Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»
проект по окружающему миру (старшая группа)
В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и т.д. Дети стараются подражать своим родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_finansovaya_nauka.docx | 55.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Тополёк», с.Варениковское, Степновского муниципального округа Ставропольского края
Педагогический проект
по формированию основ финансовой грамотности
у старших дошкольников
«Финансовая наука»
Автор составитель: Шадяк Н.П.-
воспитатель высшей кв. категории.
Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности
у старших дошкольников «Финансовая наука».
Название проекта | «Финансовая наука» |
Вид проекта | информационно-практико-ориентированный |
Место реализации проекта | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Тополёк», с. Варениковское, Степновский муниципальный округ Ставропольский край |
Участники проекта | Дети, родители, воспитатели |
Возраст детей | Дети 5-6 лет (старшая группа) |
Срок реализации проекта | Долгосрочный (сентябрь 2020 – май 2021) |
Нажить много денег -храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело использовать их – искусство»
Бертоль Авербах.
Актуальность
В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и т.д. Дети стараются подражать своим родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны понять, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому, родители и мы педагоги, должны сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Цель проекта: расширять экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь детям дошкольного возраста осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Задачи проекта:
Образовательные:
-познакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий; -учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей; -сформировать правильное отношение к деньгам как предмету, необходимого для жизни.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
- развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
- развивать речь, внимание, мыслительные операции;
-развивать позитивные установки и уважительное отношение к разным видам рабочих профессий; актуализировать знания детей об экономической категории-потребности, о видах потребностей, взаимосвязи потребностей и возможностей.
Воспитательные:
-воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств;
-воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики, любознательности в процессе познавательно-игровой деятельности.
Формы работы:
-деловые и сюжетно-ролевые игры;
-тематические занятия;
-беседы
-экскурсии;
-ИКТ презентации;
-просмотр мультфильмов;
-обсуждение пословиц;
-коллекционирование;
-чтение художественной литературы;
-игровые ситуации;
-решение проблемных ситуаций;
-продуктивная деятельность.
Предварительная работа:
-прослушивание звукозаписей детских сказок, загадывание загадок;
-рассматривание иллюстраций, рисунков, книг;
-решение ситуативных задач по финансовой грамотности;
-просмотр видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»;
-чтение художественной литературы: Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом;
-обсуждение пословиц и поговорок о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
Материально-техническое обеспечение:
-методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры»;
-компьютер, проектор, теле/видео аппаратура;
-презентации;
-обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»);
-книги (Н.Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсон «Новое платье короля»).
Этапы работы по проекту:
1 этап – подготовительный
Направления | Мероприятия | Срок |
1. Повышение своей профессиональной компетентности | Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу. Анализ состояния воспитательно –образовательного процесса детского сада по экономическому воспитанию. Обмен опытом работы с педагогами по расширению знаний финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Разработать перспективный план. | Сентябрь - май |
2. Изучение уровня детей. | Мониторинг по формированию экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста на начало проекта. | сентябрь |
3. Взаимодействия с родителями. | Выявить интересы, потребности, запросы родителей. Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей навыков по экономическому развитию. Повышать уровень знаний у родителей по финансовой грамотности. Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе. | сентябрь - май |
4. Пополнение материально – технической базы. | Распределение развивающей среды по зонам. Подбор игр и упражнений, способствующих развитию финансовой грамотности. | сентябрь - май |
II этап – основной
Направления | Мероприятия | Срок |
Работа с детьми. | Работа по формированию предпосылок финансовой грамотности ведется во всех воспитательно–образовательных блоках: - в непосредственно образовательной деятельности, - в совместной деятельности воспитателя с детьми, - в самостоятельной деятельности детей. | Сентябрь-май |
2. Работа с родителями. | Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников в вопросах и ответах» Анкета для родителей: «Нужно ли детей знакомить с экономикой» Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте. Памятки для родителей по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Как обучить детей финансовой грамотности», «Азы финансовой грамотности дошкольников». Консультация «Советы родителям по финансовому воспитанию», «Дидактические игры по экономическому воспитанию, в которые можно играть дома». Принципы финансового воспитания в семье. Помощь в оборудовании и оснащении материалом экономического уголка в группе. | Сентябрь-май |
3. Работа с педагогами | Консультации «Воспитание финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников» Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме. | январь-март |
III этап –заключительный
Направления | Мероприятия | Срок |
1. Работа с детьми | Мониторинг итогового уровня финансовых знаний и умений. | апрель |
2. Работа с родителями. | Подведение итогов совместной работы Показ НОД по развитию финансовой грамотности детей. Обобщение опыта работы в семье и ДОО по развитию финансовой грамотности детей | март |
3. Работа с педагогами. | Выступление на методических семинарах. Ознакомление с результатами работы и данными мониторинга. Проведение открытого мероприятия | апрель |
План проекта
Месяц | Неделя | Мероприятия | Ответственные |
С е н т я б р ь | 1 |
Просмотр видеофильма «Деньги разных стран» | Воспитатели старшей группы |
2 |
| ||
3 | «Нарисуй свою купюру» | ||
4 |
| ||
Работа с родителями | Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников в вопросах и ответах» | ||
О к т я б р ь | 1 | Беседа «Бюджет семьи» | Воспитатели старшей группы |
2 | Дидактическая игра «Какие бывают доходы» | ||
3 | Сюжетно - ролевая игра «Семья. Кто и где зарабатывает деньги?» | ||
4 | Раскраски по теме «Доход не живет без хлопот» с обсуждением и пояснением пословицы. | ||
Работа с родителями |
| ||
Н о я б р ь | 1 |
«Что такое экономика» «Семейная экономика» | Воспитатели старшей группы |
2 |
| ||
3 |
| ||
4 | Аппликация «Друзья кота Белобока» | ||
Работа с родителями | Экскурсия в сберегательный банк. | ||
Д е к а б р ь | 1 | Беседа «Для чего нужен магазин?» | Воспитатели старшей группы |
2 |
| ||
3 | Игра «Разложи товар» | ||
4 |
| ||
Работа с родителями | Познавательный маршрут «Магазин: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 50 рублей) | ||
Я н в а р ь | 1 | Конструирование(лего) «Зоопарк нашей мечты» | Воспитатели старшей группы |
2 |
Игра в лабиринт «Домик для ежика» | ||
3 |
| ||
4 | Путешествие в мир экономики со сказочными героями. «Телефон» К. И. Чуковский | ||
Работа с родителями | Познавательный маршрут «Банкомат» - показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат. | ||
Ф е в р а л ь | 1 | Практическое упражнение «Собираемся путешествовать» | Воспитатели старшей группы |
2 | Дидактическая игра «Наши потребности» | ||
3 |
| ||
4 | Дидактическая игра «Что важнее?» | ||
Работа с родителями | Консультация «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность» | ||
М а р т | 1 | Беседа «Мир современных профессий» | Воспитатели старшей группы |
2 | «Кто работает в банке?» Создание проблемной ситуации в результате просмотра видеоролика. | ||
3 | Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк» | ||
4 | Игра «Школа банкиров» | ||
Работа с родителями | Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребенка. | ||
А п р е л ь | 1 |
| Воспитатели старшей группы |
2 | Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» | ||
3 | Дидактическая игра «Что быстрее купят?» | ||
4 | Показ сказки К.И Чуковского: «Федорино горе» Проблемная ситуация: « О чем говорят вещи?» | ||
Работа с родителями |
| ||
М а й | 1 |
| Воспитатели старшей группы |
2 | Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара». «В мире рекламы» (рисование детьми) | ||
3 | «Рекламное агентство»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи. | ||
4 |
| ||
Работа с родителями | Итоговое мероприятие «Детско-родительские финансовые соревнования «Монополия» |
Ожидаемые результаты:
-дети понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);
-уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
-видят красоту человеческого творения;
-признают авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки);
-ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях; контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Продукт проектной деятельности:
-Конкурс детского рисунка «Нарисуй свою купюру»;
-Квест-игра для детей «Юные финансисты»;
-Выставка «Экономическая ярмарка»;
-Экономические кроссворды;
-Финансовый словарик для детей;
-Пословицы и поговорки;
-Викторина «Финансовая наука»;
-Лепбук «Финансовая грамотность».
Презентация проекта
Проект «Финансовая наука» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к финансовым знаниям.
Литература.
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
5. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред.Е.А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
7. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
8. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
9. Статья «Как в разных странах учат детей обращаться с деньгами». http://finance.bigmir.net/career/10255-Kak-v-raznyh-stranah-uchat-detej-obracshat-sja-s-den-gami
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности. Оно должно быть направле...
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Проектная деятельность...
Педагогический проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников »
Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками....
Педагогический проект по формированию читательской грамотности у старших дошкольников «В мире книг»
Тема проекта «Формирование читательской грамотности у старших дошкольников»Вид проекта: творческо - исследовательскийУчастники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, муз...
Педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Цель проекта– разработка и апробация в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в...
Актуальный педагогический опыт: "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством дидактических игр"
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять....