конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников "
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Шатилова Надежда Ивановна

содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx71.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экономическому воспитанию с использованием ИКТ «В гости к Рублику и феечке Копеечке»

Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Расширять знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

Закреплять понимание экономических понятий: «деньги», «доход», «расход», «товар», «цена», «покупка»;

Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;

Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение; Формировать положительные взаимоотношения детей.

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Оборудование: интерактивная доска, интерактивная игра «Денежная страна», костюм Рублика и Копеечки, дидактическая игра «Экономным я расту»

Содержание:

  1. Организационная часть.

Приветствие

Встанем мы в кружочек дружно -

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе: «Привет» -

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй левая рука!

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

- Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал письмо. От кого оно не написано. Но зато есть загадка, отгадав которую мы узнаем автора этого письма.

Загадка

В кошелёк мы их кладём.

С ними в магазин идём. (Деньги)

- Совершенно верно, это письмо пришло от жителей Денежной страны, Монеток и Рубликов. Они приглашают нас к себе в гости. Поднимите руки, кто согласен отправиться в Денежную страну. Тога в путь, чтобы оказаться в этой волшебной стране нужно закрыть глаза, взяться за руки, посчитать от 10 до 0 всем вместе и повернуться на 180 градусов.
- Открываем глаза. А нас уже встречают авторы письма.

2. Основная часть Слайд 1

Рассказ «Денежная история»

Феечка Копеечка.

- Здравствуйте, ребята! Я феечка Копеечка, а это мой старший брат – Рублик. Мы рады вас видеть в нашем денежном государстве, приглашаем всех в зал заседаний.

Дети проходят, присаживаются на стульчики напротив интерактивной доски

Слайд 2

Рублик.

- Ребята, а вы знаете как появились деньги? Тогда слушайте.

     Давным-давно, когда мужчина охотился на мамонта, а женщина ждала его в пещере, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать съедобные вершки и корешки, делать посуду и вещи для дома, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца! И тогда они решили обменяться. Я тебе — зайца, а ты мне — большой горшок для варки похлебки.

- Все было хорошо, но однажды охотник за зайцами захотел мешок сушеных ягод, но собирателю ягод не нужен был заяц. Поменяться они не могут.  И тогда люди нашли выход — придумали деньги.

Слайд 3

     Сначала «деньгами» были разные предметы — камушки, ракушки, меховые шкуры, зерно или соль. Потом появились монеты, а следом за ними — бумажные деньги.

Феечка Копеечка.

- И теперь благодаря деньгам мы можем купить все на свете. Вот как важны мы в жизни каждого человека.

Рублик.

- Мы, конечно, очень важны и нужны человеку, но не все покупается и продается. Некоторые вещи человеку даются бесплатно.

Феечка Копеечка.

Правда? И какие же это вещи.

Загадка

Рублик.

- Ребята, помогите пожалуйста моей сестричке, найдите предметы те, которые покупаются и те, которые даются бесплатно.

Слайд 4

Но сначала отгадайте мою загадку

В этой сумочке живёт звонкая монета,

Как для денег домик звать? Жду от вас ответа (Кошелек)

Интерактивная игра «Что можно и нельзя купить за деньги?» - Слайд 5

- А вот и наш кошелек, предлагаю вам выбрать и положить в него те предметы, которые покупаются, а те, которые люди получают бесплатно оставим на своих местах. Не забывайте, отвечать нужно полным предложением, например, люди покупают и называете тот предмет, который выбрали.

Феечка Копеечка.

- Ой, что-то я совсем запуталась, как же определить – что покупается, а что нет.

Дети.

Люди покупают все то, что создано человеком, а то, что даёт нам природа дарится бесплатно.

Рублик.

- Совершенно верно! А как эти вещи называются, где и как продается ребята тебе сейчас расскажут, отгадав мои загадки.

Интерактивная игра «Юный финансист»

Слайд 6 - товар,

Слайд 7 – цена,

Слайд 8 - супермаркет,

Слайд 9 - кассир.

Феечка Копеечка.

Ой, а я предлагаю нам сейчас и отправиться в магазин.

Физминутка

Продаются в магазине

(вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир,

(соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр,

 (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад,

(разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Яблоки и виноград.

Детский мячик в магазине

(крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине

(пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить,

(хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм) 

Чтобы экономным быть!

(потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Рублик.

- Да, экономным быть очень важно, каждому человеку нужно правильно рассчитать свой ДОХОД и РАСХОД.

Феечка Копеечка.

- А что такое ДОХОД и РАСХОД?

Дети.

ДОХОД – это все полученные в семье деньги.  А то, на что мы их тратим - это РАСХОД.

Дидактическая игра «Доход – расход»

Рублик.

- Правильно. В каждой семье есть и доходы, и расходы. Сейчас я вам предлагаю поиграть в «Доход - расход»:

Я начну читать сейчас.

Я начну, а вы кончайте

Хором мне вы отвечайте:

доход или расход

Папа получил зарплату - доход

Бабушка заболела - расход

Выиграл приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала бабушка пирожки - доход

Заплатили за квартиру - расход

Нашли монетку - доход

Купили игрушку – расход

Феечка Копеечка.

Получается деньги надо постоянно считать.

Рублик.

Конечно, ребята, а вы умеете считать деньги? Сейчас мы это и проверим. Перед вами на экране появится необычный предмет, а какой вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка про копилку – Слайд 10

Помогите мне и Копеечке заполнить копилки.

Интерактивная игра «Копилка» - Слайд 11, 12

Нужно для каждой копилки подобрать монету с правильной суммой чисел.

Рублик.

Копилки запомнены, предлагаю посчитать монеты.

Экономические задачки.

Слайд 13

 У Миши такая монета (5 рублей), а у Коли такие монеты (1 и 2 рубля). У кого из них больше монет? У кого из них больше рублей?

Слайд 14

У Оли три монеты по 2 рубля, а у Веры одна монета в 5 рублей. У кого больше монет? У кого больше рублей.

Слайд 15

У пирата было 7 монет. Три монеты он отдал разбойникам.  Сколько монет осталось у пирата?

Феечка Копеечка.

А я знаю, что деньги бывают не только в жизни людей, но и в сказках про них тоже упоминается. Ребята, угадайте сказку и найдите правильную картинку к ней.

Интерактивная игра «Сказки»

Слайд 16

Герой какой сказки закопал 5 золотых монет на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы вырастить золотое дерево. Как его зовут?

Слайд 17

Назовите сказку о волшебном олене, у которого было особенное копытце, с помощью которого можно добывать драгоценные камни.

Слайд 18

Что нашла Муха, когда пошла по полю в сказке «Муха-Цокотуха»?

Окончание путешествия

Рублик.

Да, деньги нужны всем и людям, и сказочным героям. Очень важно помнить, что деньги любят счет. Чтобы вы научились экономить мамины и папины деньги мы дарим вам ребята игру «Экономным я расту». С помощью нее вы научитесь определять, какие товары нужно покупать, а без каких иногда можно и обойтись, т.е. сэкономить. Ну а нам пора убегать, нас совсем заждался наш домик – клошелек.

Феечка Копеечка и Рублик.

До свидания, ребята.

3. Рефлексия.

Воспитатель.

- Нам тоже пора возвращаться в свой детский сад. Спасибо вам за приглашение и прекрасный подарок. Ребята, встаньте со стульчиков, закройте глаза и повторяйте за мной: «Вокруг себя повернись и в детском саду очутись». Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие? Сегодня вы все были молодцы, справились со всеми заданиями Рублика и Феечки Копеечки. Сейчас предлагаю вам немного поиграть, а потом мы все вместе познакомимся с новой игрой, которую нам подарили.

C:\Users\Татьяна\Desktop\экономика\занятие\рублик.jpgC:\Users\Татьяна\Desktop\экономика\занятие\рублик.jpg

  C:\Users\Татьяна\Desktop\экономика\занятие\Копеечка!.jpegC:\Users\Татьяна\Desktop\экономика\занятие\Копеечка!.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.  Оно должно быть направле...

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности

Педагогический опыт. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности...

Педагогический проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников »

Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками....

«Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников по средствам игр и мнемотаблиц»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39т посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский район...