Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников старшей группы По теме: «Приключения Гнома Эконома в стране финансовой грамотности»
проект (старшая группа)

Невидимова Галина Сергеевна

Кру Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет, чтобы как можно раньше сформировать в сознании ребят рациональную модель отношения к деньгам и грамотного финансового поведения. Основы финансовой грамотности, полученные в детстве, дадут больше шансов воспитать преуспевающего в жизни человека, человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по формированию финансовой грамотности

у дошкольников старшей группы По теме: «Приключения Гнома Эконома в стране финансовой грамотности»

Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет, чтобы как можно раньше сформировать в сознании ребят рациональную модель отношения к деньгам и грамотного финансового поведения. Основы финансовой грамотности, полученные в детстве, дадут больше шансов воспитать преуспевающего в жизни человека, человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями.

Актуальность проекта

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Содержание проекта, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель и задачи проекта

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

• Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

•Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

• Совершенствовать коммуникативные качества детей;

• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

•Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Участники проекта:

• дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет);

• воспитатели группы;

• родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (шесть недель)

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;

Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций;

Портфолио с фотоматериалами мероприятий;

Участие детей в тематических мероприятиях (по плану проекта).

Материалы и оборудование

Методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры», компьютер, проектор, теле/видео аппаратура, презентации, обучающие мультсериалы, книги (Н. Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г. Х. Андерсон «Новое платье короля».

Основные формы реализации проекта

• Чтение художественной литературы;

• Интегрированная НОД;

• Продуктивная деятельность;

• Сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность с участием родителей.

• Просмотр фрагментов обучающих мультсериалов.

Этапы проекта

1этап Организационный:

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Приключения Гнома Эконома в стране финансовой грамотности».

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

•Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

• Создание развивающей среды по теме.

2 этап Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; ( Дети, родители и воспитатели)чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игр, Квест –Игра.

Предполагаемые результаты

• Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

• Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

План работы по реализации проекта

1. Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара

2. Демонстрация презентации «История денег»

3. НОД «Что такое деньги?» Цели: создать условия для знакомства с деньгами, их историей, познакомить с деньгами. Расширять представление об элементах экономики (деньги их история).

Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы). Развитие способностей к моделированию пространственных отношений в виде таблицы. Формировать представление о весе предметов, путём взвешивания на ладонях.

1. Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

2. НОД «Азбука денег»

3. Д / и «Угадай, где продаются» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

1. «Презентация семейный бюджет»( Видео ролик)

2. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;

#1053;ОД «Деньги всякие нужны» Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», закреплять знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают

бумажные и металлические; научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека; активизировать словарь детей.

1. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»

2. НОД «Почему взрослые работают?»

3.Продуктивная деятельность: изготовление поделок «Товар - хочу»

Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»; продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях.

1. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама».

2. Игровая ситуация «Рекламная компания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.

3. «Ярмарка поделок»- учить устанавливать собственную цену стараясь продать «товар» по собственной цене.

4. НОД «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике» Цель: Закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.

1. Экскурсия с родителями «Познавательный маршрут «Банкомат»

2. НОД «Экономия тепла, света, воды»

#1044; / И «Кто трудится, кто играет» Цель: Формирование бережливого отношения детей к природным ресурсам.

Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;

продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;

формировать у детей потребность в их экономии.

1. НОД «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

2. Консультации для родителей по финансовой грамотности «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

3. Беседа с детьми «Хорошо – плохо» - на тему «О рекламе товара» Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»,

«пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем виде современных денег.

Познакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, пластиковая карта.

Научить различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты.

Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами.

1. Конспект игры по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

2. Игра «Купи другу подарок»

#1055;росмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

Цель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета. Познакомить детей с финансовыми терминами «банк», «деньги», «банковская карта», «потребности». Формировать умение правильно распределять свой бюджет. Формировать нравственные понятия - бережливость, честность, экономность, щедрость. Способствовать правильному поведению в реальных жизненных ситуациях (покупка продуктов, рассчитать бюджет и т. д.). Развивать экономическое мышление и математические способности. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых.

1. НОД. Тема: «Все профессии важны» (Уважение к людям труда)

2. Художественно-эстетическая деятельность (аппликация).Тема: «Супермаркет», изготовление чеков, банковских карточек

3. Д / и «Что быстрее купят?» Цель: расширить познавательный интерес к профессиям; уважать и ценить каждую из профессий; формировать уважение к труду взрослых разных профессий.

Итоговое занятие.

Квест –игра, интеллектуально-познавательная игра.

Заключение

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что дошкольники за этот период получат необходимые знания, родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Список используемой литературы:

  1. «Играем в экономику» / Л.Г. Киреева, Волгоград, 2008 г;
  2. В.В Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности»
  3. Краснощекова Н.В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд.8-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы.

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления, с учётом рыночного опыта многих развива...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....

Проект по формированию финансовой грамотности у детей Старшей группы Тема: «Три кошелька»

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления, с учётом рыночного опыта многих развива...

Краткосрочный проект по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мы и Деньги»

Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет фин...

Краткосрочный проект по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мы и Деньги»

Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность...