Сборник игр "Финансовый детектив"
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Квест «Финансовый детектив»  направлен на формирование у детей моделей рационального финансового поведения, развитие у них необходимых знаний и навыков, обеспечивающих их социализацию и подготовку к взрослой жизни, а также умений ориентироваться в сложном мире финансов. Дети получают задание, беседуют с героями, с которыми произошли финансовые «неприятности»: попали в прошлое, но не смогли расплатиться деньгами настоящего времени, пришли квитанции за коммунальные услуги с большой суммой оплаты, не смогли накопить деньги на отдых. Детям нужно узнать, почему так произошло.

Цель: формирование умения искать и обрабатывать информацию, умение планировать и организовывать свою деятельность, умение слушать членов команды, умение находить и принимать общее решение, создание условий для формирования элементарных представлений о финансовой грамотности у дошкольников.

Задачи: обучать работе в команде. Формировать  элементарные представления о профессии детектива, способствовать ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста. Дать знания на практике о таких понятиях, как бюджет, доход, расход, зарплата, стипендия, коммунальные услуги, квитанция, обмен.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квест «Финансовый детектив». Коммунальные услуги.

Видеозвонок.

Штаб: Добрый день, дорогие ребята. Помните, что вы стали настоящими детективами.

Мне, опять, нужна ваша помочь. Поможете мне?

Послушайте, что произошло?

Ко мне обратился мальчик Захар. Его маме и папе пришли квитанции на свет и воду, а также связь (телефон). Сумма настолько большая, что его мама и папа очень расстроились. Ведь помимо оплаты коммунальных услуг надо ещё купить продукты, одежду. Помогите разобраться и узнать: почему так произошло, ну а вас есть всего лишь 15 минут.  Справитесь….

Ребята, а как нужно работать в команде?

Ответы детей: 1.Выбрать лидера группы. 2. Обсудить пути достижения целей, распределить задания для каждого из членов группы. 3. Каждую версию обсуждть в группе. 4. Лидер группы следит за временем. 5. Уметь каждого выслушать. 6. Не согласен – предлагай!

Штаб: Прежде, чем поговорить с героями ответьте на вопросы:

  1. Ребята, вы знаете что такое коммунальные услуги?
  2. А вам приходят квитанции? Какие?
  3. А вы умеете экономить свет, воду? Как?

Штаб: Давайте вспомним? Что нужно сделать, чтобы начать расследование?

Ответы детей: Посмотреть квитанции. Опросить мама и папу мальчика. Собрать всю информацию. И сделать выводы. 

Штаб: Все верно, мои юные детективы. Для начала давайте обратимся к мальчику Захару. И узнаем,что случилось?

Мальчик Захар: Вчера утром мама принесла с почтовго ящика какие-то бумажки. Я спросил, что это? Мама сказала, что это квитанции А квитанция – это платёжный документ, в котором отображается : адрес абонента, период за который нужно заплатить и информация о использовании ресурсов (свет, вода,связь). И когда мама, посмотрела в эти квитанции, то очень удивилась: почему так много нужно заплатить?

Мама и папа мальчика: Вот наши квитанции. Посмотрите.

Обращаю внимание детей на время пользования ресурсами: водой, светом и телефоном.

Квитанция за свет

ноябрь

Кассир

Энергосбыт

Долго смотрели телевизор

12 часов каждый день

Не выключали свет на кухни

24 часа каждый день

Не выключали свет в ванной

24 часа каждый день

Оставляли компьютер в режиме ожидания

5 часов каждый

                                                  Итого

24 часа использования света каждый день

Квитанция за воду

ноябрь

Кассир

Водоканал

Не выключали воду

5 часов каждый день        

                                               Итого

5 часов использования воды каждый день

Квитанция за телефон

ноябрь

Ростелеком

Звонок Степке

1 час

Звонок Руслану

1 час

Звонок Варьки

1 час

Звонок Серёжке

2 часа

Звонок бабушке

1 час

                                              Итого

6 часов использования телефона каждый день

Ребята, вы поняли почему так произошло?

Как мы можем помочь нашим героям?

Штаб: Спасибо, что могли мне, финансовые детективы.



Предварительный просмотр:

Квест «Финансовый детектив». Обмен. Появление денег.

Видеозвонок на компьютере.

Штаб: Здравствуйте, ребята. Я узнала, что вчера вы стали финансовыми детективами. И поэтому я обращаюсь к вам за помощью.

Мне дали очень важное задание:

Одна семья отправилась в путешествие в прошлое. Но, когда они оказались на месте, то с ними случилось, что то невероятное.

Сейчас они вам расскажут сами….Побеседуйте с ними… Задайте им интресующее вопросы, в этом вам поможет ваша воспитательница. Обращайтесь к ней за помощью.

Воспитатель: Прежде, чем расследовать это преступление и помощь. Давайте мы с вами, посмотрим небольшое видео.  (видео про появление денег) .

Ребята, что вы запомнили?

Воспитатель: Теперь давайте позвоним нашим заказчикам, узнаем, что с ними случилось, а потом зададим им некоторые вопросы.

Ой, у нас нет номеров, но командир штаба не мог нам их не оставить, давайте, поищем.

Ой, загадка какая та на столе….про цветок…

Кто на солнышке цветет?

Кто пчеле подарит мед?

Расцвели весной на кочке

В поле первые...

А вот и конверт.

Там есть номера: так номер заказчика, его жены и детей.

Кому будем звонить? Детям. 

Дети – герои истории: Здравствуйте, кто это!!!

Дети: Мы финансовые детективы. Мы узнали, что у вас случилось какая та беда!! Расскажите нам.

Дети – герои истории: Мы случайно отправилось в прошлое… И когда, мы пошли в магазин за конфетками, чипсами и мороженым, то нас выгнали и вообще там нет магазинов, там какой то рынок.

Заказчику и его жене звонок.

Вы финансовые детективы, верно?

Дети: Да, это мы? Расскажите вы что у вас произошло?

Я построил машину времени, и  с моей женой и нашими детьми решили отправиться в путешествие в прошлое накопили много денег. И когда мы оказались на месте, то пошли в магазин, чтобы купить одежду, то наши деньги не захотели даже брать в руки и говорили, что эта какая та бесполезная бумажка. И взамен на одежду забрали нашу машину времени и теперь мы не можем вернуться обратно. Хорошо, что я телефоны специальные изобрел, по которым можно общаться.

Дети: Хорошо, мы кажется нашли решения…сейчас мы посовещаемся и вам позвоним…

Решение:

Вы отправились в путешествие прошлое и не узнали про покупку товаров в этого времени.

Там был обмен одних товаров на другие. И только потом появились сначала монеты, а потом бумажные деньги.



Предварительный просмотр:

Квест «Финансовый детектив»

Пункт А

Пункт Б

Пункт В

Заказчик

(Дмитрий)

Его сын Алексей

Его жена Светлана

Пункт А .

- Добрый день, финансовые детективы, наконец – то вы прибыли.

- Здравствуйте, что произошло!!!

-Мы обратились к вам, потому что обнаружили пропажу денег.

- Как давно вы это заметили?

- Год назад, в октябре, мы решили семьей  отправиться в отпуск и решили, что соберем некоторую сумму денег. То, что денег нет, мы обнаружили неделю назад - мы все хранили дома. Пытались сами разобраться, но что-то так ничего и не вышло…

- А  у вас есть какие – то сведения!

-Мы вели семейный бюджет - там записывали все расходы и доходы. Начали так делать только тогда, когда поняли, что хотим с женой и сыном поехать на отдых. Мы просто пытались откладывать, сколько оставалось. Прикинули, что за год у нас скорее всего получится набрать сумму.

-Хорошо, мы вам поможем ….. (просматривают вместе с отцом Дмитрием семейный бюджет)

- Я ходил на работу получал зарплату, моя жена пекла тортики, а мой сын Лёша получал стипендию. – это можно назвать…Доходами.

-Но полученные деньги мы тратили: на оплату коммунальных услуг, продукты, на игрушки младшему сыну, на сладости, на кинотеатр, аттракционы, купили новую машину, телевизор и тд. Попробуйте поговорить с моим сыном Алексеем. Так что на всё нам денег хватало.

-Ошибок, не может быть в подсчетах.

-Да какие ошибки! Нет конечно.

Пункт Б. Сын Алексей

- Добрый день, Алексей. Мы финансовые детективы. Можно задать тебе несколько вопросов.

-Конечно.

-Расскажи про свои финансы.

-С финансами всё хорошо, папа и мама дают мне деньги на карманные расходы, да ещё я получаю стипендию. Вот совсем недавно купил себе скейтборд.

- А ты записываешь куда тратишь свои деньги?

-Конечно, сейчас я всё расскажу подробно.

- Хожу в кино, вот билеты, люблю покушать в кафе, поиграть в игры, часто покупаю новые, люблю ходить в магазин за чипсами, конфетами, газировкой и тд…вот вами чеки.

Физминутка от Алексея.

-Ну хорошо. Нам всё понятно.

Теперь выбор: вернуться к Дмитрию или продолжить разговаривать с Алексеем о компьютерных играх.

-а на что вы тратили деньги, которые получали?

-Вы хотели сказать за…..ой, забыл.

-Да, зарплату.

-купил себе новую машину, ездил с друзьями на рыбалку, ходил с друзьями в кафе, у кого то был день рождения покупал им очень дорогие подарки, чтобы им понравилось.

-Спасибо, сейчас нам нужно поговорить : выбор с Алексеем или женой Светланой

Пункт В .

-Добрый день финансовые детективы, я Светлана.

-Мы узнали, много всего интересного. Ну об этом чуть позже.

-Расскажите, чем вы занимаетесь?

-Я пеку тортики.

-Расскажите подробнее.

- Ох, это, да. Мне очень нравится готовить! Особенно хорошо у меня получаются кондитерские изделия. И вот, я иногда дарю или даже продаю свои шедевры друзьям и знакомым.

-Это замечательно.

-Деньги я трачу на самое необходимое: на покупка ингредиентов для тортов, а также продуктов в дом. Вот вам мои чеки.

-Хорошо, нам все понятно.

Выбор: поговорить с кем то из членов семьи. Обсудить полученную информацию с командой.

Обсуждают полученную информацию.

Предлагают собрать все семью и рассказать им о том, куда делись отложенные деньги.

1. Каждый, когда ему это было необходимо, брал немного денег из бюджета на путешествие

Вы совершали спонтанные покупки и не сравнивали предложения разных магазинов.

В итоге получилось так, что вы потихоньку тратили те деньги, которые откладывали

Чтобы такой ситуации не произошло – нужно разбираться в основах финансовой грамотности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лесной детектив или "Красная книга" защищает природу!

Сценарий экологической сказки для старших дошкольников про любовь к родному краю, животным и птицам....

Что такое занятие-детектив?

Данный вид занятия (или игры) используется для развития познательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий праздника " Новогодний детектив"

Отличный праздник с интрикующим сюжетом...

Занятие-детектив "Дело о пропавшей букве Р"

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Дело о пропавшей букве Р. Следствие ведет сыщик Поймайкин». Занятие направлено на автоматизацию звука Р в ...

"Новогодний детектив"

Сценарий новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста...

Музыкально - познавательный досуг для старших дошкольников и их родителей "Балалайка. Русский детектив"

В ходе досуга выясняется, почему балалайка стала символом России, дети приобщаются к русскому фольклору: поют частушки, водят хоровод, инсценируют стихи и поговорки, играют на народных инструментах....