Главные вкладки

    Педагогический проект по экономическому воспитанию «Ребёнок в мире экономики»
    проект (подготовительная группа)

    Болякина Надежда Васильевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskiy_proekt.docx27.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический проект по экономическому воспитанию

    «Ребёнок в мире экономики»

    Подготовила воспитатель

    МБДОУ детский сад  с.Богословка

    Пензенского района Пензенской области

    Болякина Надежда Васильевна

    Проект по экономическому воспитанию «Ребёнок в мире экономики"

    Проект направлен на формирование у дошкольников предпосылок финансовой составляющей современной семьи, организацию развивающей предметно-пространственной среды по теме.

    Участники проекта – дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, сотрудники детского сада.

    Проект долгосрочный – сентябрь 2018г. – май 2019г.

    Проект по экономическому воспитанию включает следующую информацию:

    ― актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,

    ― цель и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,

    ― сроки и этапы реализации проекта,

    ― управление и обеспечение проекта,

    ― ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,

    ― планируемые мероприятия в рамках проекта,

    ― заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

    Актуальность выбранной темы на современном этапе очевидна: новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, что необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как «разумное ведение домашнего хозяйства», «экономия средств», «использование сбережений».

     Экономическое воспитание дошкольников - относительно новое направление дошкольной педагогики. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет и  соприкасается с такими экономическими понятиями как вещи, труд, деньги,  стоимость. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

    Постановка проблемы

    Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: потребности, нормы жизни, труд, деньги, товар, цена, реклама в соответствии с их возрастными особенностями.

    Основные идеи проекта:

    1. Труд – основная деятельность человека, источник средств для его существования.

    2. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

    3. Заработная плата – цена работы по производству товаров.

    4. Рынок – обмен товарами и услугами между продавцами и покупателями.

    5. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

    6.Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности.

    Цель проекта:

    Способствовать формированию основ экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника данного возраста.

    Задачи:

    социально-коммуникативное развитие

    • Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей).
    • Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
    • Осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения.
    • Совершенствовать коммуникативные качества детей, укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

    познавательное развитие

    • Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
    • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
    • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.

    речевое развитие

    • Обогащать словарь детей экономическими «понятиями», «терминами».
    • Способствовать развитию диалогической  и монологической речи.
    • Расширять знакомство с различными жанрами художественной литературы (авторские сказки, пословицы, поговорки)

    художественно-эстетическое развитие

    • Развивать творческое воображение при создании моделей «семейного бюджета», изготовлении атрибутов для игр, в реализации самостоятельной конструктивно-модельной деятельности детей.

    Взаимодействие с родителями воспитанников:

    Познакомить  родителей с тематикой проекта.

    Способствовать активному участию родителей в реализации проекта.

    Подкреплять партнерские взаимоотношения со всеми участниками проекта.

    Организовать консультацию по теме «Экономическое воспитание старших дошкольников».

    Привлечь  родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр по проекту, совместных мероприятиях -  «Осенняя ярмарка», «Кулинарная академия».

    Способствовать поддержке инициативы и самостоятельности детей в играх дома.

     

    Этапы проекта:

    1 этап – Организационный:

    ― Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

    ― Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Ребёнок в мире экономики», привлечение родителей к подготовке и организации развивающей предметно- пространственной среды.

    ― Подбор  художественной литературы для детей по выбранной тематике.

    ― Подбор  необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

    2 этап - Практический:

     Реализация проектных мероприятий.

    3 этап - Заключительный:

    Итоговое мероприятие «Кулинарная академия»

    Формы и методы работы:  сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, беседа, обсуждение, дискуссия, совместный просмотр слайд-презентаций, мультфильмов,

    чтение художественной литературы, игровые ситуации,

    решение проблемных ситуаций, конкурс рисунков, творческих работ, поделок,

    рассматривание картин, онлайн-экскурсия, коллекционирование, моделирование.

    Ресурсное обеспечение:

    1. Компьютерное оборудование  (ноутбук, проектор, экран)

    2. Денежные знаки: современные, других стран, недавнего прошлого и пр.

    3. Художественная литература: «Заработанный рубль» грузинская сказка, Романов А. «Чудеса в кошельке», К.И. Чуковский «Муха-цокотуха», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», Ш.Перро «Кот в сапогах», басня И.Крылова «Стрекоза и муравей»,  пословицы, поговорки по теме.  

    4. Мультфильмы: С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».

    5. Сюжетные картины: «В магазине», «На рынке», «На ферме»

    6. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм:

     «Магазин», «Кафе», «Шофёры», «Поликлиника», «Рынок» («банкомат», одежда, соответствующая принятой роли и пр.)  

    7. Дидактические игры: «Змейка», «Идем в магазин», «Заплатки (деньги)», «Что нужно для профессии», «Какие ошибки допустил художник», «Пазлы- монеты», «Доходы-расходы», «Тематические шнуровки» и т.д.

    8. Материалы для изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.

    Предполагаемые результаты

    По завершению проектных мероприятий, в процессе нравственно- трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие:

    1. Активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
    2. Знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супер-маркет, интернет-магазин.
    3. Знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, модельер, рекламист и пр.)
    4. Бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.)
    5. С удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость.
    6. С удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
    7.  Осознают и соизмеряют свои потребности и возможности.
    8. Понимают, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
    9. Осознают, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей.
    10.  Контролируют ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
    11.  Знают и называют разные виды рекламы, её назначение, способы воздействия. Знают, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

    План проектных мероприятий

    Время проведения

    Мероприятия

    задачи

    Сентябрь

    1.Разработка проекта.

    2. Подбор методической и художественной литературы

    3. Подбор наглядного, иллюстративного материала.

    4. Обсуждение проекта с детьми и родителями.

    5. Чтение художественной литературы по теме.

    6. Знакомство с пословицами.

    Познакомиться с методическими разработками по теме, подобрать иллюстративный, наглядный, дидактический материал, обсудить задачи проекта с родителями.

    Октябрь

    1.Беседа « Труд в жизни людей»

    2.Чтение сказки о труде «Терем – теремок» В.Г.Сутеева

    3.Словесная игра «Кому что нужно для работы»

    4. Просмотр презентации  « Все работы хороши»

    5. Онлайн-экскурсия  «В гости к фермеру»

    6.Дидактическая игра «Какие ошибки допустил художник?»

    Дать представление о труде, о существовании различных профессий, их отличительных признаках, воспитывать уважение к труду,

    Ноябрь

    1.Беседа « Что такое деньги».

    2.Рассматривание современных денежных знаков нашей страны.

    3. Дидактическая игра «Заплатки для денег»

    4. Чтение произведения А. Романов «Чудеса в кошельке».

    5. Беседа «Где и что покупают люди»

    6. Рассматривание картины

     «В магазине»

    7.Интерактивное занятие «Приключение монетки»

    8. Оформление коллекции денег.  «Мини-музей денег».

    Познакомить детей с понятиями «денежные купюры», «карточка», «кошелек».

    Декабрь

    1.Беседа на тему «Товар и цена»

    2.Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

    3. Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

    4.Решение математических задач.

    5.Дидактическая игра «Что быстрее купят»

    Формировать представление о таких понятиях как « цена» и «товар», дороже, дешевле.

    Январь

    1.Беседа « Семейный бюджет»

    2.Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

    3. Дидактическая игра «Бюджет моей семьи»

    4. Чтение сказки Л. Ястребова «Хранители бюджета»

    Познакомить детей с составляющими семейного бюджета (зарплата, пенсия, дополнительный заработок).

    Февраль

    1.Ситуативный разговор «Что такое рынок»

    2. Чтение стихотворения Ю. Тувина « Овощи»

    3.Рассматривание картины «На рынке»

    4. Сюжетно – ролевая игра «Ярмарка»

    Развивать представление детей о том, что такое рынок.

    Март

    1.Беседа « Для чего нужна реклама»

    2.Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама»

    3.Ситуативный разговор «Знакомство с новыми профессиями»

    4. Экскурсия – рассматривание рекламы на баннерах.

    5. Дискуссия « Хорошо – плохо»

    Дать представление о том, что такое «реклама», «рекламное агентство».

    Познакомить с  профессией «рекламист», «рекламодатель»; развивать речь детей, логическое мышление.

    Апрель

    1.Беседа « В чем нуждается человек»

    2.Чтение стихотворения К. Чуковского « Телефон»

    3.Просмотр презентации «Все, что нужно мне для жизни»

    4.Игры с разрезными картинками «Кому что нужно»

    Формировать представление о понятии «потребности», их разнообразии, научить подбирать нужные человеку потребности, осознавать, что есть жизненно важные потребности.

    Май

     Итоговое мероприятие совместно с детьми, родителями, воспитателями

     «Кулинарная академия»

    Критерии и показатели эффективности проекта

    1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия «деньги», «цена», «товар», «труд»,

    2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

    3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.

    4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.

    Итог проекта:

    В процессе повседневной деятельности  группы закрепляются экономические знания детей, полученные во время занятий, игр, бесед в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей.

    Развивающая предметно-пространственная среда стала более насыщенной, доступной, вариативной  для  партнерского взаимодействия детей и взрослых.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по экономическому воспитанию "Экономика - жизнь и игра"

    Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра»  разработан в рамках тематической недели  «Дом. Семья» комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для д...

    Финансовая грамотность Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра»

    Аннотация проектаПроект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра»  разработан в рамках тематической недели  «Дом. Семья» комплексно-тематиче...

    Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра» !

    Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра»  разработан в рамках тематической недели  «Дом. Семья» комплексно-тематического планирования обра...

    Проект по экономическому воспитанию дошкольников «Что такое экономика?

    данная публикация содержит материалы для проведения краткосрочного проекта по экономике для детей старшей группы...

    "Экономическое воспитание ребёнка-дошкольника", анкета для родителей (законных представителей)

     Экономическое образование – важный компонент в развитии и воспитании ребенка, так как мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, «комме...