План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Знайки и Спешилки»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Колышева Ольга Владимировна

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Грамотное отношение к собственным деньгами, опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_finansovoy_gramotnosti.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное учреждение детский сад №17 «Чебурашка» г. Омутнинска Кировской области

Методическая разработка

по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

План – конспект «Путешествие Знайки и Спешилки»

        Автор:

Колышева Ольга Владимировна

- воспитатель МК ДОУ №17

г. Омутнинска «Чебурашка»

г. Омутнинск, 2020 г.

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Знайки и Спешилки»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгами опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансово грамотности.

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить понятие «потребности человека»;
  • Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;
  • Уточнить от чего зависят потребности человека;
  • Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
  • Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

Развивающие:

  • Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
  • Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию нравственных качеств;
  • Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Объект – является процесс работы дошкольного учреждения по финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Предметом – является формирование наглядной основы, окружающей обстановки ДОУ по финансовой грамотности.

Данная методика обучения детей финансовой грамотности носит не только информационный характер (знакомство с понятием купюра, монета, потребность) , но и включает в себя обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в других видах деятельности, а так же знакомство с миром финансов по средствам игр. Что вполне логично. Так как игровая деятельность – является ведущей на этом возрастном этапе.

Предварительная работа:

- Проведение бесед на тему «За чем человеку деньги?», «Что такое купюры и монеты?», «Что значит заработал?»

- Рассматривание купюр различного наминала, а так же монет.

- Проведение сюжетно-ролевой игры «Дружно вместе в магазин»

Оборудование:

- две куклы (мальчики);

- музыкальный центр;

- два кошелечка с монетами;

- картинки (вода, одежда, еда, жилье);

- доска (мольберт);

- две продуктовые корзинки с набором продуктов;

- схема к игре «Хочу и надо»

- белые кошелечки по количеству детей.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: «Здравствуйте»!

Сегодня я хочу познакомить вас с двумя братцами.

А вот и они! (показ кукол)

Куклы здороваются.

Воспитатель: Давайте знакомится.

Первый мальчишка на все вопросы всегда отвечает «Нужно подумать!». И его назвали Знайка. А второй – не задумываясь, говорит «Ай, пусть так». И назвали его Спешилка. С ними часто происходят разные истории. И сегодня я расскажу вам одну из них.

Однажды два братца отправились в сказочное путешествие  в страну Финансов, где узнали много интересного о деньгах и для чего они нужны.

Основная часть

Звучит весёлая музыка и куклы отправляются в путь.

Воспитатель: В дорогу каждый из них взял…..

Отгадайте что?

Послушайте мою загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

- Что это?

Дети: Деньги, монеты.

Воспитатель: - Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны  в современном мире, без них прожить невозможно!

- В дорогу каждый из мальчишек взял кошелёчек с монетками.

- Сколько монеток у Знайки?

- А у Спешилки?

- Сравните.

Воспитатель: Деньги нужны  для удовлетворения потребностей.

- Что такое потребности?

Ответы детей.

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Перед вами картинки  вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье).

Воспитатель: вы правильно сказали - жилье, в доме можно укрыться от непогоды, от посторонних людей, дом - семейный очаг, где может собираться вся семья.

И решили мальчики  выбрать себе дом.

(На доске или на экране изображения трёх домиков: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2).

Спешилка сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее.

А Знайка стал думать и рассуждать.

Сначала он решил взять самый большой  дом за 3 монетки, но потом отказался.

Как вы думаете почему?

(Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого).

И  взял домик за две монетки.

А как вы думаете, почему он не взял маленький и старый домик?

(Ответы детей)

Так и вышло! В этом домике Спешилке было очень холодно, крыша протекала, и ему пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт.

Воспитатель: Давайте поможем мальчикам сосчитать оставшиеся монетки.

(Дети на доске или на столе производят отсчёт и подсчёт монет. Сколько осталось?)

Стало холодно. И мальчики вспомнили ещё про одну важную потребность.

Какую? (Одежда).

И купили её, потратив по одной монетке.

- Отложим из их кошелёчков по одной монетке.

А потом у мальчишек забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно важную потребность. Какую?

(Потребность в еде)

Взяли мальчики по одной монетке, и пошли в магазин.

Посмотрите, что они купили.

(В корзинке у Знайки крупа, мука, сыр, молоко, овощи. У Спешилки много разных сладостей.)

Обсуждение с детьми: «А чтобы купили вы?».

Подвести детей к пониманию, что сладости не жизненно необходимая потребность.

Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?

Ответы детей.

Воспитатель:

Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.

Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо».

Игра «Хочу и надо»

Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают,  сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.

Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты,

купить одежду – 1 монета,

на продукты – 1 монета.

Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.

Физминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом,  (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить,   (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить   (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока  ( шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька!  (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Заглянули мальчики в свои кошельки, а там……..

Подсчёт детьми.

У Знайки осталась одна монетка. Спешилка спросил у него, что он с ней сделает.

А что бы сделали вы? Ответы детей.

Знайка: Эта монетка поможет нам заработать много других монеток, но это уже другая история и я расскажу её вам в следующий раз.

Заключительная часть

А сегодня давайте напомним мальчикам правила обращения с деньгами:

1. Экономно распоряжаться деньгами.

2. Потраченные средства уже не вернешь.

3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

4. Невозможно иметь все, что хочешь.

5. Бережно относиться к деньгам.

6. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.

А мальчики дарят нам на память вот эти кошелёчки. В них можно хранит монетки. Они все белого цвета. Каждый из вас с помощью цветных карандашей, восковых мелков и фломастеров сможет разукрасить свой кошелёк, так, что бы он стал самым красивым.

Куклы благодарят детей и прощаются с ними.

Домашнее задание: а дома, ребята, вы с мамами или папами нарисуете монетки для игры, которые мы будем использовать в детском саду с вами в играх.

Вывод:

Для дальнейшей  работы в данном направлении организовать совместно с родителями походы по магазинам, в группе детского сада дать возможность детям рассказать, как прошел поход в магазин за покупками. Оформление информационных брошюр и уголков для родителей и детей по финансовой грамотности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Приключения Умника и Торопыжки»

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Приключения Умника и Торопыжки»

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Приключения Умника и Торопыжки»...

ОД по познавательному развитию (развитие финансовой грамотности) детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Цель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с финансовыми термина...

Квест-игра по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну Экономику»

Эффективным методом экономического воспитания является использование дидактических игр в обучении детей элементам финансовой грамотности, что обусловлено рядом причин:игровая деятельность как ведущая ...