Методическая разработка Игровое занятие с детьми 6-7 лет по развитию финансовой грамотности «Поиск сокровищ пирата Фини в денежной стране»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 91

Красносельского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Игровое занятие с детьми 6-7 лет по развитию финансовой грамотности

«Поиск сокровищ пирата Фини в денежной стране»

 

 

 

Подготовила

Воспитатель 

Архипова Оксана Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2023

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

Теоретическая часть 4

Практическая часть 4

Заключение 7

Список использованной литературы 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Ценности, закладываемые с детства, приносят в дальнейшем большую отдачу»
Беверли Ноер Фельдман 

 

                                                        Введение

Получение навыков по финансовой грамотности сегодня необходимый этап, который должен пройти дошкольник в процессе воспитания. Детей младшего возраста обучать финансовой грамотности сложно, а начиная с 4-х лет вполне возможно и нужно. Как правило до 4-лет дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности.  Начиная с 4- 5 лет дети начинают проявляет больший интерес к познавательной деятельности. Обучение основам финансовой грамотности в этом возрасте, сможет обеспечить им хорошее будущее. Понимание ценности денег, финансов, финансовых отношений уже в дошкольном возрасте, поможет детям в дальнейшем быстрее адаптироваться к школьной, подростковой, взрослой жизни.  Быть финансово грамотным дошкольником сегодня, прежде всего предполагает воспитание таких качеств как: трудолюбие, бережливость, планирование своих действий, нести ответственность за свое поведение. Успех в освоении детьми навыков по финансовой грамотности во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог: включение игровых упражнений; выполнение заданий; решение проблемных ситуаций; проведение сюжетно-ролевых игр; моделирование и анализ заданных ситуаций.

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения

 рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р.С. Буре, Л.С. Дзинтерс, И.В. Житко, Л.М. Казарян, Л.В. Крайновой, Л.Я. Мусатовой, В.Г. Нечаевой и др. Актуальность темы методической разработки обусловлена необходимостью формирования первичных экономических представлений и воспитания экономической культуры детей 4-5 лет.

Цель: Сформировать первичные представления детей о деньгах, о том какую ценность они представляют

Задачи:

Образовательные: формировать представления детей об истории возникновении денег.

Развивающие: развивать память, внимание, связную речь, стимулировать активность детей, умение работать сообща.

Воспитательные: воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Методы: игровые, наглядные, словесные

Оборудование и материалы: денежные фишки игровые, комикс «История о рублике и его друзьях» (приложение 1), сундук, письмо пирата Фини, карта клада, сюжетно-ролевые костюмы, альбом с монетами и бумажными деньгами.

 

  1. Теоретическая часть

Воспитатель проводит беседу с детьми об истории денег, а также рассказывает им «Историю о рублике» по мотивам комикса.

 

Ф о т о д е т е й

 

2. Практическая часть

 

Дети получают письмо от пирата Фини, который потерял свой сундук с сокровищами и просит их найти. Воспитатель предлагает детям отправиться в сказочную страну, чтобы его отыскать.

Воспитатель: ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Мы побываем в сказочной стране, поиграем и узнаем много интересного. А вот куда же лежит наш путь? Мы сейчас узнаем. А сейчас, мои ребятки, отгадайте- ка загадку: бывают они медные, блестящие, бумажные, но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Д.: Деньги, монеты

В.: Правильно, ребята, а для чего людям нужны деньги?

Д.: Покупать товар, копить, ездить в отпуск.

В.: Совершенно верно. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Вспомните, пожалуйста, героев сказок или мультфильмов, где покупают, продают, меняют что-то, копят деньги.

Д.: «Лисичка со скалочкой», «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Приключения Буратино».

В.: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Оказывается, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди.

Хотите получше узнать о них? Давайте отправимся в сказочную денежную страну. Ребята, на чем путешествуют сказочные герои?

Д.: с помощью шапки-невидимки, в ступе, в сапогах-скороходах, на ковре-самолете.

В.: Вот на ковре - самолете я и предлагаю сегодня вам отправиться в путешествие. (Звучит сказочная музыка, дети на ковре отправляются в путь.)

В.: Вот мы и прибыли, остановка «Денежка». Если отгадаете загадку, вы

узнаете, кто вас здесь ждет: покупала самовар, а спасал ее комар.

Д.: Муха-цокотуха

В.: Правильно, ребята, это героиня сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха». Что муха нашла? … «денежку»... А что такое деньги?

Д.: Особые ценные бумаги, на которые можно обменять любой другой товар.

В.: Что сделала муха?

Д.: «Пошла муха на базар и купила самовар». А потом она пригласила всех на чаепитие.

В.: А как бы вы предложили поступить мухе? Экономно ли поступила муха? Муха приготовила вам задание: мишка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Сладкоежка продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили. Какое решение могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?

Д.: медвежатам надо сделать обмен.

В.: Молодцы, ребята. Ну, что ж, Мухе мы помогли, полетели дальше. Закрываем глазки. Посмотрите, а вот и следующая остановка. Кого же мы еще встретим на своем пути? Это же Буратино-герой сказки А. Толстого «Приключения Буратино». Физминутка: буратино потянулся, раз-нагнулся, два-нагнулся. Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

В.:  Я, кажется, что-то слышу…(Звучит голос Кота Матроскина: «А я ничего выписывать не буду, Я экономить буду.»)

В.: Кто это?

Д.: Кот Матроскин.

В.: Правильно, ребята, это герой сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино».

Дети, как вы думаете, экономить - это хорошо?

Д.: Да.

В.: Как вы можете помочь родителям экономить деньги?

Д.: не лить зря воду; уходя, выключать свет, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.

В.: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники.

Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Сегодня густо, а завтра — пусто.

Считай деньги в своем кармане!

Запасливый лучше богатого.

Подрасту — свое наживу.

Деньги счет любят. Без счета и денег нет.

Копейка рубль бережет.

Не деньги богатство - бережливость да разум.

Слову — вера, хлебу — мера, а деньгам — счет.

В.: Молодцы! Мы будим помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Правда, ребята? Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы узнаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными. Этому и нам у них нужно поучиться.

В.: И вот мы прибыли на конечную остановку денежной странны. Посмотрите, что там в далеке сверкает?

Д.: сокровища!

В.: может это сокровища пирата Фини, которые он потерял? Давайте поскорее подойдем поближе. Дети находят сундучок с «золотыми» монетками.

Д.: Мы нашли богатый клад (изображают, как копают клад), каждый кладу очень рад (дети улыбаются друг другу), стали думать, как нам быть? (повороты головой), как же клад нам разделить? (руки в стороны), чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам.

В.: дети, о чем мы с вами сегодня беседовали? Давайте вернем клад его хозяину, а он решит сам, что с ним делать.

Д.: ответы детей. Дети возвращаются домой с сундуком и с сокровищами. Когда дети вернули клад пирату Фини, он разделил их поровну между всеми ребятами, а часть монет оставил для накопления.

 

Заключение

Таким образом во время познавательной беседы дети познакомились с историей возникновением денег, а именно рубля. В ходе проведенного игрового занятия дети научились быть бережливыми и ответственными, приобрели первичные навыки по финансовой грамотности.

Список использованной литературы

 

  1. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2014. – 80 с.;
  2. Булавкина А., Попова Т. Волшебный банкомат: детям об экономике. – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2019. – 104 с.;
  3. Воронина Т.П., Попова Т.В. Математика и деньги: покупаем, продаем, меняем. – Ростов н/ Дону, 2013. – 64 с.;
  4. Джолайн Годфри. Как научить ребенка обращаться с деньгами. Перевод Спацина У.В. –М.: «Добрая книга», 2006. –  224 с.;
  5. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: энциклопедия для малышей в сказках. - Издание 2-е. – Ростов н/ Дону: «Феникс-Премьер», 2019. – 45 с.;

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pirat_fini_olnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 91

Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Игровое занятие с детьми 6-7 лет по развитию финансовой грамотности

«Поиск сокровищ пирата Фини в денежной стране»

Подготовила

Воспитатель  

Архипова Оксана Михайловна

Санкт-Петербург 2023

Содержание

Введение3

Теоретическая часть 4

Практическая часть4

Заключение 7

Список использованной литературы7

«Ценности, закладываемые с детства, приносят в дальнейшем большую отдачу»
Беверли Ноер Фельдман 

        Введение

Получение навыков по финансовой грамотности сегодня необходимый этап, который должен пройти дошкольник в процессе воспитания. Детей младшего возраста обучать финансовой грамотности сложно, а начиная с 4-х лет вполне возможно и нужно. Как правило до 4-лет дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности.  Начиная с 4- 5 лет дети начинают проявляет больший интерес к познавательной деятельности. Обучение основам финансовой грамотности в этом возрасте, сможет обеспечить им хорошее будущее. Понимание ценности денег, финансов, финансовых отношений уже в дошкольном возрасте, поможет детям в дальнейшем быстрее адаптироваться к школьной, подростковой, взрослой жизни.  Быть финансово грамотным дошкольником сегодня, прежде всего предполагает воспитание таких качеств как: трудолюбие, бережливость, планирование своих действий, нести ответственность за свое поведение. Успех в освоении детьми навыков по финансовой грамотности во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог: включение игровых упражнений; выполнение заданий; решение проблемных ситуаций; проведение сюжетно-ролевых игр; моделирование и анализ заданных ситуаций.

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения

 рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р.С. Буре, Л.С. Дзинтерс, И.В. Житко, Л.М. Казарян, Л.В. Крайновой, Л.Я. Мусатовой, В.Г. Нечаевой и др. Актуальность темы методической разработки обусловлена необходимостью формирования первичных экономических представлений и воспитания экономической культуры детей 4-5 лет.

Цель: Сформировать первичные представления детей о деньгах, о том какую ценность они представляют

Задачи:

Образовательные: формировать представления детей об истории возникновении денег.

Развивающие: развивать память, внимание, связную речь, стимулировать активность детей, умение работать сообща.

Воспитательные: воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Методы: игровые, наглядные, словесные

Оборудование и материалы: денежные фишки игровые, комикс «История о рублике и его друзьях» (приложение 1), сундук, письмо пирата Фини, карта клада, сюжетно-ролевые костюмы, альбом с монетами и бумажными деньгами.

  1. Теоретическая часть

Воспитатель проводит беседу с детьми об истории денег, а также рассказывает им «Историю о рублике» по мотивам комикса.

Ф о т о д е т е й

2. Практическая часть

Дети получают письмо от пирата Фини, который потерял свой сундук с сокровищами и просит их найти. Воспитатель предлагает детям отправиться в сказочную страну, чтобы его отыскать.

Воспитатель: ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Мы побываем в сказочной стране, поиграем и узнаем много интересного. А вот куда же лежит наш путь? Мы сейчас узнаем. А сейчас, мои ребятки, отгадайте- ка загадку: бывают они медные, блестящие, бумажные, но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Д.: Деньги, монеты

В.: Правильно, ребята, а для чего людям нужны деньги?

Д.: Покупать товар, копить, ездить в отпуск.

В.: Совершенно верно. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Вспомните, пожалуйста, героев сказок или мультфильмов, где покупают, продают, меняют что-то, копят деньги.

Д.: «Лисичка со скалочкой», «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Приключения Буратино».

В.: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Оказывается, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди.

Хотите получше узнать о них? Давайте отправимся в сказочную денежную страну. Ребята, на чем путешествуют сказочные герои?

Д.: с помощью шапки-невидимки, в ступе, в сапогах-скороходах, на ковре-самолете.

В.: Вот на ковре - самолете я и предлагаю сегодня вам отправиться в путешествие. (Звучит сказочная музыка, дети на ковре отправляются в путь.)

В.: Вот мы и прибыли, остановка «Денежка». Если отгадаете загадку, вы

узнаете, кто вас здесь ждет: покупала самовар, а спасал ее комар.

Д.: Муха-цокотуха

В.: Правильно, ребята, это героиня сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха». Что муха нашла? … «денежку»... А что такое деньги?

Д.: Особые ценные бумаги, на которые можно обменять любой другой товар.

В.: Что сделала муха?

Д.: «Пошла муха на базар и купила самовар». А потом она пригласила всех на чаепитие.

В.: А как бы вы предложили поступить мухе? Экономно ли поступила муха? Муха приготовила вам задание: мишка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Сладкоежка продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили. Какое решение могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?

Д.: медвежатам надо сделать обмен.

В.: Молодцы, ребята. Ну, что ж, Мухе мы помогли, полетели дальше. Закрываем глазки. Посмотрите, а вот и следующая остановка. Кого же мы еще встретим на своем пути? Это же Буратино-герой сказки А. Толстого «Приключения Буратино». Физминутка: буратино потянулся, раз-нагнулся, два-нагнулся. Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

В.:  Я, кажется, что-то слышу…(Звучит голос Кота Матроскина: «А я ничего выписывать не буду, Я экономить буду.»)

В.: Кто это?

Д.: Кот Матроскин.

В.: Правильно, ребята, это герой сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино».

Дети, как вы думаете, экономить - это хорошо?

Д.: Да.

В.: Как вы можете помочь родителям экономить деньги?

Д.: не лить зря воду; уходя, выключать свет, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.

В.: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники.

Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Сегодня густо, а завтра — пусто.

Считай деньги в своем кармане!

Запасливый лучше богатого.

Подрасту — свое наживу.

Деньги счет любят. Без счета и денег нет.

Копейка рубль бережет.

Не деньги богатство - бережливость да разум.

Слову — вера, хлебу — мера, а деньгам — счет.

В.: Молодцы! Мы будим помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Правда, ребята? Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы узнаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными. Этому и нам у них нужно поучиться.

В.: И вот мы прибыли на конечную остановку денежной странны. Посмотрите, что там в далеке сверкает?

Д.: сокровища!

В.: может это сокровища пирата Фини, которые он потерял? Давайте поскорее подойдем поближе. Дети находят сундучок с «золотыми» монетками.

Д.: Мы нашли богатый клад (изображают, как копают клад), каждый кладу очень рад (дети улыбаются друг другу), стали думать, как нам быть? (повороты головой), как же клад нам разделить? (руки в стороны), чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам.

В.: дети, о чем мы с вами сегодня беседовали? Давайте вернем клад его хозяину, а он решит сам, что с ним делать.

Д.: ответы детей. Дети возвращаются домой с сундуком и с сокровищами. Когда дети вернули клад пирату Фини, он разделил их поровну между всеми ребятами, а часть монет оставил для накопления.

Заключение

Таким образом во время познавательной беседы дети познакомились с историей возникновением денег, а именно рубля. В ходе проведенного игрового занятия дети научились быть бережливыми и ответственными, приобрели первичные навыки по финансовой грамотности.

Список использованной литературы

  1. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2014. – 80 с.;
  2. Булавкина А., Попова Т. Волшебный банкомат: детям об экономике. – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2019. – 104 с.;
  3. Воронина Т.П., Попова Т.В. Математика и деньги: покупаем, продаем, меняем. – Ростов н/ Дону, 2013. – 64 с.;
  4. Джолайн Годфри. Как научить ребенка обращаться с деньгами. Перевод Спацина У.В. –М.: «Добрая книга», 2006. –  224 с.;
  5. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: энциклопедия для малышей в сказках. - Издание 2-е. – Ростов н/ Дону: «Феникс-Премьер», 2019. – 45 с.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игрового занятия с детьми 2 мл. группы по ИЗО деятельности "Весенняя картина" (ОО "Художественно-эстетическое развитие")

                Методическая разработка игрового занятия с детьми 2 мл. группы по ИЗО деятельности "Весенняя картина" (аппликация).Реализация образовател...

Методическая разработка интегрированного занятия с детьми средней группы «Игровое путешествие»

В игре с движениями и превращениями дети легко вспоминают  знакомые сказки, активно вступают в ролевое взаимодействие. Даже робкие дети  начинают участвовать в театрализации....

Методическая разработка конспекта занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по подготовке к обучению грамоте Игровая ситуация «Волшебное путешествие» (по мотивам русских народных сказок)

Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений для реализации основной образовательной программы дошкольного образования....

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСИКУ»

КОНСПЕКТ  НОД ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСИКУ»Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Баннов...

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты"

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образовательные:- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.- Формировать...

Методическая разработка для занятия с детьми средней логопедической группы Тема: «Путешествие по стране геометрических фигур» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Познакомить детей с геометрическими фигурами, тренировать в решении логических задач на закономерную последовательность....