Консультация для воспитателей «По ступенькам финансовой грамотности»
консультация по основам финансовой грамотности

«По ступенькам финансовой грамотности»

Цель : повышение финансовой грамотности педагогов.

Задачи:

· Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности

· Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию. развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности; умение работать в коллективе;

· Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

«По ступенькам финансовой грамотности»

Цель : повышение финансовой грамотности педагогов.

Задачи:

  • Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности
  • Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию. развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности; умение работать в коллективе;
  • Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека

Экономика – это все, что нас окружает. В.Никифоров

1. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. В связи с коренными изменениями экономического характера в современном обществе, сложившимися рыночными отношениями, которые определяют интерес к овладению основами современных экономических знаний и к познанию экономики как науки, возникла объективная потребность в организации начального экономического обучения и воспитания уже в дошкольном возрасте. Это начальный этап становления и развития личности детей 5 – 7 лет посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности. По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется иным. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно - операциональную деятельность, в частности трудовую, которая потом начинает определять личностную природу в системе отношений. Конкретно в этот период происходит скачок в становлении личности, её базовых психических оснований. Именно поэтому экономическое воспитание детей надо начинать не позднее пяти лет. К тому же у детей данного возраста ярко выражено неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Для наиболее полного гармоничного развития детей тягу к познанию и восприятию нового необходимо сделать постоянной.

           Обучение финансовой грамотности – это новый опыт не только для воспитанников, но и для меня – педагога со стажем. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи:  сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Когда мы познакомилась с Учебно-методическим пособием по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты» (для дошкольников) Разработчик: Крючкова Н.А и опытом коллег, подумала, ведь воспитанники на пороге школьной жизни. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей. Очевидно, необходимо знакомить детей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия денежных средств, использование сбережений. Оттого, что желание детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие – комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Необходимо подвести детей к пониманию ограниченности денежных средств, что всегда приходится выбирать. На что их потратить, как правильно осуществить свой выбор.

Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами

Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование, с учетом жизненных событий и изменений экономических условий.

Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно увеличилась в последние годы.

2.   В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями. С целью поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи,  эффективен проектный метод. Этот метод позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

    Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиции «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

      Предлагаем примерный проект по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»

Постановка проблемы в проекте «Азбука финансов»

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Основные идеи проекта:

  1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
  2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
  3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
  4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
  5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
  6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
  7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цель проекта: является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Проект направлен на решение задач:

  • формирование первичных экономических представлений и компетенций;
  • развитие экономического мышления дошкольников;
  • воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров,   необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

3. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я».

Основная форма обучения – игра. Именно через неё ребёнок осваивает и познаёт мир.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

В сюжетно – дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Одной из форм познавательно – игровой деятельности является и совместная деятельность воспитателя и детей. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, ознакомлению с социальным и предметным миром. Это даёт возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе занятий образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, художественную виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.

У детей часто пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры:

 «Что? Где? Когда?»

«КВН»,»

Превращения»,

«Поиск ресурсов» и др.

Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, отгадывание кроссвордов и ребусов, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.

Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. 

Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).

Значительное место отводится сказке. Народные сказки необходимы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др.

Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей.

Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т. е. среды в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается.

Доминирующими формами работы является общение педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и игра. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье.

Вот некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников:

информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;

участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

Только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

4. Практическая часть.  Разминка для педагогов.

Ознакомительная беседа.

Экономику учу, рассказать о ней хочу…

Воспитательницы в ДОУ –

Экономику ведут,

Просчитать они умеют

Все оценки наперед,

А еще они умеют

Предсказать бюджет страны.

Где какие в мире деньги

И на сколь они важны,

Как оформить нам кредит,

Сколь процентов набежит,

Как начислена зарплата,

И как месяц нам прожить-

Все сумеют объяснить

И ребят всех научить.

Должен это каждый знать,

И уметь, и понимать.

