Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Власова Елена Викторовна

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом. О хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережном отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пригородная ООШ».

Рабочая программа кружка для детей старшей группы

Тема:

«Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»

на 2020-2021 год




Подготовила:

Воспитатель

Власова Е.В.

2021 год

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………...3

1.2. Основные цели и задачи кружка………………………………………….4

1.3. Основные принципы ……………………………………………………...5

1.4. Предполагаемые результаты реализации Программы кружка………....6

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫ РАЗДЕЛ

2.1. Интеграция образовательных областей ………………………………....8

2.2. Система оценки результатов освоения Программы кружка……………8

2.3. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы кружка………………………………………………………………………….11

2.4. Содержание Программы кружка………………………………………...13

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-технические условия реализации программы ……….....14

3.2. Организация кружковой деятельности …………………………………15

3.3 Методическое обеспечение ………………………………………………17

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

«… Я чувствую себя вправе сказать:

Да здравствует самообразование

во всех областях! ...

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли

Сами, побуждаемые

Собственной страстью,

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

К.И. Чуковский

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Актуальность программы

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово – экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таких этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом. О хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережном отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально – экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

1.2. Основные цели и задачи кружка

Цель данной программы кружка:

Раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;
  • дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;
  • расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;
  • создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;
  • познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;
  • заложить основы экономического образа мышления у ребѐнка – дошкольника.

Развивающие задачи:

  • развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.

1.3. Основные принципы

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  • гармоничного восприятия экономической культуры;
  • экономической направленности в воспитании;
  • целенаправленной ориентированности на ценностные отношения; целостности;
  • единство воспитания, обучения и развития;
  • системность и последовательность;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
  • наглядность;
  • доступность;
  • активность.

1.4. Предполагаемые результаты реализации Программы кружка

Результаты освоения Программы кружка представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой -либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем;
  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
  • следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫ РАЗДЕЛ

2.1. Интеграция образовательных областей

Программа кружка реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:

- материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;

- содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.

Программа кружка составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей:

1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.

2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчѐтливость, практичность и др.) через использование художественной литературы

3. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.

Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.

2.2. Система оценки результатов освоения Программы кружка

Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы кружка. Диагностика элементарных финансово – экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.

В соответствии с классификацией К.Ф.Исаевой, В.И.Логиновой и др. выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у старших дошкольников.

Высокий: Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Средний: Ребенок имеет правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно – следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово – экономические представления в игре и труде.

Низкий: Ребенок имеет неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняется в характеристике понятия, явления, в распознании его по содержанию, не может установить причинно – следственные связи, после обозначения понятия, явлении или объекта, частично выделяет его признаки, не обобщает отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняется в классификации по признаку. Не использует финансово – экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Диагностика для определения уровня финансово – экономических знаний старших дошкольников

Задание 1 «Выбери верное предложение».

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, реклама и т.д.)

Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».

  1. Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.
  2. Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама важна для продажи товара.
  3. Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.
  4. Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.
  5. Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы.
  6. Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже его цена.

1 балл – правильно один или два ответа

2 балла – правильно 4 ответа

3 балла – правильно больше 5 ответов

Задание 2 «Найди лишнее».

Материал: 6 карточек, на которых изображены:

- рубль, доллар, евро, кошелек (категория «деньги»);

- банкноты достоинством 100 рублей, 5 долларов, 10 евро, 50 – копеечная монета (категория «деньги»);

- кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории «товар», «производство»);

- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);

- игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»);

- одежда, дом, продукты, книга (категория «потребности»).

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действия) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные три?»

1 балл – все карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;

2 балла – две карточки – с помощью воспитателя;

3 балла – все карточки отобраны правильно.

Задание 3 «Продолжи предложение».

Материал: предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки.

Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи».

  1. Любой труд приносит…(пользу)
  2. Моя мама получает за свой труд….., бабушка получает…., а брат (сестра) учится в институте и получает….(зарплату, пенсию, стипендию).
  3. Доходы семьи можно увеличить, если….(вести дополнительное хозяйство; кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)
  4. Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это (профессии).
  5. Любой товар можно…(продать, купить, изготовить).
  6. Место хранения и накопления денег называется… (банк).
  7. Чтобы люди узнали о товаре, нужна… (реклама).

1 балл – правильно два ответа;

2 балла – правильно четыре-пять ответов;

3 балла – правильно больше пяти ответов.

2.3. Описание форм, способов, методов и средств реализации

программы кружка

В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:

― сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Ярмарка»),

― дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»),

― настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»),

― речевые («Наоборот», «Что лишнее?»).

Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности.

Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где? Почём?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.

Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), экскурсии в банк, рекламное агентство, которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий.

При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.

Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному:

1 Уровень - предполагает ведущую роль педагога.

На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, дети с помощью педагога решают задачу и после этого выполняют подобное задание по уже данному образцу.

2 Уровень – это деятельность детей с помощью взрослого.

Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний, но к верному решению «приходят» вместе с воспитателем.

3 Уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя приходят к правильному решению задачи.

4 Уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные решения, применить знания в нестандартных ситуациях.

Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует следующие методические приёмы:

- подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;

- высказывание различных точек зрения на один и то же вопрос;

- предложение рассмотреть явление с различных позиций («две стороны медали»);

- побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;

- постановка проблемной задачи (например, с недостаточными или противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.).

Формы организации детей в зависимости от образовательных задач:

- фронтальная (одновременно со всей подгруппой);

- подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.);

- индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).

2.4. Содержание Программы кружка

Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.

В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.

Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.

В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.

Учебный план

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-технические условия реализации программы

Обеспечение материально-технических условий, позволяющих достичь

обозначенных целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.:

  • осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей;
  • организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);
  • обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;
  • обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышение их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;
  • обеспечивать эффективное управление с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Программой предусмотрено также использование организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средство обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3.2. Организация кружковой деятельности

Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.

Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.

Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.

Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).

В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?», «Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:

1. Преобладает игровой метод обучения.

2. Использование специализированной литературы в обучении.

3.Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной деятельности.

4. Создание ситуации успеха.

5. Организация различных видов стимулирования.

Сроки реализации программы: 1 год.

Категория: старший дошкольный возраст 5 - 7 лет

Режим занятий – 4 раза в месяц

Время проведения: вторая половина дня

Формы проведения: подгрупповая, индивидуальная и коллективная.

Количество занятий - 32

Методы: игровой практический, наглядный, словесный.

Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования. Длительность занятия 30 минут.

Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности:

- упражнения на мелкую моторику;

- экспериментальная деятельность;

- игровые ситуации;

- мозговой штурм;

- чтение произведений детской литературы;

- рисование на темы «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела»;

- поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».

3.3 Методическое обеспечение

1. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128

2. Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.

3. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

4. Щербинина С.М "Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста". Учебно-методическая программа. /. - г. Усолье - Сибирское, 2010.

5. Сказки о деньгах.

6. Интернет источники.

Учебно- тематический план работы

В старшей группе из расчета 1 – час работы в неделю

Таким образом ,количество занятий учебного периода будет составлять 32 часа.

Месяцы

Часы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

5ч.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

ИТОГО

4ч.

36 час.

Учебно-тематический план

Месяц

Сентябрь

1

Презентация - «Откуда пришли деньги?»-

Путешествие в прошлое денег.

Виртуальное путешествие с использованием ИКТ.

Познакомить с историей возникновения денег.

Беседа - Что такое деньги? Зачем они нужны?

Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.

4

Интерактивное занятие - Какие деньги бывают. Виды денег.

Дидактическая игра «Заветные желания»,

Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

1

Беседа - «Понятие цены, стоимости».

Демонстрация мультфильма «Телефон».

Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги.

Октябрь

2

Беседа - «Современный вид денег - пластиковая карта».

Игра – «Магазин»

Познакомить с пластиковыми карточками, как ими пользоваться, дать понятие код карты.

3

Беседа – «Что такое валюта. Какая бывает валюта? (Игра – путешествие.)

Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом»,

Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро.

4

Презентация – «Банк, «Дом, где живут деньги». Зачем они нужны? (Виртуальная

экскурсия.)

Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»

Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.

Ноябрь

1

Деловая игра - Раз не найден клад - беги в банке делать вклад.

Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты.

2

Беседа – «Что такое бюджет? Какие виды

бюджетов бывают?»

Сформировать понятие бюджет, какие виды бюджетов есть.

3

Беседа - «Семейный бюджет»

Формировать первичные представления о семейном бюджете.

4

Беседа – «Семейный бюджет: доходы семьи»

Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, стипендия, пенсия, пособие и т.д.)

Декабрь

1

Деловая игра - «Семейный бюджет: расходы семьи»

Сформировать понятие об основных расходах семьи.

2

Деловая игра – «Правильный выбор: куда тратить деньги?»

Формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии.

3

Беседа – «Что такое налоги и зачем их платить»

Сформировать понятие налог, виды налогов, история налогов в России.

4

Деловая игра – « Семейная копилка. Учимся экономить»

.

Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность».

5

Игра - «Хочу и надо».

Формировать представление детей о понятии «бюджет»

Январь

1

Беседа – «Что такое долг? Долг платежом красен»

Дать детям, понятие денежный долг.

2

 Игра – «Карманные деньги»

Дать понятие карманные деньги, учить в игровых ситуациях их разумно тратить.

3

Беседа – «Что за деньги купить нельзя»

Сформировать у детей понятия, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д.

Февраль

1

Беседа – «Рекламы разные нужны»

Дать представления о рекламе, о ее назначении.

Учить правильно, воспринимать рекламу.

2

Деловая игра - «Рекламное агентство»

Познакомить детей с понятием «рекламное агентство».

3

Беседа - «Благотворительная деятельность».

Способствовать развитию таких ценностных качеств дошкольников, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие.

4

Беседа - «Чем пахнут ремесла?»

Формировать представление о потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон».

Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность.

Март

1

Игра - «Путешествие в страну  профессий». 

Обобщить знания о профессиях.

2

Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну».

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

3

Ролевые игры в профессии

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

4

Игра - «Любой труд – оплачиваем»

Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Апрель

1

Чтение сказки - «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в народной мудрости)

  1. Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления;
  2. Давать нравственную оценку поступкам героев

2

Игра - «Свой бизнес»

  1. Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий;
  2. Формировать экономическое мышление;
  3. Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи.

3

Решение проблемных ситуаций – «Мы умеем считать деньги»

  1. Закрепить экономические знания в практической ситуации.

4


КВН - «Путешествие в денежную страну»

Закреплять полученные знания, применять знания и умения в игре.

Май

1

Продуктивная деятельность - «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)

Изготовление различных поделок для ярмарки.

2

Формировать представление детей о рекламе. С. В. Михалков «Как старик корову продавал».

Умение использовать рекламу. Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности.

3

Квест – игра - «Путешествие в страну финансовой грамотности»

Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

4

Диагностика по итогам изучения курса

Оценка с формированности  финансовой  грамотности.

Приложение 2

План работы с родителями

п/п

Месяц

План работы с педагогами, родителями

1.

Сентябрь

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

2.

Октябрь

Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

3.

Ноябрь

Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

4.

Декабрь

Разработка буклетов «Ребенок и финансы»

5.

Январь

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

6.

Февраль

Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»

Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

7.

Март

Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет»

Буклет «История о дереве и человеке»

8.

Апрель

Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

9.

Май

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Приложение 3

Диагностика для определения уровня финансово – экономических знаний старших дошкольников за период 2020-2021 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Самоделкин» для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка.В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. ...

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...

Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гном - Эконом»

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспит...