Азбука финансов
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Артёменко Ирина Алексеевна

Сценарий мероприятия в стиле передачи "Что? Где? Когда?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   «Азбука финансов.»

Сценарий мероприятия для детей подготовительной группы, созданный            по принципу передачи «Что? Где? Когда?»

Звучит заставка к передаче «Что? Где? Когда?». В зал входят ребята – знатоки (6 человек). Ведущий приветствует их

Вед. Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают). Я рада приветствовать вас в нашем клубе знатоков «Что? Где? Когда?». Вопросы, на которые вы сегодня будете отвечать, объединяет одна тема – финансовая грамотность. Поэтому назовём нашу игру «Азбука финансов». Сегодня в нашем клубе играют: называет детей по очереди, они в таком же порядке присаживаются за стол. И капитан команды - …

- Против знатоков сегодня играет команда телезрителей, которую представляют родители наших ребят и не только… За каждый правильный ответ участники получают вот такую монету, она отправляется либо к телезрителям, либо поступает в копилку знатоков. Игра идёт до 6-ти очков.

Вед. садится в стороне и больше не встаёт на протяжении всей игры И монеты, и копилка – на столе у ведущего. В дальнейшем, при каждом правильном ответе знатоков, вед., объявляя счёт, акцентированно кладёт монету в копилку, привлекая внимание окружающих без лишних слов.

 - Итак… ПЕРВЫЙ РАУНД   Звучит гонг, под музыку ребёнок вращает волчок, после остановки дети озвучивают номер сектора

Вед. Вопрос задаёт …  (родитель, называет ИО и профессию)                   

Видео: - Здравствуйте, уважаемые знатоки! Посмотрите внимательно на экран и ответьте на вопрос, о чём идёт речь в этом видеоролике?..

На экране м/ф о доисторических временах, звери меняются разными вещами.

Звук – начало обсуждения.

Знатоки по очереди озвучивают свои версии

1.Смотрите, звери всё время что-то меняют.

2. Давным-давно, когда денег у людей ещё не было, они тоже обменивались разными вещами: зерно меняли на орудия труда, домашних животных на оружие, шкуры на украшения.

3.Самыми ценными считались: зерно, соль и меха. Ну, а потом ими стало неудобно пользоваться.  

4. Конечно, каждый раз тащить с собой то соль, то зерно, чтобы что-то приобрести. Я им не завидую.

5.Вот тогда-то, наверно, и изобрели первые деньги, с помощью которых было проще покупать всё необходимое…

Время обсуждения заканчивается

Вед. Итак, о чём идёт речь в этом видеоролике? Отвечает…

Капитан: Отвечать буду я. Мы думаем, авторы мультфильма рассказывают нам о временах, когда у наших предков появились первые деньги.

Вед. Внимание, правильный ответ. Ответ – на экране (разные монеты, купюры…)

 - Счёт 1 – 0, в пользу знатоков.

Вед. обращается к кому-нибудь из детей

 - …  , как бы ты ответил(а) на вопрос «Что такое деньги?»

Реб. Деньги – это всеобщее платёжное средство, это мера стоимости товара или услуг.

Вед. А для чего, вообще, нужны деньги?

Дети по очереди:

 -На них можно купить продукты и вещи.

 - Заплатить за работу кому-то другому: например, таксисту за поездку, парикмахеру за причёску, мастеру за ремонт…

Вед. И в этом круговороте денег участвуют все люди. А мы продолжаем игру.

ВТОРОЙ РАУНД.

Гонг, волчок, номер сектора.

Вед. Внимание! Чёрный ящик!..

Помощник выносит ящик, ставит на стол, сам остаётся в стороне

Вед. Вопрос от киногероя…

Видео: кадр из к/ф «Сватовство гусара», где герой поёт песенку

«… франки, фунты, стерлинги, да тугрики…

Все ищут ответа «В чём главный идеал?»

Пока ответа нету, копите капитал.»

 Вед. «О чём поётся в песне?» - спрашивает персонаж фильма?

Звук – начало обсуждения

Дети:

1. «Тугрики!» Смешно. Тугрики-рублики.

2.Точно! Песня-то звучит не сначала, может там и поется слово «рублики».

3. А слово «франки»?.. От слова Франция. Может это французские деньги?

4.Про фунты я что-то слышал. Наверно, тоже деньги из какой-нибудь страны.

5. Герой советует копить капитал, а из чего может состоять капитал?..

Дети отвечают хором: Из денег. Смеются, что произнесли слово одновременно

Время закончилось

Вед. Кто будет отвечать?

Капитан: Отвечать будет …

Знаток: Мы думаем, что в чёрном ящике деньги разных стран.

Вед. Проверим…

Помощник открывает ящик, достаёт монеты.

Вед. Счёт 2 – 0. Знатоки радуются

Вед. озвучивает название монет и в какой стране ими пользуются, в этом могут участвовать и дети, если им что-то знакомо. Одновременно, на экране появляются эти же денежные знаки. Затем помощник убирает деньги обратно в ящик и покидает зал.

Вед. …   , как ты думаешь, почему круглые монеты оказались самыми удобными?

Ответы сопровождаются показом на экране

Знаток: Монеты без острых углов не прорвут кошелёк или карман и менее травмоопасны для человека.

Вед. …   , тебе есть что добавить?

Знаток: Старинные монеты из драгоценных металлов имели неправильную форму, и от них было легче отпилить кусочек золота или серебра. От круглой монеты отщипнуть кусочек гораздо труднее, это сразу будет заметно.

Вед. Спасибо за такой подробный ответ. Впереди – ТРЕТИЙ РАУНД.

Гонг, волчок, номер сектора.

Вед. Вопрос задаёт … (профессию ведущий не называет. Родитель – работник сбербанка в своей рабочей одежде)

Видео.  – Здравствуйте, ребята! Сейчас вы увидите картинку. Посмотрите внимательно и ответьте, что на ней лишнее. На картинке – монеты, денежные купюры и карта сбербанка.

Знаток: Я могу ответить.

Капитан: У нас досрочный ответ.

Знаток: На картинке мы видим монеты и денежные купюры, они находятся в кошельке или кармане – это наличные деньги. А есть деньги, которых у нас нет, они хранятся на пластиковой карте. Такие деньги называются безналичными, поэтому банковская карта здесь лишняя.

Вед. Внимание, правильный ответ.

Видео:  - Лишней оказалась пластиковая карта, хотя в жизни пользоваться ей проще и надёжнее, чем рассчитываться монетами и купюрами.

Вед. Знатоки выигрывают у телезрителей 3 очка и получают дополнительную минуту для обсуждения.

Дети «изображают радость».

Вед. О преимуществе банковской карты мы услышали, а есть у неё какие-то минусы? Как ты думаешь, …  ?

Знаток: Есть. Можно забыть пин-код.

Вед. А ты помнишь пин-код своей карты?

-Да!

Вед. Можешь показать, как ей пользоваться? У нас в студии есть банкомат.

 - Да. Идёт к терминалу, озвучивает операции, получает купюру.

Вед. Я предлагаю всем знатокам последовать примеру …  и снять наличные деньги. Они пригодятся нам для следующей игры. Мне кажется, вам нужна динамическая (музыкальная) пауза.

Дети по очереди получают в банкомате по одной денежке

Вед. Представьте, что вы попали на бал. Пройдитесь по нашему залу, помахивая купюрой, как веером, приветствуя друг друга.

«Пиццикато» Л. Делиба.

Следующая инструкция следует по ходу игры. – А теперь найдите себе пару точно с такой же денежкой. При повторе игры вед- й предлагает: «А сейчас поменяйтесь купюрами с другой парой.»

Вед. Пора возвращаться за стол и продолжить игру… Дети кладут купюры и садятся за стол.

 - ЧЕТВЁРТЫЙ РАУНД.

Гонг, волчок, номер сектора.

Вед. Вопрос от …   .

Видео:  

У взрослых людей есть такая забота:
Ходить каждый год, каждый день на работу
За эту работу нам платят зарплату,
А эту зарплату рассчитывать надо!
И мы собираем семейный СОВЕТ,
Где создаётся семейный БЮДЖЕТ!

Представьте, что вы – одна большая семья и собрались вместе, чтобы обсудить семейный бюджет. На что вы будете тратить деньги обязательно, а с чем можно и подождать? Ответьте, пожалуйста, на вопрос при помощи этих карточек.

Помощник выносит карточки на подносе, на котором нарисованы два круга. Знатоки разбирают карточки.

Вед. Разместите карточки так, чтобы в маленьком кругу, в центре, оказалось то, что относится к обязательным расходам, а в большом  - то, что приобретать не обязательно. Ну, а то, что относится к удовольствиям, оставьте за пределами круга.

Знатоки договариваются взять ещё одну минуту

Капитан: Мы берём дополнительную минуту.

Дети, рассуждая, распределяют карточки, то же самое дублируется на экране

Дети:

1.Итак, что такое  - семейный бюджет?

2.Это – доход семьи за месяц.

1.А что такое расход?

3.Это деньги, которые семья планирует и разумно тратит на покупку товаров и оплату услуг.

4.Прежде всего часть денег мы откладываем на продукты питания.

5.Регулярно родители платят за квартиру: свет, газ, воду, телефон, интернет.

6.Отложим на проезд в транспорте.

1.Часть денег мы отложим на обновки: кому-то нужны кроссовки, кому-то куртка.

2.Нужны деньги на поход в кино, парк развлечений.

3. С игрушкой можно подождать - может не хватить денег, запланируем это на следующий месяц.

4.Могут быть непредвиденные расходы на лекарства или ремонт водопровода, пылесоса…

5.А ещё каждый месяц мы откладываем на новый телевизор или на поездку к морю.

6.И самое главное, нужно делать так, чтобы сумма расходов не превышала сумму доходов.

Время закончилось

Вед. Посмотрим на правильный ответ.

На экране, рядом с  вариантом ответа детей появляется правильный ответ – точно такая же картинка.

Вед. Ваши ответы совпали и счёт становится 4 – 0, в пользу знатоков.

ПЯТЫЙ РАУНД.

Гонг, волчок, номер сектора.

Вед. Сектор - блиц. За одну минуту вам нужно ответить на три коротких вопроса. Очко присуждается лишь в том случае, если все ответы верные.

Вед. Тишина в зале. Ведущий передачи «Развлечёба» - сам Кубакот вам вопросы задаёт.

…………………

…………………

Вед. Счёт 5 – 0 . Знатоки уверенно идут вперёд.

………………………………………………………………………………………..

- И я ставлю музыкальную паузу. На экране – герои м/ф с песнями, которые все мы любим и знаем. Хотя, надо сказать, что деньги эти герои пытались получить не честным путём…  

Муз. пауза (нарезка из 3-х м/ф, коротко, впечатляюще, н-р: «Брем. муз.», «Мы – бандито», «Кот и Лиса» (сцена драки из-за денег).

……………………………………………………………………………………………

 Вед. ШЕСТОЙ РАУНД.

Гонг, волчок, номер сектора.

Вед. Вопрос от продавца магазина …   .

Видео.  – Здравствуйте, уважаемые знатоки! Расплачиваться пластиковой картой удобно как для покупателей, так и для нас – продавцов. Но когда люди расплачиваются за товар наличными деньгами, им приходиться сдавать сдачу, а у нас не всегда есть нужные монеты или купюры и мы просим покупателей дать сумму, равную цене товара, без сдачи. Попробуйте и вы сделать это за одну минуту.

Вед. А товар сейчас появится у нас в студии…

 Живьём выходят «игрушки» (3) с ценниками.

Вед. Выбирайте, какую игрушку вы хотели бы приобрести?..

 Дети выбирают (на пару – одна игрушка), смотрят на ценник, подбирают нужные монеты, чтобы их сумма равнялась цене товара (работа в паре).

Игра «Посчитай-ка.»

Вед. Спросим гостей в студии: «Верно ли сосчитали ребята?..

Звучит утвердительный ответ: «Да». Игрушки покидают зал. Знатоки подходят к ведущему

Вед. Со счётом 6 – 0 команда знатоков выигрывает у телезрителей.

Всеобщее ликование.

Вед. Уважаемые знатоки, я поздравляю вас с победой! Показывает копилку, наполненную монетами. Но, у меня к вам остался один вопрос: «Сможете вы помочь человеку, просто так, не за деньги?..»

Дети: Конечно!..

Вед. Тогда давайте послушаем девочку, которая специально пришла к нам в студию не вопросы задавать, а за советом.

Входит девочка

 Девочка: Здравствуйте, ребята! Мне бы очень хотелось быть богатой, чтобы покупать всё что хочется. А мама говорит, что надо быть экономной. Я прошу новую куклу, а в ответ слышу, что денег нет, что они то «утекают», то «сгорают». Так говорят взрослые. Что это означает и как мне быть? Подскажите, пожалуйста!..

Знатоки: 1. Смотри. На экране подтверждающие кадры

Сломаны игрушки, дверца шкафа висит на одной петле, порвана книжка… Нужно бережно относится к своим вещам и имуществу других людей, иначе придётся тратить деньги на их ремонт или покупать новые.

Девочка: Не буду никому давать свои вещи.

1.Не путай бережливость с жадностью и скупостью.

2.Вода просто и бесполезно вытекает из крана, значит утекают и денежки из семейного бюджета.

3.В комнате никого нет, а свет горит…

Девочка: Понятно, сгорают наши денежки.

Вед. А я хочу всем напомнить, что богатеть нужно не только материально, но и морально, нравственно.

4.Собирать знания, приобретать опыт.

5.И не делать обогащение целью своей жизни.

6.Не дорогие ценные вещи, а ум и порядочность украшают человека.

1.А ещё бесценны дружба и любовь.

Девочка: А как же деньги? Разве это не важно?

Вед. Важно не променять их на истинные ценности.

Спасибо за игру! И до новых встреч в нашем клубе.

 

- До свидания! Знатоки покидают зал

  

 -

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)

Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Программа "Азбука Финансов"

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккура...

Презентация "Азбука финансов"

Задачи:- сформировать первичные экономические понятия;- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;- объяснить взаимосвязь между экономически...

Консультация для родителей "Азбука финансов"

Консультация для родителей "Азбука финансов"...

Семинар по проекту "Азбука финансов"

Семинар-практикум для воспитателейОбучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности в проекте «Азбука финансов»Цель:  повысить знания и умения воспитателей в экономич...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...