Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
проект по математике (старшая группа)

Аникина Елена Викторовна

Для России остается актуальной проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельствуют об этой необходимости:

  • именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни;
  • стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.);
  • это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.

Передовые страны мира на протяжении длительного периода осуществляют программы финансовой грамотности с раннего возраста. В США с шести лет дети получают банковские карты и производят покупки, так реализация образовательных программ, связанных с экономической грамотностью в этой стране, начинается с дошкольного возраста. Самой передовой страной в области повышения экономической грамотности для детей дошкольного возраста признается Сингапур. Банки в этой стране начинают работу с детьми пятилетнего возраста и в дальнейшем сопровождают их на всем жизненном пути. Банки предлагают счета для детей, при этом их можно открыть при частном визите ребенка в отделение банка, либо в режиме онлайн. Данная услуга дает возможность ребенку быть активным потребителем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым способствуя формированию экономической грамотности и самостоятельности.

В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое. 
Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_anikina_fin.gramotnost.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: программафинансовая грамотностьстаршая группа

Паспорт проекта

 развернуть таблицу

Предмет и объект проекта

Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям. 
Предмет проекта –финансовая грамотность.

Цель и задачи проекта

Цель проекта – разработка и апробация в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ «Детский сад № 421»  г. Нижний Новгород  
Задачи:
Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе;
Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий, 
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
Воспитательные задачи: воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Сроки и этапы реализации проекта

Подготовительный

  • Методическая и организационная подготовка проекта: Срок реализации этапа – сентябрь-октябрь 2022 г.

Практический

  • Формирование элементов финансовой грамотности в ходе практической работы.
  • Непосредственное осуществление мероприятий проекта.
  • Срок реализации этапа – ноябрь 2022 г. – апрель 2023 г.

Заключительный

  • Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
  • Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МАДОУ, среди широкой публики
  • Срок реализации этапа – май 2023 г.

Перечень основных мероприятий

- Деловая игра для родителей и детей «Азбука финансов»
- Занятие с детьми «Путешествие в страну Экономград»
- Развивающее занятие с детьми «Семейный бюджет и расходы семьи»
- Игровое занятие для детей «Поиск сокровищ пирата Финансиста»
- Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну»
- Квест-игра для детей «Финансовая школа»
- Методический семинар «Азы финансовой грамотности в семье»
- Стендовые консультации для родителей 
- Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей 
- Выступление на методических семинарах 
- Проведение открытого мероприятия
- Взаимопосещение занятий и мероприятий

Исполнители проекта и основных мероприятий

Аникина Е.В. – основной исполнитель проекта.
Родители детей. Педагоги и администрация МАДОУ «Детский сад № 421» г. Нижний Новгород

Ожидаемые и конечные результаты реализации проекта

Для детей: 
- приобретение новые знаний социально-экономического характера, 
- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи 
- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения; 
- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации; 
- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать; 
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; 
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- повышение интереса к изучению окружающего мира. 

Для родителей:
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:
Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Целевая группа проекта

Дошкольники старшей группы, их родители, педагоги МАДОУ «Детский сад № 421» г. Нижний Новгород

 развернуть таблицу

Актуальность проекта

Для России остается актуальной проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельствуют об этой необходимости:

  • именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни;
  • стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.);
  • это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.

Передовые страны мира на протяжении длительного периода осуществляют программы финансовой грамотности с раннего возраста. В США с шести лет дети получают банковские карты и производят покупки, так реализация образовательных программ, связанных с экономической грамотностью в этой стране, начинается с дошкольного возраста. Самой передовой страной в области повышения экономической грамотности для детей дошкольного возраста признается Сингапур. Банки в этой стране начинают работу с детьми пятилетнего возраста и в дальнейшем сопровождают их на всем жизненном пути. Банки предлагают счета для детей, при этом их можно открыть при частном визите ребенка в отделение банка, либо в режиме онлайн. Данная услуга дает возможность ребенку быть активным потребителем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым способствуя формированию экономической грамотности и самостоятельности.

В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое. 
Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта

Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками.

В практике МАДОУ «Детский сад № 421» г. Нижнего Новгорода вопросы формирования финансовой грамотности использовались эпизодически. В рамках данного проекта предполагается осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности.

Цели и задачи проекта

Образовательная область, интеграция ОО: Познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта – разработка в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ «Детский сад № 421» г. Нижний Новгород

Задачи проекта:

  • Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе.
  • Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий.
  • Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
  • Воспитательные задачи: - воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.

Предмет проекта – финансовая грамотность.

Краткое описание этапов проекта

I этап - подготовительный

Методическая и организационная подготовка проекта:

  • изучение теоретического материала, подбор методик, изучение практики финансового воспитания в ДОУ:
  • составление плана работы;
  • организация совместной работы с родителями.

Срок реализации этапа – сентябрь-октябрь 2022г.

II этап - практический

Непосредственная апробация методических приемов формирования финансовой грамотности в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Осуществление мероприятий проекта, в ходе которого происходит:

1) расширение знаний детей о содержании и истории основных экономических категорий, обогащение лексического запаса;

2) решение проблемных ситуаций, развитие умений аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

3) подведение дошкольников к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;

4) развитие внимания, логического мышления, связной речи;

5) формирование коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.

Оформление полученных результатов проекта в виде методических материалов.

Информирование о ходе проведения проекта.

Срок реализации этапа – ноябрь 2022 г. – апрель 2023 г.

III этап - заключительный

Подведение итогов, диагностика уровня знаний, умений и навыков детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.

Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МАДОУ «Детский сад № 421» г. Нижний Новгород.

Срок реализации этапа – май 2023 г.

Ожидаемые результаты

В результате выполнения проекта предполагается:

Для детей:

  • приобретение новые знаний социально-экономического характера,
  • приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
  • усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
  • получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
  • развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
  • применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
  • развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:

  • Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
  • Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

  • Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
  • Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Аудитория проекта

  • Воспитанники старшей группы МАДОУ «Детский сад № 421
  • Родители дошкольников.
  • Педагоги МАДОУ «Детский сад № 421

Объем и содержание работ

 развернуть таблицу

Направление деятельности

Содержание деятельности

Сроки реализации

Исполнители и соисполнители

Подготовительный этап

Работа с детьми
Диагностика уровня финансовых знаний и умений

 

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений

Сентябрь-октябрь 2022

Аникина Е.В.

Работа с родителями
Оценка уровня готовности родителей к совместной деятельности по развитию речи

Проведение опроса осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми

Октябрь 2022

Аникина Е.В. родительский комитет.

Работа с педагогами МАДОУ
Информирование педагогов о содержании и значении проекта

Выступление на педагогическом совете

Октябрь 2022

Аникина Е.В.

Практический этап

Работа с детьми
Мероприятия по формированию финансовой грамотности

Деловая игра для родителей и детей «Азбука финансов»

Ноябрь 2022

Аникина Е.В.

Занятие с детьми «Путешествие в страну Экономград»

Декабрь 2022

Аникина Е.В.

Развивающее занятие с детьми «Семейный бюджет и расходы семьи»

Январь 2023

Аникина Е.В.

Игровое занятие для детей «Поиск сокровищ пирата Финансиста»

Февраль 2023

Аникина Е.В.

Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну»

Март 2023

Аникина Е.В.

Квест-игра для детей «Финансовая школа»

Апрель 2023

Аникина Е.В.

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в играх и занятиях в домашних условиях 
Совместные мероприятия с детьми

Методический семинар «Азы финансовой грамотности в семье»

Ноябрь 2022 г.

Аникина Е.В.

Стендовые консультации для родителей

В течение всего времени реализации проекта

Аникина Е.В.

Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей

Апрель 2023

Аникина Е.В.

Работа с педагогами МАДОУ
Транслирование опыта работы по проекту
Обмен опытом

Выступление на методических семинарах 
Проведение открытого мероприятия
Взаимопосещение занятий и мероприятий

В течение всего времени реализации проекта

Аникина Е.В., руководство МАДОУ

Заключительный этап

Работа с детьми
Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений выявление динамики и полученных результатов

Апрель 2023

Аникина Е.В.

Работа с родителями
Подведение итогов совместной работы

Собрание с родителями

Май 2023

Аникина Е.В.

Работа с педагогами МАДОУ
Представление результатов работы

Выступление на методическом совете, подготовка и представление доклада на конференцию

Апрель-май 2023

Аникина Е.В.

 развернуть таблицу

Формы представления результатов

1. Выступление на заседаниях методического совета МДОУ.
2. Публикация результатов проекта. 
3. Применение в практике педагогической деятельности.

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
  2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
  3. Гладкова О.А., Коломийченко Л.В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2018. №9.
    URL: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/ aktualnost-problemy-povysheniya-
    ekonomicheskoy-gramotnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta 

03.10.2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.  Оно должно быть направле...

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности

Педагогический опыт. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности...

Педагогический проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников »

Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками....

конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников "

содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности....