Картотека дидактических игр по финансовой грамотности
картотека по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Дедова Наталья Николаевна

В картотеке собраны игры по следующим темам экономического образования дошкольников: потребности людей, ограниченность, выбор, деньги,  профессии, товар, услуга, материалы, инструменты, спрос .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игры по финансовой грамотности29.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 28 «ОГОНЕК»

КАРТОТЕКА

дидактических игр по финансовой грамотности

Автор-составитель: Дедова Наталья Николаевна,

воспитатель

Бердск - 2021

Игра «Дотронься до…»

Цель:  расширить представления детей о  разнообразии материалов, научить детей  определять материалы, из которых изготовлены товары.

Ход игры: воспитатель произносит «Дотроньтесь до деревянного (хлопкового, стеклянного, пластмассового, металлического и т.д.), раз, два, три, стоп!». Дети должны подбежать к предмету, изготовленному из указанного материала и дотронуться до него. Далее воспитатель называет каждого ребенка по имени и отмечает «правильно – неправильно».

Игра «Торт»

Цель: учить разделять материалы и инструменты, необходимые для производства торта, показывать трудовые действия кондитера.

Ход игры:

Дети сидят на стульях, воспитатель произносит (все слова сопровождает показом):

- Ребята, давайте испечем вкусный торт. Я буду кондитером, а вы продуктами.  Итак, я беру большую миску, два яйца («Кто будет яйцами?», «Выходите!»), разбиваю их,  насыпаю сахар («Кто будет сахаром?).  

- Беру большой миксер, хорошо перемешиваю яйца с сахаром (дети кружатся на месте, а воспитатель  над их головами как бы держит миксер).

- Дальше я добавляю сметану, соду, шоколад, орехи, муку (дети поочередно подходят, а воспитатель после 2-3 присоединившихся «продуктов» каждый раз  перемешивает их).

- Тесто готово! Я беру форму для выпечки и выливаю  в нее тесто из миски, форма большая и тесто растекается (дети садятся на корточки).  Ставлю форму в духовой шкаф, включаю его и тесто начинает выпекаться, постепенно поднимается (дети медленно встают), покрывается золотистой корочкой. Вынимаю мой торт, украшаю его кремом из кондитерского шприца (руками изображает как «выдавливает крем».   Беру нож и разрезаю торт на кусочки (так, чтобы каждый ребенок стал отдельным «кусочком».  А теперь самый вкусный кусочек догоню и съем! (дети разбегаются, воспитатель их догоняет).

Далее следую обсуждение: «Какими инструментами пользовался кондитер?», «Какие материалы (продукты) ему потребовались?»

 

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали -  покажем»

Цель: закрепить названия профессий, трудовые действия профессионалов, развивать невербальные средства общения.

Материалы: изображения различных профессионалов

Ход игры: дети стоят полукругом, выбирается водящий, который стоит напротив остальных игроков. Воспитатель показывает игрокам картинку с изображением какого-либо профессионала, дети должны без слов продемонстрировать профессиональные действия загаданного профессионала.  

Водящий должен отгадать название профессии.

Игра «Чей предмет?»

Цель: показать детям зависимость потребностей людей от их возраста, пола.

Материалы: карточки с изображением людей: мальчик, девочка, младенец, старик, бабушка, мужчина, женщина; карточки с изображением предметов: соска, клубок ниток со спицами, очки, брюки, платье, кукла, машинка.

Ход игры: найти пары картинок, сделать вывод о том, что у разных людей потребности тоже разные.

Игра «Груша-яблоко»

Цель: научить делать выбор, понимать суть понятия «ограниченность».  Материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Из-за ограниченности (листа) нам нужно делать выбор. Выбор делать всегда не просто, так как приходится отказываться от  других возможностей (альтернатив).

Игра «Кто кем работает?»

Цель: На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал: Рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Ход игры: Раздать девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди объясняют свой выбор. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Далее  можно организовать постепенный переход к сюжетно - ролевым игр на эту тему.

Игра «Услуги и товары»

Цель: Закреплять сведения о том, что такое услуги  (помощь) и товары (продукты труда, предметы), показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал: картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.

Ход игры:  Картинки необходимо раздать детям, и дать задание: «Подумайте, что делает герой: оказывает услугу или производит товар. Объясните свой выбор».

Ответы детей:

- Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке, девочка оказывает  услугу.

- Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

Игра «Разложите товар»

Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания детей о разновидности торговых объектов.

Ход игры: Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах картинки с изображением магазинных вывесок.

Разложить картинки на группы по названиям магазинов: «Молоко», «Хлеб», «Обувь», «Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Спортивные товары», «Овощи-фрукты», «Бытовая техника», «Канцелярские товары» и др.

 

Игра «Умелые руки»

Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально, использовать вещи, бывшие в употреблении.

Ход игры: Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.

Игра «Я - покупатель»

Цель: закреплять знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Ход игры: Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения:  мама дает ребенку деньги, ребенок идет по улице с пустой котомкой,  ребенок входит в магазин, стоит у кассы,  берет хлеб у продавца,  идет домой с наполненной сумкой.

Задание: разложить картинки в ряд в правильной  последовательности, составить  рассказ по картинкам.

Игра «Рисуем рекламу»

Цель: закреплять знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец - покупатель».

Ход игры: Каждому участнику игры дается задание: нарисовать рекламу своей лавки и презентовать её.

Игра «Дополни предложение»

Цель: в игре развивать речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель произносит начало предложения и бросает мяч одному из детей в круге, ребенок должен придумать окончание и бросить мяч воспитателю. Например: «Мама купила… (тетради, игрушку, конфеты)», «Мама купила морковь в магазине.... (название магазина) ».

Игра «Монетки»

Цель: знакомить с достоинством монет, продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике.

Ход игры:

 Воспитатель: Сегодня мы с вами будем работать с деньгами, точнее монетами. У нас лежат несколько монет разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей. Выложите их в один ряд  по порядку. Какие монеты у вас на столе лежат? Какая из монет большего достоинства, какая - меньшего, и почему? Сколько всего у вас монет? Какие монеты нужно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 рубля и т. д.

Игра «Чья это продукция?»

Цель: продолжать знакомить детей с экономическими понятиями; вводить в активный словарь детей слова производство, продукция, производитель. Дать детям знания о том, что все, что мы имеем, не само собой получается, все добыто трудом людей и каждую вещь надо беречь; воспитывать чувство бережливости, уважение к труду.

Ход игры: Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в одно  место, где производят товары (продукцию). Как называют такие места? (производство, заводы, фабрики).

Воспитатель предлагает детям сесть в заранее построенный трамвай, где один ребёнок  -  кондуктор. Кондуктор продаёт билеты, дети покупают  билеты. Кондуктор объявляет остановку «Швейная фабрика». Дети и воспитатель выходят из трамвая и идут на фабрику. На столах разложена детская одежда: платье, майка, пальто, брюки и т. д. Детей встречает кукла-экскурсовод. Воспитатель от имени экскурсовода показывает детям иллюстрации с  изображением швейного производства и рассказывает, как устроен процесс производства. Далее дети рассматривают изделия,  изготовленные на фабрике,  и уточняет их названия. Дети благодарят экскурсовода и отправляются с воспитателем на трамвае  обратно в детский сад. После экскурсии воспитатель предлагает им детям угадать, чья  продукция  стоит на столе: ткани, изделия из ткани, вязаные изделия, чайный сервиз, стеклянная посуда, обувь, бытовая техника. Если дети не могут назвать, чья это продукция, воспитатель им подсказывает название производства.

Игра «Спрос»

Цель: знакомить с понятием спрос, показать зависимость спроса от сезона.

Материалы: пластилин, доски для лепки, стеки, клеенки, салфетки.

Ход игры: Дети делятся на две команды (фирмы), одна из которых изготавливает чашки для чая, а другая  - мороженое. По окончании установленного времени (10 минут) товар выкладывается на красочные блюда. Детям предлагается ответить, какой товар будет иметь большой спрос летом, а какой – зимой? С детьми ведется беседа о зависимости спроса на товар от сезона года.

Игра «Что кому нужно?»

Цель: в процессе игры упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям сельских профессий. Воспитывать любовь и уважение к труду, желание оказывать посильную помощь взрослым. Материалы: иллюстративный материал на тему «Труд в колхозе», предметные картинки, фишки для награждения.

 Ход игры. Ведущий (воспитатель или ребенок) называет человека по профессии (полевод, тракторист, пчеловод, агроном и др.). Дети называют, что кому из них нужно для работы. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

Игра «Хочу и нужно»

Цель: Научить определять разницу между «хочу» и «нужно» (желаниями и потребностями).

Материалы: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям определить, к какому понятию - «хочу» или «нужно» - относится изображенный на карточке предмет и приклеить картинку на соответствующее панно или часть доски.

Игра «Чей инструмент?»

Цель: закреплять знания детей о предметах труда людей разных профессий. Материалы: карточки с изображениями людей разных профессий (повар, портной, художник, учитель, столяр, врач) и орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля).

Ход игры: найти каждой картинке пару (профессия – инструмент)

Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Материалы: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства.

Ход игры:

 Воспитатель называет подарок и его цену. Игрок первый сумевший выложить из своих монет  нужную сумму забирает карточку с изображением подарка.

Игра «Кто что делает?»

Цель: расширять знания детей о профессиях и трудовых действиях; активизировать словарь профессиональных действий, воспитвать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материалы: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир и др.)

Ход игры: Ребенок, взяв карточку, называет профессию и называет  трудовые действия данного профессионала .

Игра «Что лучше?»

Цель: закреплять знания детей о спросе на товар, развивать знания о влиянии фактора сезонности на реальный спрос.

Материалы: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой, осенью, весной); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

Ход игры: дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сланцы, футболки - в «летний» магазин, а шубу, валенки, варежки - в «зимний».

Игра «Сколько стоит товар?»

Цель: закреплять у детей понятия «товар», формировать умение соотносить количество имеющихся денег со стоимостью товара.

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает товар в соответствии со своим желанием и стоимостью товара.

Игра «Супермаркет для малышей»

Цель: учить делать покупки, оплачивать их стоимость.

Материалы: кубик с точками от 1 до 6, набор игровых денег, игровое поле с изображением 5 пронумерованных отделов (молочный, хлебный, отдел игрушек, отдел канцелярии, кондитерский).  На каждый отдел выкладываются 5 пронумерованных карточек с соответствующими товарами с указанием цены от 1 рубля до 10.

Ход игры: Все игроки делятся  на «семьи» по 2 человека. Всего  4-5 семей. Каждой семье выдается 25 рублей.

«Семьи» по очереди ходят: бросают кубик 2 раза. Первый бросок определяет номер отдела, второй бросок номер товара для покупки. Если на кубике выпадает шесть точек, то игрок может выбрать любой отдел и любой  товар в  этом отделе.  Побеждает «семья», которая сможет первой купить по товару из каждого отдела супермаркета и закончить покупки.

Игра «Что угодно для души»

Цель: формировать у детей понятия «потребность» и «полезность» товара.

Материалы: корзина для продуктов,   различные «товары».

Ход игры: предложить детям из имеющихся предметов («товаров») отобрать в корзинку товары , которые захотят купить в магазине:

- сам ребенок, когда он голоден;

- семья, которая ждет гостей;

- мама, выбирающая подарок для дочки;

- папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т.п.

Игра «Сдача»

Цель: формировать умения делать первичные экономические расчеты, отсчитывать и проверять сдачу.

Ход игры: у каждого ребенка определенная сумма «денег», в соответствии с которой ребенок выбирает товар (сопоставляет «хочу» и «могу»).  При покупке товара  ребенок-продавец отсчитывает сдачу, ребенок-покупатель проверяет ее.

 Игра «Кто, где работает?»

Игра «Кто, где работает?»
Цель: учить устанавливать связь места работы и профессии человека.
Ход игры:
- В милиции работает…
- В магазине работает…
- В пекарне работают…
- В такси работают …
- В пожарной части работают…
- В школе работают…
- В больнице работают…
Следует обратить внимание детей на то, что можно назвать не одну профессию, а несколько: В больнице работают врачи, медицинские сестры, уборщицы, гардеробщицы и т.д. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности...

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет.

С помощью серии данных игр необходимо донести детям, что деньги надо зарабатывать, потом тратить; стоимость товара зависит от его качества; о том, что финансы нужно планировать и не все можно купить з...

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности (средняя группа)...

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности для детей 5-7лет

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:1.Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельно...

Картотека дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр  по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности...