ВОСПИТАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
статья (старшая группа)

Попова Марина Кайранбековна

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем.

Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и в дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

 

 

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их  заинтересованности, понимания  важности  проблемы

Первое,   что  важно   помнить,  обдумывая   стратегию  «финансового» воспитания   ребенка,  считает  Голуб  Л.А., - это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов. Обладание «имуществом» развивает в людях   чувство   ответственности   за  него, и  это  совсем  не  плохой  путь к развитию самостоятельности мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                            Попова Марина Кайранбековна

Воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения, детский сад № 15 Петродворцового  района, Санкт-Петербурга

                                                 E-mail: marinamarina_1975@inbox.ru

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем.

Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и в дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

            Процесс финансового воспитания дошкольников реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.  

             Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно – тематическим занятиям, вечерам досуга и пр.

Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Сделать финансовое воспитание понятным помогут сюжетно – дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

В сюжетно – дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных финансовых знаний.

Одной из форм познавательно – игровой деятельности является комплексно – тематическое занятие. Так, финансовым содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром.

Это даёт возможность интегрировать задачи финансового воспитания в разные виды деятельности. В процессе комплексно – тематических занятий новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.

Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. У детей пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН» и др. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности.

Детям нравятся нестандартные вопросы, весёлые, необычные и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов),

разыгрывание «финансовых» ситуаций из сказок, которые позволяют  по новому взглянуть на известные сюжеты.

 Особый интерес вызывают развлечения («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего», «Бизнес-клуб», «Аукцион»), включающие финансовые, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.

Для усвоения финансовых знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение финансовым содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с финансовым содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).

Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Народные сказки, аккумулировавшие вековой финансовый опыт народа, используются для воспитания таких «финансовых» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др.

В них финансовое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешения которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – финансовую грамотность.

 Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они   сочетают  в  себе элементы

проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребёнка к финансовым знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей.

Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.

 В игротеках должен быть представлен весь необходимый комплекс дидактических материалов, игр и пособий, используемый в воспитании финансовой грамотности дошкольников. Доминирующими формами работы является общение педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и игра.

Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Работа по воспитанию финансовой грамотности дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье.

Однако это в настоящее время представляет собой определённую проблему. Результаты анкетирования показывают, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность финансового воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически не содействуют приобщению детей к миру финансов.

Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по воспитанию финансовой грамотности у старших дошкольников.

К ним относятся:

информирование родителей о задачах и содержании воспитания финансовой грамотности у детей в детском саду и в семье; участие родителей в работе по воспитанию финансовой грамотности детей в дошкольном учреждении ( ярмарки, праздники, конкурсы); создание обогащённой развивающей среды в домашних условиях; организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьёй.

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты, и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к воспитанию у детей финансовой грамотности.

ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ВОСПИТАТНИЯ В СЕМЬЕ

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их  заинтересованности, понимания  важности  проблемы.

Первое,   что  важно   помнить,  обдумывая   стратегию  «финансового»

воспитания   ребенка,  считает  Голуб  Л.А., - это идею о взаимосвязи общего

стиля воспитания и частных вопросов. Обладание «имуществом» развивает в

людях   чувство   ответственности   за  него, и  это  совсем  не  плохой  путь к

развитию самостоятельности мышления.

Отсюда вытекают принципы финансового воспитания:

1.Соблюдать   гарантии   неприкосновенности   частной собственности.

Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем,

это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т. д. То  есть,

если  данная  вещь  принадлежит  ребенку – нельзя  ругать  его  за то, что  он

ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. Иными словами, пусть лучше поймёт, что зря подарил другу новенький самосвал, чем лет через 20 - что опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой. Естественно, при появлении той или иной вещи в семье, надо определить ей «хозяина» (чья она? она в личном или в общем пользовании?) и ненавязчиво объяснить ребенку, что он может с этой вещью делать, как распоряжаться ею и т.д.

Можно вспомнить и свое детство, рассказать, как лично берегли (или не берегли) свои игрушки, и что из этого получилось. Иными словами, прорисовать перспективу «жизни» той или (иной вещи), тогда ребенок будет готов к тем неожиданностям, с которыми может столкнуться (потерялась, разбилась,  порвалась — или:  сохранилась   так   хорошо, что служила много

лет, и была самой любимой).

2. Принять  все  убытки  заранее. Никакой  опыт не бывает бесплатным.

Задать себе вопрос: согласны ли «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо, чем столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем?

Принять, что любые курсы усовершенствования работают за плату.

Помните, что с нами ребенок учится, имея «страховку» - которой у него, возможно, не будет в дальнейшем. Поэтому  пусть он при нас совершит

как можно больше ошибок! Наша задача здесь и сейчас – не ругать и укорять,

а  разбирать  эти  случаи  с  чисто  исследовательской  целью. Когда   ребенок

поймет, что мы хотим ему помочь, он будет прислушиваться к нашим советам

3. Всегда   объяснять, почему   потратить  деньги  можно  именно таким

образом. В покупке важна не она сама, а обсуждение вокруг нее - возможные

варианты, соотношение  качества  и  стоимости, ее   влияние  на  отношения с

другими  («Теперь ты  сможешь  пригласить  своих  друзей  и послушать этот

диск   вместе   с   ними!»).  Это    приучает    ребенка    выбирать,   а     значит,

анализировать   существующие    альтернативы.  Советоваться   с   ним  и при

совместных   (или   только  наших!)  покупках. Польза двойная: можно будет

увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности

покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого»,

«все ахнут» и т.д.) и получить иной взгляд со стороны.

4. Четко    соблюдать    договоренность:    никаких    «дополнительных»

финансовых вливаний, если ребенок нерационально распорядился первичной

суммой;  всегда  надо  отдавать  обещанное, в противном случае – не обещать

невыполнимого.    Самая        распространенная        ошибка    родителей – это

компенсация утерянного (неправильно потраченного) ребенком.

5. Обязательно    определять   систему   финансирования  ребенка.  Чем

раньше   он   получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально с 3-х лет).

Ведь  для  того, чтобы  научиться чему-то, (ну, например, выращивать цветы,

разговаривать по телефону и т.д.) надо  делать  это  как  можно  чаще. Навык

формируется      при    непосредственном   действии    и   его     многократном

повторении!

Список литературы:

  1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по

финансовой грамотности. – М.: ВИТА -  ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил.

  1. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших

дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. _ 1989. – 159 с

  1. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в

сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с

  1. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно -

методическое пособие.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.

  1. Шорыгина Т. А. Беседы об  экономике.: Методические рекомендации.

– М.: ТЦ Сфера 2017. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...

Консультация на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Зачем и как заниматься с детьми экономикой. Консультация полезна для работников дошкольных учреждения и для родителей вопитанников....

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Презентация на тему "Воспитание финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

Финансовая грамотность- это способноть управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств  и грамотно их приумножать. Другими словами- это знани...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...