Рабочая программа «АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ» по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа)

Бедушкина Елена Витальевна

Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nasha_.docx45.86 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ»

по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста    

Составила : воспитатель Бедушкина Е.В.

г. Ставрополь, 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Данная Программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи » (СанПиН №2.4.3648-20 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.08.2020 г.);
  • «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.

Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО):

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
  •  приобщение детей к социокультурным нормам;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования

ЦЕЛЬ – формирование основ финансовой грамотности у детей старшего

     дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

  • дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;
  • обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
  • способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
  • стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • положить начало формированию финансово-экономического мышления;
  • сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
  • содействовать формированию позитивной социализации личностному развитию дошкольников.
  • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их

зарабатывания и разумному их использованию, правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

        

Программа «Академия финансов» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет. Срок реализации программы два учебных года. Занятия по программе дополнительного образования осуществляется в виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования   к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», ФГОС ДО, ………?

Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка.

Для детей старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе

группы занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Помимо

основной организованной образовательной деятельности реализуются и другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением родителей (законных представителей), досуги и т.д. Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, представлена в виде таблиц, в которых отражено количество занятий и суммарное время занятий в течение недели. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки разработан в соответствии с СанПин и в соответствии с учебным планом учреждения.

Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет, 6 – 7 лет

Содержание программы «Академия финансов» реализуется на подгрупповых занятиях, имеет сюжетно-тематический, интегрированный принцип построения учебной деятельности, практической направленности.

Используются интерактивные игры и пособия, финансовые настольные игры, осуществляется деятельностный подход к обучению. Родители (законные представители) принимают участие в проведении промежуточных и итоговых мероприятий, им даются рекомендации по приобщению детей к финансовой грамотности.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

На теоретических занятиях происходит знакомство дошкольников с финансовой терминологией, в доступной форме объясняются основные понятия, рассматриваются иллюстрации, читаются экономические истории, сказки. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр и персонажей.

Комплексные занятия объединяют и теоретические знания, и практические навыки.

Программа состоит из 4 блоков, связанных между собой задачами и

содержанием:

I блок: «Труд, продукт, товар»;

II блок: «Деньги, цена, стоимость»;

III блок: «Реклама: желания и возможности»;

IV блок «Семейная экономика».

Продолжительность занятий:

для детей 5 – 6 лет – 20–25 минут;

для детей 6 – 7 лет – 25–30 минут.

Содержание программы (первый год обучения):

Тема

Содержание

I блок: «Труд, продукт, товар»

Труд - основа жизни

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд - это хорошо, сидеть без дела - это плохо. Виды домашнего труда

Основные профессии: повар, врач, продавец,

строитель, учитель и т.д.

Знакомство с профессиями, затратами труда,

назначение.

Разные профессии.

Основные профессии: повар, врач, продавец, строитель, учитель и т.д. Знакомство с профессиями, затратами труда, назначение.

Труд и продукт труда.

Труд, продукт труда, виды продукта труда. Придумывание дизайна  телевизора.

Работать и зарабатывать

Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать - получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.)

Услуги и товары. Что это?

Что такое услуги, примеры услуг. Что такое товар. Сравнение товара и услуги.

Магазины и покупки: как продают товары и услуги.

Работа магазинов, работа салонов по обслуживанию. Основные правила продажи. Продавец и покупатель.

Потребность, виды потребности.

Что такое потребность? Товары первой необходимости: в пище, жилище, одежде, разнообразных услугах – медицинская помощь, образование, путешествия и экскурсии, стрижка в парикмахерской и пр

                            II блок: «Деньги, цена, стоимость»  

«Откуда пришли деньги?»

Путешествие в прошлое денег

(занятие исследование)

  1. Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег;
  2. Познакомить с историей возникновения денег;
  3. Учить работать с энциклопедиями.

Деньги - мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг)

Экспериментирование:

«Монета, банкнота,

пластиковая карта»

  1. Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы), самостоятельно находить источник;
  2. Раскрыть сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги.

Как деньги попадают к нам в дом.

Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей,

пенсия дедушек и бабушек.

Наш город

«Дом, где живут деньги»

  1. Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг);
  2. Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир.

III блок: «Реклама: желания и возможности»

Потребности и желания

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности

«Реклама, как она работает»

  1. Дать представление о том, что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы;
  2. Научить детей правильно воспринимать рекламу;
  3. Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).

Реклама бывает разная!

  1. Какая бывает реклама? Что важно в рекламе? Использование печати, радио, телевидения.

Придумываем рекламу

  1. Создание рекламы своей поделки.

Где покупают и продают разные товары

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Стоимость и цена товара

Разбираем цепочку товар- стоимостъ-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену

Выгодно-невыгодно

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дёшево, выгод но-невыгодно», сказка «Что за птица?» - обмен, сказка «Как старик корову продавал» - что может реклама, обсуждение

                        IV блок: «Семейная экономика»    

Что такое семейный бюджет?

Что такое бюджет и семейный бюджет? Из чего складывается бюджет семьи? Пенсия, зарплата, стипендия.

Планируем вместе семейный бюджет.

Планирование семейного бюджета: доходы и необходимые расходы.

Идем в магазин.

Планирование похода в магазин семьей. Расчет товаров и покупок. Составление списка необходимых товаров.

Как правильно делать покупки?

Обсуждение, где какие товары можно купить. Как узнать качество товара? Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Магазин или супермаркет. Где выгодно?

Знакомство, виды магазинов. Различие между магазином и супермаркетом. Почему цены в магазине отличаются?

«Идем в магазин или как делать покупки с умом»

  1. Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него;
  2. Дать понятия «товар», «цена», «дороже - дешевле», «потребительская грамотность»;
  3. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Копим и сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно

«Как деньги доходят, а потом расходятся»

  1. Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи;
  2. Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пения», «стипендия»;
  3. Воспитывать правильное отношение к деньгам.

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

(финансовая грамота

в мудрости народной)

  1. Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления;
  2. Давать нравственную оценку поступкам героев.

Целевые ориентиры и планируемые результаты.

На этапе завершения реализации программы ребенок может:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • проявляет ответственность за начатое дело;
  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;
  • осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
  • понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести;
  • осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;
  • проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
  • следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

 Методическое обеспечение программы

  • Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  • Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  • Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  • Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.
  • Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  • Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова,  Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
  • Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  • Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»  (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.
  • Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  • Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  •  Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с
  • Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  • Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
  • Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Глоссарий

Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Экономия - система организационно-технических мероприятий, направленных на рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства товарно-материальных ценностей.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Пенсия - гарантированная ежемесячная выплата денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца.

Налог - обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного воспроизводства, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги.

Потребности - нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Бизнес - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Капитал - стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.

Выгода – Прибыль, доход, извлекаемые из чего-либо.

Доход - денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

Прибыль -  положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.

Зарплата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты