Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" на 2021-2022 учебный год Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Иванова Татьяна Григорьевна

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шоркистринская средняя общеобразовательная школа» Урмарского района Чувашской Республики

Рассмотрено на заседании ШМО.

Руководитель:

__________ Николаева М.Л.

Протокол № ______ от «_____» ____________2021г.

Согласовано заместителем

директора по УВР

____________Т.В. Павлова

Утверждено приказом №

_______  от  «______» _________________2021г.          

      Директор МБОУ

«Шоркистринская СОШ»

____________ П.В.Егоров

                                                                     

Рабочая программа кружка

"Финансовая азбука"

на 2021-2022 учебный год

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Составитель:

 Иванова Татьяна Григорьевна– воспитатель

I-ой квалификационной категории

                                   

с. Шоркистры-2021

Содержание.

1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………3

1.1. Направленность кружковой работы……………………………………………………………………………….3

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность кружковой работы………………………………………………………………………………4

1.3. Цель и задачи кружковой работы……………………………………………………………………………….5

1.4. Принципы и подходы к формированию работы кружка……………………………………………………………………………….5

1.5. Этапы реализации кружковой работы……………………………………………………………………………….5

1.6. Организация работы кружка………………………………………………….6

1.7. Формы и методы, используемые в работе кружка……………………………………………………………………………….6

1.8. Условия реализации плана кружковой работы……………………………………………………………………………….6

1.9. Работа с родителями……………………………………………………………………….....6

1.10. Формы подведения итогов по реализации плана работы кружка……………………………………………………………………………….7

1.11. Реализация работы кружка обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом………………………………………………………………………….7

2. Содержание кружковой работы……………………………………………………………………………….8

2.1. Список детей на учебный год……………………………………………………………………………………8

2.2. Календарно-тематический план…………………….…………………………………………………………….9

2.3. Список литературы………………………………………………………………………......16

2.4. Приложение………………………………………………………………….....17

1. Пояснительная записка.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом. первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

1.1. Направленность кружка «Финансовая азбука»

План кружка «Экономика детям» рассчитан на работу с детьми подготовительной к школе группы 6-7 лет.

Содержание кружка «Финансовая азбука» учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесную связь нравственно-трудового и экономического воспитания. Деятельность кружка «Финансовая азбука» направлена на социально-коммуникативное познавательное развитие детей.

1.2. Актуальность и новизна

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространённое явление Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем  возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.

1.3. Цель и задачи кружка «Финансовая азбука »

Цель кружка «Экономика детям»: формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы.

Задачи кружка «Финансовая азбука»:

- сформировать первичные экономические понятия;

- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

- уважать людей умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

- признавать авторитетными качества человека: бережливость, экономность, рациональность, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (материальная помощь, поддержка, меценатство);

1.4. Принципы, в соответствии с которыми строится работа кружка «Финансовая азбука»

Основные принципы системы работы по экономическому воспитанию

План работы кружка составлен в соответствии с принципами, определенными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

1. Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий).

2. Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).

3. Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста).

4. Наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий).

5. Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической).

6. Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности)

1.5. Срок реализации – 1 год.

1.6. Организация работы кружка «Финансовая азбука»

Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ДОУ.

Продолжительность практических занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятий в подготовительной к школе группе (6-7 лет) – 30 мин. (всего 32 занятия).

Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.

1.7. Формы и методы

Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем обсуждение прочитанного и использование полученных знаний в играх. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр.

Также успешной реализации работы кружка «Финансовая азбука» способствуют:

-чтение художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок;

-решение логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных ситуаций;

-беседы о финансовой грамотности;

-тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран;

-сюжетно-ролевые игры.

1.8. Условия реализации работы кружка «Финансовая азбука»

-создание зоны “экономического игрового пространства” с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала;

-использование ИКТ- технологий.

1.9. Работа с родителями.

Занятия кружка посещают воспитанники с письменного согласия родителей (законных представителей). Родители (законные представители) ознакомлены с планом работы кружка.

Родители по договорённости с педагогом могут посетить занятие кружка.

В плане работы кружка предусмотрено взаимодействие с родителями по следующим направлениям сотрудничества:

1. Информационно-просветительское;

2. Консультационное;

3. Интеграционное – объединение усилий по экономическому воспитанию детей (организация экономических ярмарок, праздников, конкурсов и т.п.).

Программа предусматривает совместные занятия с родителями, организацию выставок, ярмарок.

1.10. Формы подведения итогов.

Мониторинг проводится в начале и в конце учебного года на основе программы «Тропинка в экономику» А.Д.Шатова, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2015

Ожидаемые результаты:

В конце реализации  работы кружка планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Умение проявлять бережливость в повседневной практической деятельности;

4. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

5. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

6. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

7. Экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями);

8. Проявлять бережливость в повседневной практической деятельности.

1.11.Реализация работы кружка обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом.

Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.

Посуда, книги разного качества (сорта).

Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.

Мелкие игрушки из киндер-сюрпризов (для магазина детских товаров).

Ценники.

Рекламные газеты “Клиент”, “Экстра-М” и др.

Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.

Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей

Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.

Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.

2. Содержание кружковой работы

2.1. Список детей

Ф.И.ребёнка

Возраст.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.






2.2. Перспективный план работы по экономическому образованию и воспитанию детей подготовительной к школе группы.

Учебно-тематический план

Месяц

Тема занятия

Сентябрь

Беседа «Экономика и мы»

Октябрь

«Чтение и обсуждение сказки «Колосок»

Просмотр видеоматериалов «Работа хлебозавода»

«Как выращивают хлеб».

«Путешествие в страну электричества».

Ноябрь

«Почта гнома Эконома».

Лепка «Наши помощники — электроприборы»

«Профессии наших родителей»

«Современные профессии»

Декабрь

«Игра-путешествие водяной капельки».

Конкурс «Назови профессию».

Рисование «Портрет профессии моих родителей».

«Путешествие по стране Экономика»

Январь

Драматизация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»

Беседа «Деньги и их роль в жизни».

Февраль

Дидактическая игра «Банк».

«Деньги и товары».

Дидактическая игра «Супермаркет».

Дизайн «Реклама товара».

Март

«В гостях у семьи экономистов».

Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр».

Развлечение «Как три поросёнка хотели стать экономистами».

Беседа «Наш семейный бюджет».

Апрель

Игра-занятие «Накопление и потребление».

Дидактическая игра «Доходы семьи».

«Хочу и надо».

Занятие-лаборатория «Экономим тепло».

Май

«Путешествие на экономическую планету «Финансы»

Сентябрь

________________________________________

1. Беседа Экономика и мы»

Задачи: закрепить представления детей об экономии, рассказать о возможностях экономии: тепла, предметов потребления, объяснить пути добывания, сохранения воды, тепла, уточнить у детей представления об этих процессах, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, уважение к результатам труда людей, благодаря которому всем детям тепло и уютно.

Октябрь

________________________________________

1. Чтение и обсуждение сказки «Колосок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.

Задачи: формировать представление о последовательности выполнения той или иной трудовой деятельности; показать взаимосвязь различных трудовых процессов, а также зависимость качества продукции от добросовестного отношения к работе; развивать умение характеризовать и высказывать своё мнение о сказочных героях; воспитывать трудолюбие.

2. Просмотр видеоматериалов о работе хлебозавода

Задачи: показать детям производственный цикл изготовления товаров; воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, уважение к результатам труда.

3. Познавательное занятие «Как выращивают хлеб».

Задачи: расширить и конкретизировать знания о процессе выращивания и изготовления хлеба; совершенствовать грамматический строй речи, расширять словарный запас; воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

4. Занятие-игра «Путешествие в страну электричества».

Задачи: формировать представление об электричестве; расширить знания детей о правилах безопасности при пользовании электроприборами; воспитывать бережное отношение к электроэнергии.

Ноябрь

________________________________________

1. Занятие-телепередача «Почта гнома Эконома».

Задачи: закрепить представление ребят о труде людей; расширить знания о профессиях, развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление, интерес к пониманию окружающего мира; воспитывать у детей умение слушать друг друга

2. Лепка «Наши помощники — электроприборы».

Задачи: дать представления о профессиях, относящихся к производству электроприборов; повторить изученные приёмы лепки; развивать мелкую моторику руки, абстрактное мышление, воображение; воспитывать аккуратность, умение доводить дело до конца.

3. «Профессии наших родителей»

Задачи: учить соотносить действия людей с их профессией, понимать важность и значимость профессий взрослых как для общества, так и самих детей, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

4.»Современные профессии»

Задачи: дать детям первоначальные представления о современных профессиях: бизнесмен, визажист, дизайнер, маркетолог, менеджер, программист, охранник, телеведущий, рекламный агент.

Декабрь

________________________________________

1. Занятие «Игра-путешествие водяной капельки».

Задачи: систематизировать знания дошкольников о круговороте воды в природе, сложности её добычи, необходимости бережного отношения к ней; уточнить знания о профессии сантехника, её важности для сохранения водных ресурсов; воспитывать уважительное отношение к труду, желание беречь воду.

2. Конкурс «Назови профессию».

Задачи: закрепить знания о профессиях; развивать сообразительность, быстроту реакции; воспитывать культуру взаимоотношений.

3.Рисование «Портрет профессии моих родителей».

Задачи: закрепить знания детей о том, что труд является средством получения денег; формировать уважение к членам семьи, зарабатывающим деньги; развивать художественные способности; воспитывать эстетическое отношение к миру.

4. КВН «Путешествие по стране Экономика» (по итогам года).

Задачи: выявить уровень представлений детей о сущности экономических понятий, изученных в течение года; развивать сообразительность; воспитывать интерес к экономике, трудолюбие.

Январь

________________________________________

1. Драматизация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» (с использованием теневого театра).

Задачи: помочь понять суть натурального обмена (бартера); формировать у детей-дошкольников отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости; ввести в словарь детей такие экономические понятия, как: «бартер», «натуральный обмен».

2. Беседа «Деньги и их роль в жизни».

Задачи: познакомить детей с историей возникновения денег, денежными знаками разных стран. Помочь установить взаимосвязь «труд — деньги»; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам.

Февраль

________________________________________

1. Дидактическая игра «Банк».

Задачи: накопление представлений о смысле хранения денег в банке, о возможности получения кредита; ввести новые профессии «кассир», «консультант», «инкассатор»; развивать коммуникативные умения, речь; воспитывать уважительное отношение к труду работников банка.

2. Занятие «Деньги и товары».

Задачи: закрепить знания детей о деньгах и товаре; помочь осознать на доступном ребёнку уровне взаимосвязь «труд — продукт — деньги», зависимость стоимости продукта от его качества; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к тем людям, которые умеют хорошо трудиться и зарабатывать.

3. Дидактическая игра «Супермаркет».

Задачи: познакомить воспитанников с понятием «цена»; показать детям, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену на товар с имеющимися у себя наличными деньгами; ввести в игру проблемные ситуации «на товар не хватает денег», «некачественный товар»; развивать воображение; воспитывать культуру общения, самостоятельность.

4. Дизайн «Реклама товара».

Задачи: раскрыть смысл предназначения рекламы, механизм её создания; развивать конструктивные способности, умение работать с различным материалом; воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Март

________________________________________

1. Познавательное занятие «В гостях у семьи экономистов».

Задачи: познакомить с понятием «семейный бюджет»; уточнить представления о правилах ведения домашнего хозяйства; развивать любознательность, исследовательские способности; воспитывать бережное отношение к семейному бюджету, уважение к труду.

2. Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр».

Задачи: закрепить представление детей об ограниченности ресурсов, связать это с семейным бюджетом, который тоже ограничен; формировать навыки и привычки культурного поведения, взаимодействия с миром вещей; ввести роли «товаровед», «расфасовщик товара», «рекламный агент»; воспитывать бережливость, толерантность.

3. Развлечение «Как три поросёнка хотели стать экономистами».

Задачи: учить детей решать различные проблемные задачи, используя при этом арифметические действия сложения и вычитания, обозначать полученный результат цифрами и знаками (больше, меньше, равенство); развивать элементарное умение планировать расходы; воспитывать целеустремлённость, взаимовыручку.

4. Беседа «Наш семейный бюджет».

Задачи: расширить представление детей о составляющих семейного бюджета; развивать диалогическую речь, активизировать словарный запас; воспитывать у детей бережливость как условие сохранения семейного бюджета.

Апрель

________________________________________

1. Игра-занятие «Накопление и потребление».

Задачи: познакомить дошкольников с такими экономическими понятиями, как: «накопление», «потребление»; показать каким образом эти понятия связаны с доходами семьи.

2. Дидактическая игра «Доходы семьи».

Задачи: познакомить детей с понятием «доходы»; расширить их знания об основных и дополнительных доходах в семье; воспитывать ответственность за свои поступки.

3. Комплексное занятие «Хочу и надо».

Задачи: учить различать понятия «хочу» и «надо» у ребят; дать им представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас благ; формировать чувство меры; воспитывать чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.

4. Занятие-лаборатория «Экономим тепло».

Задачи: расширить представления детей о различных способах экономии ресурсов в опытно-экспериментальной деятельности; развивать наблюдательность

Май

________________________________________

1. Путешествие на экономическую планету «Финансы»

2.3. Рекомендуемая литература:

1. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране экономики. М.: Вита-пресс, 2016. 336с.

2. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. М.: «Вентана-Граф»,2015.48с.

3. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие/. Сост.. Л.Н. Вахрушева – М.: Т.Ц. Сфера, 2013

4. Финансовая сказка: сб. авт. сказок / сост. и науч. ред. Н.Н. Куницына. ― Ставрополь: 2018. – 74 с.

6. nsportal.ru

7. Maam.ru

2.4. Приложение.

Приложение 1

Анкета для родителей

1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

Да

Нет

2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

Да

Нет

3. Как вы относитесь к желанию детей иметь копилку

Положительно

Отрицательно

4. Должны ли иметь карманные деньги дети дошкольники?

Да

Нет

5. Замечаете ли вы у ребенка интерес к домашней работе?

Да

Нет

6. Как ребенок относится к труду?

Охотно принимается за дело

Неохотно берется за дело

7. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

Да

Нет

8. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?

Да

Нет

9. Знают ли дети профессии родителей

Да

Нет

10. Согласны ли Вы чтобы Ваш ребёнок ознакомился с программой работы кружка «Экономика детям»

Да

Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Рабочая программа «АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ» по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2018-2021 учебный год

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ  «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2018-2021 учебный год...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 5-7 ЛЕТ) «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ УЛЫБКА»

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников&r...