Картотека дидактических игр по ознакомлению детей по финансовой грамотности для детей 5-7 лет.
картотека по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Финансовая грамотность - это качество человека, которое формируется с малого возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей по финансовой грамотности для детей 5-7 лет.
Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад №40 Озерова Виктория Павловна
Цель: знакомство воспитанников старших и подготовительных групп с основами финансовой грамотности и профориентации на доступном уровне с помощью игры.
Финансовая грамотность – это качество человека, которое формируется с малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться. Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме.
Игра «Нужные покупки»
Цель: закрепить представление детей о деньгах.
Содержание: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.
Игра « Кто это делает?»
Цель: упражнять ребят в умении определять название профессии по названию действий.
Содержание: Подстригает, укладывает, моет, причёсывает, сушит – (парикмахер); Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит – (прачка); Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает – (продавец); Чистит, моет, жарит, стряпает, солит, пробует, кормит – (повар) и т.п.
Игра «Разложите товар»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.
Содержание: Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.
Задание 1: Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.
Задание 2: Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.
Игра « Кто кем работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.
Материал: Карточки с изображением людей той или иной профессии.
Содержание: Воспитатель – в детском саду; учитель – в школе; врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе; повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.
Игра «Овощи-фрукты»
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Материал: бумага, карандаши, ножницы.
Содержание: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги любой овощь. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа фрукт. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и овощ, и фрукт. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
Игра «Не ошибись»
Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.
Содержание: Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.
Задание 1: Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.
Задание 2: Составить короткий рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.
Игра: «Много - мало»
Цель: познакомить детей с понятием «спрос».
Материал: карточки с разнообразным товаром.
Содержание: предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет приобрести:
- семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки;
- семья, состоящая из мамы, папы и сына;
- семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей;
- семья, живущая на Крайнем Севере;
- семья, живущая на юге и т.п.
Игра: «Дорого – дешево»
Цель: познакомить с понятиями «дороже/дешевле».
Материал: карточки с разнообразным товаром.
Содержание: Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.
Игра: «Потребность – возможность»
Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.
Материал: карточки с товаром, игрушечные деньги, ценники.
Содержание: 1. Перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги.
2. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.
Игра: «Запланированная покупка»
Цель: сформировать у детей понятие «список покупок».
Материал: Список покупок, корзина, игрушки.
Содержание: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).
Игра «Умелые ручки»
Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.
Содержание: Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.
Игра «Что важнее?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
Содержание: В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.
Задание 1: Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2: Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.
Задание 3: Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.
Игра: «Что откуда берется?»
Цель: дать детям представление о производстве товаров.
Содержание: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т.д.
Игра: «Бюджет»
Цель: познакомить с понятием «бюджет».
Содержание: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.
Игра: «Сдача»
Цель: формирование умения делать первичные экономические расчеты.
Содержание: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель проверяет ее.
Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает чек.
Игра «Надо» и «хочу»
Цель: формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.
Содержание: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).
Игра: «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Содержание: Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.
Игра «Товарный поезд»
Цель: закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
Материал: карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.
Содержание: дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например: мясопродукты - продукция мясокомбината, молочные продукты - продукция молокозавода и т. д. Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда - фаянсовый завод, игрушки - фабрика игрушек и т. д.
Игра «Какие бывают доходы»
Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).
Материал: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход - заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
Содержание: Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет....
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.
Профориентация - это неотъемлемая часть общекультурной среды....
Дидактическая игра бродилка по формированию основ финансовой грамотности у детей 4-5 лет.
Дидактическая игра бродилка по формированию основ финансовой грамотности у детей 4-5 лет....
Картотека дидактических игр по формированию у дошкольников финансовой грамотности
Картотека сформирована из карточек, в каждой отдельной карточке описана игра....
Дидактическая игра«Ознакомление детей с финансовой грамотностью»
Аннотация к игре:Методическое пособие создано для ознакомления и обучения старших дошкольников основам финансовой грамотности. В альбоме представлен большой наглядный, иллюстративный материал, благода...
Конспект сюжетно-ролевой игры по ознакомлению детей с финансовой грамотностью на тему «Открытие торгового центра «Апельсин»
Конспект сюжетно-ролевой игры по ознакомлению детей с финансовой грамотностью на тему «Открытие торгового центра «Апельсин» Актуальность сюжетно-ролевой ...
Квест - игра по ознакомлению детей с финансовой грамотностью "Волшебный сундучок"
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....