Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
проект (старшая группа)

Николаева Валентина Павловна

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.  Оно должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей, на развитие любознательности и умственной активности при сохранении радости детства. Таким образом, актуальность заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №166 Цветик – семицветик»

г. Чебоксары Чувашской Республики

Проект

 "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

                                                                Разработчик проекта:

                                                                Николаева В.П.-воспитатель

Чебоксары, 2019

Паспорт проекта

 

Предмет и объект проекта

Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.
Предмет проекта – финансовая грамотность.

Цель и задачи проекта

Цель проекта – разработка и апробация в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад № 166«Цветик-семицветик» г. Чебоксары. 
Задачи:
Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе;
Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий,
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
Воспитательные задачи: воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.  

Сроки и этапы реализации проекта

Подготовительный

  • Методическая и организационная подготовка проекта: Срок реализации этапа – сентябрь-октябрь 2019 г.

Практический

  • Формирование элементов финансовой грамотности в ходе практической работы.
  • Непосредственное осуществление мероприятий проекта.
  • Срок реализации этапа – ноябрь 2019 г. – апрель 2020 г.

Заключительный

  • Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
  • Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МБДОУ, среди широкой публики
  • Срок реализации этапа – май 2020 г.

Перечень основных мероприятий

 1. Изучение научно- методической литературы в рамках исследуемой темы.

2. Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье.

3. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

4. Составление перспективного плана дидактических игр по экономике.

5. Создание обогащённой развивающей среды в группах:

- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;

-совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»

5. Консультации для родителей.

6. Экскурсии в магазин, музей, почту.

6. Проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.

Исполнители проекта и основных мероприятий

Николаева В.П.. – основной исполнитель проекта.
Родители детей. Педагоги и администрация МБДОУ «Детский сад № 166 «Цветик-семицветик» г. Чебоксары

Ожидаемые и конечные результаты реализации проекта

Для детей:
- приобретение новые знаний социально-экономического характера,
- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам.

Для педагогов:
Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Целевая группа проекта

Дошкольники старшей группы, их родители, педагоги МБДОУ «Детский сад № 166 «Цветик-семицветик» г. Чебоксары

 

Актуальность проекта

         В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта

Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками.

В практике МБДОУ «Детский сад № 166 «Цветик-семицветик» г. Чебоксары вопросы формирования финансовой грамотности использовались эпизодически. В рамках данного проекта предполагается осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности.

Цели и задачи проекта

Образовательная область, интеграция ОО: Познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта – разработка в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад № 166 «Цветик-семицветик» г. Чебоксары.

 Задачи проекта:

  • Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе.
  • Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий.
  • Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
  • Воспитательные задачи: - воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.

Предмет проекта – финансовая грамотность.

Краткое описание этапов проекта

 I этап - подготовительный (сентябрь 2019- ноябрь 2019 г):

1. Составление поэтапного плана работы проекта;

2. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

3. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

II этап - основной (ноябрь 2019 г. - апрель 2020 г.)

1. Обеспечить реализацию и коррекцию проекта.

2. Провести занятия для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда.

3. Спланировать и провести экскурсию в магазин, музей, библиотеку, почту.

4. Организовать и провести сюжетно- ролевые игры «Магазин», «Банк», «Кафе».

5. Изготовить и провести игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли- продажи, производства и сбыта готовой продукции.

6. Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности.

7. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации; родительские собрания; совместное с детьми изготовление товара для ярмарки; поисковая деятельность – коллекционирование старинных и иностранных денег; оформление «папки – передвижки».

8. Организовать экскурсии в магазин, музей, почту.

9. Систематизировать накопленный материал.

III этап – заключительный (май 2020)

1. Осуществить анализ работы по проекту.

2. Провести совместно с родителями следующие мероприятия: «Ярмарка»,

«Аукцион детских работ».

Ожидаемые результаты

В результате выполнения проекта предполагается:

Для детей:

  • приобретение новые знаний социально-экономического характера,
  • приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
  • усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
  • получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
  • развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
  • применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
  • развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:

  • Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
  • Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

  • Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
  • Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Аудитория проекта

  • Воспитанники старшей группы МБДОУ «Детский сад № 166«Цветик-семицветик» г. Чебоксары.
  • Родители дошкольников.
  • Педагоги МБДОУ «Детский сад № 166«Цветик-семицветик» г. Чебоксары.
  • Объем и содержание работ

Месяц

Тема занятий

Цель

 Сентябрь

«Семейная экономика»

  1. Игра - беседа на тему:

«Что такое экономика»

«Семейная экономика»

  1. Чтение пословиц и поговорок на тему: «Экономическое воспитание дошкольников».
  2. Создание карты города на тему «Карта путешествий»
  3. Просмотр фотоальбома «Достопримечательности г. Чебоксары», «природа г. Чебоксары»
  4. Просмотр мульти презентации: «Люди каких профессий трудятся в г. Чебоксары»
  5. Аппликация на тему: Друзья Гнома Эконома

- Дать понятие категории экономика, (наука о домашнем хозяйстве);

- Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики.

- Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.

- Учить детей слушать и понимать, чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей.

- Создать карту путешествий по городу Чебоксары.

 Октябрь

«Бюджет семьи»

  1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница».
  2. Работа с родителями. Создание поделки на тему «Расходы семьи».
  3. Изготовление атрибутов для игр.
  4. Дидактическая игра «Какие бывают доходы»

- Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)

- Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.

- Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие.

 Ноябрь

«Собираемся путешествовать»

  1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».

  1. Дидактическая игра «Наши потребности»

- Продолжать знакомить детей с экономической категорией «Потребности» на примере человека.

- Закрепить знания о видах потребностей (духовных, материальных, социальных)

- Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей.

- Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения

- Воспитывать настойчивость, честность, целеустремленность; отрицательное отношение к жадности.

 Декабрь

«А что такое деньги?»

  1. Занятие на тему «Что такое деньги»; «История возникновения денег»
  2. Сюжетно-ролевая игра «Банк», «Сберкасса»
  3. Экскурсия в сберегательный банк города.
  4. Дидактическая игра «Путешествие денежки»
  5. Настольная игра «Коммерсант»
  6. Просмотр видеофильма «Деньги разных стран»

- Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.

- Познакомить с монетами, денежными единицами разных стран.

- Продолжать знакомство с экономической категорией – деньги; достоинство денег (купюр), банк как место их хранения; производство денежных знаков.

- Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. Воспитывать уважение к профессиям взрослых.

- Закрепить знания детей о деньгах разных стран.

 Январь

«Это что за магазин?»

  1. Экскурсия в продуктовый магазин «Маленькие покупки»
  2. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Рынок», «Супермаркет»
  3. Проблемная ситуация «Удачная покупка»

- Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки.

- Продолжать учить считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.

 Февраль - апрель

«Кто же нам поможет?»

  1. Экскурсия на кухню, в прачечную, в швейную комнату.
  2. Беседа с инспектором ДПС, с пожарным.
  3. Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть»
  4. Работа с родителями. Изготовление альбома «Кем я хочу быть»
  5. Создание дерева «Профессии»
  6. Занятие на тему «Труд пчеловода»

- Продолжать знакомить детей с экономической категорией – труд.

- Расширить знакомство с видами труда сельскохозяйственный, ремесленный, домашний.

- Продолжать знакомство с орудиями труда, их использование, бережное к ним отношение.

- Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт- деньги», и то, что стоимость продукта зависит от качества.

- Формировать уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость

- Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий.

 

«Зоопарк нашей мечты»

  1. Составление карты «Потребности животных»,
  2. Составление карты «Потребности растений»
  3. Дидактическая игра «Накорми животных зоопарка»
  4. Игра в лабиринт «Дом для зайчика»

- Закрепить знания детей о потребностях животных и растений; воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них.

- Закреплять представления детей о животных – обитателях зоопарка.

- Развивать речь, внимание.

- Воспитывать желание накормить обитателей зоопарка, правильно подобрав корм.

- Развивать внимание детей при прохождении по лабиринту, помочь зайчику подобрать себе жилье.

Октябрь - Май

«Площадь мастеров»

  • Утренник – развлечение «Осенняя ярмарка»
  • Игра – занятие «Мир рекламы»
  • Создание рекламного альбома из газетных, журнальных вырезок.
  • Изготовление рекламной папки
  • «В мире рекламы» (рисование детьми)

Работа с родителями.

  • КВН с родителями на тему «Путешествие в мир экономики»
  • Изготовление товара – мороженого и его реклама
  • Создание рекламы на товар (выпуск стенгазеты)
  • Встреча с увлеченным человеком (Игнатьева З.И. -)
  • Игра-занятие «Ярмарка»
  • Награждение детей дипломами
  • «Настоящий экономист»

- Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей;

развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и педагогов; воспитывать у детей уважение к традициям, чувство гордости за свою семью;

закрепить у детей понятия «ярмарка», «товар», «деньги», «доход» и т.д.;

дать почувствовать удовлетворение от совместно заработанных денег и от участия в решении о том, на что они будут потрачены.

- Дать понятие экономической категории – реклама; необходимость рекламы в реализации продуктов труда

(товары, услуги).

- Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).

- Развивать творческие способности.

- Обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом. Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду;

- Убедить родителей в важности экономического воспитания;

- Способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями.

- Побуждать к деловой активности.

- Формировать представления детей об увлечениях взрослых людей и их способах реализации, познакомить с народной игрушкой – куклой самоделкой, способами изготовления куклы.

- Развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность.

- Воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.

- Приобщение дошкольников к истокам народной культуры.

- Формировать устойчивый интерес детей к народным промыслам;

- Способствовать развитию памяти, интонационной выразительности речи;

- Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности.

Формы представления результатов

1. Выступление на заседаниях методического совета МДОУ.
2. Публикация результатов проекта.
3. Применение в практике педагогической деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);
  2.  уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  3.  осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  4.  видят красоту человеческого творения;
  5.  признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
  6.  ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
  7.  контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников" позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к финансовым знаниям.

Дальнейшие планы проекта:

1. Продолжить работу по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников.

2. Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.

Список литературы

1. Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001. - №4, с. 24-26

2. Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16

3. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.

4. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с. 75.

5. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 1998 – с. 113

6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Педагогический проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников »

Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками....

Педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Цель проекта– разработка и апробация в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в...

Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Для России остается актуальной проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельству...