Дидактическое пособие по познавательному развитию "Скатерть самобранка"
учебно-методическое пособие по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Вандышева Елена Владимировна

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • обогатить словарный запас основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
  • стимулировать интерес к изучению мира финансов;
  • активизировать коммуникативную деятельность детей;
  • повышать ответственность, самоконтроль и самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vandysheva.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Теремок»

Скатерть самобранка

Многофункциональное дидактическое пособие по познавательному развитию.

Выполнила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Вандышева Елена Владимировна

Тонкино, 2021г.

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы жизни. Финансовая грамотность так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение, писать и читать.

Применительно к дошкольнику закладываемые способности управления финансами являются способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей важно формировать, предпосылки финансовой грамотности.

Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, закладывает стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни, что позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.

А так как ребенок познает и осваивает мир через игру, я придумала   для детей игру в процессе ознакомления с которой, они постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Я решила сделать многофункциональное дидактическое пособие «Скатерть самобранка». Где ребята в игровой форме соприкасаются с экономическими категориями, такими, как деньги, продукт, труд, стоимость.

В доступной для дошкольников форме дается представление о деньгах, их достоинстве, дети узнают такие понятия как:  «покупка», «товар», формируется правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости.

Так же они знакомятся с современными профессиями: бизнесмен, рекламодатель, официант, продавец и т.д. Самое же главное состоит в объяснении, что в результате труда людей появляется продукт — вещь, предмет, проект, идея и т.д., что за свой труд взрослые получают деньги, на которые покупают все необходимое для жизни.

Игра позволяет интересно и продуктивно проводить досуг, одновременно осваивая важнейшие навыки, которые непременно найдут применение в дальнейшей жизни. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».

Цель данного пособия: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

 -  обогатить словарный запас основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;

- стимулировать интерес к изучению мира финансов;

- активизировать коммуникативную деятельность детей;

- воспитать уважение к своему и чужому труду, бережное отношение ко всем видам собственности

- побуждать к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему;

- повышать ответственность, самоконтроль и самостоятельность.

Многофункциональное пособие «Скатерть самобранка» изготовлена из ткани и пряжи, разного цвета. В ней есть все атрибуты для сюжетно – дидактической игры «Кафе». Это костюмы (скатерть, фартуки, головные уборы), наборы продуктов в нарезке связаны из пряжи, красочное меню – рецепты с изображением количества ингредиентов, детсадовская валюта (деньги в банкнотах различного достоинства, но номиналом в пределах которого может ориентироваться ребенок). Это пособие направлено на решение одновременно несколько задач и предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Данное пособие охватывает многие образовательные области.

Социально – коммуникативное развитие

Так как включение в образовательную деятельность с дошкольниками основ финансовой грамотности следует начинать с понятия «труд», данное пособие систематизирует знания детей о мире профессий, учит устанавливать взаимосвязь между результатами трудовой деятельности и профессией человека.

Знакомит с понятиями «рабочее место», «рабочее время», «орудия труда», «инструменты», «предмет и продукт труда», «продукция», «наличный и безналичный расчет».

Подводит к выводу о важности всех профессий и уважительном отношении к людям любых профессий.

Формирует уважительное отношение к продуктам, полученным в результате трудовых действий.

Данное дидактическое пособие можно использовать в сюжетно-ролевых играх «Кафе», «Пиццерия», «Повар», «Магазин», «Семья».

«Речевое развитие»  

С целью обогащения речевого запаса дети знакомятся  с экономическими терминами: бизнес, реклама, валюта, доход, зарплата, услуга, цена и т.д.

Дети учатся конструктивным способам и средствам взаимодействия. Развивается связная, грамматически правильная, диалогическая и монологическая речь, речевое творчество.

В процессе игры, закрепляется умение быть вежливыми в общении.

Познавательное развитие.

Многие экономические представления и  понятия   невозможно рассматривать вне математики. Данное пособие предусматривает  ознакомление детей: с денежными знаками; подведение их к элементарному пониманию покупательской силы денежных знаков; знакомство с ценами некоторых вещей; различение, сопоставление, сравнение предметов по цене, выраженной в цифровом обозначении; знакомит детей с образованием цены и умением ее составлять. При изучении товарно-денежных отношений одновременно решаются задачи формирования математических представлений: раскрытие двузначности числа; определение количественного состава числа не только из двух, но и из нескольких меньших чисел (на денежных знаках); обучение счету до 20 и показ образования чисел второго десятка (при помощи монет); углубление понятия о нуле; развитие навыков счета десятками;  раскрытие математической зависимости между   величинами: цена, количество, стоимость; расширение понимания действий сложения и вычитания; закрепление умения решения арифметических задач.

Художественно – эстетическое развитие.

Дети знакомятся с понятием «Реклама». Реклама может быть любой – и кричалкой, и песней, и танцем. Можно рисовать рекламные листовки, придумывать название кафе, новые рецепты и самостоятельно рисовать меню.

С данным пособием можно придумать множество дидактических игр:

  • Испеки согласно предоставленному рецепту;

Цель: Учить работать по схеме (рецепту);

  • Собери всю пиццу из разных кусков;

Цель: Воспитывать умение доводить начатое дело до конца;

  • Найди отличия

Цель: Развивать усидчивость, внимание;

  • Найди одинаковые кусочки

Цель: Развивать внимание;

  • Продолжи последовательность.

Цель: Развивать логическое мышление;

  • Распредели продукты на группы: овощи, грибы, мясные ингредиенты;

Цель: Продолжать учить классифицировать на группы;

  • Создай новый рецепт

Цель: Развивать мышление, пополнять словарь детей;

  • Придумай название пицце.

Цель: Развивать воображение.

  • Посчитай сколько всего кусочков;

Цель: Закреплять счет и отчет предметов, соотношение числа и количества;

  • Найди соседа числа;

Цель: Продолжать закреплять математические знания;

  • Посчитай ингредиенты на кусочке, выложи рядом соответствующую цифру.

Цель: Развивать элементарные математические представления;

  • Сравни на ощупь (большая, маленькая, плоские, выпуклые)

Цель: Закреплять умение сравнивать предметы;

Так же пособие можно бесконечно дополнять новыми ингредиентами и играми в соответствии с возрастом и запросами детей.

Данное пособие очень заинтересовало детей т.к. с покупкой товаров они сталкиваются в реальной жизни и эта тема близка и понятна им. Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости, трудолюбия, а также формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие для познавательного развития "Сосчитай до десяти"

Пособие, помогающее научиться считать до 10; закреплять навыки самообслуживания; развивать мелкую моторику....

Дидактическое пособие по познавательному развитию "Умный зонтик"

Дидактическое пособие "Умный зонтик" . Пособие выполнено на основе зонта, который обшит тканями основных цветов. Варианты игр:1. "Времена года"Цель: формирование представлений детей о временах года, с...

Дидактическое пособие по познавательному развитию - лэпбук "Осенняя пора"

Представляю Вашему вниманию дидактическое пособие – лэпбук.Старалась максимально наполнить лэпбук информацией. Лэпбук - отличная форма, позволяющая привлечь родителей к совместному...

Авторское дидактическое пособие по познавательно-исследовательской деятельности

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию авторское дидактическое пособие по познавательно-исследовательской деятельности, которое состоих из карточек для индивидуальной работы в познавательно-иссл...

Дидактическое пособие по познавательно-речевому развитию детей младшего дошкольного возраcта "Фетровая сказка "Теремок".

Данное пособие способствует познавательно-речевому развитию детей младшего дошкольного возраста....

Дидактическое пособие по познавательному развитию "Познавательный кейс"

Целью создания «Познавательного кейса» является разработка дидактических игр по математике для детей дошкольного возраста. Формирование развития познавательных и творческих способностей де...

Дидактическое пособие по познавательному развитию "Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка» (младший возраст)

Пособие предназначено для успешной адаптации детей к условиям ДОУ,  для создания благоприятногопсихологического климата в процессе адаптации....