Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
статья по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Родионова Анастасия Константиновна

Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. В настоящей статье автором раскрывается актуальность данной проблемы, а также описывается опыт создания необходимых условий на базе дошкольного образовательного учреждения для успешного формирования основ финансовой грамотности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Воспитатель высшей квалификационной категории

                                                                   Родионова Анастасия Константиновна

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.» Тем не менее у большинства родителей дошкольников это вызывает определенные сомнения «Зачем детям так рано что-то рассказывать про деньги?». Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».

Наши дети растут. И не успеем мы оглянуться, как они станут взрослыми. А вот станут ли они самостоятельными и благополучными в финансовом плане? Это вопрос. Если они будут владеть знаниями о деньгах, то скорее всего «ДА».

В настоящее время, вряд ли найдется ребенок дошкольного возраста, который не держал в руках монетку. Бесспорно, многие дети знают, что такое деньги. Но проблема в том, что они растут без навыков обращения с ними. А ведь кто-то должен преподать им науку правильного отношения к деньгам. К сожалению, наука денег, это та наука, которой взрослые в отношении с ребенком очень часто пренебрегают. То ли родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах. Не знают, как и с чего начать говорить о них в силу возрастных особенностей ребенка. То ли не считают, что это важно. Но именно на родителях лежит ответственность — научить ребенка быть финансово грамотным. Почему? Да потому что только в семье можно получить столь бесценный опыт.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому дети уже с дошкольного возраста достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный для него подарок, просто так не даст детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Естественно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, 3 что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. И чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, принимается человеком в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Финансово грамотный человек – это человек, который умеет обращаться с денежными инструментами; ведет учет доходов и расходов, живет по средствам и грамотно планирует свои расходы, имеет подушку «безопасности», не берут необдуманные кредиты, всегда в курсе экономической обстановке в стране.

Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит усвоение ребенком необходимого

 содержания социального опыта. Своеобразие и вариативность методов обеспечиваются приемами, которые составляют элемент метода, отдельный шаг к его реализации. В обучении дошкольников используются игровые и словесные методы обучения (беседа).

 Игровые методы обучения. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Словесные методы обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.

 
Рекомендации воспитателю – игровые
методы обучения.

Пожалуй, самая полезная экономическая игра для дошкольников – сюжетно-ролевая игра в магазин.

Игра «магазин» Прежде чем начать играть, детям нужно оценить каждый товар в магазине. Ведь без ценников на товарах невозможна продажа. Использовать в качестве ценников можно цветные стикеры. Например: ограничив общую сумму, скажем, 100 игровыми рублями. То есть

все товары в магазине вместе должны стоить 100 рублей. И, распределяя цены, нужно в эти 100 рублей уложиться. Чтобы ребенок разобрался, как играть, пусть продавцом сначала побудет воспитатель. А ребенок – покупателем. Ребенок приходит в магазин с «деньгами», например «дублеры денег», и просит продать ему «вот этого щеночка» или «вон ту конфетку». Продавец называет цену: «Тридцать рублей». Ребенок отсчитывает нужное количество «денег» и получает свой товар. Так же можно ввести в игру кассира, у которого нужно получить чек в

обмен на деньги. Когда воспитанник освоится с ролью покупателя, пусть 49 попробует быть продавцом. Такая нехитрая игра учит правильно вести себя в разных житейских ситуациях. Игра «Кто как работает?» Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги.  Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.  Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои:

Золушка, Буратино, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др. Суть игры. Покажите черный ящик, солнышко и облако. Попросите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или

ленивых? С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры: Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора. Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям: «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит», «Хочешь, есть калачи - не лежи на печи». Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Мастерим копилку. Игра с копилкой стимулирует мелкую моторику, помогает научиться считать и знакомит с понятием денег. На занятии творчества можно предложить малышам сделать копилку своими руками. Для этого необходимо попросить детей принести из дома по одноразовому стаканчику из картона с крышечкой. В крышке необходимо сделать отверстие по размеру монетки. Украсить стаканчики можно с помощью ярких верёвочек, лент, наклеек, пуговиц или красок. После того, как копилка будет готова, можно начинать играть: педагог показывает, как бросать монетки в отверстие и как они достаются. Счет повторяется, сравниваются разные монетки по размеру.

Желаемое — необходимое. Воспитатель дает каждому ребенку в группе по две карточки — синюю и красную. Синяя карточка будет отвечать за «желаемое», а красная — за «необходимое». Воспитатель узнает у детей, понимают ли они разницу между этими понятиями? Какие товары, по их мнению, является необходимыми в повседневной жизни, а какие нам хотелось бы получить? Затем необходимо попросить малышей внимательно слушать вопрос и поднимать карточку синего или красного цвета в зависимости от категории товара.

Чтобы поддержать интерес детей к получению экономических знаний, можно организовать в детском саду финансовый уголок с тематическими игрушками, такими как касса, банкноты и монеты, набор товаров (например, овощи, фрукты или другие продукты), тележка или корзинка.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пед. совет "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

Педагогический совет финансовая грамотность детей...

Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет. «Юные экономисты»

Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет.«Юные экономисты»...

Статья "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

В статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. В настоящей статье автором раскрывается актуальность данной проблемы, а также описываетс...

Методическая разработка "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ"

Статья "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" раскрывает специфику работы педагога по данной теме....

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений. Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политиче...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...