Проект «По ступенькам к финансовой грамотности!»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Проект «По ступенькам к финансовой грамотности!» подготовительная  группа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_finansovoy_gramotnosti_10_gruppa_.docx61.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

На заседании методсовета

Протокол № 1 от ……….. г.

Приложение №___

К приказу №…………………………

 «УТВЕРЖДАЮ»

 Заведующая МБДОУ№ 15«Ромашка»

____________________  Е.А.Топоева

Проект

«По ступенькам к финансовой грамотности!»

подготовительная  группа №10 «Брусничка»

 Разработчики и руководители:

Богачева А.С.

Писковацкая Ю. В.

………………………………..

Г. Шарыпово

2020 год

Паспорт проекта

Тема проекта

«По ступенькам к финансовой грамотности!»

Вид проекта

Информационно-познавательный

По времени проведения

Долгосрочный . 3 года.

Адресация проекта

МБДОУ №15 «Ромашка» группа №10 «Брусничка».

дети 4-7  лет

Участники проекта

Воспитатели, дети, родители.                

Цель

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 

Задачи

1.Развивать основы финансовой грамотности дошкольников используя разнообразные виды детской деятельности.

2.Способствовать формированию у родителей интерес  к обучению детей основам финансовой грамотности.

3. Организовать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую  эффективному  формированию грамотного финансового   поведения дошкольников.

Задачи для работы с родителями:

1. Привлечение внимания родителей к вопросам финансовой грамотности детей с помощью игры «Я – активен и позитивен!»

 2. Вовлечение  родителей в работу проекта

 3. Информирование родителей о важности финансового образования детей

4. Формирование у родителей интереса к обучению своих детей  основам финансовой грамотности

Ресурсы для реализации проекта

Внутренние ресурсы:

1.Наличие помещений: групповая комната с организованной предметно пространственной средой.

2.Педагоги и родители, желающие участвовать в реализации проекта: подбор материала и   изготовление  дидактических, сюжетно ролевых игр.

3. Методическое обеспечение: литература педагогическая и детская, методические разработки ООД  по теме проекта

4.Наглядно - иллюстративные материалы: художественная литература, фотографии.  

Внешние ресурсы:

1.Наличие в городе магазинов, банков, сберкасс (наблюдение).

Индикативные показатели (результаты)

Для воспитанников:

1.Формирование финансовой грамотности у дошкольников благополучно влияет на развитие мышления, памяти, воображения, развивается речь и кругозор ребенка.

2.Формирование у воспитанников первичные экономические понятия, научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.

Для педагогов группы № 10:

Педагоги при внедрение в образовательный процесс получат систему работы по формировании экономического опыта детей.

Для родителей:

1.Участие и активность родителей в запланированных мероприятиях.

2.Представление результативности: семинар, консультации, мастер классы,  родительские собрания.

Пояснительная записка

«Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем

 случае нельзя упускать их из виду». А. Прево

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами.

 Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

 Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ведь это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо мировоззрением - мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д.Б. Эльконин).

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и прочие. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение.

Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и прочие. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности.

Содержание проекта

Деятельность в рамках реализации проекта реализоваться  будет в нескольких направлениях:

•        Организационно-методическая работа

•        Организация развивающей предметно-пространственной среды

•Работа с детьми        

•        Взаимодействие  с родителями

Для реализации проекта определены следующие этапы:

1.Этап.        Организационно-подготовительный.

Цель: создание условий для реализации проекта

Мероприятия:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- Подобрать методическое обеспечение по теме проекта

- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы.

- Разработать систему бесед, игр и упражненийнаглядным материалом

2.Этап.        Реализационно- практический.

Цель: реализация проекта

Мероприятия:

      - Проведение дидактических игр, бесед, упражнений всовместной и самостоятельной деятельности.

3.Этап.  Аналитико-рефлексивный, корректировочный

Цель:промежуточный анализ эффективности реализации проекта, планирование перспектив развития.

Мероприятия:

- Анализ работы педагога.

- Выступление на тему  «Промежуточные итоги работы по проекту» «По ступенькам к финансовой грамотности!»

Формы работы:

- Индивидуальные и подгрупповые занятия.

- В ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия).

- В игровой деятельности вне занятий.

- В самостоятельной деятельности детей

Методы и приемы работы

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Планированиена  2021-2022 уч. год.

Реализационно – практический

1 Блок:«Дети и деньги»

Цель:Формировать представления детей о деньгах, как средстве осуществления торгово - экономических отношений в социуме.

2 Блок:«Моя реклама».

Цель:Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через экономическую категорию «реклама».

Аналитико-рефлексивный, корректировочный

Проведение  мониторингаза 2021-2022уч.год

Цель: определения уровня финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Ответственные:Воспитатели, дети,

 родители.

1 Блок:«Дети и деньги»

Цель: Формировать представления детей о деньгах, как средстве осуществления торгово - экономических отношений в социуме.

Задачи:  

1.Закрепление понятий  «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта».

2. Формировать у детей навыки обращения с деньгами.

3. Воспитывать отношение к деньгам, как к средству обмена денежных знаков на товары, удовлетворяющие разумные потребности.

Мероприятия

Программное содержание

Ответственный

Срок проведения

Беседа Деньги. Монета. Банкомат. 

Цель: Закрепить понятия деньги, какие они бывают.

Воспитатели, дети,

 родители.

В течении всего учебного года.

Беседа «Откуда деньги берутся и на что тратятся»

Цель:помочь детям осознать роль денег в жизни людей и семьи

Дидактическая игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. 

 Д/игра

«Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Д/игра «Что можно купить на деньги», «Выбери товар», «Хочу и надо», «Доходы», «Мы идем в магазин», «Обмен и покупка», «Бартер»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». 

ООД «Что можно и нельзя купить за деньги» (Коллективная аппликация в технике «коллаж»)

Цель:Развивать умение самостоятельно вырезывать картинку из журналов, наклеивать ее на основу. Воспитывать понимание важности дружбы, любви и заботы для каждого человека.

Дидактическое упражнение «Размен денег» 

Цель:Закрепить умение разменивать крупную монету на несколько более мелких, счет монет с разным номиналом.

Презентация по финансовой грамотности

«Познавательный маршрут «Банкомат»»

Продуктивная деятельность рисование «Мои мечты и желания»

Цель: воспитать интерес, развивать творческие способности детей.

Рисование на тему «Сказочные деньги», «Банк будущего»,  «Места торговли: ярмарки, магазин, рынок» «Копилка для монет»

Цель воспитать интерес, развивать творческие способности детей.

 Сюжетно

ролевая игра

«Автобус».

Цель: Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру

Сюжетно-дидактическая игра «Супермаркет».

Цель: Содействовать обогащению знаний 

 Продуктивная деятельность

 Цель Формирование художественно- эстетических навыков.

БеседаПутешествие денег в

разные страны

Цель: Содействовать обогащению знаний 

Составление рассказов «Мы ходили в магазин»

Цель:  Развитие речи

Формировать представления о правилах поведения в общественных местах;

Учить умению общаться в магазине и самостоятельно делать покупку

Знакомство с пословицами и поговорками о финансах

Копейка к копейке – проживет семейка, Денежки труд любят, По работе деньги, Не имей сто рублей, а имей сто друзей, Деньги счет любят, Бережливость не скупость, Считай деньги в своем кармане. Кто долго спит, то денег не скопит.

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин «Продукты»».

Цель:Формировать устойчивый интерес к денежным обращениям и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде

Консультация для родителей

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

«Дети и деньги»

«Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?».

Анализ работы

 «Подведение промежуточных итогов реализации проекта».

2Блок:«Моя реклама».

Цель:Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через экономическую категорию «реклама».

Задачи:  

Сформировать у детей представление о рекламе как о средстве сообщения информации о продукте, ее видах.

2.Познакомить с понятиями «реклама», «рекламоизготовитель», «рекламное агентство».

3.Познакомить с профессиями людей, связанных с изготовлением рекламы.

4. Развитие речевого творчества в процессе создания рекламы.

Мероприятия

Программное содержание

Ответственный

Срок проведения

Беседа

Реклама. Полезная или вредная?

Цель:выявить знания детей о рекламе, воспитывать интерес к рекламе.

Воспитатели, дети,

 родители.

В течении всего учебного года.

Беседа с детьми на тему «Для чего нужна реклама?»

Цель:выявить знания детей о рекламе, воспитывать интерес к рекламе.

Просмотр мультфильмов

«Барбоскины и реклама».

Беседа:Влияние рекламы на цену товара.

Цель:закрепить знания о цено-образований.

Рассказать о влиянии рекламы на цену товара.

ООД «Зачем нам нужна реклама?»

Цель: познакомить детей с профессиями людей рекламного агентства. Побуждать детей практически осуществлять процесс создания рекламы. Реализовать свои знания о работе рекламного агентства в сюжетно-ролевой игре

Чтение. Беседа по содержанию.

Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Особенности древнерусской рекламы.С.Михалков «Как старик корову продавал», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены. О рекламе».

Игры: «Какие предметы необходимы для работы в рекламном агентстве», «Выбери профессию».

Цель:познакомить детей с многообразием потребностей

ООД Тема: « Путешествие в мир рекламы»

Цель: Формирование у дошкольников экономического мышления, через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями.

Демонстрация и обсуждение популярной рекламы, которая идет по телевизору (2-3 шт.)

Цель:развивать у детей умение подмечать простейшие экономические явления

Дидактическая игра «Хочу и надо»

«В рекламном агентстве».

Цель – Научить определять разницу между «хочу» и «надо». 

  Презентация «История рекламы»

 Цель: познакомить детей с понятием реклама, ее видами; историей .

Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)

Цель:Развитие речи, формирование понятий

Знакомство с пословицами и поговорками о финансах

Цель:развитие образной связной речи.

«Брейн – ринг» по финансовой грамотности

(Викторина) «Мы, ребята, деловые»

Квест игра с детьми

Консультация для родителей

Анализ работы

 «Подведение промежуточных итогов реализации проекта».

Результат нашего  опыта заключается в обеспечении положительной динамики по повышению уровня сформированности финансовой грамотности детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «По ступенькам к финансовой грамотности!»

laquo;Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. Прево Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансо...

Проект «По ступенькам к финансовой грамотности!»

laquo;Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. Прево Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансо...

Презентация по проекту «По ступенькам к финансовой грамотности!»

laquo;Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. Прево Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансо...

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Проект «По ступенькам к финансовой грамотности!»

laquo;Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. Прево...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...