Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Анциферова Ольга Владимировна
  • Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по формированию финансовой грамотности

у дошкольников (6–7 лет)

По теме: «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

 Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет, чтобы как можно раньше сформировать в сознании ребят рациональную модель отношения к деньгам и грамотного финансового поведения. Основы финансовой грамотности, полученные в детстве, дадут больше шансов воспитать преуспевающего в жизни человека, человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями.

Введение

Проект по формированию финансовой грамотности «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности» включает следующую информацию:

• актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;

• принципы реализации проекта;

•цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта;

• сроки и этапы реализации проекта;

• управление и обеспечение проекта;

• ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта;

• планируемые мероприятия в рамках проекта;

• заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования .

Проект по формированию финансовой грамотности «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности» разработан в целях финансового просвещения детей дошкольного возраста (6-7 лет) в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Данный проект будет реализован с воспитанниками подготовительной к школе группе.

Актуальность проекта

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Содержание проекта, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель и задачи проекта

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

• Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

•Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

• Совершенствовать коммуникативные качества детей;

• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

•Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Участники проекта:

• дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет);

• воспитатели группы;

• родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (шесть недель)

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Продукты проекта для педагогов

План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;

Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций;

Портфолио с фотоматериалами мероприятий;

Участие детей в тематических мероприятиях (по плану проекта).

Материалы и оборудование

Методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры», компьютер, проектор, теле/видео аппаратура, презентации, обучающие мультсериалы, книги (Н. Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г. Х. Андерсон «Новое платье короля», приложения для планшетных компьютеров «Монеткины»«Финзнайка»)

Основные формы реализации проекта

• Чтение художественной литературы;

• Интегрированная НОД;

• Продуктивная деятельность;

• Сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность;

• Просмотр фрагментов обучающих мультсериалов.

Этапы проекта

1этап Организационный:

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

•Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

• Создание развивающей среды по теме.

2 этап Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Финзнайка».

Предполагаемые результаты

• Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

• Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

План работы по реализации проекта

1. Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара

2. Демонстрация презентации «История денег»

3. НОД «Что такое деньги?»Цели: создать условия для знакомства с деньгами, их историей, познакомить с деньгами. Расширять представление об элементах экономики (деньги их история).

Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы). Развитие способностей к моделированию пространственных отношений в виде таблицы. Формировать представление о весе предметов, путём взвешивания на ладонях.

1. Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

2. НОД «Азбука денег»

3. Д / и «Угадай, где продаются»  Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

1. «Презентация семейный бюджет»

2. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;

3.НОД «Деньги всякие нужны»Цель: раскрыть сущность понятия «деньги»«монета»«банкнота», закреплять знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают

бумажные и металлические; научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека; активизировать словарь детей.

1. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» 

2. НОД «Почему взрослые работают?»

3.Продуктивная деятельность: изготовление поделок «Товар - хочу»

Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

Закреплять понимание экономических категорий «потребности»«труд»«продукт труда»«профессия»«специальность»; продолжать форми- ровать элементарные представления о различных профессиях, специальностях.

1. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама».

2. Игровая ситуация «Рекламная компания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.

3. «Ярмарка поделок»- учить устанавливать собственную цену стараясь продать «товар» по собственной цене.

4. НОД «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»Цель: Закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности. 1. Презентация «Познавательный маршрут «Банкомат»»

2. НОД «Экономия тепла, света, воды»

3.Д / И «Кто трудится, кто играет»  Цель: Формирование бережливого отношения детей к природным ресурсам.

Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;

продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;

формировать у детей потребность в их экономии.

1. НОД «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

2. Консультации для родителей по финансовой грамотности «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

3. Беседа с детьми «Хорошо – плохо» - на тему «О рекламе товара»  Цель: раскрыть сущность понятия «деньги»«монета»«банкнота»,

«пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем виде современных денег.

Познакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, пластиковая карта.

Научить различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты.

Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами.

1. Конспект игры по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

2. Игра «Купи другу подарок» 

3.Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»Цель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета. Познакомить детей с финансовыми терминами «банк»«деньги»«банковская карта»«потребности». Формировать умение правильно распределять свой бюджет. Формировать нравственные понятия - бережливость, честность, экономность, щедрость. Способствовать правильному поведению в реальных жизненных ситуациях (покупка продуктов, рассчитать бюджет и т. д.). Развивать экономическое мышление и математические способности. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых.

1. НОД.Тема«Все профессии важны» (Уважение к людям труда)

2. Художественно-эстетическая деятельность (аппликация).Тема«Супермаркет», изготовление чеков, банковских карточек

3. Д / и «Что быстрее купят?»  Цель: расширить познавательный интерес к профессиям; уважать и ценить каждую из профессий; формировать уважение к труду взрослых разных профессий.

Итоговое занятие.

Интерактивная игра «Финзнайка»Цель: закрепить все полученные знания о финансовой грамотности в игровой форме. Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами.

Консультация для родителей

Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах.

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

• Как экономить деньги.

•Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.

• Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.

•Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.

• Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.

• О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.

• О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.

•Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.

• Как работают банки.

• Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вам необходимо преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

• Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.

• Чтобы он имел возможность жить с комфортом.

• Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.

• Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

До школы.

В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и зачем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

В начальной школе.

В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

В средней школе.

В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

Высшая школа.

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию.

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним об экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

В магазине.

Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.

Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

Заключение

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям: деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ,

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что дошкольники за этот период получат необходимые знания, родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Проект " По формированию финансовой грамотности у дошкольников"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.К сожалению, финансовой грамотности почти не обуч...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников "По тропинкам в экономику"

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства....