Финансовое воспитание
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Проект "Финансовое воспитание в старшей группе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_finansy_doc.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД   КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  № 18

ИНН/КПП 6658078783/665801001 ОГРН 1026602319160

620034, г. Екатеринбург, ул. Бебеля, 118а

тел/факс (343) 245-31-97   mbdou18@mail.ru

  1.         
  2. Образовательный проект по финансовому воспитанию 
                           детей старшего  дошкольного возраста
  3.                          «Как управлять деньгами»

Подготовила:

Воспитатель:    Кишиева З.С

Екатеринбург 2021

 «Формирование предпосылок финансовой грамотности

 у старших дошкольников»

Проблема

Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет, чтобы как можно раньше сформировать в сознании ребят рациональную модель отношения к деньгам и грамотного финансового поведения. Основы финансовой грамотности, полученные в детстве, дадут больше шансов воспитать преуспевающего в жизни человека, человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями.

Тема проекта: «Как управлять деньгами»

Описание проекта: Проект составлен в соответствии с принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию основ финансового воспитания у дошкольников разработан в целях просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями дошкольников,  что облегчает восприятие детьми знаний о мало знакомой стороне окружающего мира.

Актуальность проекта:

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансового воспитания уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

     Практика показывает, неподдельный интерес детей к сфере денежных отношений при отсутствии необходимых знаний о всеобщих закономерностях приводит к формированию противоречивой логики, создает дисбаланс в восприятии материальных и духовных ценностей, условия для формирования потребительской позиции. Субъективизм взрослого, малейший нюанс, неточность в интерпретации сущности денег, денежных отношений и финансовых ситуаций влечет за собой отклонение вектора развития личности ребенка, рассогласованность индивидуальных и социальных духовно-нравственных норм. Все это ослабляет межпоколенные связи, ухудшает отношения в семье и социуме. На формировании адекватных установок и моделей финансового поведения неблагоприятно сказывается наличие достаточно большого количества мифов, неосознанных, негативных, противоречивых установок в отношении денег, многие из которых передаются из поколения в поколение. Эти так называемые «реалии  жизни» в сегодняшнем дне сводят на нет усилия педагога и родителя в духовно-нравственном и финансовом воспитании. Крылатые фразы, пословицы и поговорки:

 – Деньги – зло (отказ от достатка и благополучия).

 – Деньги как вода – плывут неизвестно куда (невозможность управлять денежным потоком).

– Деньги – гости, то нет, то горсти (нестабильность, непредсказуемость, отсутствие причинно-следственных связей), способствуют устойчивому восприятию денег как единственной цели трудовой деятельности и смысла жизни, со всеми вытекающими последствиями: потребительская позиция, денежная и прочие формы зависимости. Оградить ребенка от такого рода социального влияния удается далеко не всегда. Усугубляют трудности и объективно существующие различия между субъектами (социокультурные, половозрастные, национальные и проч.), приводящие к разному пониманию норм, правил поведения в финансовой сфере. В результате деньги в понимании ребенка становятся единственной целью и смыслом трудовой деятельности человека со всеми вытекающими из этого последствиями: денежная и прочие формы зависимости, духовнонравственная дезориентация, кризис идентичности,деградация.
    Вместе с тем, приходится нередко слышать вопросы педагогов: «Зачем знакомить дошкольника с деньгами? Не слишком ли рано? Не навредит ли это? Не затруднит ли дальнейшее обучение?». Такая неуверенность обусловлена недостаточно уровнем финансово-педагогических компетенций и дефицитом адекватных педагогических технологий финансового воспитания и образования. Требуются изменения типа мышления, профессионально-личностный рост педагога, а также эффективный, инновационный инструментарий для формирования у современного ребенка духовно-нравственного иммунитета, гибкости и психологической устойчивости к деструктивным социальным влияниям (особенно в сфере денежных взаимоотношений!).

     Необходимо уже с дошкольного возраста давать первоначальные, упорядоченные представления о деньгах и денежных отношениях, особо акцентируя внимание на формировании системы базовых ценностей.                Правильное восприятие денег и денежных отношений, сформированное в раннем возрасте, балансирует (гармонизирует) представления о материальных и духовных ценностях, благоприятно влияет на развитие детско-родительских отношений, духовно-нравственных качеств личности ребенка; проецируется на отношения в обществе и становится одним из важных условий позитивной социализации и индивидуализации.

Цель проекта : Формирование у детей основ финансовой культуры, правильного восприятия денег и денежных отношений на парадоксальной логике и универсальной визуальной основе (в виде НКБ); для сбалансированного восприятия материальных и духовных ценностей, устойчивого (гармоничного) развития активной, творческой личности, готовой к успешной социализации в условиях непрерывных социально-экономических перемен.

 Задачи:

  • Познакомить детей с основными закономерностями роста и развития живых систем, в т.ч. человека и его отношений, включая денежные.
  • Познакомить детей на визуальной основе с моделями нормы и не нормы финансового поведения.
  • Научить правильному отношению к деньгам и финансовым ситуациям.
  • Научить анализировать и оценивать финансовые ситуации по 4 игровым критериям
  • Дать целостный, визуальный образ структуры денежной системы РФ (Древо денежной системы России).
  • Сформировать упорядоченную систему устойчивых позитивных ассоциаций к деньгам, основанную на нравственных принципах.
  • Сформировать патриотическое отношение к национальной валюте РФ, основанное на базовых принципах и понимании всеобщих закономерностей роста и развития объектов, явлений природы.
  • Формировать необходимые личностные качества ребенка, ответственное отношение к деньгам и финансовым операциям.
  • Развивать навыки позитивного мышления и психоэмоциональной устойчивости в отношении к деньгам и финансовым ситуациям. Воспитать чувство искренней благодарности к родителям и близким за оказываемую материальную (финансовую) и духовную поддержку на этапе детства.
  • Воспитать уважительное отношение к различным видам труда и профессионализму (мастерству) представителей разных профессий.
  • Воспитать чувство собственного достоинства и уважения к участникам денежных отношений и финансовых ситуаций.
  • Воспитать трудолюбивого, добросовестного, честного, любящего свою Родину гражданина.

Участники проекта:

  • дети старшей группы;
  • воспитатель группы;
  • родители.  

Сроки реализации проекта: долгосрочный (в течение 2021-2022 учебного года).

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

  Продукты проекта для педагогов:

План работы по формированию основ финансового воспитания у детей старшего дошкольного возраста;

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;

Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций;

Портфолио «Я расту и созреваю» с фотоматериалами мероприятий и дипломами детей;

Участие детей в тематических мероприятиях (по плану проекта).

     Материалы и оборудование:

Методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры», учебно – методический комплект «Норма плюс», методические материалы к парциальной программе финансового воспитания дошкольников «Дети и денежные отношения», интерактивная программа «Копеечка 5+» педагога – психолога, доктора психологических наук Кузнецовой Н.А..  Компьютер, проектор, теле/видео аппаратура, презентации.

Основные формы реализации проекта:

Чтение детской литературы по теме проекта;

Интегрированная НОД;

Продуктивная деятельность;

Сюжетно-ролевые игры, игры – упражнения, исследовательская    деятельность;

Просмотр фрагментов обучающих мультсериалов;

Экскурсии в Отделение Сбербанка РФ;

Участие в олимпиадах, в Квесте ЦБ РФ.

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Как управлять деньгами?».
  • подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме проекта.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, финансовых кейсов, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, игры – упражнения продуктивная деятельность, исследовательская деятельность.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально – познавательной  игры – викторины «Деньги – это инструмент». Беседа – визуализация «Достоинство монет и купюр» на примере истории Георгия Победоносца.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Родители приобретают дополнительные знания по финансовому воспитанию своих детей.
  • Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансового воспитания дошкольников.
  • На основе сформированной НКБ дошкольник способен: Осуществлять с помощью педагога или самостоятельно, в творчески-игровой форме, анализ и синтез, оценку финансовой ситуации по 4 критериям: пространство, время, отношения и деньги.
  •  Правильно называть и визуализировать в образно-символической форме, на основе природных образов и шкал нейровизуализации: основные закономерности роста и развития живых систем,основные абстрактные понятия сферы личностных качеств человека, основные социокультурные и духовно-нравственные ценности нормы.
  •   Оперировать данной универсальной визуальной основой в процессе мыслительной и практической деятельности: принимать, структурировать, анализировать и интегрировать небольшие объемы учебной информации, устанавливать некоторые причинно-следственные связи,  различать норму и не норму отношений, процессов, ситуаций  действовать, выбирая адекватные модели поведения, осваивать навыки адекватной самооценки индивидуальных достижений и самокоррекции.
  •  Формулировать жизненный план в целом, общую траекторию успешного личностного развития.
  • Реализовать в практической деятельности модели финансового поведения и отношений на духовно-нравственных принципах.

План работы по реализации проекта

Мероприятия

Задачи

Ответственные

Сроки

1 этап - подготовительный

1

«Круглый стол» с участием родителей и воспитателей

Формирование у педагогов и родителей интереса к реализации проекта

Воспитатель группы

Ноябрь 2021г.

2

Оформление родительского уголка

(статьи, рекомендации, консультации по теме проекта)

Рекомендации и консультации для родителей «Значимость финансового воспитания для ребенка?»

Декабрь 2021 г.,

Январь 2022 г.

2 этап – основной

1

 Беседы – визуализации по основам финансового воспитания. Методические рекомендации к парциальной программе «Дети и денежные отношения» / Н.А. Кузнецовой занятия № 1, 2, 3, 8, 9, 11, 15, 17, 20, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 40

Беседы – визуализации по финансовой грамотности задания 12,13, 23, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 32

Игры – упражнения

Закладывание основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Социально-коммуникативное и познавательное развитие дошкольников

Воспитатель

Декабрь 2021 г.

2

НОД по развитию первичных финансовых представлений «Секреты денежных отношений», работа в рабочих тетрадях «Новигатор денежных отношений»

Игры и упражнения

Развитие умения решать финансовые кейсы, анализировать финансовые ситуации, заполнять задания в рабочей тетради.

Воспитатель

регулярно в течение года.

3

Международная онлайн-викторина «Финансовая грамотность» (организатор: Портал для целеустремленных натур «Совушка»

Повышение интереса к изучению программ экономической направленности

Воспитатели группы

Январь 2022 г.

4

Работа с родителями

Экскурсия в Отделение Сбербанка РФ.

Доклад «Где живут деньги?»

Финансовое просвещение детей старшей группы.

Воспитатели,

сотрудники фонда Центробанка

Январь-февраль 2022 г.

5

Марафон финансовой грамотности (на базе сайта «Инфоурок»)

закрепление полученных знаний по формированию основ финансовой культуры

Март 2022 г.

6

Интеллектуально – познавательная  игра – викторина «Деньги – это инструмент».

Представление знаний и навыков, полученных в проекте в виде  творческой работы с презентацией – рассказом «Как я буду управлять своими деньгами»

Воспитатель группы

Апрель

2022 г.

Итоговое мероприятие

Презентация с поделкой «Как я буду управлять своими деньгами».

закрепление полученных знаний по формированию основ финансовой культуры

Воспитатели группы

Май

Представление своего портфолио «Я расту и созреваю!»

Воспитатели группы

Май

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кузнецова Н.А. Волновая педагогика Детства: Единая образовательная

константа. Волновые технологии образования. Теория и практика. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2019 ISBN 978-5-91256-451-2

2. Кузнецова Н.А. Парциальная программа финансового воспитания детей «Дети и денежные отношения». Екатеринбург: Издательский дом

«Ажур», 2019 ISBN 978-5-7186-1233-2

3. Кузнецова Н.А. Учебно-методическое пособие к программе «Дети и денежные отношения». Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2019

4. Кузнецова Н.А. Формирование у детей базовых ценностей. Нейросенсорный подход. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014 ISBN 978-5-91256-201-3

5. Кузнецова Н.А., Матаков О.А. Интерактивная программа финансового

воспитания «Копеечка 5+». Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2019 ISBN 978-5-91256-453-6

6. Кузнецова Н.А. Волновые технологии воспитания. Учебно-методическое пособие в 3-х частях. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур»,

2014 ISBN 978-5-91256-201-3

7. Моисеева Л.В., Кузнецова Н.А., Кузнецова А.А. Экологическая картина мира: закономерности формирования представлений в период детства. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Издательский дом

«Ажур»2017, 266 с. ISBN 978-5-91256-356-0.

8. Кузнецова Н. А. Знакомим ребенка с цветовым спектром. Методическое

пособие. Екатеринбург. Издательский дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-

91256-125-2.

9. Кузнецова Н. А. Знакомство ребенка с денежной системой России. Методическое пособие. Екатеринбург. Издательский дом «Ажур», 2012,

ISBN 978-5-91256-120-7.

10. Кузнецова Н. А. Знакомим ребенка с взаимосвязями и причинностью

окружающего мира. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256-126-9.

87

11. Кузнецова Н. А. Радужное время. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2012.

12. Кузнецова Н. А. Опорные образы в воспитательно-образовательной

работе. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательский Дом

«Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256-133-7

13. Кузнецова Н. А. Цветогармонизация в воспитательно-образовательной

деятельности. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательский

Дом «Ажур», 2012.

14. Кузнецова Н. А. Сказка о Копеечке. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012.

15. Кузнецова Н. А. Цветовая видеогармонизация. DVD диск. Методическое пособие. – Екатеринбург: АНО СОВ «Единство», 2012.

16. Кузнецова Н. А. Беседы о деньгах и времени. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256-158-3.

17. Кузнецова Н. А. Сказки о красивых отношениях. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256-160-3.

18. Кузнецова Н.А., Кузнецова А.А. Сказание о Любви. – Екатеринбург:

Издательский Дом «Ажур», 2016. ISBN 978-5-91256-337-9.

19. Кузнецова Н.А., Кузнецова А.А. Сказание о Мастерстве. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2019. ISBN 978-5-91256-466-6.

20. Кузнецова Н. А. Добрые сказки. – Екатеринбург: Издательский Дом

«Ажур», 2015. ISBN 978-5-922366-139-7.

21. Кузнецова Н. А., Кузнецов В.А. Знакомим ребенка с денежными отношениями – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2015. ISBN 978-

5-91256-296-9.

Интернет-ресурсы:

http://unity1.ru/ – Сайт АНО СОВ «Единство»

https://www.youtube.com – Волновые технологии образования

https://www.youtube.com фея Копеечка

https://youtu.be/uB_hV_7aS54 – Фрагмент занятия «Дом – полная Чаша»

https://youtu.be/_Mv34OvoxsY – Фрагмент занятия «Сказание о мастерстве»

Приложение № 1

Консультации и рекомендации для родителей

Значимость финансового воспитания для ребенка!

        Если в жизни ты сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат!

 Луций Анней Сенека.

       А. Герцен утверждал, что именно природа предоставляет человечеству возможность «восхождения к лучшему будущему». Закономерности становления человека и денежных отношений раскрываются в Программе на основе парадоксов биологического цикла жизни дерева, понимания его роли и взаимосвязей в общей картине мира, позволяя увидеть и осознать в нем нечто большее, чем просто сезонные изменения, – устойчивое движение вперед в непрерывно меняющемся пространстве-времени, на новые уровни раскрывающейся реальности. Природные объекты, входящие в биологический цикл жизни дерева, а также символические образы, раскрывающие причинно-следственный, психолого-педагогический и духовно-нравственный аспекты, парадоксальность этого цикла выступают в качестве опорных образов Нормы.

     Совместная деятельность, основанная на применении родителями  и детьми единых зримых норм и правил финансового поведения, способствует развитию в семье позитивного экономического мышления, повышает эффективность финансового воспитания и укрепляет семейные отношения и связи детско-взрослой общности в целом.

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее: записывают на занятия в различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но редко задумываются о важности изучения вопросов финансовой грамотности.

Если у ребенка не сформировать правильное представление об обращении с деньгами, у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Детей следует научить осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом, и тратить их нужно рационально, чтобы в будущем жить комфортно и обеспеченно.

Финансовая грамотность – особое качество мышления человека, которое формируется в дошкольном возрасте и показывает умение и желание самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

 Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, когда ребенок готов начать изучать окружающий мир как средство зарабатывания денег.

В период от 5 до 6 лет целесообразно ввести ребенку понятие труда, малышам следует объяснить, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку важно знать о том, какой профессией владеют его родители, и какой доход это приносит, важно делиться успехами своей карьеры, связав достижения с повышением уровня доходов и уровня жизни.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются в семье, придерживаясь следующих рекомендаций:

• для начала детям нужно продемонстрировать монетки и купюры, внимательно их рассмотреть, разъяснить, что за деньги в магазинах покупаются товары, что деньги – эквивалент материальных ценностей;

• когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

• ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

• чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы занимаетесь, какую пользу приносите обществу и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет, необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

• не нужно использовать деньги в качестве поощрения ребенка-дошкольника: у ребенка может возникнуть неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулирования людьми;

• чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо показать ему это на конкретных примерах. Допустим, у него сломалась игрушка – не следует сразу бежать в магазин и покупать новую: пусть ребенок поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом, а покупки следует планировать.

Рекомендации для родителей.

  • Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
  • Возьмите ребенка с собой в банк, покажите банкомат и банковскую карту.
  • Поговорите с детьми о вложении денег, планируйте вместе с детьми расходы семьи. 
  • Определите норму выдачи денег на «карманные расходы» и подарите ребенку копилку. 
  • Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут готовы откладывать деньги в копилку. 
  • Расскажите детям о том, что такое пожертвования и какие расходы считаются благотворительными.
  • Будьте для ребенка примером рационального расходования средств, совершая покупки не спонтанно, а рационально.

Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей по финансовому воспитанию детей

Консультации для родителей по финансовому воспитанию детей...

Лэпбук по финансовому воспитанию детей

Лэпбук по финансовому воспитанию детей...

ВОСПИТАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем.Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и в дошкольной педагогике. Ныне...

Дети, деньги и финансовое воспитание.

Детские школы бизнеса и предпринимательства сегодня более модны, чем когда-то в советские годы были в моде музыкальная школа, секция фигурного катания и шахматная школа вместе взятые. Очень многие род...

ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Финансовое воспитание дошкольников невозможно без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Для успешного формирования финансовой грамотности дошкольников рекомендуют прид...

Финансовое воспитание детей дошкольного возраста

Предлагаем Вашему вниманию несколько принципов успешного финансового воспитания детей...

Памятка для родителей по финансовому воспитанию.

Предлагаю Вам несколько принципов успешного финансового воспитания детей....