ЗАДАНИЕ  « У кого больше»

Перечислите игры способствующие развитию экономических знаний и навыков (выигрывает та команда, которая перечислила большее количество )

«Семья», «Дочки-матери» «Столовая», «Кафе» «Поликлиника» («Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход», «Зоопарк». «Аптека», «Ветеринарная лечебница»,«Дорожное движение»,«Водители», «Магазин», «Гости», «День рождения»,«Почта»,«Ателье», «Монополии».

ЗАДАНИЕ « А у нас…пословицы и поговорки »

О труде

По работе и плата.

Кончил дело – гуляй смело.

Терпенье и труд все перетрут.

Труд кормит, а лень портит.

О деньгах, цене

Деньги – не люди, лишними не будут.

Доход не живет без хлопот.

Получишь доход – явится и расход.

О купле-продаже, товаре

Хороший товар на полке не залежится.

На что спрос, на то и цена.

Кота в мешке покупать нельзя.

О бережливости

Бережливость лучше богатства.

Бережливая вещь два века живет.

Запас человека не портит.

О лени

Леность наводит на бедность.

Лень до добра не доводит.

О добре

Доброго держись, а от худого удались.

Доброе дело само себя хвалит.

О жадности и зависти

В одну лапу всего не сгребешь.

В чужой лодке всегда больше рыбки.

Глаза завидущие, руки загребущие.

Жадность – что река: чем дальше, тем шире.

Ни себе, ни людям.

ЗАДАНИЕ «Валюта стран мира»

Биткойн ДолларЕвро Фунт СтерлинговИенаЮаньРубльШекельРупияТугрикФранк

Подвижная игра «Выбор профессии»

Цель: развивать ловкость, скорость реакций, умение бросать и ловить мяч, быстро реагировать и отвечать на вопросы. Оборудование: резиновый мяч.

Ход игры: дети становятся в круг, воспитатель занимает место в центре круга, в руках держит мяч. Называет профессию и кидает мяч произвольно в руки ребенка. Дошкольник, поймавший мяч, должен сказать, какую работу выполняет представитель данной профессии (например, композитор — сочиняет музыку), после чего возвращает мяч ведущему. Если ребенок затрудняется ответить, то он выходит из круга, а мяч заново разыгрывается ведущим. Выигрывает тот из детей, кто останется в кругу вдвоем с ведущим.

  1. Автомеханик
  2. Бухгалтер
  3. Ветеринар
  4. Геронтолог
  5. Дипломат
  6. Журналист
  7. Звукорежиссер
  8. Инкассатор
  9. Курьер
  10. Логист
  11. Менеджер
  12. Педагог
  13. Токарь
  14. Фермер
  15. Шоколатье
  16. Этнограф

Физкультминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

 «Анаграммы»

СИПЕНЯ (пенсия)

ЛАКМЕРА (реклама)

ПАРТАЛАЗ (зарплата)

ОВОДРОГ (договор)

КАНОЭКОМИ (экономика)

КАБН (банк)

 «Экономические ситуации»

Покупатель - продавец

Маша вырастила на огороде много овощей. Она решила их продать. Овощи стали товаром, а Маша - продавцом. На базаре на каждый овощ повесила ценник. Пришел покупатель, выбрал товар, заплатил деньги и забрал товар.

Партнеры

Вова хочет продать музыкальный диск, Коля хочет купить музыкальный диск. Вова назначает цену, но у Коли не хватает денег на эту покупку. Они договариваются о цене, времени продажи, месте встречи. Мальчики стали партнерами. Когда Коля купит товар, а Вова продает, значит, они произведут сделку.

Бартерная сделка

У Оли книги и у Тани есть книги. Они их уже прочитали и хотят иметь другие книги. Они договариваются об обмене книг, то есть друг с другом меняются. Они произвели бартерную сделку.

 Для педагогов: Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста".

   Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремлени...

консультация «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

laquo;Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»     Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста...

Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".

В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный...

Консультация для воспитателей «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и ...