НОД по финансовой грамотности для старших дошкольников «Азбука денег»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Коструб Светлана Николаевна

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста; создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

- Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей.

- Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.

- Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры.

- Воспитывать представление о сущности таких нравственных категориях как экономность, бережливость.

Материалы и оборудование: Иллюстрации по тематике НОД, зерна кофе, зерна пшеницы, камушки, кувшин, Ковер-самолет, мультфильм, мультимедийное оборудование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_razrabotka.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по финансовой грамотности для старших дошкольников

«Азбука денег»

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста; создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

- Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей.

- Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.

- Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры.

- Воспитывать представление о сущности таких нравственных категориях как экономность, бережливость.

Материалы и оборудование: Иллюстрации по тематике НОД, зерна кофе, зерна пшеницы, камушки, кувшин, Ковер-самолет, мультфильм, мультимедийное оборудование

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Организационная игра:

Встанем мы в кружочек дружно

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе привет-

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

-Ребята на электронную почту детского сада пришло письмо без обратного адреса. От кого неизвестно, но зато есть загадка, отгадав которую мы узнаем автора этого письма.

Загадка:

В кошелек мы их кладем.

С ними  в магазин идем (деньги).

- Ребята, это письмо от жителей Денежной страны, Монеток и Рубликов. Они пишут, что им трудно от того, что они не знают историю своего происхождения. Жители денежной страны хотели узнать и записать свою, денежную историю. Они хотели бы выяснить, когда появились первые деньги, какие они были, как менялись со временем, как ими пользовались в старину.

Может,  мы с вами попытаемся им помочь? (положительные ответы детей).

Сами узнаем  историю возникновения денег, запишем ее на диктофон и отправим жителям Денежной страны. Но для начала мы должны выяснить, что мы знаем про деньги.

-Что же такое деньги? (выслушать ответы детей)

Давайте присядем на стульчики и посмотрим на экран (слайд1)

В сказке Алексея Толстого «Золотой ключик» Буратино закопал монеты в ямку, полил водой, сказал волшебные слова и стал ждать чуда. Какого чуда он ждал? (вырастит дерево, усыпанное золотыми монетами)

-А как вы думаете, откуда берутся деньги? (выслушать ответы детей)

-Их платят взрослым людям за работу – заработная плата за труд.

Слайд 2. Внимание на экран. Здесь представлены люди разных профессий. Ваша задача рассказать, за что каждый из них получает заработную плату. Например, учитель получает зарплату за обучение и воспитание детей.(высказывания детей).

- а теперь мы немного отдохнем, а заодно и посмотрим, куда люди в первую очередь должны тратить заработанные деньги.

Динамическая пауза:

«Будем денежки считать»

1,2,3,4,5 - будем денежки считать (хлопают в ладоши)

Один и два – оплатим дом (огибаем мизинец и безымянный пальцы)

Дом, в котором мы живем.

Третья монета – одежду купить (огибаем средний палец)

На четвертую монету купим есть и пить (Огибаем указательный палец)

Ну а пятую (шевелим большим пальцем) спрячем на донышко кошелька (прячем палец под пальцы).

Вот мы с вами немножко и разобрались, откуда берутся и на что тратятся деньги.

Воспитатель: У каждого человека есть мечта. Может это новая игра, книга, велосипед, компьютер или машина. Или ты мечтаешь о путешествии в какой-нибудь город или страну?

(звучит музыка и появляется ковер – самолет)

-Ребята, что это за замечательный предмет?

-А как вы думаете: для чего он нам нужен? (для путешествия)

- Правильно, дети. Я предлагаю сегодня отправиться в путешествие,  в прошлое (становятся на ковер – самолет, включается музыка) Дети находят разные предметы в разных местах. Предложить детям высказаться: почему мы нашли эти предметы.

Рассказ воспитателя:

 Давным - давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации…когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать съедобные вершки и корешки, делать посуду из глины, шить одежду. И у одного хорошо получалось делать посуду, но не мог он сшить одежду, о другой хорошо ловил зайца ,но не мог сделать посуду .Вот тогда пришла в голову людям мысль: поменяться продуктами своего труда. Я тебе зайца ,а ты мне большой горшок для приготовления еды. Так появился бартер, предшественник денег. Раз мы с вами попали в прошлое, то давайте возьмем один из предметов и попробуем обменяться друг с другом.

 Общая игра – упражнение «Обмен».

Присаживайтесь на стульчики, наше путешествие продолжается. Слайд 3

 Воспитатель: В старину одного быка можно было обменять на 2-3 топора. Вот представьте: идете вы на рынок за овощами и вам надо вести за собой быка, свинью или овцу. Первые деньги – домашний скот. Чем больше у человека быков ,тем он богаче. Как вы думаете, такие деньги были удобными?

Конечно, эти деньги были очень неудобными, потому что их нельзя положить в кошелек, карман или за пазуху, поэтому наши предки стали использовать в качестве денег более мелкие предметы: камешки, ракушки. На Руси первые деньги – это шкурки животных и разные предметы. Затем появились металлические деньги, вырубленные из металлических листов. На старых монетах мы видим изображение святого Георгия Победоносца с копьем. Слайд 4.

От слова копье произошло слово копейка. Роль денег выполняли серебряные слитки – гривны. Чтобы уплатить часть гривны, ее надо было разрубить. Так появился рубль. Чтобы купить дорогую вещь люди в старину ходили с тяжелым мешком монет.  Это было крайне неудобно Слайд 5.

Монеты заменили бумажными деньгами, которые появились в Китае. В России появились бумажные деньги при правлении императрицы Екатерины 2. И назывались они «Катеньки».  Позднее на бумажных банкнотах менялись портреты правителей эпохи. Слайд 6.

Давайте вернемся в наше время и поговорим о современных деньгах. (садятся на ковер – самолет и возвращаются в наше время)

Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело» (Обсуждение мультфильма).

Воспитатель: Для чего нужны деньги в семье? (ответы детей)

Практическая часть. «Мини – банк».

Цель: Показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики: Предложить ребятам создать свой мини – банк. Предоставить право выбрать самим кто будет отвечать за сбор и хранение мелочи. Он будет напоминать всем членам семьи, чтобы они сдавали монеты в банк, освобождая от них карманы. Предлагается обсудить на какое семейное дело собираются данные монеты в мини – банке. Это должно быть что – то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку важной для семьи покупки.

Воспитатель: Как вы думаете: все ли деньги надо тратить? (ответы детей)

Для чего существуют копилки? Чтобы деньги не лежали мертвым грузом в копилке, надо заставить их работать. И сей час я вам расскажу как это можно сделать. Банки зарабатывают проценты на хранении денег вы договариваетесь с банком какую долю отдать от дохода банку ,а какую потратить на свои нужды. Слайд 7.

Рефлексия:

Предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.

Динамическая пауза:

Ну – ка все встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

Ручками махать.

Целый час мы занимались

И немножко баловались

А теперь детвора отдыхать и вам пора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе «Азбука денег»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений....

Конспект квест-игры по финансовой грамотности для старших дошкольников: «Азы финансовой грамотности»

Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с элементами финансовой грамотности посредством квест-игры....

Познавательная викторина по финансовой грамотности для старших дошкольников «Азбука финансов»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений; развитие экономического мышления; закрепление основных экономических понятий....

Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе «Азбука денег»

Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе«Азбука денег»...

Методическая разработка по финансовой грамотности для старших дошкольников "Азбука финансов"

Методический материал содержит подборку конспектов по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного...

Презентация к занятию по финансовой грамотности в старшей группе "История денег"

В данной презентации дан наглядный материал о том, откуда к нам пришли деньги( история происхождения денег)....

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе "Азбука денег"

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе "Азбука денег"...