Уровень финансовой грамотности определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

Таким образом, выявлено по результатам диагностики:

- высокий уровень - 3% ;

-средний уровень -28%;

-низкий уровень - 69%.

Применение диагностики и анализ результатов мониторинга на начало учебного года позволили мне определить начальный уровень финансовой грамотности у детей старшей группы.

Данные, полученные в ходе мониторинга финансовой грамотности показывают, что у детей наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; они имеют низкий уровень умений отражать экономическую действительность в разных видах деятельности, так как полученные знания им не интересны и у них не возникало желания их отразить. Результаты мониторинга подтвердили актуальность выбранной темы и позволили начать процесс формирования финансовой грамотности у старших дошкольников.

Рисунок 1. Оценка сформированности финансовой грамотности у группы детей в начале реализации проекта.

Изучение и анализ литературы по финансовой грамотности, первоначальная диагностика умений и навыков воспитанников на предмет знаний основных экономических понятий, анкетирование родителей  способствовали признанию значимости финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста в образовательном учреждении, которая заключается в определении педагогических условий, способствующих успешному осуществлению экономического воспитания детей в дошкольном образовательном   учреждении через базовые понятия: экономика, потребности, труд, профессии, бартер, выгода, убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал.

     Анкетирование родителей детей старшей группы показало, что недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

     Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие методы и приемы: непосредственно-образовательная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывает интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные практические, игровые задачи. Проводятся экскурсии, беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, сказок, пословиц и поговорок.  (Приложения)

  Выше перечисленные методы и приемы способствуют формированию финансовой грамотности детей.  

     Нами предлагается практическое занятие  с целью обучения детей финансовой грамотности.

2.2. Конспект занятия «Что такое деньги, доход и расход»

Конспект занятия в старшей группе «Финансовая грамотность»

Тема: «Что такое деньги, доход и расход.»

Цель: формирование основ финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с понятием деньги, доход, расход.

- Познакомить детей с видами денег.

- Закрепить представления детей с назначением и использованием денег.

Воспитательные:

- Воспитывать любознательность, бережливость.

- Воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

Развивающие:

- Способствовать формированию коммуникативных компетентностей.

- Развивать познавательный интерес, внимание, мышление, память.

Оборудование и материалы: Картинка с изображением Мухи-Цокотухи; игрушечные деньги: бумажные, монеты, пластиковые карты.

Ход занятия:

Организационный момент:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»,

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

- ДОБРОЕ УТРО!!!

Основная часть:

Воспитатель: 

Здравствуйте ребята, я люблю путешествовать! А вы? Я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочную страну Экономию на воздушном шаре! Вы согласны? Тогда в путь.  Ну, вот мы и в сказочной стране очутились. Присаживайтесь на стулья и вспомните, пожалуйста, героев сказок, мультфильмов, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги.

Дети: «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Дудочка и кувшинчик»,  «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Сказка о Попе и его работнике Балде» и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Ребята если отгадаете загадку, вы узнаете, кто вас здесь ждет:

Покупала самовар,

А спасал её комар.

Воспитатель: показывает картинку Мухи – Цокотухи. Ребята, посмотрите на картинку, кто это?

Дети: Это Муха – Цокотуха.

Воспитатель: Давайте вспомним первые строчки этого произведения:

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

Воспитатель: Что нашла Муха?

Дети: Денежку.

Воспитатель: Скажите мне, что такое деньги?

Дети: ответы детей (Это то, на что мы покупаем товары в магазине).

Воспитатель: Правильно, деньги, это такая вещь, которой измеряют стоимость всех товаров. На деньги мы можем что-либо купить, приобрести. А для чего нам нужны деньги?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Правильно. А теперь скажите мне, какие бывают деньги? Знаете?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Да. Бумажные деньги называются купюрами, еще есть металлические, железные деньги, их называют монетами (показываем бумажные деньги и монеты). Но еще есть и безналичные деньги, это пластиковая карта (показываем пластиковую карточку), мы денег не видим, но они лежат на карте, и мы можем картой расплачиваться за товар. Вы видели у своих родителей такую карточку? Как они покупают товар и расплачиваются по карте?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Давайте поиграем с вами. На столе лежат деньги различного вида: бумажные, монеты, пластиковые карты. Распределите их: бумажные в одну кучку, монеты в другую, пластиковые карты в третью кучку.

А теперь, давайте с вами разомнемся.

Физминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом,  (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить,   (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить   (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока  ( шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька!  (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Воспитатель: Хорошо мы с вами отдохнули. А теперь давайте поговорим о таких вещах как Доходы и Расходы. Как вы думаете, из нашего произведения «Муха денежку нашла» - это Доход или Расход?

Дети: ответы детей (Доход).

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: ответы детей (Она ее нашла).

Воспитатель: Правильно. А кто знает, как еще можно получить деньги, за что?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Правильно. За работу ваши родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, за хорошую учебу студенты получают стипендию. А еще деньги можно выиграть, найти клад, или просто найти, как наша Муха-Цокотуха и это тоже называется доходом. Все деньги, которые мы получаем, называются нашим доходом.

Теперь давайте разберемся, как вы думаете, «Пошла Муха на базар, и купила самовар» - это доход или расход денег у Мухи?

Дети: ответы детей (Расход).

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: ответы детей (она купила, потратила).

Воспитатель: Правильно. Когда мы покупаем что-то в магазинах, платим за коммунальные услуги, за детский сад – это считается расходом. Мы отдаем наши деньги, а взамен получаем какой-нибудь товар, услугу.

В каждой семье есть Доходы и Расходы. Давайте поиграем в игру «Доход или Расход». Я буду говорить предложения, а вы мне должны закончить их словами: Доход или Расход.

- Мама с папой получили зарплату………..(доход)

- Мама заплатила за детский сад…………..(расход)

- Вы нашли клад…………………………….(доход)

- Бабушка купила молоко…………………..(расход)

- Мама купила ботиночки…………………..(расход)

- Дедушка получил пенсию…………………(доход)

- Папа заплатил за стрижку…………………(расход)

- Брат получил стипендию…………………..(доход)

- Вы купили билеты в кино………………...(расход)

Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно определили. Если ребята, каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают, деньги –это ресурс ограниченный. Если их потратить, то они безвозвратно исчезают и их нужно снова зарабатывать. Давайте сформулируем правила обращения с деньгами:

1. Экономно распоряжаться деньгами.

2. Потраченные средства уже не вернешь.

3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

4. Невозможно иметь все, что хочешь.

5. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть

привычкой.

Простейшее и интереснейшее занятие - завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.

6. Бережно относиться к деньгам.

Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось наше занятие?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Скажите, что нового вы узнали на занятии?

Дети: ответы детей.

Домашнее задание.

Изготовить копилки своими руками с родителями.

Выводы: Исходя из практической части работы,  можно сделать вывод, что у детей неглубокие знания и представления об экономической жизни людей и имеют низкий уровень финансовой грамотности. Это объясняется тем , что мало внимания уделяли экономическому воспитанию из-за отсутствия необходимой информации по данному вопросу, что подтверждает актуальность выбранной темы и позволили начать процесс формирования финансовой грамотности у старших дошкольников.

Заключение

    

Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет. Таким образом, освоение финансовой грамотности в дошкольном детстве - это объективная реальность нашего времени.

Существует ряд проблем, затрудняющих реализацию элементов финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях: недостаточная информированность педагогов и родителей о значимости и необходимости освоения детьми дошкольного возраста основ финансовой грамотности; отсутствие системной организационной и профессиональной поддержки педагогов; загруженность воспитанников старшей и подготовительной групп.

После изучения теоретической части работы понятия «финансовая грамотность», мы пришли к выводу, что в наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности - это как учить навыкам самовыживания. Чем лучше он знаком с денежно-экономическими отношениями, тем успешнее может быть его жизнь.

Взвешенный и разумный подход к деньгам и тратам, умение планировать, способность разными способами обеспечивать прирост средств, не тратить больше заработанного - вот составляющие финансовой свободы. И её фундамент - финансовая грамотность и осознанность, которые, в идеале, должны быть заложены уже в детском возрасте.

Знание этих проблем дал импульс и направление, в котором следует действовать для их устранения: - активнее использовать методы и приемы формирования финансовой грамотности.

В практической части работы мы изучили уровень финансовой грамотности дошкольников.  Можно  сделать вывод, что у детей неглубокие знания и представления об экономической жизни людей и имеют низкий уровень финансовой грамотности. Это объясняется тем, что мало внимания уделяли экономическому воспитанию из-за отсутствия необходимой информации по данному вопросу, что подтверждает актуальность выбранной темы и позволили начать процесс формирования финансовой грамотности у старших дошкольников.

      Исходя из этого, нами предлагается мероприятие по повышению финансовой грамотности дошкольника в соответствии с показателями мониторинга. 

Финансовая грамотность на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через игры, сказки, постановки, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки.

Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями, при соблюдении условия  продолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважительно–доверительных и искренних отношений. Мы ожидаем, что в результате нашей работы дошкольники получат необходимые знания, и их родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

«Дошкольник и финансы», можно сравнить эти понятия с морем. Чем дальше от берега, тем оно глубже и шире. Играйте с детьми в экономику.
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.

Использованная литература

  1. Азбука бережливости для дошкольников / авт.-сост. И.П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.
  2.  Барсукова Л.С., Беляева И.А., Гусева М.А. Серия игр «Рубль и Копеечка: поиграем в экономику» - Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovy-ekonomicheskogo-obrazovaniya-starshih-doshkolnikov-v-interaktivnyh-razvivayuschih-igrah
  3. Беседы об экономике: методическое пособие -  авт.-сост. Т.А.Шорыгина.-М.: Творческий центр «Сфера», 2009.
  4. Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учеб. пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2006. – 98 с.
  5. Годфри Джолайн. Как научить ребенка обращаться с деньгами/ издательство «Добрая книга», 2006 – 224 с.
  6. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.Программа развития.М.:2002.
  7. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты» - Электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/materials/materialy-dlya-doshkolnikov/
  8. Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019
  9.  Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019

  1. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  2.  Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Приложение 1

Диагностические задания

Задание 1.

1) Люди ходят на базар:

Там дешевле весь…(Товар)

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы…(Ссуду)

Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся…(Залог)

2) - У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо)

- Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки)

3) Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Что потребности есть не только у человека, но и у растений и животных).

Задание 2.

1)Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт …(Банкир)

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведёт …(Бизнесмен)

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам …(Продавцы)

2) - Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина)

- А откуда они появляются в магазине? (Из природы - лес, море, поле)

- Люди каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь)

- А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь)

3) Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимо и для чего.

Задание 3.

1)На товаре быть должна

Обязательно…(Цена)

Говорят про меня:

Деревянный я.

Но неправда, я -- железный,

Я тяжёлый, полновесный. (Рубль)

И врачу, и акробату

Выдают за труд …(Зарплату)

2) - На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги)

- Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду; кушать; красиво одеваться)

- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена)

3) Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят)

Задание 4.

1)Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта нету без…(Рекламы)

Яркой краской привлекает, покупать нас заставляет. (Рекламный плакат)

Прохожу мимо витрины, И стоит там человек, Говорит он так красиво, Кто же этот человек? (Рекламный агент)

2) - Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да)

- Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные)

- Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали)

3) Представь любой товар. Попытайся мне его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой грамотности дошкольников

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника.

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника....

Формирование финансовой грамотности дошкольников

в данной публикации расположены рекомендации для педагогов по формированию финансовой грамотности...

Формирование финансовой грамотности дошкольников

В данном материале раскрывается важность формирования финансовой граммотности у дошкольников....

"Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Материалы семинара для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"...

"Создание условий для формирования финансовой грамотности дошкольников по возрастам»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Воспитателям, работающим с детьми  дош...

Общие подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников

Общие подходы к формированию основ финансовой грамотности в соответствии ФГОС...