Конспект ООД «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx20.74 КБ
PDF icon 13-03-2019.pdf625.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.

Подготовила и провела воспитатель «МБДОУ «Детский сад им .Ю.А. Гагарина» Никитина Е.В.

Тема: <<Семейный бюджет. Доходы и расходы. >>

Цель: формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей; развитие экономического мышления, интереса к материально-предметному окружению.

Задачи: образовательные - формировать у   навык  различать понятия «хочу» и «надо»;  дать представление с экономической точки зрения о происхождении  окружающих нас  предметов, товаров; познакомить детей со следующими  понятиями«бюджет»«доходы»«расходы»;  дать представление о сущности  расходов,  показать их многообразие; познакомить  детей с некоторыми  составляющими  семейного бюджета: пенсией, зарплатой,  стипендией.

развивающие - развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи; активизировать детей к деловой активности.

воспитательные - воспитывать чувство мер в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности; воспитывать уважение к труду взрослых.

Словарная работадоходырасходы, деньги, монеты, финансы, экономика, бережливость, бюджет.

Ход ООД.

Организационный момент:

- Дети, у нас группе появилась необычная вещь, которой раньше у нас не было. Что же это такое? (дети находят коробку с изображением денег). А в нём для нас послание. Мне нужна ваша помощь, нам предлагают отгадать загадку и понять, что в нём хранится.

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные! (Деньги, монеты)

- Для чего нужны деньги? А что можно купить за деньги? Совершенно верно. Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно.

(Воспитатель читает отрывок стихотворения)

Если денег накопить,

Можно многое купить:

Ездить можно на курорт,

Есть конфеты – первый сорт,

Можно кушать виноград,

Вечеринки для ребят

Можно делать каждый день

(если делать вам не лень)

Так что лучше экономить,

Чтобы все осуществить.

Экономика поможет

Деньги правильно копить.

- Как думаете, о чём учит это стихотворение?

- Что значит <<экономить>>?

- Вы слышали от родителей такие слова? В каких случаях?

- Экономика – это наука. Без неё невозможно стать счастливым и помочь другим! Что же означает то слово? (воспитатель подводит итог, что экономика – это ведение хозяйства по правилам.).

- Представим, что к нам в гости пришла семья (иллюстрации членов семьи). Как вы думаете, чем каждый из них занимается? (папа-полицейский, мама-врач, дочка-студентка, бабушка и дедушка - пенсионеры).

- Они трудятся, работают. За вой труд получают зарплату. Что такое зарплата? Всё верно, зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц, неделю или за день.

-Кто получает зарплату? За что они её получают?

(Папа и мама кладут деньги в коробку).

- Дети, но ведь в семье есть ещё бабушка и дедушка. Они уже не работаю, потому что они пожилые. Но бабушка и дедушка получают пенсию. Что же такое пенсия? Пенсию – это тоже деньги, только пенсию платят пожилым людям, за то, что они проработали много лет.

(Бабушка и дедушка кладут деньги в коробку).

- Мы уже сказали, что сестра кто? Верно, студентка. Она учится, получает в институте  отличные оценки. И за свой труд получает стипендию. (Сестра  пополняет копилку. Копилка  постепенно наполняется, и дети наглядно видят составляющие бюджета).

- Денег стало больше или меньше?

- В копилке лежат деньги – это доход семьи, то есть – это все деньги, которые получают члены семьи. Вот как складывается семейный бюджет.

- Но с нашей семьёй произошла такая  история: собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить. Мама хотела купить новую шубу, папа хотел купить новую машину, бабушке нужен был новый набор чашек, а дедушке – лейку для огорода. А сестре красивые туфли. Решили они купить всё сразу и потратить все деньги. Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, еды нет, бензина в машине тоже нет. А квитанции об оплате дома оплатить нечем.

- Дети, правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги? Что семья сделала не так? Что им нужно было купить и оплатить в первую очередь?

- Объясните мне, как вы понимаете «расходовать деньги», « расход бюджета»

(Расход-это удовлетворение потребностей человека.)

- Предлагаю теперь вам посмотреть и подумать о самых важных и необходимых тратах, а что можно оставить на вторую очередь или вообще обойтись без этого?

(Детям раздаются карточки, в которых обозначены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, заправка автомобиля, одежда, мебель, развлечения, игрушки, сладости, лекарства).

- Представьте, что родители доверили вам распоряжаться семейным бюджетом.

(Дети выкладывают картинки.)

- Объясните, почем именно так.  Как думаете вы экономично распорядились деньгами? Всё ли необходимое вы оплатили?

- Если так, то на что ещё можно их потратить? А как вы думаете  можете ли вы помочь своим родителям экономить? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники?

- А как в сказках и рассказах пополнить бюджет семьи(Клад) Мы тоже попробуем найти свой клад.

Физкультурная минутка:

Мы нашли богатый клад, (изображают  как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются и обнимают друг друга)

Стали думать, как нам быть? (повороты головой, поднятие плеч)

Как же клад нам разделить? (руки в сторону)

Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам.

- А как бы вы распорядились кладом? С кем поделились?

- Продолжим наш разговор о семейных доходах и расходах.

- По электронной почте мне прислали загадки. Мне нужна ваша помощь. Будем играть и отгадывать. Я вам загадку, а вы отгадку (дети стоят в кругу, воспитатель загадывает загадку и бросает мяч, ребёнок ловит и говорит отгадку).

Люди ходят на базар: там дешевле весь. (Товар)

На товаре быть должна  обязательно. (Цена)

Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без. (Рекламы)

Коль трудился круглый год, будет кругленьким. (Доход)

Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой. (Вклад)

Приносить доходы стал в банке папин(Капитал)

И врачу, и акробату выдают за труд. (Зарплату)

Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них. (Договоры)

Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт. (Банкир)

В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведёт. (Бизнесмен)

Мебель, хлеб и огурцы продают нам. (Продавцы)

За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт.( Кассир).

- Продолжаем серьёзный разговор. Человеку необходимо иметь три вещи, какие? Верно, пища, одежда, жильё.

- Это «НАДО»

Игра «Хочу и надо»

Сейчас я буду показывать вам товар, а вы поднимите вверх ту карточку, которая, по-вашему, мнению, походит для характеристики предмета как желаемого или необходимого. Пожалуйста, тщательно обдумывайте свой ответ в полной тишине.

(Карточки  «хочу/надо»,  изображения: Пальто, мяч, санки, яблоки, кровать, стакан с водой, велосипед, книга, молоко, телевизор, хлеб, свитер, кукла, машина, карандаш, стол, лимонад, сок, куртка, цветы, обувь, дом. Дети  обосновывают свой выбор.)

- Теперь, когда вы родителей просите купить очередную игрушку или сладость, подумайте это вам необходимо «НАДО» или без этого можно обойтись «ХОЧУ».

Заключение:

- На этом наш серьёзный разговор подошёл к концу. Закончить его хочется пословицами о бережливости. А я определю, что вы поняли об экономике и финансах.

Копейка рубль бережет.

Доход не живет без хлопот.

Кто не бережет копейку, тот сам не стоит рубля.

Курочка по зернышку клюет, да сыто живет.

Пушинка к пушинке – и выйдет перинка.

(Дети объясняют смысл).

Есть еще одна пословица у русского народа: БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО. Конечно это мудрая пословица, но не забывайте еще об одном богатстве – это дружная семья, верная дружба и здоровье.

- Мы с вами узнали сегодня много новых слов, которые нам так необходимы.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.

Конспект по развитию речи «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.Тема: <<Семейный бюджет. Доходы и расходы. >> Образовательная область:...

ООД по финансовой грамотности «Семейный бюджет, доходы и расходы семьи» в старшей группе

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.); доход; расход (обязательный и необязательный)....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет. Доходы и расходы»

Методическая разработка конспекта НОД для детей старшего дошкольного возраста "Семейный бюджет. Доходы и расходы". Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп....

Конспект совместной деятельности в старшей группе на тему: «Семейный бюджет, доходы и расходы семьи»

Создание условий для формирования первичных экономических понятий.Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.); доход; расход (обязат...

Конспект ООД "Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи"

Конспект ООД "Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи"...

Конспект ООД «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.

Занятие по финансовой грамотности в подготовительной группе "Семейный бюджет. Доходы и расходы"Конспект занятия по финансовой грамотности является одним из вариантов рассмотрения темы "...

Занятие по финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет. Доходы и расходы.»

Занятие по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Семейный бюджет. Доходы и расходы.»Цель: расширять знания дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:образовательные...