Занятие-детектив "Дело о пропавшей букве Р"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Неснова (Санникова) Маргарита Георгиевна

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Дело о пропавшей букве Р. Следствие ведет сыщик Поймайкин». Занятие направлено на автоматизацию звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие

«Дело о пропавшей букве Р. Следствие ведет сыщик Поймайкин»

Цель: автоматизация звука [Р] [Рь] в словах, словосочетаниях и предложениях на материале выбранной темы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять правильное произношение звуков [Р] [Рь] в словах, словосочетаниях и предложениях;
  • уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
  • упражнять в умении определять наличие или отсутствие звука в слове;
  • закреплять зрительный образ буквы Р;
  • закреплять навык чтения слов;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • закреплять навык использования в речи притяжательных прилагательных;
  • закреплять навык использования в речи существительных в винительном падеже.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное и фонематическое восприятие, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением;
  • развивать умение обосновывать свою мысль;
  • развивать познавательный интерес, а через него такие психические процессы, как память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную установку на участие в занятии;
  • формировать доброжелательность, инициативность, ответственность;
  • формировать умение работать в команде и самостоятельно.

Оборудование: доска для занятий, костюм сыщика Поймайкина,  изображения следов, фото подозреваемых, «фотороботы», картинки улик («Кто что потерял?»), набор предметов со звуком [Р] [Рь] и с другими звуками («Обыск»), компьютер, презентации, изображение пропавшей буквы Р, индивидуальные зеркала.

Раздаточный материал: разрезанные на слоги слова («Установи личность преступника»), слова с пропущенной буквой, разрезные картинки с изображением упражнений для артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа: разучивание стишков для артикуляционной и пальчиковой гимнастики, словарная работа (преступление, улика, сыщик, расследование, подозреваемый, алиби, мотив, следственный эксперимент, фоторобот), работа с понятиями «слог», «слово», «звук».

Ход занятия:

I. Организационный момент

Постановка проблемы:

 Поймайкин: - Алло, алло. Да, сыщик Поймайкин у телефона. Да, я уже на месте преступления, осматриваюсь. Естественно, я берусь за это дело.

 - Так-так. Дело весьма запутанное, туманное, я бы сказал. И очень странное. Определенно мне нужны помощники. Но где же их взять?
Придумал! Мне помогут ребята, которые ходят в этот детский сад. Они здесь у себя все-все знают!

(выходят дети)

Экстренное сообщение:

Поймайкин:  - Сегодня мне сообщили, что в вашем детском саду случилась очень неприятная история: ночью кто-то похитил из детского сада букву Р.

Необходимо срочно приступить к розыску буквы.

 - А какими должны быть сыщики? А вы такие?

 А вот мы это сейчас и проверим. Повторяйте-ка за мной.

II. Пальчиковая гимнастика


1) «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

2) «Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

3) «Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно! (Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало, (Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом. (Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)

 4)«Прогулка»

Пошли пальчики гулять, (Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять, (Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом, (Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком, (Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал (Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал. (Стук кулаками по поверхности стола.)

Поймайкин: Получается неплохо, продолжаем.

 - Настоящий сыщик должен уметь правильно, красиво и четко говорить. И если вы хотите превратиться в настоящих сыщиков, то должны развивать свой язычок.

III. Артикуляционная гимнастика

Поймайкин:  - У вас на столах лежат картинки, разрезанные на 4 части. Соберите картинку и узнаем, какое упражнение нам предстоит выполнить.

1) Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

2) Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

3) Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок

4) Я лошадка – серый бок (цок, цок), 
Я копытцем постучу (цок, цок), 
Если хочешь, прокачу (цок, цок).

5) На лесной опушке, 
Где жила кукушка, 
Вырос гриб волнушка, 
Шляпа на макушке.

6) Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.

7) За верхнюю губку заложен язык – 
Бульдог уступать никому не привык.

IV. Объявление темы занятия

Создание оперативной группы:

Поймайкин: - Я вижу, что вы уже готовы стать настоящими сыщиками. Назначаю вас оперативной группой по розыску пропавшей буквы.

Сегодня наше расследование будет посвящено поиску пропавшей буквы Р.

V. Постановка целей и задач занятия

Уточнение правильной артикуляции звука [Р]

Поймайкин: - Сегодняшнее расследование позволит нам не только отыскать пропавшую букву, но и научиться красиво и правильно произносить звук [Р], не забывать о нем.

А прежде чем мы приступим к расследованию, давайте вспомним, что необходимо, чтобы правильно произносить звук [Р].

VI. Подготовительная работа к основной части занятия

(Следственный эксперимент)

Работа с раздаточным материалом

Поймайкин: - Ребята, а как вы думаете, нужна ли буква Р или мы можем обойтись без нее? Давайте проведем следственный эксперимент.

У вас на столах лежат карточки со словами, в которых пропущена буква Р.

Прочитайте это слово сначала без буквы Р, а затем вставьте в пустой квадратик букву Р и прочитайте новое слово. Что получилось?

Какой вывод мы можем сделать?
Так, мы с вами убедились, что без буквы Р не обойтись. Пропадает одна буква и слово уже не получается.

 - Приступаем к расследованию.

Отправимся на место происшествия.
А для того, чтобы нам не затоптать следы, место преступления огорожено ограничительной лентой.

Вы должны идти строго за мной. Рассчитайтесь по порядку и постройтесь в шеренгу.

Первый, второй, третий….

VII. Основная часть

Задание 1. Вперед по следу!

Д/и «Чьи следы?» (на употребление притяжательных прилагательных)

Поймайкин:  - Первым делом, осмотрим место происшествия.

Самое главное в нашей работе – сбор улик.

Ребята, что вы видите такого на месте преступления, что могло бы помочь нам в расследовании? (дети замечают следы)

 - Это следы. И сейчас мы узнаем, кому они принадлежат. У меня есть фотографии подозреваемых (достает из сумки), а вы совместите каждую фотографию с подходящим следом.
(Дети совмещают фото и след, называют чьи они: коровьи, вороньи, рысьи, воробьиные, барсучьи, кроличьи, бобриные, человечьи, сорочьи)

Работа с раздаточным материалом

Д/и «Установи личность преступника»

Поймайкин:  - А чтобы лучше запомнить наших подозреваемых, самостоятельно составьте из слогов их имена. Слоги лежат у вас на столах.

Че-ло-век

Со-ро-ка

Во-ро-на

Во-ро-бей

Ко-ро-ва

Бо-бер

Кро-лик

Рысь

 - А вот и наши подозреваемые.

(Фотографии всех подозреваемых размещаются на доске)

 - Ребята, посмотрите внимательно на фотографии. Среди них есть и преступник. И мы скоро узнаем кто именно.

Задание 2. Камера наблюдения

Работа с презентацией. Д/и «Узнай целое по части» (на формирование целостного восприятия предмета, автоматизацию звука Р в словах)

 Поймайкин: - А еще я узнал, что в детском саду у вас есть камера наблюдения.
Я уже раздобыл материалы, которые ей удалось заснять. Но камера была повреждена, скорее всего, преступником. Заснять удалось только части предметов. Попробуем вместе определить, какие предметы это были.

 - Да, к сожалению, камера наблюдения не помогла нам определить истинного преступника.

Задание 3. Облик преступника

Автоматизация звука в словосочетаниях

Поймайкин: - Камера наблюдения нам не помогла, поэтому для нахождения истинного преступника, мы вынуждены применить другой метод.

Воспользуемся моим архивом сыщика.

У меня есть фотороботы тех, кто раньше уже был замечен в преступных деяниях, нехороших поступках. Сравним эти фотографии с фотографиями наших подозреваемых.

(Дети называют: фоторобот кролика, фоторобот мартышки и т.д. Те подозреваемые, у которых фоторобота нет, выбывают из списка подозреваемых.)

Задание 4. Картина происшествия

Д\и «Кто что потерял?» (на определение пространственного расположения предметов, развитие памяти)

Поймайкин: - Со следами мы разобрались. Но на месте происшествия есть еще какие-то предметы. Как они могли здесь оказаться? Кто мог их оставить? Кому они принадлежат? Возможно, эти предметы оставил преступник, а возможно и нет.

(Дети называют предметы и находят хозяина каждой вещи)

Корова потеряла колокольчик.

Сорока (или ворона) потеряла перо.

Бобер потерял бревно.

Человек потерял треуголку.

Кролик потерял морковку.

(Определяем наличие/отсутствие звука [Р] в названиях оставленных предметов)

 - Настоящий сыщик должен обладать уникальной памятью, чтобы не упустить ничего на месте происшествия. Давайте мы с вами потренируем нашу память. Вам нужно запомнить, где находится каждый предмет, а затем вернуть его на свое место.

 - Какой предмет находится в центре? Какой предмет находится в правом верхнем, правом нижнем углу? Что находится в левом верхнем, левом нижнем углу?

Запомнили? Восстановим картину происшествия. Вернем предметы на свои места.

 - Таким образом, у нас остались только 6 подозреваемых, кто бы мог совершить кражу.

(Остаются корова, сорока, ворона, бобер, человек, кролик)

 - Продолжаем расследование.

Задание 5. Свидетель

Работа с презентацией. Автоматизация звука Р в предложении, закрепление умения использования в речи существительных в В.п.

Поймайкин: - Мы уже собрали все улики, осмотрели следы на месте происшествия, камера наблюдения нам не помогла. Нужно опросить свидетелей. Кража произошла ночью. Ночью в детском саду есть только сторож. Следует его опросить. Сторож – важный свидетель.

Давайте проведем осмотр. Вместе со свидетелем совершим обход здания детского сада.
Ночью сторож осматривал (что?) крышу.

Трубу

Дверь

Дверную ручку

Раму

Крыльцо

Порог

Чердак

Чердачное окно

 - Вы заметили что-нибудь необычное? (На крыльце замечаем белые перья)

Кто мог их оставить?

(Делаем вывод, что сорока)

Задание 6. Обыск

Поймайкин:  - Итак, в ходе расследования мы с вами выяснили,  и улики, найденные нами на крыльце, это подтвердили, что преступником, похитившим букву, является ни кто иной, как сорока. И не просто сорока, а сорока, по прозвищу воровка.

 - И последним этапом этого расследования станет обыск, который поможет нашу букву найти.

(подходим к дому сороки)

 - Для того, чтобы обнаружить букву в доме, нужно найти ее сначала в словах. Для этого войдем в дом и соберем все предметы, в названии которых есть звук [Р].

(среди предметов находим и букву Р)

 - Наконец-то пропавшая буква найдена!

А куда подевалась хозяйка дома? Видимо, она покинула его, боясь разоблачения, и вряд ли когда-нибудь сюда вернется.

 - Поздравляю, коллеги, вас с раскрытием этой необычной кражи и считаю, что «Дело о пропавшей букве» можно считать закрытым.
- Спасибо вам за помощь в расследовании.

 - Я просто обязан наградить своих помощников за хорошо проведенное расследование. И вы получаете медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Конспект математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Как найти пропавшие буквы».

Конспект   математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Как найти пропавшие буквы».

Конспект   математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий выпускного утренника "Пропавшие буквы"

Увлекательное путешествие по сказкам с участием сказочных героев - Лисы Алисы, кота Базилио, царевны Несмеяны, Водяного, Алладина....

Пропавшая буква

Пропавшая буква....

Организованная образовательная деятельность по развитию речи и обучению грамоте " В поисках пропавших букв"

Предлагаю вашему вниманию организованную образовательную деятельность с включением образовательной ситуации. В занятии вы увидите постановку проблемы и то, как дети выдвигали гипотезы и искали верное ...

Фрагмент выпускного утренника" В поисках пропавшей буквы" с элементами театрализации

В  выпускных утренниках часто используется ситуация, когда буквы ссорятся и последняя буква, обидевшись, сбегает из алфавита. Тем самым создается проблемная ситуация для активного поиска буквы и ...