Педагогический проект по экономическому воспитанию «Ребёнок в мире экономики»
проект (подготовительная группа)

Болякина Надежда Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект по экономическому воспитанию

«Ребёнок в мире экономики»

Подготовила воспитатель

МБДОУ детский сад  с.Богословка

Пензенского района Пензенской области

Болякина Надежда Васильевна

Проект по экономическому воспитанию «Ребёнок в мире экономики"

Проект направлен на формирование у дошкольников предпосылок финансовой составляющей современной семьи, организацию развивающей предметно-пространственной среды по теме.

Участники проекта – дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, сотрудники детского сада.

Проект долгосрочный – сентябрь 2018г. – май 2019г.

Проект по экономическому воспитанию включает следующую информацию:

― актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,

― цель и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,

― сроки и этапы реализации проекта,

― управление и обеспечение проекта,

― ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,

― планируемые мероприятия в рамках проекта,

― заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Актуальность выбранной темы на современном этапе очевидна: новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, что необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как «разумное ведение домашнего хозяйства», «экономия средств», «использование сбережений».

 Экономическое воспитание дошкольников - относительно новое направление дошкольной педагогики. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет и  соприкасается с такими экономическими понятиями как вещи, труд, деньги,  стоимость. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: потребности, нормы жизни, труд, деньги, товар, цена, реклама в соответствии с их возрастными особенностями.

Основные идеи проекта:

1. Труд – основная деятельность человека, источник средств для его существования.

2. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

3. Заработная плата – цена работы по производству товаров.

4. Рынок – обмен товарами и услугами между продавцами и покупателями.

5. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

6.Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности.

Цель проекта:

Способствовать формированию основ экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника данного возраста.

Задачи:

социально-коммуникативное развитие

  • Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей).
  • Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
  • Осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения.
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей, укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

познавательное развитие

  • Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.

речевое развитие

  • Обогащать словарь детей экономическими «понятиями», «терминами».
  • Способствовать развитию диалогической  и монологической речи.
  • Расширять знакомство с различными жанрами художественной литературы (авторские сказки, пословицы, поговорки)

художественно-эстетическое развитие

  • Развивать творческое воображение при создании моделей «семейного бюджета», изготовлении атрибутов для игр, в реализации самостоятельной конструктивно-модельной деятельности детей.

Взаимодействие с родителями воспитанников:

Познакомить  родителей с тематикой проекта.

Способствовать активному участию родителей в реализации проекта.

Подкреплять партнерские взаимоотношения со всеми участниками проекта.

Организовать консультацию по теме «Экономическое воспитание старших дошкольников».

Привлечь  родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр по проекту, совместных мероприятиях -  «Осенняя ярмарка», «Кулинарная академия».

Способствовать поддержке инициативы и самостоятельности детей в играх дома.

 

Этапы проекта:

1 этап – Организационный:

― Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

― Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Ребёнок в мире экономики», привлечение родителей к подготовке и организации развивающей предметно- пространственной среды.

― Подбор  художественной литературы для детей по выбранной тематике.

― Подбор  необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап - Практический:

 Реализация проектных мероприятий.

3 этап - Заключительный:

Итоговое мероприятие «Кулинарная академия»

Формы и методы работы:  сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, беседа, обсуждение, дискуссия, совместный просмотр слайд-презентаций, мультфильмов,

чтение художественной литературы, игровые ситуации,

решение проблемных ситуаций, конкурс рисунков, творческих работ, поделок,

рассматривание картин, онлайн-экскурсия, коллекционирование, моделирование.

Ресурсное обеспечение:

1. Компьютерное оборудование  (ноутбук, проектор, экран)

2. Денежные знаки: современные, других стран, недавнего прошлого и пр.

3. Художественная литература: «Заработанный рубль» грузинская сказка, Романов А. «Чудеса в кошельке», К.И. Чуковский «Муха-цокотуха», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», Ш.Перро «Кот в сапогах», басня И.Крылова «Стрекоза и муравей»,  пословицы, поговорки по теме.  

4. Мультфильмы: С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».

5. Сюжетные картины: «В магазине», «На рынке», «На ферме»

6. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм:

 «Магазин», «Кафе», «Шофёры», «Поликлиника», «Рынок» («банкомат», одежда, соответствующая принятой роли и пр.)  

7. Дидактические игры: «Змейка», «Идем в магазин», «Заплатки (деньги)», «Что нужно для профессии», «Какие ошибки допустил художник», «Пазлы- монеты», «Доходы-расходы», «Тематические шнуровки» и т.д.

8. Материалы для изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий, в процессе нравственно- трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие:

  1. Активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
  2. Знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супер-маркет, интернет-магазин.
  3. Знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, модельер, рекламист и пр.)
  4. Бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.)
  5. С удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость.
  6. С удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
  7.  Осознают и соизмеряют свои потребности и возможности.
  8. Понимают, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
  9. Осознают, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей.
  10.  Контролируют ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
  11.  Знают и называют разные виды рекламы, её назначение, способы воздействия. Знают, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

План проектных мероприятий

Время проведения

Мероприятия

задачи

Сентябрь

1.Разработка проекта.

2. Подбор методической и художественной литературы

3. Подбор наглядного, иллюстративного материала.

4. Обсуждение проекта с детьми и родителями.

5. Чтение художественной литературы по теме.

6. Знакомство с пословицами.

Познакомиться с методическими разработками по теме, подобрать иллюстративный, наглядный, дидактический материал, обсудить задачи проекта с родителями.

Октябрь

1.Беседа « Труд в жизни людей»

2.Чтение сказки о труде «Терем – теремок» В.Г.Сутеева

3.Словесная игра «Кому что нужно для работы»

4. Просмотр презентации  « Все работы хороши»

5. Онлайн-экскурсия  «В гости к фермеру»

6.Дидактическая игра «Какие ошибки допустил художник?»

Дать представление о труде, о существовании различных профессий, их отличительных признаках, воспитывать уважение к труду,

Ноябрь

1.Беседа « Что такое деньги».

2.Рассматривание современных денежных знаков нашей страны.

3. Дидактическая игра «Заплатки для денег»

4. Чтение произведения А. Романов «Чудеса в кошельке».

5. Беседа «Где и что покупают люди»

6. Рассматривание картины

 «В магазине»

7.Интерактивное занятие «Приключение монетки»

8. Оформление коллекции денег.  «Мини-музей денег».

Познакомить детей с понятиями «денежные купюры», «карточка», «кошелек».

Декабрь

1.Беседа на тему «Товар и цена»

2.Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

3. Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

4.Решение математических задач.

5.Дидактическая игра «Что быстрее купят»

Формировать представление о таких понятиях как « цена» и «товар», дороже, дешевле.

Январь

1.Беседа « Семейный бюджет»

2.Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

3. Дидактическая игра «Бюджет моей семьи»

4. Чтение сказки Л. Ястребова «Хранители бюджета»

Познакомить детей с составляющими семейного бюджета (зарплата, пенсия, дополнительный заработок).

Февраль

1.Ситуативный разговор «Что такое рынок»

2. Чтение стихотворения Ю. Тувина « Овощи»

3.Рассматривание картины «На рынке»

4. Сюжетно – ролевая игра «Ярмарка»

Развивать представление детей о том, что такое рынок.

Март

1.Беседа « Для чего нужна реклама»

2.Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама»

3.Ситуативный разговор «Знакомство с новыми профессиями»

4. Экскурсия – рассматривание рекламы на баннерах.

5. Дискуссия « Хорошо – плохо»

Дать представление о том, что такое «реклама», «рекламное агентство».

Познакомить с  профессией «рекламист», «рекламодатель»; развивать речь детей, логическое мышление.

Апрель

1.Беседа « В чем нуждается человек»

2.Чтение стихотворения К. Чуковского « Телефон»

3.Просмотр презентации «Все, что нужно мне для жизни»

4.Игры с разрезными картинками «Кому что нужно»

Формировать представление о понятии «потребности», их разнообразии, научить подбирать нужные человеку потребности, осознавать, что есть жизненно важные потребности.

Май

 Итоговое мероприятие совместно с детьми, родителями, воспитателями

 «Кулинарная академия»

Критерии и показатели эффективности проекта

1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия «деньги», «цена», «товар», «труд»,

2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.

4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.

Итог проекта:

В процессе повседневной деятельности  группы закрепляются экономические знания детей, полученные во время занятий, игр, бесед в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей.

Развивающая предметно-пространственная среда стала более насыщенной, доступной, вариативной  для  партнерского взаимодействия детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экономическому воспитанию "Экономика - жизнь и игра"

Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра»  разработан в рамках тематической недели  «Дом. Семья» комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для д...

Финансовая грамотность Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра»

Аннотация проектаПроект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра»  разработан в рамках тематической недели  «Дом. Семья» комплексно-тематиче...

Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра» !

Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра»  разработан в рамках тематической недели  «Дом. Семья» комплексно-тематического планирования обра...

Проект по экономическому воспитанию дошкольников «Что такое экономика?

данная публикация содержит материалы для проведения краткосрочного проекта по экономике для детей старшей группы...

Исследовательский проект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Тропинка в экономику»

Исследовательский проект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Проект направлен на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современно...

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание ребёнка через культуру: литературу, искусство, музыку, живопись»

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего усто...