Картотека дидактических игр по финансовой грамотности для детей 5 – 7 лет
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Лебедева Юлия Евгеньевна

     Приобщение детей к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время значимых проблем на современном этапе.

     Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся в том числе из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в окружающей жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит, строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

     Экономическое воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста:

- во-первых, это приближает ребёнка к реальной жизни, учит ориентироваться в происходящем;

- во-вторых, в процессе ознакомления с экономикой у детей формируются деловые качества личности и этические представления;

- в-третьих, обеспечивается преемственность в обучении между детским садом и школой.

     Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы организации, одним из которых является игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

     Сделать экономику понятной помогут дидактические игры с экономическим содержанием: уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники совершают большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.

     Использование разнообразных игр по финансовой грамотности даёт возможность вовлечь детей в мир финансов, сделать процесс познания экономики интересным и доступным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igra_po_finansovoy_gramotnosti.docx96.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Хмелевицкий детский сад

Картотека дидактических игр

по финансовой грамотности

для детей 5 – 7 лет

C:\Users\User\Desktop\preview_629_5fb2196172d8e-_1_.jpg

Разработала воспитатель

высшей квалификационной категории

Лебедева Ю.Е.

с.Хмелевицы, 2021г.

     Приобщение детей к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время значимых проблем на современном этапе.

     Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся в том числе из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в окружающей жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит, строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

     Экономическое воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста:

- во-первых, это приближает ребёнка к реальной жизни, учит ориентироваться в происходящем;

- во-вторых, в процессе ознакомления с экономикой у детей формируются деловые качества личности и этические представления;

- в-третьих, обеспечивается преемственность в обучении между детским садом и школой.

     Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы организации, одним из которых является игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

     Сделать экономику понятной помогут дидактические игры с экономическим содержанием: уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники совершают большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.

     Использование разнообразных игр по финансовой грамотности даёт возможность вовлечь детей в мир финансов, сделать процесс познания экономики интересным и доступным.

  1. Дидактическая игра «Дороже – дешевле»

     Цель: познакомить с понятиями «дороже/дешевле».

     Материал: карточки с изображением товара.

Содержание игры:

1. Предложить ребенку пару карточек для определения, какой товар дешевле, какой дороже.

2. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами.

3. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.

2. Дидактическая игра «Какие бывают доходы»

     Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах, упражнять в самостоятельном определении видов доходов (основные и неосновные).

     Материал: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др., и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающие дополнительный доход.

Содержание игры:

     Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

3. Дидактическая игра «Угадай, где продаются»

     Цель: формировать умение соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются. Развить умение обобщать группы предметов.

Материалы: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д. Содержание игры:

     Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

4. Дидактическая игра «Кто что делает?»

     Цель: расширять знания детей о профессиях и трудовых действиях. Воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

     Материал: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия  (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Содержание игры:

     Ребёнок, взяв карточку, называет профессию.  Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

5. Дидактическая игра «Кто трудится, кто играет»

     Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).

     Материал: набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Содержание игры:

     У каждого ребёнка набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребёнок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное бельё, дети танцуют, играют и т.д.), устанавливает отличие (наличие результата труда или его отсутствие).

6. Дидактическая игра «Товарный поезд»

     Цель: закреплять знание детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

     Материал: карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

Содержание игры:

Вариант 1. Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты - продукция мясокомбината, молочные продукты - продукция молокозавода.

Вариант 2. Дети группируют предметы по месту производства: мебель - мебельная фабрика, посуда - фаянсовый завод, игрушки - игрушечная фабрика.

7. Дидактическая игра «Маршруты товаров»

     Цель: развивать умение различать товары по их принадлежности к определённой группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.).

     Материал: картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т.п.

Содержание игры:

     Каждый ребёнок выбирает карточку – картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти товар. Выигрывает тот, кто правильно подберёт карточки к табличкам с названием магазина.

8. Дидактическая игра «Собери вместе»

     Цель: расширять представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

     Материал: карта (панно) с изображением различных товаров.

Содержание игры:

     У каждого ребенка - карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера-Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные - несъедобные; игрушки - орудия труда; товары, обязательные для каждого - необязательные, и т.д.

9. Дидактическая игра «Угадай, где продаются»

     Цель: формировать умение соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.  

     Материал: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

Содержание игры:

     Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

10. Дидактическая игра «Магазин игрушек»

     Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли - продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

     Материал: разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Содержание игры:

     Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

11. Дидактическая игра «Что быстрее купят»

     Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

     Материал: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

Содержание игры:

     Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

12. Дидактическая игра «Что и когда лучше продавать?»

     Цель: закреплять знания детей о спросе на товар, развивать знания о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

     Материал: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой, осенью, весной); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

Содержание игры:

     Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сандалии, сарафан - в «летний» магазин, а шубу, валенки, варежки - в «зимний».

13. Дидактическая игра «Домино»

     Цель: закреплять знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.

     Материал: карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.

Содержание игры:

     Правила игры - общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки.

Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.

14. Дидактическая игра «Что дешевле?»

     Цель: сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.

     Материал: карточки с изображением разных предметов, ценники.

Содержание игры:

     Сначала дети подбирают предметы контрастные по цене, а затем устанавливают ассортимент товаров (сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

15. Дидактическая игра «Назови монету»

     Цель: расширять представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.

     Материал: сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев.

Содержание игры:

     Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино (Пиноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют динарами и т. д.

16. Дидактическая игра «Кому что подарим?»

     Цель: развивать умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.

     Материал: карточки - картинки, на которых изображены машинка, кукла, мяч, щенок, котенок, платье, велосипед, заколка, книга.

Содержание игры:

     Вместе с детьми воспитатель выбирает ребенка, которому будут дарить подарки (с помощью считалки). Остальным ребятам воспитатель предлагает рассмотреть карточки - картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения. Дети должны выбирать понравившуюся и подарить ребенку, которого выбрали заранее. При этом дети объясняют свой выбор.

17. Дидактическая игра «Какое слово лишнее?»

     Цель: развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.

     Материал: карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний.

Рубль, Франк, марка (в монетах, рубль (банкнота).

Кофта, машина, кольцо, солнце.

Магазин, ларек, палатка (рыночная), жилой дом.

Цена, товар, деньги, ночь.

Содержание игры:

     Ребенку предлагаются четыре картинки с изображенными на них определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому-либо признаку. Назвав лишний предмет, ребенок объясняет свой выбор.

18. Дидактическая игра «Наоборот»

     Цель: формировать умение самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.

     Материал: подбор слов (дорого - дешево, ленивый - трудолюбивый, экспорт - импорт, много - мало, покупатель - продавец и т.д.).

Содержание игры:

     Воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Игры с финансовым уклоном действий, дадут представление о деньгах, о том, зачем они нужны и откуда берутся.Как можно приумножить свои сбережения, какие опасности при этом подстерегают. Ребенок переста...

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет....

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей по финансовой грамотности для детей 5-7 лет.

Финансовая грамотность - это качество человека, которое формируется с малого возраста....

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.

Профориентация - это неотъемлемая часть общекультурной среды....

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет. ...

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями....