Статья "Финансовая грамотность дошкольника, о чем стоит рассуждать уже сегодня".
статья по основам финансовой грамотности (средняя группа)
В современной жизни, в условиях рыночной экономики, человеку, чтобы быть успешным, надо быть финансово грамотным. Поэтому работу, по ознакомлению детей с финансовой грамотностью, необходимо проводить уже с детского сада, потому что, дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире, когда дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических отношениях посредством игры. Именно в этот период у детей формируется позитивное отношение к миру и к окружающим его людям. Грамотное отношение к деньгам в детском возрасте, определяет финансовое благополучие детей, когда они станут взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Финансовая грамотность дошкольника, о чем стоит рассуждать уже сегодня.
В современной жизни, в условиях рыночной экономики, человеку, чтобы быть успешным, надо быть финансово грамотным. С раннего детства ребенок попадает в мир экономических отношений, которые начинаются с игры в магазин. Однако, по мере взросления детей, многие родители оказываются совершенно не готовы к тому, чтобы подготовить их к самостоятельной финансовой жизни и объяснить, что листья с деревьев не всегда будут мерой расчета. Поэтому работу с детьми по финансовой грамотности, необходимо проводить уже с детского сада, потому что, дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире, когда дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических отношениях посредством игры. Именно в этот период у детей формируется позитивное отношение к миру и к окружающим его людям. Грамотное отношение к деньгам в детском возрасте, определяет финансовое благополучие детей, когда они станут взрослыми.
Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное отношение к деньгам.
Воспитание финансовой грамотности помогает детям осознать, что деньги зарабатывают трудом. Разобраться, как неправильное обращение с деньгами приводит к бедности. Грамотно управлять деньгами и копить их.
Дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя поэтому миру, приобретёт доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающем его мире. Экономическая культура личности ребёнка дошкольного возраста - это наличие первых представлений об экономических понятиях: бережливость, расточительность, трудолюбие, уметь планировать дела, осуждать жадность и расточительность. Чем раньше дети начнут понимать, какую роль деньги играют в семейной, частной и общественной жизни, тем раньше будут у них сформированы полезные привычки по финансовой грамотности.
Экономическое воспитание дошкольников состоит в обогащении различных видах детской деятельности по финансовой грамотности, а не в организации специального обучения экономике. Насыщение жизни дошкольников элементарными сведениями об экономике, способствует развитию предпосылок формирования экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы используются, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник - родители.
Финансовая грамотность детей осуществляется в различных видах деятельности: непосредственная образовательная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы. Проводятся экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и другие виды деятельности, обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Как познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений в доступной форме?
Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о том, как зарабатываются деньги родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить в течение месяца.
Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.
Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.
Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей.
Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а также практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:
что такое деньги, какие они бывают;
что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
что такое карманные деньги, банковская пластиковая карта ребенка;
как планировать свои расходы;
техника безопасности использования банковских карт.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и как их заработать, с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правовой грамотности дошкольников
В данном материале прелагается вопрос о правовой грамотности дошкольников и защите прав ребенка. При этом вопрос об обязанностях поднимается достаточно на высокий уровень....
Презентация проекта "Формирование экологической грамотности дошкольников"
учить детей любить природу...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/10/picture-592338-1502344188.jpg)
«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/20/picture-642509-1437415641.jpg)
Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей»
Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей» ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/08/picture-1079813-1541701401.png)
Буклеты "Финансовая грамотность дошкольников", "Безопасный интернет"
Буклет - консультация для родителей о формировании правильного отношения детей к деньгам и материальным ценностям.Буклет - памятка для детей и подростков о безопасном использовании интернет-ресурсов....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/24/picture-1318949-1643031552.jpg)
РПМО. Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников» Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»
Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить участнико...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...