Основы воспитания финансовой грамотности
консультация по основам финансовой грамотности

Пшеничная Ольга Эдуардовна

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствуют такие нормативные документы, как Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.» и Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx43.13 КБ
Файл osnovy_finansovoy_gramotosti.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:

«ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

        

СЛАЙД 2

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствуют такие нормативные документы, как Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.» и Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025гг.

СЛАЙД 3 

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста это новое направление в дошкольной педагогике.

В чём же актуальность данного направления работы? Актуальность заключается в том, что формирование полезных привычек в сфере финансов с дошкольного возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами откроет хорошие возможности и поспособствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.  

СЛАЙД 4

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие  нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

Экономическое образование необходимо начинать как можно раньше. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.

Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов, предпосылок финансовой грамотности.

СЛАЙД 5

Основная цель  экономического воспитания дошкольников  – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.

СЛАЙД 6

Экономическое воспитание позволяет решить следующие задачи:

  • дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;  
  • обогащать словарный запас дошкольников  основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
  • способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями;
  • стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • положить начало формированию финансово-экономического мышления;
  • способствовать  формированию основных качеств  по  умению  принятия самостоятельных решений;
  • сформировать умение рационально организовывать свою  трудовую деятельность;
  • содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

СЛАЙД 7

ФГОС ДО также ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает решения сложных арифметических задач и ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения таких понятий как, например, инфляция, биржа, ценные бумаги и др.

Сущность экономического воспитания детей заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Следовательно, уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, финансовые отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.

СЛАЙД 8

Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.

В процессе организации  образовательной деятельности  по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы:

- игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.

так  и  современные:

- проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные  постановки др.

СЛАЙД 9

Основной вид деятельности, конечно же  — игра. Ведь, как известно, именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме, увлекательно рассказать ребёнку о сложных понятиях, проявить творческий и индивидуальный подход. Для этого  воспитатель выбирает  интересные и эффективные формы, включающие игровой компонент и разные виды деятельности.

Ведущим   принципом   включения   экономического   воспитания в образовательную деятельность выступает интеграция основных видов деятельности дошкольников: коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой, двигательной. Деятельность ребёнка дошкольного возраста, являясь основой интеграции, способна объединять разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта (новое знание, рисунок, поделка, танец, театральная постановка и др.).

СЛАЙД 10

Образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может быть как регламентированной образовательной деятельностью, так и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.

Варианты объектов РППС по ранней финансовой грамотности могут быть различные:

 деньги, нарисованные детьми;

 картотека загадок;

 книги художественные и научно-популярные, комиксы;

 аудиотека;

 альбом: пословицы и поговорки в картинках;

 медиатека из презентаций;

 медиатека интерактивных игр;

 медиатека мультфильмов;

 альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях;

 карточки о профессиях;

 дидактические игры;

 кроссворды;

 ребусы;

 лабиринты тематические;

 игры-путешествия;

 банковские карты;

 ненастоящие деньги;

 банкомат;

 металлические устаревшие деньги;

 альбом «Эволюция денег»;

 атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

СЛАЙД 11

Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребёнку первый социальный опыт.

На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребёнка с финансовой стороной жизни семьи:

  • Кто и как зарабатывает деньги в семье. Как формируется семейный бюджет.
  • Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
  • Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.
  • Как научиться экономить деньги.

Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей)  к  плодотворному  взаимодействию  в  качестве  помощников в процессе изучения ребёнком основ финансовой грамотности.

С этой целью ДОО должна: быть максимально «открытой» для родителей. Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.

Наибольший эффект даёт обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.

Только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

СЛАЙД 12

Существует ряд проблем, затрудняющих реализацию элементов финансовой грамотности в ДОО: недостаточная информированность педагогов и родителей о значимости и необходимости освоения детьми дошкольного возраста основ финансовой грамотности; отсутствие системной организационной и профессиональной поддержки педагогов; загруженность воспитанников старшей и подготовительной групп в освоении ООП ДО.

СЛАЙД 13

Знание этих проблем даёт импульс и направление, в котором следует действовать для их устранения:

активнее использовать уже имеющиеся и разрабатывать новые парциальные программы по освоению финансовой грамотности в ДОО с учетом требований времени;

интегрировать элементы основ финансовой грамотности в существующие образовательные области ФГОС ДО.

СЛАЙД 14

Таким образом, реалии времени требуют новых подходов с учётом современных тенденций развития отношения подрастающего поколения к экономическим ценностям и правильно расставленных приоритетов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Основы воспитания финансовой грамотности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 7 «Ласточка» станицы Прочноокопской муниципального образования Новокубанский район 2022 год

Слайд 3

Чтоб не стало дитя лишь беспомощным ртом – Приучайте его с детства заниматься трудом, Чем он раньше познает, как хлеб достаётся – Тем полезней ему будет в жизни потом!...

Слайд 4

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Слайд 5

Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.

Слайд 6

дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогащать словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту; способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями; стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления; способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений; сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность; содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника. Задачи изучения основ финансовой грамотности :

Слайд 8

Ф ормы организации : - загадки; - пословицы; - сказки; - экономические, ситуационные задачи; - дидактические игры; - сюжетно-ролевые игры; - викторины и конкурсы; - занятия.

Слайд 9

Основная форма обучения - ИГРА К.Д. Ушинский подчёркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Слайд 10

Специально организованная развивающая среда

Слайд 11

Взаимодействие с родителями Направление Формы работы Информационное тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки. Познавательное создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки. Досуговое праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб. Аналитическое анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста".

   Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремлени...

« Основы воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

laquo; Основы воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

В данной публикации опубликованы советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников....

Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".

В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный...