Программа самообразования "Формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Ковалева Елена Евгеньевна

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_2021-2022.docx35.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                       детский сад № 20 «Сказка»

                  ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

        ВОСПИТАТЕЛЯ КОВАЛЕВОЙ ЕЛЕНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ

                          (СЕНТЯБРЬ 2021- МАЙ 2022 г.г.)

ТЕМА: «Формирование основ финансовой грамотности у детей

 старшего дошкольного возраста»

( 6-7 лет )

                                  Городской округ город Бор 2021 г.

Актуальность

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. 

      Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

     Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

     Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Сроки реализации программы: сентябрь 2021г.- май 2022г.

Цель: совершенствование профессиональной деятельности, повышение профессионального развития по теме.

Задачи:

1.Проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу по данной теме.

2.Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.

3.Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в старшем дошкольном возрасте.

4.Определить направления работы по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.

5.Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.

6. Оптимизировать работу с родителями: подготовить консультативный материал для родителей, провести анкетирование с целью выявления компетенции родителей в вопросах финансовой грамотности детей, установление обратной связи.

Ожидаемые результаты:

Воспитатель:

  • оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
  • повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
  • участие в педсоветах, семинарах;
  • повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.

Родители:

повышен интерес родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дети:

  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • знают российские деньги;
  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
  • в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведется хозяйство в семье).

Основные направления реализации программы саморазвития:

1.Самообразование по теме «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

2.Взаимодействие с детьми по поводу апробации материалов.

3.Взаимодействие с коллегами по проблеме.

4.Взаимодействие с родителями (законными представителями) в вопросах выбранной темы.

Основные формы реализации плана по самообразованию:

• Беседы.

• Основная образовательная деятельность.

• Дидактические игры.

• Моделирование ситуаций – тренингов.

• Чтение художественной литературы.

•Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.

Этапы реализации:

1 этап: аналитико-проектировочный.

2 этап: практический.

3этап: обобщающий.

Планы мероприятий и формы отчета по проделанной работе:

Сроки

реализации

Задачи

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

 Форма предоставления результатов самообразования

I. Аналитико-проектировочный  этап

Сентябрь

1. Анализ ФГОС ДО, изучение литературы по данной проблеме. Изучение опыта педагогов ДОУ. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

2.Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.

Прогнозирование результатов.

4. Создание личной психолого-

 педагогической копилки.

Изучение литературы по теме, интернет-ресурсов, опыта работы других педагогов.

Анкетирование родителей по теме

«Финансовая грамотность детей",

Подбор практического материала.

Диагностика детей.

Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта. Формулировка цели и задач работы над темой.

Наличие методической

копилки по теме. Планирование. Конспекты занятий.

Педагогический мониторинг образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие».

II. Практический этап

Октябрь

Способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

Формирование первоначальных представлений о труде.

Рисование «Как я помогаю близким».

Чтение стихотворений о труде и профессиях.

Дидактическое упражнение «Какие ошибки допустил художник?».

Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе?

Беседа «Хлеб – всему голова».

Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»

Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка».

Дидактическая игра «Идем в поликлинику».

Дидактическая игра «Цепочка ассоциаций».

Консультация для родителей «Семейный бюджет и ребенок»

Поместить в родительском уголке рубрику советов по теме финансовой грамотности детей.

Ноябрь

Декабрь

Январь

Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.

Развивать умение анализировать произведение.

Способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров

Приобщать детей к истокам народной культуры.

Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.

Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги

Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.

Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках».

Беседа с детьми с правилами экономии.

Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».

Сюжетно-дидактическая игра «Магазин».

Экскурсия в магазин.

Рисование «Экскурсия в магазин».

Составление описательных рассказов на тему: «Моя любимая игрушка».

 Заучивание пословиц об экономии и бережливости.

Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.

Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?»

Игра-эстафета «Хорошо-плохо».

 Рассказ воспитателя об истории денег.

Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо».

Рисование «Монеты моей страны».

Аппликация «Необычные формы денег».

 Помещение разработок на сайтах интернета.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.)

Подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию.

Консультация для родителей «Дети и деньги».

Создание картотеки дидактических игр.

Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»

Консультация для родителей «Игры, формирующие предпосылки экономического воспитания».

Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр).

Февраль

Март

Апрель

Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

Способствовать развитию умений признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).

Способствовать формированию у детей знаний о рекламе, как способе продвижения товаров и услуг.

Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши». Экономический КВН. Чтение книги Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены». Сюжетно – дидактическая игра «Банк». Экскурсия в банк.

Литературная викторина по русским народным сказкам.

Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино». Сюжетно-дидактическая игра «Ателье».

Решение арифметических задач.

Беседа о рекламе. Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе». Рисование «Моя любимая реклама». Игра «Как нам может помочь реклама?».

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: (игрушки-предметы для с. р. и). Встреча-обсуждение с родителями "Обсуждаете ли вы с детьми вопросы семейного бюджета?"

Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом. Создание картотеки арифметических задач.

Создание альбома «Реклама для детей». Оформление стендовой информации для родителей по теме самообразования

                                                  III. Обобщающий этап

Май

Повторный анализ усвоенного материала с целью осмысления результатов работы.

Открытое мероприятие для педагогов.

Открытое мероприятие для родителей воспитанников.

Диагностика детей.

Транслирование опыта работы в сетевом интернет-сообществе, на сайте детского сада.

Педагогический мониторинг образовательной деятельности.

Список используемой литературы:

1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.

2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.

4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

5.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.

6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

7. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С. Ю., Вихарева М. Б., Истомина Е. А. и др---Пермь, 201ё9.-158 с.

8. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики,или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –

9. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

10. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.

11. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации

12. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.

13. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.

Интернет-ресурсы:

http://www.deti-club.ru

http://www.doshvozrast.ru

http://www.nsportal.ru

http://www.maam.ru

http://doshkolnik.ru

http://www.nachideti.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 5-7 ЛЕТ) «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ УЛЫБКА»

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников&r...