Педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Можевикина Светлана Анатольевна

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_wecompress.com_.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников" 2022г.

Слайд 2

Можевикина Светлана Анатольевна Педагог высшей категории Педагогический стаж 16 лет «Нажить много денег - храбрость , сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство ». Б.Аурбах МБДОУ№223

Слайд 3

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Слайд 4

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Нужно понимать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Я занимаюсь с детьми по программе Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности . Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. Для детей 5–7 лет. Данная Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО ), примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее — ПООП дошкольного образования), а также материалов книги А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (2015).

Слайд 5

Актуальность: Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Слайд 6

Цель: Расширение экономического кругозора дошкольника, представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Задачи: - Создать условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста; Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности; Повысить экономическую образованность родителей, изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, обучение родителей основам экономических знаний через консультации, рекомендации; Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей - Воспитывать нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

Слайд 7

Принципы реализации проекта: • принцип наглядности; • принцип доступности; • принцип систематичности и последовательности; • принцип прочности; • принцип целенаправленности ; • принцип новизны; • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Объект проекта – дети старшего дошкольного возраста . Предмет проекта – финансовая грамотность.

Слайд 8

Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника.

Слайд 9

Практические методы работы предполагают выполнение разнообразных практических действий с дидактическим материалом. В ходе упражнений ребенок выполняет практические и умственные действия. В практические упражнения, как правило, всегда включаются игровые элементы. При формировании экономических знаний упражнения используются для закрепления знаний о назначении цены, подсчете доходов и расходов, составлении бюджета, подсчете прибыли и убытков сказочных героев в игровых ситуациях.

Слайд 10

Проблемное обучение – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. Проблемная ситуация, которую мы создаем каждый день сами того не замечая – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Дети всегда с интересом и энтузиазмом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок: Например, Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены.

Слайд 11

Вопросы к детям: Как жители королевства узнали о новом салоне? Что такое реклама? (это информация о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю сделать нужную ему покупку). Или в игре с элементами проблемного обучения «Советы покупателю» педагог приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить. Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему? Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее? Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью педагога – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя. В ходе бесед педагог прививает дошкольникам уважение к представителям разным профессий, ценности любого труда. Уже в 5–7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, машинистами и пр., — педагог просит их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать ребятам о богатых людях, которые всего добились именно своим трудом, подчёркивая, что для этого необходимо прилежно учиться в школе, колледже, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.

Слайд 12

Работа с родителями: Работа по формированию финансовой грамотности будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Педагог должен донести до их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь?). Мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.

Слайд 13

Коллекционирование: Значение коллекционирования в образовательном процессе это новое направление работы с детьми, расширяющий сенсорный опыт. Особая форма дополнительного образования, развивающая кругозор детей. Использование экспонатов коллекции помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для наблюдения, где важная особенность экспонатов — их статичность, дающая возможность рассмотреть и подробно описать их, установить между ними связи. Очень часто предметы коллекций не имеют практического использования, но всё чаще вызывают желание человека размышлять, сравнивать, обобщать, систематизировать, побуждают человека к поиску, а ведь всё это свойственно детям дошкольного возраста. И мы используем эту деятельность для развития творчества дошкольников, их умственных способностей: памяти кратковременной и долговременной, мышления, установление причинно-следственных связей.

Слайд 14

Закончить выступление хотелось бы знаменитым принципом “соленого огурца” Виктора Фёдоровича Шаталова, педагога-новатора, народного учителя СССР, который активно внедрял этот принцип в своей педагогической практике. Он утверждал, что вокруг ребенка нужно создать такую обстановку, чтобы он вмещал в себя, как огурец в банке с рассолом, знания. Если окружение хорошее, то и результат будет таким. И неважно, какой по размеру был огурец в рассоле, — он рано или поздно станет соленым. Так и здесь: финансовая грамотность на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через игры, сказки, постановки, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки. «Дошкольник и финансы», я бы сравнила эти понятие с морем. Чем дальше от берега, тем оно глубже и шире. Играйте с детьми в экономику. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.

Слайд 15

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания: Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http //fgosreestr.ru.

Слайд 16

Рекомендуемая литература 1. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова ; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с. 2. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с. 3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с. 4. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351. 5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9. 6. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар . науч. конф . (г. СанктПетербург , 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41. 7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: « Вентана -Граф», 2015. 176 с. 8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: « Вентана -Граф», 2015. 48 с. 9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

Слайд 17

Интернет-ресурсы www.cbr.ru — официальный сайт Банка России fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами » Ссылки на просмотр моих занятий: https :// youtube.com/watch?v=2CXj7RDYiJ0&feature=share https:// youtube.com/watch?v=yIgWLvBY5uc&feature=share https:// nsportal.ru/mozhevikina-s-a

Слайд 18

Изготовление монет для игры https:// youtube.com/watch?v=yIgWLvBY5uc&feature=share

Слайд 19

Игра «Школа банкиров» https:// youtube.com/watch?v=yIgWLvBY5uc&feature=share

Слайд 20

https:// youtube.com/watch?v=2CXj7RDYiJ0&feature=share Цель : продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятии больше, меньше.

Слайд 21

https:// youtube.com/watch?v=yIgWLvBY5uc&feature=share фЭМП с элементами финансовой грамотности " Деньги" Цель: Закрепить знания детей о деньгах . Задачи: Уточнить у детей понятие «деньги», для чего они нужны, какие бывают деньги. Повторить состав натурального ряда от 1 до 10

Слайд 22

Игра – викторина «Знатоки дорожного движения» https:// youtube.com/watch?v=G0RrWP8y9GU&feature=share

Слайд 23

Лепка «Копилка » https:// youtube.com/watch?v=yIgWLvBY5uc&feature=share

Слайд 24

Сюжетно-ролевые игры: «Аптека», «Магазин» https:// youtube.com/watch?v=2CXj7RDYiJ0&feature=share

Слайд 25

https:// youtube.com/watch?v=yIgWLvBY5uc&feature=share Игра «Мини –банк»

Слайд 26

Рисование по сказке «Муха-Цокотуха » https:// youtube.com/watch?v=yIgWLvBY5uc&feature=share

Слайд 27

https:// youtube.com/watch?v=yIgWLvBY5uc&feature=share -- » Игра «Монетки » Эстафета «Выбери российские (иностранные) деньги

Слайд 28

https:// youtube.com/watch?v=yIgWLvBY5uc&feature=share Все мы с детства любим читать, у каждого есть любимые сказки, сказки-помощники. Они учат различать добро и зло, лень и трудолюбие, эгоизм и бескорыстие, высмеивают глупость и восхваляют мудрость, а также помогают пониманию некоторых экономических явлений в дошкольном возрасте, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению. Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно - невыгодно», «дорого - дешево», «необходимые и желаемые траты», пытаются осмыслить свое поведение в ситуации обмена-бартера. Это сигнал к возникновению новой формы экономического мышления, требующего внимания со стороны взрослых.

Слайд 29

Игра «Собери монетку» https:// youtube.com/watch?v=yIgWLvBY5uc&feature=share

Слайд 30

https:// youtube.com/watch?v=78mfKIElYLw&feature=share https:// youtube.com/watch?v=gQOKKbbHZ1c&feature=share Обучающие игры «Сказки читаем - финансы изучаем»

Слайд 31

https:// youtu.be/Hsa1Avwlyrw Театрализованная деятельность — как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников.

Слайд 32

Театральная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Слайд 33

Анкеты для родителей по финансовой грамотности

Слайд 34

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.  Оно должно быть направле...

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Педагогический проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников »

Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками....

педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Цель проекта– разработка и апробация в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в...

Актуальный педагогический опыт: "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством дидактических игр"

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять....