Квест-игра по финансовой грамотности "В поисках сокровищ"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Шагатова Гулим Асанбаевна

Для детей дошкольного возраста нет ничего интереснее и увлекательнее, чем игра. Особенно, если эта игра приключенческого характера, где нужно искать сокровища, выполнять разные задания, чтобы добыть самый главный приз! Дети подготовительной группы участвовали в увлекательной квест – игре, которая проходила на территории детского сада. Их ждало множество испытаний, из которых они выходили еще более смелыми, ловкими, находчивыми и сообразительными, но и финансово осведомленными!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_sokrovishch.docx43.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В поисках сокровищ»

 

Цель: создавать условия для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, развития познавательных и социально-коммуникативных способностей детей. 

Задачи:

Образовательные:

- закрепить представления детей экономических понятий: «деньги», «монеты», «купюры», «труд»;

- раскрыть сущность понятия «банк», «банкомат», «пластиковая карта»;

- знакомить с различными свойствами металла и бумаги.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, память, внимание и воображение;

- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Воспитательные:

- воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость)

- формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методы и приемы:

Наглядный (показ видео презентации, показ карты сокровищ, демонстрация купюр и монет)

Словесный (беседа, отгадывание загадок)

Практический (экспериментирование с деньгами, экскурсия в магазин)

Оборудование и материалы: видео презентация, карта сокровищ, корабль, кошелек,  голубая ткань для «денежного пруда», рыбки с загадками и удочка;  напечатанные купюры и монеты, атрибуты для эксперементирования: стакан с водой, металлические монеты, бумажные купюры, вывеска с название «Лаборатория денег», сундук с монетами, сладкий сюрприз в виде монет, энциклопедия «Хочу все знать».

Предварительная работа: знакомство с понятиями: «деньги», «купюры», «монеты», «семейный бюджет», «доход», «расход»; рассматривание купюр и монет разных стран и разного достоинства, повторение сказок.

 

Ход

Вводная часть

Организационный момент

1слайд. Муз.  (Дети входят в зал под музыку из кинофильма «Пираты Карибского моря»)

      Пират Крюк:

- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (дети отвечают)

- Я – знаменитый пират Крюк. Ребята, посмотрите, что у меня есть! (показывает детям карту в бутылке)

2. Проблемная ситуация

- Как думаете, что это? (ответы детей)

- Верно, это пиратская карта!

- А зачем пиратам нужна карта? (ответы детей)

- Да, раньше пираты по картам искали сокровища…

Может, и эта карта приведет нас к настоящим сокровищам…

А вы бы хотели отправиться в путешествие на поиски сокровищ? (ответы). И мне бы хотелось! Но как же нам это сделать? (предположения детей, приходят к выводу: нужно превратиться в пиратов). Нам нужно превратиться в пиратов и отправиться на поиски сокровищ. Готовы?

- Да!

2 слайд. Муз.

- Тогда, повторяйте за мной:

Ножкой топни,

В ладоши хлопни

Вокруг себя повернись,

Глаза закрыли – покружись,

И в пиратов превратись!

(Стоп-кадр)

Основная часть

- Чтобы добыть сокровища нам придется пройти сложные испытания: где-то проявить интеллект и смекалку, а где-то даже ловкость. Поэтому нужна команда умных и смелых ребят! Хотите быть в моей команде и добыть сокровища? (дети отвечают)

- Сейчас то, я и проверю годитесь ли вы в пираты. Посмотрите на карту, какое первое испытание мы должны преодолеть?

Дети: денежный пруд!

  - Верно! Сейчас нам придется немного потрудиться. А вы знаете пословицу о труде? (Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда!»

3 слайд.

- Хорошая пословица. А теперь, посмотрите на пруд, сколько рыбок в нем плавает, каждая рыбка особенная и каждая из этих рыб хранит в себе загадку. Давайте, мы попробуем отгадать эти загадки. Но для этого нам нужно потрудиться и поймать рыбку удочкой.

Муз. Загадка № 1.

Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтобы они подросли? (Буратино)

Загадка № 2.

Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (клад)

Загадка № 3.

Какой сказочный герой выполнял все пожелания старухи?         (Сказка о золотой рыбке)

Загадка № 4.

Героиня какой сказки нашла денежку  и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха Цокотуха)

Загадка № 5.

Какая русская народная сказка показывает эффективность совместного труда? (Репка)

Крюк:

- Молодцы! Отгадали все загадки! Теперь я вижу, что вы готовы отправиться в путь, за сокровищами. А значит теперь вы - команда «Умных и Смелых ребят»!

- Вы за свой труд заработали монеты по 10 рублей за каждую загадку. Как же мы будем нести деньги?

Дети: положим в общий кошелек.

- Хорошо! Это будут наши общие деньги, они нам еще пригодятся.

- Но прежде, чем мы отправимся в путь, расскажу вам одно важное правило: нам нужно будет не просто найти сокровища, а необходимо будет выкупить их у пирата Барбосы.

- Чем быстрее мы справимся с заданиями, тем быстрее мы найдем клад.

- Ребята, а на чем обычно пираты отправляются в путешествие? (дети предлагают варианты. Выбирают корабль).

- Верно, настоящие пираты путешествуют на кораблях. А вот и наш корабль!

- Подходите, осмотрите, подходит ли корабль к нашему путешествию?

Дети замечают, что у корабля нет штурвала.

- Ребята, что же нам делать? Где нам взять штурвал?

Дети приходят к выводу, что его нужно купить в магазине.

- Ребята, нам ничего не мешает пойти в магазин и купить себе штурвал! Деньги у нас есть, карта тоже! В путь!

Стоп-кадр.

(По дороге смотрим на карту и видим Поле чудес, где нас встречают Лиса Алиса и Кот Базилио, в руках держат горшок с землей)

Лиса:

- Здравствуйте, ребята! А куда это вы собрались? Что у вас в руке? Кошелек? (хитро улыбаются, переговариваются)

Дети: мы идем в магазин.

Кот: А, вы не хотите приумножить свои богатства? Вам всего то нужно посадить свои деньги в горшок, и у вас станет миллион монет! И вы сможете купить все что захотите!

Дети: Нет, мы не отдадим заработанные деньги! В земле деньги не растут! Вам нас не провести!

Лиса: Где же нам взять деньги?

Дети: Деньги можно заработать.

Кот: А как и где можно хранить деньги?

Дети: в кошельке, в банке, на карточке, копилке и т.д.

Лиса и кот: спасибо, дети, теперь мы будем знать где взять деньги и как их хранить.

Стоп-кадр.        

Магазин.

Заходим, здороваемся.

Крюк: команда, наша задача – купить штурвал! Кто будет вести переговоры с продавцом? (если желающих несколько, то покупателя выберем с помощью считалочки:

Раз, два, три, четыре, пять!

Буду деньги я считать!

Прилетят они ко мне,

Поселяться в кошелке!

На карточке поселяться

И сразу мир измениться!)

Ребенок-покупатель:

- Скажите, пожалуйста, у  вас продается штурвал?

Продавец:

- Да.

Ребенок-покупатель:

- Сколько стоит?

Продавец:

- 20 рублей.

Крюк:

- Ребята, посчитайте, сколько у нас в кошельке денег, и сколько нужно заплатить за штурвал, хватит ли у нас средств для оплаты?

(Дети отсчитывают 20 рублей, у них остается еще 30 рублей).

- хорошо, штурвал мы купили, деньги сохранили, смотрим на карту, держим путь к кораблю через рощу.

Игра. «Разгадай ребус»

Крюк:

- Ребята, куда же нам идти? (оглядывается Крюк)

- Посмотрите на дереве указатель! Давайте посмотрим. Ой, так, это не указатели, а ребусы какие-то! А вы знаете, что такое ребусы? (дети отвечают, что это зашифрованные слова).

- Давайте, попробуем расшифровать все ребусы и поскорее отправиться дальше по карте. (все отгадали)

- Ребята - молодцы, и снова в путь! (приходим в муз.зал на корабль)

Стоп-кадр. Сидим на корабле. Музыка шум моря.

Крюк:

- Ребята мы держим курс на остров Барбоса, где нас ждут сокровища. Но прежде чем дойти до сокровищ, мы заглянем в лабораторию.

На экране появляется кит.

4 слайд. Кит:

- Здравствуйте, пираты! Куда вы держите путь?

Дети: На остров Барбоса! За сокровищами!

Кит: Как вы думаете, какие сокровища вас ждут?

Дети: Деньги. Золото.

Кит: А что такое деньги? Как они появились?

Крюк:

- Команда! Давайте расскажем киту об истории возникновения денег.

Дети:

5 слайд

- Давным-давно, денег совсем не существовало, люди жили в пищерах и все свое время тратили на добывание себе пропитания, и им деньги не были нужны.

- Позже люди начали обмениваться друг с другом товаром.

Крюк:

6 слайд

- А что это за перья на картине?

- У народов Тихого океана деньги были в виде перьев. Чем ярче перья, тем дороже оно считалось.

Крюк:

7 слайд

- Посмотрите, что за красивые ракушки! Как они связаны с историей возникновения денег?

- Ракушки каури были денежной единицей в южных странах, которые нанизывались на шнур для удобства переноски.

8 слайд

Крюк: Чем же обменивались на Руси и Европе?

- На Руси и Европе высоко ценились: мех (пушнина) и соль.

Крюк:

- В какой стране начали чеканить деньги?

9 слайд

- В Древней Греции начали чеканить монеты из пластин серебра. На Руси тоже начали чеканить свои монеты из меди, серебра и золота. Позже появились бумажные деньги разного достоинства.

Крюк:

10 слайд

- Посмотрите, на картину, здесь изображены уже современные монеты и купюры.

Кит: Ребята, как выдумаете, какая форма денег самая удобная и качественная монеты или купюры?

Дети: монеты и бумажные деньги.

Крюк: Друзья, для того чтобы узнать какие деньги лучше, удобнее и нужнее предлагаю провести опыты в мини-лаборатории и ответить увереннее на этот вопрос.

Кит: Спасибо, ребята за подробный рассказ об истории возникновения денег. До скорых встреч! До свидания!
 Стоп-кадр.

Крюк:

- Вот мы и добрались до острова. Ребята, вы наверное засиделись на корабле, давайте немного поиграем!

 ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЫ МОНЕТКИ»

Дети встают вокруг обруча – кошелька.

Монетки:

«Мы не детки, мы не детки,

А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.)

Звонко катимся по кругу, (Идут вприпрыжку.)

Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)

Дружно скачем: скок да скок… — (Прыгают на месте.)

И обратно в кошелек.

Крюк:

- Детки-монетки, посмотрите, что за ленточка привязана к нашему кошельку? Куда она нас ведет? Давайте посмотрим. Так это же самая настоящая лаборатория денег!

Игра. «Лаборатория денег»

Крюк:

- Ребята, мы пришли в мини-лабораторию, как выдумаете, что мы будем делать?

Дети: проводить опыты.

Стоп-кадр. Переоделись.

Крюк: Напомните мне правила – как надо вести себя в лаборатории? (Аккуратно, без разрешения воспитателя не следует брать приборы и объекты исследования, в лаборатории нельзя принимать еду и напитки, в лабораторию не следует приносить посторонние предметы и игрушки, при выполнении опытов нельзя толкаться и мешать друг другу).

- Итак, зачем же мы сюда пришли? А пришли мы, чтобы узнать, что лучше и  удобнее монеты или купюры. И в конце мы сделаем общий вывод.

- Начинаем проводить эксперименты.

Музыка

Эксперимент №1: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать (бумага мнётся, рвется; монета - нет.)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Что лучше? (Ответы детей)

- Правильно, монета качественнее. Она не мнётся и не рвется.

Эксперимент №2.

Воспитатель: Нам нужен стакан с водой. Предлагаю положить в воду купюру и посмотреть,  что с ней произойдет? (Ответы детей)

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт? (Она порвется)

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? (Она утонула, с ней ничего не произошло)

-  Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? (Монетка)

Эксперимент №3.

Воспитатель:  А теперь в одну руку возьмите мешочек, в нем 10 монет, а в этом мешочке 10 купюр. Какой мешочек легче?

- (мешочек с бумажной купюра)

Крюк:

- Ребята, скажите, а можем ли мы использовать для покупок только бумажные купюры или только металлические монеты? (Нет)

- К какому выводу мы можем с вами прийти, какие деньги нам нужнее: монеты или купюры?

Дети:

- нам нужны и монеты, и купюры!

- Правильно, нужны нам и монеты, и купюры.

Крюк: Молодцы, команда! А теперь вперед по карте прямо к сокровищам Барбоса!

Стоп-кадр. Переоделись.

Муз. Раздаются фанфары. На экране появляются пират Барбоса и три сундука: большой, средний и маленький. Под сундуками надписи: цена 30 рублей (большой сундук), цена 20 рублей (средний), цена 10 рублей (маленький).

Барбоса:

- Ну что ж, ребята, вы проделали большой путь, выбирайте сундук!

Крюк:

- Ребята, какой сундук мы можем выбрать? Давайте посчитаем наши монеты. (дети подсчитывают заработанные монеты и решают, какой сундук могут выбрать).

Дети выбирают сундук.

Барбоса:

- А вот и ваш сундук!

Крюк выносит сундук.

Дети и Крюк вместе открывают и достают энциклопедию «Хочу все знать» и шоколадные монеты.

Крюк:

- Ребята, как вы думаете, почему в сундуке сокровищ лежит энциклопедия?

Дети:

- Потому что знания – это наше сокровище, сила.

Крюк:

- Я желаю вам внимательно изучить эту книгу и узнать еще больше интересного о нашем мире. А шоколадные монеты вам за ваши старания!

- А теперь пора возвращаться в детский сад:

Ножкой топнем,

В ладоши хлопнем,

Глаза закроем, скажем ах!

И очутимся  на местах!

Стоп-кадр. Переоделись.

Заключительная часть

Рефлексия

Крюк:

- Ребята, скажите, во время нашего путешествия вы узнали что-то новое, чему-то научились? (ответы детей)

- Легко ли было проходить испытания?

- Какие были ли трудности? Почему?

Крюк:

- Ребята, если вам понравилось путешествие давайте поднимем флажок и крикнем: «Ура»!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест - игра в подготовительной группе «В поисках сокровищ»

Квест - игра в подготовительной группе «В поисках сокровищ» Автор: Балабанова Вероника КареновнаЦель: Закрепление и обобщение полученных знаний детей в процессе реализации образовател...

Конспект в форме квест-игры в старшей группе «В поисках сокровищ».

Развивать у детей внимание, логическое мышление,воображение, любознательность, взаимопомощь. Формировать навыкисотрудничества на занятиях, формировать навыки самооценки...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ КВЕСТ-ИГРЫ ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ В СТРАНЕ СМЕШАРИКОВ»

Цель этого занятия – развитие элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций.Задачи:1. Закреплять знания детей о профессиях, трудовых действиях, о результатах труда че...

Методическая разработка Игровое занятие с детьми 6-7 лет по развитию финансовой грамотности «Поиск сокровищ пирата Фини в денежной стране»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 91Красносельского района Санкт-Петербурга     Методическая разработкаИгровое занятие с детьми 6-7 ...