Проект по экономическому воспитанию
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Юртаева Алёна Васильевна

В современных условиях жизни даже дошкольнику приходится сталкиваться с таким понятием, как «деньги». В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekonomike.docx137.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 города Кузнецка

(МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ ДС № 29

 города Кузнецка

____________ Бувалина Г.В.

«__» _____________ 2021г

Проект

на тему «Что такое деньги ?Как они появились и

 для чего они нужны»

  в группе компенсирующей направленности

для детей от 5 до 7 лет

Подготовила  Юртаева Алена Васильевна

2021-2022 учебный год

Паспорт проекта

ТИП    ПРОЕКТА

По предметно-содержательной  деятельности -познавательный.
По числу участников проекта – групповой.
По времени проведения -краткосрочный (01.09.2021-30.11.2021г).
По характеру контактов - в рамках детского сада.
По профилю знаний - обобщающий, развивающий.

УЧАСТНИКИ   ПРОЕКТА

Воспитатели

Учитель-логопед
Дети группы компенсирующей направленности от 5 до 7 лет
Родители

АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОЕКТА

В современных условиях жизни даже дошкольнику приходится сталкиваться с таким понятием, как «деньги». В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт.

На таком понятии, как «деньги», пересекаются три важнейшие проблемы воспитания – нравственное, трудовое и экономическое. Интерес к деньгам является признаком социализации детей. Уже в три-четыре года современные дошколята понимают назначение денег, как мерило стоимости товаров и услуг. Естественно, в самых общих чертах: много-мало, хватит-не хватит.

Где-то к пяти годам дети начинают четко осознавать, что многие проблемы, о которых они слышат от взрослых, по телевидению, связаны с наличием и количеством этих разноцветных бумажек и металлических кружочков, которые хранятся в кошельках.

Таким образом, очень необходима работа воспитателей в ДОУ, родителей в семье по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом. Задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться.

.

ПРОБЛЕМА

Недостаточные представления о происхождение денег.

ЦЕЛЬ  ПРОЕКТА

Расширение представления детей об истории денег, воспитание интереса к истории и своему прошлому, приобщение к творчеству.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:

Деньги - металлические или бумажные знаки, которые являются тем необходимым средством при купле – продаже. Знакомство детей с  историей, функцией денег поможет разумно к ним относиться , распоряжаться в жизни.

ЗАДАЧИ   ПРОЕКТА 

Образовательные

  •  познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк»,
  • познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.
  • познакомить с древними монетами разного достоинства и разной ценности. Научить детей сравнивать и анализировать цены на товар;

Развивающие

  • развивать умение детей общаться, договариваться, распределять роли в

сюжетно-ролевой игре.

  • развивать мыслительную деятельность.

Воспитательные

  • воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту;
  • умение беречь вещи, предметы и пользоваться ими по назначению;
  • воспитывать у детей аккуратность и трудолюбие;
  • интерес к экономике;

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВОСПИТАННИКОВ И ОЖИДАЕМЫХ   РЕЗУЛЬТАТОВ

ПЕДАГОГИ

  • Расширят знания о финансовой грамотности.
  • Продолжат осваивать метод проектирования (метода организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников).
  • Расширят знания  о самостоятельной сюжетно-ролевой игре дошкольника.

ДЕТИ

овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

• обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, могут выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

•  развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

РОДИТЕЛИ

  • Смогут лучше узнать интересы и способности ребенка.
  • Повысят активность в участии в различных формах партнерства с ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап – подготовительный (сентябрь)

Подбор материала о денежных знаках России 19-20 веков. Изучение исторических сведений о денежных знаках России.

Рассматривание рисунков, иллюстраций по данной тематике.

Чтение и обсуждение рассказов Петр Кошель «История денег. Рассказы для

детей» (цикл из 4 занятий).

Работа с родителями по оказании помощи в создании коллекции монет, подбор монет для организации коллекции. Подбор наглядного материала для

ознакомления детей с данной темой. Подбор сказок, в которых есть простейшие экономические явления («Золотой ключик», «Муха - Цокотуха»). Оформление книжного уголка в раздевальной комнате в технике буккроссинг. Разработать конспекты совместной деятельности на темы «История возникновения денег», «Деньги вчера, сегодня, завтра», «Особенности создания денег». Подобрать народный фольклор о деньгах (приметы, пословицы). Привлечь родителей к поиску необходимой информации поданной теме. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

II этап – основной (октябрь-ноябрь)

  1. Провести занятия для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда.
  2. Изготовить атрибуты и провести сюжетно-ролевую игру «Супермаркет».
  3. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации; родительские собрания; оформление «папки – передвижки».
  4. Систематизировать накопленный материал.
  5. Организация выставок по различным тематикам;
  6. Экскурсии;
  7. Досуги;
  8. Праздники, развлечения.

III этап – заключительный:

  1. Осуществить анализ работы по проекту.
  2. Организовать выставку пособий по теме проекта для педагогов детского сада.

3.    Подведение итогов реализации проекта в форме выступления детей об истории денег игры с последующей видеозаписью для показа родителям

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 С ИНТЕГРАЦИЕЙ  ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

Приемы организации детей в процессе обучения:

  • Работа небольшими группами;
  • Создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приемы активизации умственной активности детей:

  • Включение игровых упражнений;
  • Активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
  • Выполнение нетрадиционных заданий;
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций

Приемы обучения:

  • Показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
  • Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
  • Пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
  • Вопросы к детям.

Для реализации проекта используются следующие формы работы:

подгрупповая  (используется на общих занятиях);

индивидуальная  (используется при подготовке и выполнении творческих работ).

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Реализация задач по экономическому воспитанию осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями:

  • Информационные листы (памятки, советы, мини-консультации);
  • участие в конкурсах, викторинах экономического содержания;
  • центр художественной литературы в раздевальной комнате в технике буккроссинг (книговорот);
  • индивидуальные экскурсии родителей с детьми (в банк, магазин, к терминалу, аптеку, и т.д.);

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

  1.  Компьютерное оборудование и электронные презентационные материалы;
  2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.;
  3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха», «Золотой ключик»
  4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад », «Уроки тетушки совы», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»;
  5. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»;
  6. Настольные игры «Конфетки-монетки», «Что сначала, что потом», «Денежное домино»;

7.Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин», «Сберегательный банк»;

      8.Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы..

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ  

 Наблюдения, беседы, анализ продуктов творчества детей

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА ««История возникновения денег»

МЕСЯЦ

МЕРОПРИЯТИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

Сентябрь

 - изучить и подобрать литературу;

- вызвать интерес у детей и родителей к реализации проекта;

- определить форму и вид проекта;

- составить план работы с детьми и родителями по реализации проекта;

- сбор информации и материала (видеоматериал, презентации);

- подготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

-оформление папок-передвижек «Деньги вчера, сегодня, завтра»

воспитатель, учитель-логопед

Октябрь

1. НОД « Как появились деньги»

Интерактивная беседа «История денег в России»

Игровое упражнение «Посчитай монетки»(Одна монетка, две монетки…)

Исследовательская деятельность «Что лучше купюры или монеты»

Рисование на тему «Сказочные деньги»

Конструирование из бумаги «Нарядный кошелек» (оригами)

Выкладывание визуально-ритмического ряда (2:1) с применением ракушек и монет.

Игровое упражнение «Скажи наоборот»

(Монета -тяжелая, купюра –легкая. Монета -бумажная, купюра-металлическая. Монета –круглая, купюра-прямоугольная)

Решение арифметических задач: «Выбор подарка», «В магазин за продуктами».

Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет» 

Составление рассказов «Мы ходили в магазин»

Пескотерапия. (Найди спрятанные в песке предметы. Сосчитай их, чего больше. Найди лишний предмет, спрячь его в песок)

3 Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Бизнес крокодила Гены», С.Михалков, «Муха- Цокотуха», Э.Успенский, «Золотой

Ключик»

Викторина «О какой сказке идет речь?»

воспитатель

учитель-логопед

Ноябрь

1 Обсуждение пословиц  с использованием мнемотаблиц

 Д/Игра «Поезд монет» (в первом вагоне едет монета самого большого достоинства ..)

НОД «Откуда деньги берутся и на что тратятся»

3. Дидактическая игра «Монетки-конфетки» ,«Хочу и надо», «Обмен и покупка», «Бартер»

4. Подвижная игра «Зарабатываем, потом тратим».

5. Оформление мини-музея «В мире денежных знаков»

воспитатель

учитель-логопед

3 этап. Итоговый:

- проведение итогового мероприятия: Электронная игра «Помоги Пете»

- презентация проекта на муниципальном фестивале проектов

Список литературы:

1. Бедерханов В. С. Совместная проектная деятельность как средство развития детей и взрослых // Ребёнок в детском саду. - 2000. -№ 1.

2. Курак Е. А., Михирёва Л. А., Орешина А. Н., Подгорнова А. Н., Позднышева Л. В. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под ред. Е. А. Курвкова. -М.: ТЦ СФЕРА, 2009.

3. Шатова А. Д. Воспитание дошкольника в условиях современных рыночных отношений. В сборнике «Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников».г. Шадринск. - Исеть. ПО. -2003.

4.  Шорыгина об экономике. . М.: Творческий центр «Сфера», 2009.

5. Радуга, программа и руководство для воспитания старшей группы детского сада, М.: Просвещение, 1994.

6.Курак Е. А Экономическое воспитание дошкольников. М.: Творческий центр «Сфера

Приложение №1 к проекту

Рекомендации для родителей.

1. ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендации для родителей

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

3. Поговорите с детьми о вложении денег.

Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».

Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.

4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

5. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.

Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.

Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.

8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.

Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.

10. Будьте для ребенка примером.

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

                              Приложение №1 к проекту

Русские пословицы и поговорки о деньгах

Куры денег не клюют

Копейка рубль бережет        

Мешок денег

Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.

Гроша нет за душой.

Денег ни гроша, да слава хороша.

Денежка без ног, а весь свет обойдет.

Деньги счет любят.

Деньги — что пух: только дунь на них — и нет.

Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.

Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Отплатил той же монетою.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Трудовая денежка всегда крепка.

Уговор дороже денег.

НОД «Знакомство с деньгами»

Цель:

Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;

Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей,1,5,10 копеек;

Ввести понятия: деньги, монета, купюра, рубль, копейка;

Формировать умение устанавливать соотношение между монетами и числами;

Закрепить знание о составе числа из двух меньших чисел и из единиц;

Учить составлять различные комбинации из имеющегося набора монет;

Обогащать активный словарь;

Ход мероприятия:

Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Посмотрите кто к нам пришел в гости?

Дети: Кот.

В: Правильно, это кот Ученый, он все знает.

К: Здравствуйте, ребята. ВЫ любите отгадывать загадки?

Д: Здравствуй

В: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать кот?

Варианты ответов.

К: Да, я очень люблю считать. Я считаю все, дома, деревья, детей. Посмотрите, что у меня? (Деньги) А кто знает, зачем они нам?

Д: Варианты ответов.

К: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?

Д: Варианты ответов.

К: В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

В: Правильно, ребята. Вот бы нам попасть в магазин, но попасть можно с помощью одного волшебного предмета. Как вы думаете какой? (Цветик – семицветик) Ребята, но нам оторвать и сказать волшебные слова. Отрывают и говорят слова. «ОКАЗАЛИСЬ» в древнем мире.

К: Как вы думаете, где мы оказались? Попали мы к древним людям. https://www.youtube.com/watch?v=Rw4gcroLNBw&t=138s

В: Ребята, какие были деньги в мультфильме?

Д/и : «Что когда было?»

Правила: Выбрать из нескольких картинок, что могло быть денежками.

Физминутка: «Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка. кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь кто куда.

В: Ребята, а давайте вспомним, из какой сказки цветик – семицветик?

Какие желания были у девочки?

К: А можно было обойтись без Цветочка? Как можно было исполнить желания девочки?

В: Мы пошли купить продукты:

Молоко, сметану, фрукты.

На кассу все несем в корзине.

Мы в продуктовом. Магазине

В: Что загадывала девочка из сказки?

Д: Куклы, баранки, велосипеды.

К: Ребята, давайте с вами нарисуем, то что можно девочка загадала.

Рисование цветными карандашами предметы, которые девочка загадала с помощью цветка.

Кот ученый рассматривает рисунки детей.

Игра «Поезд монет»

- К нам в гости приехал «поезд монет». Как вы думаете, что за груз он везет?
- Правильно, но монеты в этом поезде расположены в определенном порядке. В первом вагоне едет монета самого большого достоинства. Посмотрите на свои монеты, какая монета может ехать в первом вагоне?
- Давайте поместим в первый вагон монету в 10 рублей, в следующем окне вагона какая поедет монета?
Далее дети распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства.
Проверьте правильность.
- Какая монета едет в последнем вагоне? Значит, эта монета самого меньшего достоинства (1 копейка).

Лаборатория экспериментов «Волшебная дорожка»

На заранее оборудованных для экспериментальной деятельности столах дети рассматривают предметы, с которыми им предстоит совершать действия.

Воспитатель задаёт уточняющие вопросы.

  • Монету или купюру будет обозначать полоска бумаги?
  • Что будет обозначать круглая металлическая пластинка , почему? (Монету, она из металла).

. Экспериментальная деятельность.

Ребята, а как вы думаете, какие деньги удобнее, монеты или купюры?
Мы же с вами исследователи, давайте разберёмся и в этом вопросе. Согласны?

Высказывают предположения.
Дети соглашаются.

Проходите в лабораторию.
Вспомните правила поведения. Специальная одежда нам сегодня не потребуется.
Результаты экспериментов мы будем отмечать на карте.
Как вы думаете, а почему на столах у нас лежит бумага?

Дети проходят.
Говорят правила поведения.
Предполагаемые ответы детей:
она заменит нам бумажные деньги.

Опыт 1.

Попробуйте помять, разорвать бумагу. А монету? Какой вывод можно сделать?
Отметим это на карте.

Выполняют.
Дети: монета прочнее, она не рвётся и не мнётся.

Опыт 2.

Попробуйте намочить бумагу и монетку.
Какой вывод сделаем?
Отметим на карте.

Дети выполняют.
Дети: бумага намокла, а монета нет.

Опыт 3.

Давайте определим, что тяжелее, монета или купюра?

 

На одну ладошку положите монетку, а на другую купюру. Как вы думаете, что тяжелее? А хотите, проверим? Подуйте. Какой вывод можно сделать? Параллельно можно обсудить с детьми смысл пословицы «Бросать деньги на ветер»).


Запишем результат.

Дети высказывают свои предположения: легче купюра.

Опыт 5.

Кладу монету и купюру в кошелёк. Но вот незадача: кошелёк оказался дырявый. И что же потерялось?
Запишем результат.
Какой вывод можно сделать?
Совершенно верно, нам нужны и бумажные деньги, и монеты.

Высказывают свои мнения

После опытов дети переходят к морфологической дорожке, на которой размещены 6 элементов, т. е. рисунки: вода, земля (грунт), ветер, огонь, руки, кошелёк, а «путешествуют» по ней монета и купюра.

Для стимулирования речевой активности детей в процессе работы на морфологической дорожке целесообразно использовать имитацию профессорской мантии. Надевший её ребёнок подходит к пособию и посредством составления сложно — подчинённого предложения рассказывает, как реагируют монета и купюра на каждый элемент «волшебной дорожки»: «В воде монета тонет, а купюра плавает»;  «В воде купюра погибает, а монета живёт» и т.п. В итоге делается вывод, что деньги нужно беречь.

ООД «Домик для денег» в технике оригами

Цель: Умение конструировать более сложные фигуры в технике оригами на основе ранее изученных приёмов.

Задачи:  

  1. Закрепить трудовые навыки при работе с бумагой, экономичное расходование материала.
  2.  Развивать ловкость, внимательность, мелкую моторику пальцев, мышление, воображение, память, глазомер.

Материалы:

  • лист белой или цветной бумаги формата А4 (бумага должна быть достаточно плотной).
  • по желанию - цветная бумага, клей, карандаши либо фломастеры – для украшения поделки.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем делать с вами очень простую, но очень полезную поделку. Но прежде, чем мы начнём, я хочу загадать вам загадку.

Катя на базар ходила,

Ничего там не купила.

Всем, конечно, невдомёк,

Что забыла…   (кошелёк)

(дети отвечают хором)

- Правильно. Сегодня мы будем делать кошелёк. Давайте вспомним, что мы обычно используем для поделок (дети перечисляют: бумага, картон, клей, ножницы, карандаши…). Какие вы молодцы! Вот оказывается сколько много нужно для поделок! Но сегодня нам понадобится только одна-единственная вещь – лист бумаги. Да-да! Ни клей, ни ножницы нам не нужны. Но при этом, если вы всё сделаете правильно, этот кошелёк станет для вас надёжным помощником. И из этого кошелька у вас ничего не выпадет, даже самая мелкая деталь от конструктора или бусинка. Хотите обзавестись таким помощником? (дети отвечают) Тогда вперёд!

- Ребята, прежде чем мы начнём работать, давайте подумаем: чтобы наш кошелёк служил нам как можно дольше, из какой бумаги нам лучше делать кошелёк? (из тонкой бумаги для вырезания делать кошелёк не рекомендуется, т. к. она быстро порвётся. Так же плохо делать такой кошелёк из картона, поскольку он плохо гнётся. ).

- Молодцы! Конечно, кошелёк должен быть достаточно прочным, чтобы он не порвался.

- Первое действие очень простое. Нам нужно правильно расположить лист на парте – горизонтально (убедиться, что дети правильно понимают значение этого слова и при необходимости объяснить его). После этого мы будем сгибать наш лист бумаги пополам (показывает) – нижние уголки листа мы знакомим с верхними. Но обратите внимание – уголки должны совпадать. Все поняли, что это означает?

(Убедиться, что все дети сложили листок правильно).

- Дальше, ребята, мы будем делать так, чтобы из середины нашего будущего кошелька ничего не могло выпасть. Посмотрите, как легко расходятся две стороны! Чтобы они не расходились, мы загнём полоску сверху, там, где сходятся края нашего кошелька. (Убедиться, что все дети правильно загнули полоску нужной ширины). 

- Следующее действие, ребята, тоже простое. Посмотрите внимательно на полоску, которую мы с вами загнули. Все ли её тщательно прогладили? Теперь, если мы её отогнём обратно, у нас останется ровная и аккуратная линия сгиба. Все её увидели? Именно до этой линии сгиба мы будем загибать два треугольника. Как мы это сделаем? Мы берёмся за нижний треугольник и тянем его от себя вверх и к центру поделки, пока боковая сторона не совпадёт с линией сгиба. Так нужно проделать с двух сторон.

(Убедиться, что дети всё сделали правильно).

- Не забудьте тщательно прогладить место сгиба. И теперь мы заново загибаем нашу полоску, чтобы она не позволила треугольникам разогнуться. Переворачиваем нашу поделку. Сейчас мы будем загибать на себя боковые стороны. (демонстрирует). Обратите внимание, что я загибаю только треугольники. С одной и с другой стороны. Давайте попробуем.

- Ребята, посмотрите внимательно. Концы полоски находят один на другой. Мы можем зацепить их один за другой, и тогда из вашего кошелька ничего не выпадет.

- Давайте подумаем, что можно сложить в этот чудесный кошелёк. (Дети перечисляют ответы: деньги, талоны на питание, жетоны от игры, мелкие детали от конструктора, наклейки, - Вот, оказывается, сколько интересного можно сложить в наш кошелёк! Давайте пробовать (Дети складывают вещи в кошелёк, закрывают его и при желании подкидывают. Если кошелёк сложен правильно, из него ничего не выпадет)

- Скажите, полезную поделку мы с вами сегодня сделали? А простую? Пригодится ли вам такая поделка в будущем?

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Цель: закрепить знания детей по теме: «Супермаркет»;

закреплять знания о деньгах;

продолжать формировать интерес детей к игре;

закреплять умения считать в пределах 10;

воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал: продукты, корзинки, чеки, кошельки, одежда для продавцов, стеллажи с продуктами, банковские карточки.

Ход игры:

(Распределение ролей, выбор продавца, директора, кассира. Директор магазина приглашает на работу: Продавца, водителя, кассира)

В: Ребята давайте вспомним как себя вести в магазине?

Можно отходить далеко от родителей в магазине?

Ребята предлагаю вам побывать на открытии нового супермаркета.

Директор магазина перерезает ленточку при открытии супермаркета.

Воспитатель обращается к детям: «Ребята, давайте выясним, как правильно купить товар?» (выбрать нужный товар, заплатить за него, взять чек).

Покупатель: Здравствуйте, мне нужен товар

Продавец: ДА у нас есть такой товар. Вам с доставкой на дом или сами сейчас заберете?

Покупатель: Спасибо сейчас сам.

(параллельно диктор или продавец читает объявление «Приглашаем на работу», «Привоз

Покупатель расплачивается, забирает товар и уходит.

Продавец: Вот вам карта скидок.

Все продукты на витрине:

чай, конфеты, колбаса –

Разбегаются глаза.

Подходите, покупайте.

Деньги в кассу отдавайте.

Покупатели расходятся по отделам.

В нашем городе наступил вечер.

Рабочий день закончился.

Закрываются магазины.

В конце игры диктор читает, что магазин закрывается на перерыв (или конец рабочего дня). Покупатели совершают свои последние покупки, охрана провожает их, двери закрываются

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Хочу и надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

Материал:

карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п. ;игровое поле.

«Кто что делает?»

Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант: Дети подбирают инструменты (картинки, которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках

«Кто трудится, кто играет»

Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой — нетрудовой).

Материал: Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Содержание: У каждого ребенка — набор парных карточек (трудовая — игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д., устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие)

Игра «Кто что производит»

Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.

Правила: соединить стрелочкой, кто что производит.

Материал: изображения готовой продукции, людей разных профессий; карандаш. Повар у плиты, Токарь у станка. Садовод в саду, Художник за мольбертом, Портной за швейной машиной.

«Какие бывают доходы?»(деньги и их назначение)

Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и неосновные).

Материал: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход — заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др., и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др., дающих дополнительный доход.

Содержание: Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

 «Собери вместе»

Цель: Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

Материал: Карта (панно) с изображением различных товаров.

Содержание: У каждого ребенка — карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера - Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные — несъедобные; игрушки — орудия труда; товары, обязательные для каждого — необязательные, и т. д.

«Что быстрее купят?»

Цель: Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).

Содержание: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

«Что и когда лучше продавать?»

Цель: Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

Материал. Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

Содержание: Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. — в «летний» магазин; шубу, шапки, варежки — в «зимний».

«Волшебный кошелек»

Цель: Уточнить знания детей о том, что можно и что нельзя купить.

Содержание: Педагог показывает рисунок и предлагает провести карандашом линии от того, что можно купить, к кошельку. Ребенок должен объяснять, почему не все можно купить и продать, что еще продается и покупается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экономическому воспитанию старших дошкольников "Гном Эконом"

Цель: формировать понимание детьми необходимости разумного распоряжения деньгами семьи....

Проект по экономическому воспитанию "Экономика - жизнь и игра"

Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра»  разработан в рамках тематической недели  «Дом. Семья» комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для д...

Финансовая грамотность Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра»

Аннотация проектаПроект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра»  разработан в рамках тематической недели  «Дом. Семья» комплексно-тематиче...

Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра» !

Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра»  разработан в рамках тематической недели  «Дом. Семья» комплексно-тематического планирования обра...

Проект по экономическому воспитанию дошкольников «Что такое экономика?

данная публикация содержит материалы для проведения краткосрочного проекта по экономике для детей старшей группы...

Познавательный проект по экономическому воспитанию «Юные финансисты» подготовительная группа (возраст детей 6-7 лет)

содействие финансовому просвещению и экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности...